Федосеев Алексей,
директор по информационным проектам "Инталев"
Рочкус Яна,
консультант по внедрению программных продуктов "Инталев"
|
Автоматизация управленческого учета и бюджетирования
Перед
вами первая статья из цикла, посвященного автоматизации управленческого учета
и бюджетирования. В настоящее время, эти темы становятся все более популярными
среди новых российских управленцев. Мы же считаем их ключевыми для выхода на уровень
нового, регулярного и эффективного ведения бизнеса. Мы намеренно объединяем понятия
управленческого учета и бюджетирования, так как уверены, что только решение "в
связке" задачи чистого учета и планирования может позволить добиться положительного
результата. Этот вывод базируется на классическом представлении управленческого
цикла и возможностях автоматизации.
Поиск причины
Традиционно, сначала задайте себе вопрос — для чего Вы собираетесь автоматизировать
систему управления? Все ответы на этот вопрос можно разделить на три типа:
- Большой объем разнообразных операций. Без автоматизированной системы затраты
на обработку такого количества информации неимоверно велики, а сроки обработки
данных не удовлетворяют менеджеров. Практически невозможно получить необходимую
информацию нужного качества в нужном объеме, а главное в требуемые сроки для принятия
управленческого решения.
- Хочу знать, сколько реально зарабатывает и тратит предприятие. Хочу видеть,
какие области наиболее затратные и куда уходят средства компании. При этом ставится
задача автоматизации отдельных, наиболее важных функций.
- Ну, так сейчас поступают многие, мне порекомендовали друзья, слышал, что есть
у конкурентов или посоветовали аудиторы.
На практике, любой из вариантов ответа можно отнести к одному из этих типов.
Ответы различаются по степени готовности предприятий к решению задачи и требуют
принципиально разных подходов к подбору программных средств. В зависимости от
ответа, который Вы честно себе дадите, будет зависеть план внедрения и функциональные
требования к ПО.
Игрушка для босса
Если Ваш ответ близок по смыслу к третьему варианту, Вам нужна система первоначальной
"пробы пера". Соответственно, и план внедрения должен быть направлен
на решение именно этой задачи. Чаще всего такие системы становятся инструментом
для одного — двух сотрудников компании, которые сами находят и вводят фактические
данные, составляют планы (часть функциональных или операционных бюджетов), проводят
анализ данных. Если систему купили для руководителя, то, скорее всего, через 1-3
месяца "забав" он забросит это ПО, так как практической пользы в управлении
компанией от него будет крайне мало. Если программное обеспечение купили для подчиненных,
влияние результатов их работы с такими системами на принятие решения будет еще
меньше, чем в первом примере. В любом случае, прямое влияние на эффективность
работы предприятия будет минимальным. Единственное, что может быть полезным —
это получение базового представления об автоматизированных системах руководителем
и сотрудниками и принятие уже осознанного решения о необходимости внедрения комплексной
информационной системы на предприятии. Разумно, чтобы итоговая стоимость такого
решения-игрушки соответствовала результату использования.
Чтобы решить задачу
При втором варианте ответа, руководитель ставит перед системой конкретную задачу.
Например, необходимо знать, сколько в данный момент товара на складе, какова сумма
дебиторской задолженности, сколько произведено продукции или сколько потрачено
средств. Самое интересное в таких ситуациях, что примерно в половине случаев программа,
рассматриваемая как решение этих задач, таковой не является. Часто решение лежит
вне возможностей внедренцев и ПО, а зависит от внутренних показателей: уровня
квалификации персонала, наличия регламентов функционирования системы управления,
достаточности финансовых и материальных ресурсов, наконец, уровня подготовки и
исполнения решений.
Как вы понимаете, в таком случае возможно два варианта развития событий: или от
использования приобретенного ПО отказываются (оно не решает поставленных задач),
или постепенно роль и функции ПО трансформируются и оно занимает какое-то локальное
место в системе управления, тоже малозначимое. Если же на практике программа помогает
решить поставленные задачи, то оно успешно вписывается в общую информационную
инфраструктуру предприятия и занимает в ней место адекватное значимости решаемых
задач. Соответственно, чтобы заранее просчитать эффективность приобретаемого программного
продукта, нужно внимательно оценить степень соответствия функционала ПО стоящим
задачам и разработать план внедрения, направленный на формализацию и автоматизацию
этих задач.
Естественно, что и в этом случае стоимость решения должна быть сопоставима с результатами
от решения поставленных задач. Условно говоря, если в результате внедрения системы
управления товарными запасами, "стоки" снизятся на 10% и, соответственно,
сократятся затраты на обслуживание кредитов под оборотные средства, то можно определить
и допустимую стоимость решения этой задачи. Кстати, сразу же возникает вопрос
об окупаемости внедренной автоматизированной системы. Исходя из опыта работы российских
компаний и скорости развития информационных технологий, норма окупаемости таких
систем должна быть 3-9 месяцев.
Чтобы решать текущие и будущие задачи
Остается самый серьезный случай, требующий решения для автоматизации всей системы
управленческого учета и бюджетирования. Тогда и план внедрения, и функционал системы
должны позволить решить все стоящие задачи и, что более важно, задачи, которые
могут возникнуть в течение эксплуатации внедрения ПО. Такие системы выбираются
не только и не столько для решения конкретных задач, сколько для полноценной информационной
поддержки всего управленческого цикла и построения эффективной системы управления
предприятием, как конкурентного преимущества.
Окупаемость таких систем обычно происходит за 9-27 месяцев эксплуатации при грамотном
внедрении и добросовестной эксплуатации.
Рис. 1. Позиционирование системы в зависимости
от стоящей задачи и возможностей ПО
По нашей оценке, в настоящее время в России предприятия, которым нужна та или
иная система, соотносятся соответственно описанным вариантам как 45:45:10.
В то же время, наблюдается тенденция перемещения пользователей из первой группы
во вторую, а из второй в третью. При этом скорость первого перехода значительно
выше скорости второго.
Как выбрать нужное ПО?
Разумно предположить, что для обучения и получения первого опыта оптимальны
простые, базовые версии ПО, имеющие уже готовую настройку для ведения управленческого
учета в части хозяйственных операций, но обладающие возможностью конфигурирования,
изменения хотя бы части имеющихся настроек. Это необходимо для первоначального
запуска и приобретения навыков работы с автоматизированной системой, а также развития
навыков и получения первого опыта настройки ПО для решения конкретных задач. Хорошо,
если для выбранного программного продукта будет существовать более сложная версия,
предназначенная уже для решения реальных задач. В будущем, после освоения базового
функционала, можно будет усовершенствовать свою программу, т.е. сделать "upgrade".
Для систем среднего класса (по степени комплексности решения задач) самым важным
является их подготовленность к решению поставленных задач. С учетом того, что
ПО должно бороться именно с проблемами и причинами их возникновения, а следствиями,
функциональность программы должна предполагать усложнение и увеличение количества
решаемых задач в пределах определенной зональной области. Например, если сейчас
стоит задача ведения бюджета выплат, то в будущем надо предполагать ведение бюджета
движения денежных средств и управления платежеспособностью в целом.
Системы для решения комплекса задач по информационной поддержке цикла управления,
должны быть на 20-50% избыточнее по функционалу, чем требуется в момент внедрения,
надежны как в эксплуатации, так и с точки зрения поставщика и внедренца. Такие
системы должны позволять вести весь список хозяйственных операций в компании,
включая внутрихолдинговые, составлять всю систему бюджетов и показателей (индикаторов)
финансово-хозяйственной деятельности. Гибкость таких систем должна быть максимальна,
так как для российских холдингов характерно частое возникновение новых бизнесов
и изменения правил управленческого учета с тенденцией к их усложнению. Здесь очень
важное свойство — это ведение всего спектра хозяйственных операций с получением
настраиваемых форм бюджетов, включая бюджет по балансу. Полную и актуальную информацию
по текущему состоянию предприятия может представить только Баланс. Причем данный
отчет должен быть построен на основании управленческой информации.
Соответственно, система без составления всех управленческих форм отчетности
с выходом на управленческий баланс, не может, по определению, считаться оптимальной
для комплексной автоматизации управленческого учета.
В следующей статье мы продолжим эту тему и рассмотрим принципы построения
и доминирования автоматизированных систем для внедрения управленческого учета
и бюджетирования.
Відгуків немає
|
|