Статья предоставлена Клубом СУПЕР
(Клубом специалистов по управлению персоналом)
Совершенствование систем управления персоналом в компаниях, работающих в России, характеризуется усилением интереса к освоению эффективных процедур оценки и аттестации персонала. В прилагаемой таблице, построенной на основе зарубежных источников и отечественного опыта, даются характеристики применения различных методов.
Характеристики применения
Характе-
ристика метода
Аттеста-
ционная комиссия
Ранжирова-
ние
Оценочные шкалы
Оценка по результатам (МВО)
Социо-
метрия
Assessment Center
Количест-
венная определен-
ность
Нет
Частично
Есть
Частично
Есть
Частично
Трудоемкость
Высокая
Низкая
Низкая
Высокая
Средняя
Высокая
Приемле-
мость для сотрудников
Средняя
Низкая
Средняя
Высокая
Высокая
Высокая
Приемле-
мость для руководителя
Средняя
Высокая
Высокая
Высокая
Высокая
Высокая
Полезность для обоснования вознаграж-
дений
Низкая
Средняя
Средняя
Высокая
Низкая
Низкая
Полезность для обсуждения с сотрудниками
Низкая
Низкая
Средняя
Очень высокая
Высокая
Высокая
Полезность для определения потенциала к росту
Средняя
Низкая
Низкая
Высокая
Высокая
Очень высокая
Метод перекрестной социометрической оценки
Метод перекрестной социометрической оценки (ПСО) может считаться разновидностью часто упоминаемого в литературе по управлению персоналом метода оценки по принципу "360°".
Метод ПСО может давать структурированные оценки деловых и личностных качеств сотрудников, аналогичные получаемым при использовании метода Assessment Center, но без детального обоснования и рекомендаций.
По сравнению с методом Assessment Center оценка работников по методу ПСО осуществляется значительно проще и дешевле. Оценка может быть проведена любым толковым сотрудником компании, получившим методику, компьютерную программу и несложный инструктаж.
В качестве объекта обследования выступает группа сотрудников (до 20 человек), хорошо знающих друг друга по совместной работе. Каждый участник получает анонимную анкету и список группы. Колонки этой анкеты соответствуют номерам участников, а в строчках показываются оцениваемые качества:
Профессиональная компетентность по профилю занимаемой должности.
Коммерческие способности.
Способности к организации и планированию.
Умение предвидеть, интуиция.
Инициативность, творческие способности.
Умение руководить людьми.
Готовность брать ответственность на себя.
Обязательность, пунктуальность.
Требовательность, жесткость.
Работоспособность, выносливость.
Способности к работе в команде.
Гибкость, дипломатичность.
Преданность компании
Доброта, отзывчивость.
Честность, порядочность.
Разработанная нами компьютерная программа позволяет менять критерии оценки с учетом конкретной задачи. Собственно обследование занимает не более 40 минут на группу в целом, обработка результатов и получение заключений — в пределах 5 минут на одного оцениваемого. Заключение представляет собой профиль сотрудника, в котором выраженность качеств оценивается по 5-балльной системе. Как показала практика, суммирование субъективных по своей сути индивидуальных оценок ("кого за кого имеют") дает достоверные и вполне объективные итоговые оценки.
Описанная основная анкета ПСО обычно сопровождается анонимной мини-анкетой для измерения отношений в коллективе по методу Я. Морено. Результаты дают дополнительную информацию для выявления лидеров и аутсайдеров.
Оценка деловых и личностных качеств Шкала оценок:
1 — качество выражено в сильной степени, проявляется часто
2 — качество выражено в средней степени, проявляется от случая к случаю
3 — качество выражено слабо, проявляется редко или вообще отсутствует
4 — затрудняюсь ответить
Итоговый оценочный лист
Сотрудник: Иванов В.А.
Итоговый балл: 4,43
Наименование качеств
Оценка
Процент значимых оценок
1. Профессиональная компетентность по профилю занимаемой должности
4,56
94
2. Коммерческие способности
4,34
89
3. Способности к организации и планированию
4,47
83
4. Умение предвидеть, интуиция
4,10
83
5. Инициативность, творческие способности
4,29
94
6. Умение руководить людьми
4,58
100
7. Готовность брать ответственность на себя
4,47
94
8. Обязательность, пунктуальность
4,42
100
9. Требовательность, жесткость
4,42
100
10. Работоспособнсть, выносливость
4,56
100
11. Способность к работе в команде
4,81
89
12. Преданность компании
4,81
89
13. Гибкость, дипломатичность
4,34
89
14. Доброта, отзывчивость
4,06
89
15. Честность, порядочность
4,29
94
Обведите номера сотрудников в соответствии со своими предпочтениями
Два человека, с которыми Вы охотнее всего вели бы совместный бизнес
В рамках Assessment Center проводится специальная оценочная сессия для группы сотрудников. Чаще всего эта сессия имеет продолжительность в один-два дня. В программу включаются различные упражнения, тесты, деловые игры, дискуссии и т.п.
Моделируются ситуации действия, в том числе группового. За каждым участником ведется наблюдение (может применяться видеотехника). Фиксируются результаты действий. По результатам анализа и интерпретации материалов Assessment Center на каждого участника составляется письменное заключение с оценкой деловых и личностных качеств, рекомендациями по использованию сотрудника и его профессиональному развитию. Реже метод Assessment Center применяется для оценки группы кандидатов, претендующих на работу в компании.
В качестве примера приводится конкретная программа одной из оценочных сессий, проведенных агентством "Метрополис" для сотрудников крупной российской производственноторговой компании:
Самопрезентация участников.
Игровая имитация "Неформализованная дискуссия".
Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга.
Тест на смысловое восприятие и запоминание деловой информации.
Деловая игра "Аукцион".
Интеллектуальный структурный тест (ИСТ-М).
Деловая игра "Торговая сделка".
Перекрестная социометрическая оценка.
Письменное упражнение "План отпуска".
Итоговое обсуждение (рефлексия).
По результатам однодневной оценочной сессии на каждого участника было подготовлено письменное заключение по следующей структуре:
Общая информация.
Коммуникативные качества.
Интеллект.
Лидерские качества.
Способности и навыки работы в команде.
Способности и навыки планирования и организации.
Рекомендации.
Руководство компании-заказчика оценило полученные заключения как конкретные и убедительные. Они были использованы при проведении годичной аттестации сотрудников, обосновании изменений в кадровом составе и расстановке кадров, уточнении задач обучения сотрудников.
По разделу "Заключение и предложения" следует требовать от заполняющих форму руководителей:
а) четкого ответа на вопрос о том, как руководитель оценивает работника и его деятельность;
б) информации по принимаемым или требуемым мерам, если работник работает плохо или удовлетворительно;
в) сведений или предложений по поощрению работника, если он добивается хороших и очень хороших оценок.
Широкому распространению метода Assessment Center мешают его сложность и высокая стоимость. Необходимо привлечение высококвалифицированных специалистов, пошедших специальную подготовку и имеющих соответствующий опыт.
При заказе оценки по методу Assessment Center немногие организации, которые могут это делать, берут за работу обычно не менее 150$ за одного оцениваемого.
Багай Вадим Вікторович, bagaj@reef.com.ua Дуже цікавий метод ПСО. Разом з тим хотілося б отримати більш докладну інформацію про нього та теоретичні положення, на яких він побудований. Ця інформація допоможе з"ясувати деякі питання. Наприклад, про перелік якостей (чи є він вичерпним, чи всі ці якості є професійно важливими.
Дякую.
Наталья Козак, nk@ucpps.com Вадиму Викторовичу:
Относительно теоретических предпосылок Вам необходимо обратиться к автору статьи (superclub.ru). Но в моем понимании эта информация не поможет Вам определиться с "исчерпывающим перечнем" необходимых сотрудникам качеств:
требующиеся знания, умения, особенности поведения (можно определить эти понятия как "компетенция") будут отличны для каждой конкретной организации и определяться будут исходя из ее стратегических установок. Т.к. мы имеем возможность декомпозировать стратегию (разложить на составляющие, на цели уровня процессов и даже работ), следовательно мы сможем ответить на вопрос: "какими компетенциями должен обладать .. специалист, чтобы была достигнута .. цель".
Наталья Козак, nk@ucpps.com Виктории:
с вопросами об упомянутой в статье программе Вам, вероятно, следует обратиться к ее автору - Валерию Полякову, адрес которого Вы можете запросить в клубе специалистов по управлению персоналом (superclub.ru).
Олександр, Cancer_A@rambler.ru Якість та повнота атестування персоналу за вищенаведеними методиками залежать від настрою та заангажованого відношення начальника до підлеглого(ніколи підлеглий не проводить атестування начальника!!!, завжди навпаки!!!), тому анкетування повинно проводитись(+аналіз; +висновки; +рекомендації по подальшому використанню працівника) незалежним спеціалістом (не працівником компанії, який не знайомий ні з одним з атестуємих особисто!!!)
Комп'ютерні методики атестування персоналу, як показує практика, не відповідають реальному стану речей на 90%(не претендую на конкретність цифри)!!!!!
Висновок: Якщо ви не хочете загубити колектив, чи класних спеціалістів, підійдіть до цього питання з максимальною відповідальністю за долю ваших підлеглих!!!!!
З повагою.
Лариса, l.egorova@toyota.dn.ua Как сделать краткий комментарий о сотруднике, включая профессиональную деятельность и личностные качества, если в срочном порядке попросил руководитель( на бумажном носителе)