Определение понятия "управленческое консультирование"

Раздел: Стратегия
Автор(ы): О.К.Трофимова, к.э.н., преподаватель ХАИ, Партнер Центра качества (г.Харьков)
размещено: 15.03.2002
обращений: 34531

Реструктуризация народного хозяйства остается первостепенной проблемой на этапе становления украинской экономики.

Одним из важнейших факторов эффективного функционирования рыночной экономики является формирование адекватной ей экономической среды, важнейшим элементом которой является рыночная инфраструктура. Такая инфраструктура представляет собой "взаимосвязанную систему предприятий и организаций, которые обслуживают движение потоков товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы и обеспечивают существенное ускорение их оборота" [9]. По мнению же Соболева В.М. рыночная инфраструктура не обслуживает, а обеспечивает нормальное функционирование всей экономики. Следовательно, "Рыночная инфраструктура — это совокупность элементов, обеспечивающих и регулирующих бесперебойное многоуровневое функционирование хозяйственных взаимосвязей и взаимодействие субъектов рыночной экономики и движение товарно-денежных потоков". Более того, Соболев В.М. вводит шестую цель экономической политики — адекватную рыночную инфраструктуру, играющую приоритетную роль в условиях трансформации экономики (наряду с другими целями: стабильный экономический рост, полная занятость, стабильность денежного обращения, равновесие платежного баланса, поддержание приемлемого государственного долга) [10].

Особое внимание должно быть обращено на управленческую инфраструктуру как на одну из составляющих инфраструктурного комплекса. Управленческая инфраструктура создает необходимые условия для качественного и эффективного функционирования обслуживаемых сфер народного хозяйства и способствует формированию и тесному взаимодействию всех элементов инфраструктурного комплекса. Объекты управленческой инфраструктуры должны развиваться быстрее по сравнению с другими элементами инфраструктурного комплекса для того, чтобы активно влиять на его формирование как целостной системы.

В условиях интеграции украинской экономики в мировую вопросы, связанные с обслуживанием бизнеса, приобретают огромное значение для руководителей предприятий. Все они сталкиваются с преобразованием форм собственности на основе разгосударствления и акционирования предприятий, с ростом цен, иностранным инвестированием и переплетением украинских и иностранных капиталов, а также изменением их внутренней структуры, с приближением ее к тем пропорциям, которые характерны для мировой экономики в целом. Лишь после этого может начаться движение страны к мировому уровню эффективности экономики, что и является главной целью преобразований.

Организации и фирмы управленческого консультирования, или консалтинговые фирмы, составляют основу управленческой инфраструктуры.

Имеется множество определений управленческого консультирования. Можно выделить два основных подхода к консультированию.

В первом случае используется широкий функциональный взгляд на консультирование. Фриц Стееле определяет его так: "Под процессом консультирования я понимаю любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответствен за это" [1].

Второй подход рассматривает консультирование как особую профессиональную службу и выделяет ряд характеристик, которыми она должна обладать. Согласно Лэрри Грейнеру и Роберту Метцгеру "управленческое консультирование — это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют, при необходимости, выполнению решений" [2].

Можно считать два эти подхода взаимодополняющими.

В частности, Европейская Федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО) дает следующее определение: "Менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации" [3]. Такого же определения придерживается Американская Ассоциация консультантов по экономике и управлению (ACME) и Институт менеджмент-консультантов (IMC).

В нашей стране раньше это называлось "внедрением науки в производство". Однако консалтинг — это понятие рыночной экономики, следовательно, и отличается от научно-внедренческой деятельности так же, как рыночная экономика отличается от планово-централизованной.

С целью полного раскрытия понятия консалтинговой деятельности в Украине, автор считает целесообразным проанализировать изменения существующих формулировок управленческого консультирования (табл.1) и изменения основных принципов консалтинговой деятельности (табл.2). Если в начале 1980-х гг. в них содержались только принципы, касающиеся профессиональных характеристик консалтинговых услуг, то по мере продвижения к рыночной экономике они дополнялись характеристиками консалтинга как предпринимательской деятельности.

Таблица 1. Определение понятий управленческого консультирования (УК)

№ п/п Определение Источник
1. УК - высококвалифицированная помощь руководителям, направленная на повышение работы организаций, которая оказывается независимыми (не входящими в состав организации) экспертами, специализировавшимися в определенной области Чакыров К. Управленческое консультирование — организация процесса. — София, 1986.
2. УК — разновидность экспертной помощи руководителям организации в деле решения задач перестройки управления в изменяющихся внешних и внутренних условиях Рапопорт В.Ш. Диагностика управления: (практический опыт и рекомендации). — М.: Экономика, 1988. 

3.

УК — это деятельность и профессия, его содержанием является помощь руководителям в решении их проблем и во внедрении достижений науки и передового опыта. Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я., Лейманн Я.А. Управленческое консультирование: теория и практика. — М.: Экономика, 1988.
4. УК — определенным образом организованный процесс взаимодействия между консультантом и персоналом предприятия (организации), результатом которого является осуществленное на нем организационное изменение или проект его внедрения Основные положения программы (материалы к Ученому совету МЭ и ОПП СО АН СССР от 13.01.88).-Новосибирск, 1988.
5. УК — услуги, оказываемые независимыми и профессионально подготовленными специалистами (консультантом или их группой) с целью помочь руководителю организации в диагностике, анализе и практическом решении управленческих и производственных проблемах Прокопенко И. Управленческое консультирование как услуга // Проблемы теории управления. - М., 1988.
6. УК — услуга, оказываемая консультантом с целью помочь предприятию в диагностике, анализе и практическом решении проблем Комаров В.Ф. Программа работ лаборатории управленческого консультирования.- Новосибирск, 1988.
7. УК — эффективная форма  рационализации управления производством на основе использования науки и передового опыта. Елмашев О.К. Управленческое консультирование: Вопросы теории и практики. — Ижевск: Удмуртия, 1989
8. Консалтинг — это профессиональная помощь со стороны специалистов по управлению хозяйственным руководителям и управленческому персоналу различных организаций (клиенту) в решении проблем и функционировании их развития, осуществляемая в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений Посадский А.П., Хайниш С.В. Консультационные услуги в России. - М.: Финстатинформ, 1995.
9. Бизнес-консалтинг - обеспечение клиента специализированным опытом, методологией, техникой поведения, профессиональными навыками или другими ресурсами, помогающими ему в оптимизации сложившегося на предприятии (организации) финансово-экономического состояния в рамках действующей нормативно-законодательной базы. Консалтинг в Украине. — Киев: Ассоциация “Укрконсалтинг», 1996.
10. Управленческое консультирование — это сервис, обеспечивающий клиента независимым и объективным советом, и предоставляемый специализированной компанией или специалистом для идентификации и анализа управленческих проблем и возможностей компании-клиента. Саврук А., Красюк Р. Готовых решений не бывает. // Рынок капитала. 1998, №23-24.

В большинстве формулировок, приведенных в табл. 1, выделяется профессионализм консультантов, что можно считать одной из важнейших характеристик консалтинговой деятельности. Формулировки 5 и 10 указывает на независимость консультантов и групп консультантов, а это еще раз свидетельствует о профессионализме консультантов.

Автор данной работы на согласен, что "УК — разновидность экспертной помощи..." (п. 2). Скорее экспертная помощь основывается на суждениях специалистов и является частью консультационного процесса, то есть УК по своему объему гораздо более широкое и глубокое понятие. Более того, экспертная помощь оказывается для клиента, а консалтинговый процесс осуществляется с клиентом. В этой же формулировке Рапопорта В.Ш. очень верно отмечены "изменяющиеся внешние и внутренние условия", в которых приходится работать консультанту.

Анализ представленных формулировок не дает оснований взять какую-либо из них за образец, поскольку каждая из них фиксирует лишь определенную сторону консалтинговой деятельности. Поэтому симбиоз формулировок консалтинговой деятельности как специфической формы деятельности может дать более полное и более системное определение.

Автор данного исследования после проведенного анализа существующих формулировок управленческого консультирования и анализа сегодняшнего состояния рынка консалтинговых услуг в Украине, предлагает следующее определение консалтинговой деятельности.

Менеджмент-консалтинг — это вид интеллектуальной профессиональной деятельности, в процессе которого квалифицированный консультант предоставляет объективные и независимые советы, способствующие успешному управлению организацией-клиентом.

Следует отметить профессиональность консалтинговой деятельности, т.к. она является самостоятельным и основным элементом инфраструктуры рыночной экономики.

Квалифицированный консультант строит свою деятельность на принципах, представляющих собой совокупность характеристик, основных правил и методов консалтинговой деятельности, которые следует учитывать, консультируя организацию.

Автор данной работы выделяет следующие принципы консалтинговой деятельности:

  • Компетентность
  • Репутация
  • Этические нормы
  • Интересы клиента
  • Широкие общественные интересы
  • Изменение системы
  • Вовлечение персонала
  • Научность
  • Гибкость
  • Креативность
  • Конкретность и объективность
  • Эффективность
  • Взаимоотношения
Проследим развитие принципов консалтинговой деятельности в Украине, показанные в табл.2 (данные перестроечного периода берутся по СССР [14]).

Таблица 2. Основные принципы консалтинговой деятельности

№ п/п

Содержание принципов

Год

1

Независимость оказываемой помощи

1981

2

Совещательный характер

3

Высокий профессиональный уровень

4

Распространение передового опыта

5

Содействие повышению профессиональной компетентности руководителей

6

Соблюдение этических норм поведения

7

Популяризация управленческого консультирования

 

1

Интересы заказчиков выше интересов консультантов

1983

2

Неразглашение полученной информации, соблюдение конфиденциального характера консультирования

3

Обслуживание связанных между собой предприятий только с согласия их руководителей

4

Наличие достаточной информации для выполнения заказа

5

Предварительное обследование клиентной организации перед заключением договора

6

Ознакомление заказчика с новыми методами, техникой и принципами консультирования

7

Учет условий, необходимых для внедрения разработанных рекомендаций

8

Тесное сотрудничество с персоналом клиентной организации

9

Освоение консультантами новых методов и техники консультирования

 

1

Научность

1989

2

Конкретность

3

Сохранение системы

4

Гласность

5

Репрезентативность

 

1

Наличие экономического эффекта, подсчитанного и согласованного заказчиками и консультантами

1990

2

Генеральное направление управленческого консультирования — помощь отстающим предприятиям, в первую очередь убыточным и низкорентабельным

3

Ориентация на длительные сроки совместной работы консультантов и работников предприятий (организаций)

 

1

Независимость и объективность оказываемой помощи

1991

2

Конфиденциальность полученной от клиента информации

3

Уверенность в пользе консультации и своей компетентности

4

Оплата услуг на основе фиксированных до начала работы договорных обстоятельств

 

1

Независимость и объективность оказываемой помощи

1992

2

Конфиденциальность полученной от клиента информации

3

Уверенность консультанта в пользе консультации для клиента

4

Уверенность консультанта в своей компетентности, обязанность сообщать клиенту о своих сомнениях в отношении возможности с пользой применять полученнные консультации

5

Разъяснение клиентам сути и характера стоящих проблем, путей, условий их решения

6

Оплата услуг на основе фиксированных до начала работы цен независимо от результатов деятельности клиента

7

Объединение всех почти всех действующих консалтинговых фирм в ассоциацию "Укрконсалтинг"

8

Соблюдение Кодекса консультанта членами ассоциации "Укрконсалтинг"

 

1

"Захват" рынка западными консалтинговыми компаниями

1994

2

Сильное влияние российских консультантов

3

Сотрудничество и накопление опыта

4

Работа по зарубежным проектам и программам

5

Увеличение спроса по вопросам приватизации

 

1

Обобщение накопленного опыта

1996

2

Проведения исследования "Консалтинг в Украине"

3

Специализация по видам предоставляемых услуг

4

Информационно-консалтинговые сети

 

1

Выделение элиты консультантов в Украинскую ассоциацию менеджмент-консультантов

1999

2

Осуществление двух исследований рынка консалтинговых услуг в Украине

3

Отступление западных консалтинговых компаний

4

Специализация по обслуживаемым отраслям

5

Специализация по масштабам клиента

6

Специализация по формам собственности клиента

Проанализировав данную таблицу, можно сделать вывод, что к 2000 году консалтинговая деятельность в Украине имеет те же принципы и характеристики зарубежных аналогов.

Западные теоретики управленческого консультирования [6] выделяют следующие характерные черты управленческого консультирования.

Во-первых, консультанты оказывают профессиональную помощь руководящим работникам. Опытные консультанты проходят через многие организации и учатся использовать приобретенный опыт, оказывая помощь новым и старым клиентам в различных ситуациях. Следовательно, они умеют распознавать общие тенденции и обычные причины проблем. Более того, профессиональные консультанты постоянно следят за литературой по проблемам управления и за развитием теорий методов и систем управления, а также за ситуацией на рынке. Таким образом, они действуют как связующее звено между теорией и практикой управления.

Во-вторых, консультанты в основном дают советы. Это означает, что они — только советники и не обладают непосредственной властью принимать решения об изменениях и претворять их в жизнь. Консультанты отвечают за качество и законченность совета. Клиенты несут всю ответственность, которая проистекает из принятия совета.

И в-третьих, консультирование — это независимая служба. Консультант оценивает любую ситуацию, предлагает объективные рекомендации относительно того, что надо делать клиенту, не задумываясь о том, как это могло бы повлиять на его собственные интересы. Консультант должен обладать такими видами независимости: финансовой, административной, политической, эмоциональной. Все это предъявляет высокие требования к качеству и эффективности консалтинговых услуг и вызывает их ориентированность на интересы клиента.

Отметим еще раз, что требования к эффективности консалтинговых услуг в Украине практически не отличаются от западных, а зачастую даже превышают требования западных аналогов. Это объясняет, почему в последние годы наблюдается уход западных консалтинговых фирм с украинского рынка и возрастающим количеством украинских консультантов, работающих в оставшихся западных фирмах.

Однако существует еще множество проблем консалтинговой деятельности в Украине. Не хватает квалифицированных специалистов. Не отрегулирована нормативно-правовая база. Постоянно встает вопрос качества консалтинговых услуг. Не адаптированы методики консалтинговой деятельности к условиям экономики Украины. Все это способствует проведению научных исследований с дальнейшим применением на практике.

Литература

  1. Steele F. Consulting for organisational change. Amherst, MA, University of Massachusetts Press, 1975. P.3.
  2. Greiner L.E., Metzger R.O. Consulting to management. Englewood Cliffs, NJ, Prentice Hall, 1983. P.7.
  3. FEACO Information Document. Bruxelles, 1994. P.2.
  4. Посадский А.П., Хайниш С.В. Консультационные услуги в России. — М.: Финстатинформ, 1995, — 171 с.
  5. Colb D.A., Frohman A.L. "An organisation development approach to consulting" in Sloan Management Review, Vol.12, No.1, Fall 1970.
  6. Управленческое консультирование. /Под ред. М.Кубра. В 2т. — М.:Интерэксперт, 1992. — Т.1. 319 с.
  7. Макхэм К. Управленческий консалтинг. — М.: Дело и сервис, 1999. — 288 с.
  8. Ефремов В.С. Управленческий консалтинг как бизнес. //Менеджмент в России и за рубежом, июль-август, 1997. С. 70-79.
  9. Румянцева З., Алешникова В. Становление рынка управленческого консультирования. // Российский экономический журнал, №3, 1993. С.44-53.
  10. Соболев В.М. Формирование рыночной инфраструктуры в переходной экономике индустриального типа: Дис...док. Экон. наук: — Харьков, 1999.
  11. Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование. — М.: Дело, 1998. — 248 с.
  12. Beckhard R., Harris R.T. Organisational transitions: Managing complex change. — MA, Addison-Wesley, 1977.
  13. Ресурс Internet: веб-страница корпорации Карана www.carana.ru.
  14. Алешникова В.И. Использование услуг профессиональных консультантов. — М., 1999.
  15. Консалтинг в Украине. — Киев: Ассоциация "Укрконсалтинг", 1996.
  16. Посадский А.П. Основы консалтинга. — М.: ГУ ВШЭ, 1999. — 240 c.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнесаБизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса
Искусство управлять. 46 ключевых принципов и инструментов руководителяИскусство управлять. 46 ключевых принципов и инструментов руководителя
Разработка ценностных предложений. Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребителиРазработка ценностных предложений. Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)