Возникновение, современное состояние и перспективы развития консалтинга в мире

Раздел: Маркетинг и продажи
Автор(ы): А.П.Посадский, по материалам книги "Основы консалтинга"
размещено: 18.04.2001
обращений: 32571

В самом широком смысле слова консультирование как форма дачи независимых советов в обыденной практике существует столько же, сколько существует человечество. Однако как вид профессиональной деятельности оно зародилось сравнительно недавно.

Другие виды профессиональных услуг бизнесу возникли раньше, чем консультирование. Исторически первым видом внешних профессиональных услуг были юридические: без услуг адвокатских и нотариальных контор предприниматели не обходятся уже несколько сот лет. Позднее, в конце XIX в., по мере усложнения экономики и соответствующего развития экономических наук начала формироваться новая область профессиональных услуг — консультирование по экономике и управлению, т. е. менеджмент-консалтинг в собственном смысле слова. Одним из первых профессиональных консультантов в этой области стал основатель теории научного управления предприятием Фредерик Тейлор (автор известной системы тейлоризма). Первая фирма по менеджмент-консалтингу — "Служба исследований бизнеса" (Business Research Services) была образована в 1914 г. в Чикаго. В 20-30-х гг. такие фирмы распространились в Европе (в первую очередь в Англии и Германии), в 40-50-е гг. — и в других регионах мира (Азия, Африка, Латинская Америка).

Консалтинговый "бум" 50-60 гг., названный "золотым веком" консалтинга и связанный с ускоренным послевоенным развитием экономики, привел к усилению его значения как элемента рыночной инфраструктуры. В 70-80-е гг. рост сферы консалтинговых услуг относительно стабилизировался и сохранял устойчивые темпы, несмотря на кризисные периоды мировой экономики. Консалтинговые услуги дифференцировались, и их перечень возрос до более чем 100 видов.

По официальным данным, в настоящее время консультирование по экономике и управлению в большинстве развитых странах мира выступает как отдельный сектор услуг. В США его оборот составляет 14 млрд. дол., в Европе — 8 млрд., в Японии — 2,5 млрд. дол., а в остальных странах мира в целом он оценивается в 2 млрд. дол. Следует иметь в виду, что вышеприведенные данные показывают "чистый" оборот менеджмент-консалтинга; при учете других профессиональных услуг (аудит, юридическое обслуживание, тренинг, инжиниринг, инвестиционные, информационные и рекламные услуги) суммарный оборот возрастает в несколько раз.

Существует интересная закономерность в распределении объема консалтинговых услуг в мире. При равном размере экономического потенциала региона объем консалтинговых услуг выше там и тогда, где и когда экономика является менее централизованно управляемой, менее огосударствленной. Такая корреляция объясняется, на наш взгляд, тем, что консалтинг представляет собой своеобразную форму регулирования экономических процессов, альтернативную централизованной. Консалтинг, являясь методом внедрения научных знаний в экономику, выполняет те функции ее рационализации, которые в менее либеральных системах берет на себя централизованное управление.
Большинство крупнейших консалтинговых фирм мира по своему происхождению являются американскими, но каждая из них обычно имеет филиалы в нескольких десятках стран, от 50 до 100% персонала которых составляют местные консультанты. Деятельность филиалов регулируется законами страны их местонахождения.

Ниже приведена информация о 30 крупнейших консультационных фирмах мира (табл. 1).

Таблица 1. 30 крупнейших общемировых консалтинговых фирм

Название фирмы

Адрес головного офиса

Телефон/факс

Руководитель

The Alexander Consulting Group

125 Chubb Avenue, Lindhurst, New Jersey 07071, US

Т: 1-201-460-6600

F: 1-201-460-6677

AM D'Alessandro, Chairman & Chief Executive Officer

American Management Systems

1777 Kent Street Arlington, Virginia 22209, US

Т: 1-703-841-6000

F: 1-703-841-6146

Charles Rossotti, Chairman

Andersen Consulting

69 W Washington Street Chicago, Illinois 60602, US

Т: 1-312-580-0069

F: 1-312-507-2548

George Shaheen, Managing Partner

Bain & Company

2 Copley Place Boston, Massachusetts 02117-0897, US

T: 1-617-572-2000 F: 1-617-572-2427

W Mitt Romney, Chairman & Chief Executive Officer

Roland Berger & Partner

Arabellastrasse 33, 8000 Munich 81, Germany

T: 49-89-9223-0 F: 49-89-9223-202

Roland Berger, Chaiman & Managing Partner

Booz-Allen & Hamilton

8283 Greensboro Drive, McLean, Virginia, 22102 US

T: 1-703-902-5000 F: 1-703-902-3333

William Stasior Chairman & Chief Executive

Bossard Consultants

14, rue Rouget De Lisle 92441 Issy-les-moulineaux cedex, France

T: 33-1-4108-4000 F: 33-1-4108-4796

Jean Pierre Auzimour, Chairman

The Boston Consulting Group

Exchange Place Boston, Massachusetts 02109, US

T: 1-617-973-1344 F: 1-617-973-6049

John S Clarkeson, Chairman

Cegos

Tour Chenonceaux, 204, Rond-Point du Pont de Sevres 92516-Boulogne, France

T: 33-1-4620-6060 F: 33-1-4620-6088

Yves Cannae, Chairman

Coopers & Lybrand

1 Embankment Place, London WC2N 6NN, UK

T: 44-71-583-5000

F: 44-71-719-4518

Paul Batchelor, Chairman Int MCS Group

CSC Consulting

2100 East Grand Avenue, El Segundo, California 90245 310, US

T: 1-310-615-1700 F: 1-617-499-1855

William R Hoover, President & Chief Executive Officer

DMR Group

1200 McGill College Avenue, Bureau 2300 Montreal, Quebec, Canada H3B 4G7

T: 1-514-877-3301 F: 1-514-866-0423

Pierre Ducros, Chairman & Chief Executive Officer

Deloitte Touche Tohmatsu International

1633 Broadway New York, New York 10019, US

T: 1-212-492-4143 F: 1-212-492-3993

Donald R Shyder, Director, MCS

Ernst & Young

787 Seventh Avenue New York, New York 10019, US

T: 1-212-773-3000 F: 1-212-332-9805

Roger Nelson, Chairman MCS Committee

Gemini Consulting

25 Airport Road Morristown, New Jersey 07960, US

T: 1-201-285-9000 F: 1-201-285-9020

David Peiger, Chief Executive Officer

Grant Thornton International

800 One Prudential Plaza, 130 E Randolph Drive Chicago, Illinois 60601-6050, US

T: 1-312-856-0001 F: 1-312-616-7052

Robert A Kleckner, Managing Director

The Hay Group

1500 Street, NW, Suite 1000, Washington DC 2005-1298, US

Т: 1-202-637-6600

F: 1-202-637-0160

Chris R Matthews, Chairman & Chief Executive Officer

Hewitt Associates

100 Half Day Road Lincolnshire, Illinois 60069, US

Т: 1-708-295-5000

F: 1-708-295-7634

Dale Gifford Chief Executive Officer

A Foster Higgins & Co

125 Broad Street, New York 10004, US

Т: 1-212-574-9000

F: 1-212-574-9100

Robert F Powell, Chairman & Chief Executive Officer

AT Kearney

222 W. Adams St, Chicago, Illinois 60606, US

T: 1-312-648-0111 F: 1-312-223-6200

Fred G. Steingraber, Chairman & Chief Executive Officer

KPMG Peat Marwick

PO Box 74111, 1070 ВС Amsterdam, The Netherlands

T: 31-20-656-6700 F: 31-20-656-6777

PJ Butler, Chairman

Arthur D. Little

25 Acorn Park, Cambridge, Massachusetts 02140-2390, US

T: 1-617-498-5000 F: 1-617-498-7200

Charles R LaMantia, President & Chief Executive Officer

McKinsey & Co

55 East 52nd Street New York 10022, US

T: 1-212-446-7000 F: 1-212-688-9521

Frederick W Gluck, Managing Director

Mercer Consulting Group

1166 Avenue of the Americas New York, New York 10022, US

T: 1-212-345-4500 F: 1-212-345-4944

Peter Coster, President

PA Consulting

123 Buckingham Palace Road London SW1W9SR, UK

T: 44-71-730-9000 F: 44-71-333-5050

Jon Moynihan, Group Chief Executive

P-E International

Park House, Wick Road Egham, Surrey TW20 OHW, UK

T: 44-784-434411 F: 44-784-437828

George Cox, Chairman & Chief Executive Officer

Price Waterhouse

Milton Gate, 1 Moor Lane, London EC2Y 9PB, UK

T: 44-71-939-3000 F: 44-71-398-1358

AG Thorne, World Service Leader, MCS

Alexander Proudfoot

1700 Palm Beach Lakes Boulevard West Palm Beach, Florida 33401, US

T: 1-407-697-9600 F: 1-407-687-1302

John Prosser, Chief Executive

Towers Perrin

245 Park Avenue, New York 10167, US

T: 1-212-309-3400 F: 1-212-309-3730

John T Lynch, Chairman

The Wyatt Company

601 Thirteenth Street, N.W., Suite 1000, Washington D. C. 20005-3808, US

T: 1-202-508-4600 F: 1-202-508-4688

Michael H. Davis, President & Chief Executive Officer

Из 30 перечисленных в табл.1 фирм 21 (70%) американского происхождения, 4 — английского, 2 — французского, по одной — немецкого, голландского и канадского.

Пять из них — "Делойтт энд Туш" , "Эрнст энд Янг", "КПМГ", "Артур. Д. Литтл" и "Прайс Вотерхауз Куперс", имеющие наибольший оборот (более 5 млрд дол. в год каждая), называют "большой пятеркой". Следует, правда, отметить что по своему происхождению они являются не менеджмент-консалтинговыми, а аудиторскими. До сих пор основным источником дохода для них является аудит, поэтому оборот менеджмент-консалтинговых услуг в этих фирмах не больше, чем у "чисто" консалтинговых фирм, приведенных в табл.1.

На перечисленные крупнейшие консалтинговые фирмы приходится около 50% мирового оборота консалтинговых услуг.

В документах 4-го Всемирного конгресса консультантов констатируется, что консалтинг уже является всемирной отраслью экономики — индустрией, находящейся в процессе становления. В качестве одного из основных признаков превращения консалтинга из индивидуально-профессиональной деятельности (такой, например, как профессиональная деятельность художника или писателя) в индустрию рассматривается тот факт, что большая часть консалтинговых услуг предоставляется не индивидуальными консультантами, а корпорациями (консалтинговыми фирмами). Кроме того, о превращении консультирования в индустрию консалтинга свидетельствуют все большая технологизация его методологии (подробнее см. раздел 2.7 данного пособия), развитие стандартизации качества услуг и рост материально-технической оснащенности работы консультантов. В качестве признака недостаточной развитости консалтинговой отрасли рассматривается отсутствие индустриальных методов подготовки самих консультантов. В отличие от обучения, например, инженеров она осуществляется в основном "в процессе работы" или в рамках "внутрифирменного обучения". Наиболее развитой эта отрасль услуг является в Северной Америке (США и Канада), Западной Европе, Японии, Австралии, Новой Зеландии и Сингапуре. Однако консалтинговые фирмы есть практически во всех регионах мира.

В странах Центральной и Восточной Европы, а также в республиках бывшего СССР консалтинг как деятельность независимых фирм, реализующих свои услуги на рыночных началах, возник лишь в конце 1980-х гг.

Согласно проведенному в 1996 г. исследованию мирового рынка консалтинга основными клиентами консультантов являются отрасли промышленности, финансовые учреждения, государственные организации и торговля.

Услугами, пользующимися наибольшим спросом, являются разработка стратегии, бизнес-планов и услуги по реструктуризации.

Сформировалась и определенная инфраструктура регулирования и саморегулирования консалтинговых услуг, которая включает следующие элементы:

  1. внутренние кодексы этики и стандартов практики профессиональных ассоциаций консультантов и других специалистов в области профессиональной поддержки бизнеса (аудиторов, юристов, специалистов по подбору кадров);
  2. систему государственных нормативных актов, прямо или косвенно регулирующих рынок профессиональных услуг;
  3. международные стандарты качества предоставления услуг — например, стандарты ISO-9001, разработанные Международной организацией по стандартизации (ISO). Возможно также применение стандартов Европейского фонда управления качеством (EFTQM). Эти правила конкретизируются по отношению к консалтинговым услугам обычно самими профессиональными ассоциациями, которые осуществляют сертификацию и контроль;
  4. системы правил найма консультантов, принятых в правительственных и межправительственных организациях: ЕС, ЕБРР, Мировом банке и т.д.;
  5. системы внутренних правил консалтинговых фирм;
  6. системы правил отбора и найма консультантов у фирм-клиентов.
Профессиональные консалтинговые ассоциации существуют в настоящее время в 42 странах мира. Обычно членство в них является корпоративным, т.е. они объединяют не индивидуальных консультантов, а консалтинговые фирмы. Индивидуальные консультанты создали специальные формы объединений, которые называются "институты менеджмент-консалтинга". Национальные консалтинговые институты объединены в Международный совет консалтинговых институтов со штаб-квартирой в Торонто (Канада).

Существуют два ведущих международных профессиональных объединения консалтинговых фирм:

    1) Европейская федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО). Она была основана в 1960 г. в Париже, а в 1991 г. ее штаб-квартира была перенесена в Брюссель. В настоящее время членами ФЕАКО являются 25 национальных ассоциаций стран Европы (по одной от каждой страны, в том числе 17 из стран Западной Европы и 8 из стран Центральной и Восточной Европы). Ассоциации — члены ФЕАКО включают 1200 консалтинговых фирм, насчитывающих более 12 000 консультантов;

    2) Ассоциация менеджмент-консалтинговых фирм (АМКФ). Она основана в 1929 г. и является старейшей в мире консалтинговой ассоциацией. Будучи изначально национальной ассоциацией консалтинговых фирм США (АКМЕ), в середине 1990-х гг. она де-факто обозначила себя как международную ассоциацию введя в свое название подзаголовок "Всемирная ассоциация консалтинговых фирм". В отличие от ФЕАКО АМКФ пока не межнациональное, а транснациональное объединение, так как ее международный статус основывается на том, что членами этой организации являются крупнейшие американские консалтинговые фирмы, имеющие филиалы практически во всех регионах мира.
Главными уставными задачами профессиональных ассоциаций и институтов консультантов выступают обеспечение и гарантирование высокого качества консалтинговых услуг и профессионального поведения своих членов.

Для достижения этих целей применяются следующие основные элементы саморегулирования и развития профессии:

    1) квалификационные требования к членству;
    2) кодексы этики консультантов;
    3) обмен опытом и обучение (конференции, курсы и семинары для консультантов).
В большинстве ассоциаций и институтов консультантов членство совпадает с сертификацией, т.е. членское удостоверение выступает в качестве документа, подтверждающего соответствие члена определенным стандартам квалификации и профессионального поведения. В некоторых ассоциациях, например в голландской, применяется специальная процедура сертификации (обычно по стандартам ISO-9001) как для членов, так и для нечленов ассоциации. Иногда процедура сертификации осуществляется профессиональными организациями консультантов совместно с правительственными органами по аккредитации.

Помимо профессиональных консалтинговых ассоциаций, существуют также организации, в которые консультанты включаются наряду с другими специалистами в области менеджмента: преподавателями, профессиональными менеджерами и т.д. К таким организациям относятся Европейский фонд развития менеджмента (EFMD), Ассоциация развития менеджмента стран Центральной и Восточной Европы (CEEMAN), Американская ассоциация менеджмента (АМА), Всеяпонская федерация менеджмент-организаций (ZEN-NOH-REN).

В целом сектор консалтинговых услуг развивается опережающими по сравнению с другими отраслями мировой экономики темпами. Согласно вышеуказанному обследованию общемирового рынка консалтинга ежегодный прирост объема продаж консалтинговых услуг в 1996-2000 гг. должен составить 15%. С одной стороны, будет развиваться диверсификация типов услуг, а с другой — будет нарастать тенденция к осуществлению комплексных консалтинговых проектов, в ходе которых предоставляются услуги различных типов и направлений. С точки зрения методов, по этому прогнозу, консалтинг XXI в. будет интегративным, т.е. объединяющим экспертное, процессное и обучающее консультирование либо в лице одного консультанта, либо в форме консультационной команды.

Особенно быстрое развитие консалтинговых услуг ожидается в странах Центральной и Восточной Европы, СНГ и Китае. В качестве наиболее перспективного рынка с точки зрения объема спроса рассматривается Китай.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Бизнес-копирайтинг. Как писать серьезные тексты для серьезных людейБизнес-копирайтинг. Как писать серьезные тексты для серьезных людей
На самом видном месте. Как сегодня увидеть то, что купят завтраНа самом видном месте. Как сегодня увидеть то, что купят завтра
Техники работы с возражениями. Практикум продавцаТехники работы с возражениями. Практикум продавца

Отзывы

Sergey Buchnev, buchnev@ukr.net
Имеются ли у авторов статьи сведения о компаниях из таблицы 1.30 которые обладают сертификатом качества на соответствие ISO или подобным национальным стандартам?
2002-04-04 14:51:23
Ответить

Dima, sobolyev@ua.fm
Можете мне пожлуста прислать множество видов названий консалтинговых фирм.Просто мне нужно назвать фирму. Извинити!
2002-10-15 23:56:12
Ответить

Oxana, sigal_o@doc.nnov.ru
Не могли бы Вы сообщить контактные телефоны Price Waterhouse Kooper's в Москве?
Спасибо
2003-06-06 08:34:26
Ответить

Амира, amira15@mail.ru.
Здраствуйте !!!
Я пишу дипломную работу на тему "развитие рынка консалтинговых услуг", если можно скажите где можно взять информацию
2004-10-02 17:55:19
Ответить

Тарас, plavnik@ukr.net
Возможно ли стать консультантом,не имея практического опыта работы в даной сфере. К примеру, может ли выпускник экономического ВУЗа устроиться на работу в консалтинговую фирму?
2004-10-11 13:45:35
Ответить

Nazym, nazym@regcon-asia.kz
Могу ли попросить Вас прислать текст стандарта ИСО 10019:2005.
Спасибо. с/у Назым Изжанова
2005-10-27 08:25:36
Ответить




МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)