Стратегии ценообразования

Раздел: Маркетинг и продажи
Автор(ы): Василий Реутов
размещено: 18.03.2002
обращений: 31189

В рыночном сообществе на протяжении последнего десятилетия доминирует известный постулат: основной целью маркетингово — ориентированной организации является не продажа продукта, а создание ценности для клиента. Именно эта функция является источником создания конкурентного преимущества на рынке.

Компании создают ценность различными путями. Улучшение качества, более быстрое обслуживание, уникальные свойства и дополнительные аксессуары, лучшая доставка, простота заказа продукта, вот несколько подходов к созданию ценности для клиента. Покупатели не покупают продукт или услугу в чистом виде, они приобретают набор выгод для удовлетворения своих потребностей.

Возьмем, к примеру, компанию, приобретающую компьютерную систему. Сам процесс приобретения связан не столько с покупкой программ и оборудования, сколько с приобретением таких параметров, как ускорение скорости подготовки документов, увеличение объемов хранения данных, лучший учет. Пакет приобретаемых ценностей может быть дополнен поставщиком, путем предложения обучения клиента, полной установки под "ключ" и т.д.

Определение цены следует за ценностью. Цена, являясь отражением того, что потребитель платит за продукт, должна отражать объем ценности, получаемый этим потребителем. Здесь мы подходим к одному фундаментальному принципу рыночного ценообразования: цена отражает ценность, а не затраты. В этой формулировке лежит одна из причин поражений при введении новых продуктов и услуг. Многие менеджеры, ответственные за ценообразование стремятся в первую очередь покрыть затраты. В результате цена назначается значительно выше или ниже того объема ценности, которые потребители связывают с конкретной покупкой. На практике это фиксируется во многих корпоративных политиках, где утверждается, что себестоимость, а не ценность потребителя является двигателем процесса ценообразования. Еще один аргумент в пользу данного утверждения: наиболее популярный метод ценообразования — "себестоимость плюс".

Но что такое ценность? Данный термин прямо или косвенно присутствует в головах потребителей. Достаточно вспомнить расхожие фразы типа "Вы получаете то, за что Вы платите", "ценный товар" и т.д. Если же подойти к этому термину более профессионально, то следует отметить четыре определения ценности:

  • Ценность — это низкая цена. Здесь имеет место монетарное отражение ценности. Когда потребитель использует распродажу производителя, скидочный купон, сезонные скидки, он получает ощущение ценности.
  • Ценность это то, — что я получаю в продукте то, что я хочу. Многие потребители рассматривают продукт с точки зрения тех преимуществ, которые они получают, приобретая этот продукт. В основе лежит критерий полезности и степень удовлетворения потребности в результате покупки. Фактически в голове потребителя происходит стыковка собственных субъективных критериев с потребительскими качествами продукта.
  • Ценность это то качество, которое я получаю за предлагаемую цену. Здесь в голове потребителя рассчитывается соотношение: доступное качество за цену. И это не обязательно высочайшее качество или самый дешевый товар. Соотношение рассчитывается по всем возможным товарным альтернативам, хотя эти расчеты могут быть не очень точными, ибо качество субъективно представляется в голове клиента.
  • Ценность это то, что я получаю в обмен на то, что я даю. Здесь впрямую работает соотношение максимальный объем выгод за самую низкую цену.
Исходя из данных определений, мы можем заключить, что ценность в широком смысле представляет собой общую оценку покупателем степени использования продукта или услуги на основе собственных взглядов о чистых выгодах от покупки, и того, что дается взамен. Причем взамен дается не только монетарное выражение, но также время и усилие, которое должен инвестировать потребитель. Поэтому у ценобразующей организации имеется альтернатива: предоставить покупателю исключительную ценность путем предложения более низких цен, чем у конкурента при равных выгодах от приобретения товара, или путем предложения уникальных параметров продукта, которые компенсируют покупателя при платеже более высокой цены.

Основную ошибку, которую делают менеджеры при рассмотрении ценности, это путаница фактической ценности и ценности потребителя. Первая ценность — это объективно оцениваемая величина (производительность, качество, уровень обслуживания и т.д.). Ценность потребителя субъективна и базируется на его конкретных ощущениях. Причина возникновения данной путаницы в том, что производитель находится слишком близко к своему продукту и услуге. Отсюда и возникновение предубеждений по цене. Более того, они предполагают, что потребитель способен принимать всегда рациональные решения и при этом обладать всеми факторами.

Однако реальный мир более сложен. Покупатель часто испытывает сложности при оценке ценности. Источниками данных сложностей являются сложность продукта, ограничения по времени, недостаток информации. Факт покупки — кроме того, эмоциональное действие.

Для того, чтобы более понять термин «ценность», рассмотрим источники ценности продукта или услуги. Эти источники делятся на две группы: "ценность в использовании" и "ценность в обмене". Ценность в использовании, связана с субъективной оценкой потребителя, способности продукта удовлетворить набор целей покупателя. Эти цели отражены в природе потребностей потребителя, взглядах последнего на продукты или услуги, его информированности и оценке возможных дополнений к основному продукту или услуге.

Ценность в обмене это объективный параметр, определяемый рынком. Ввиду свободного обмена товаров через спрос и предложение, для большинства товаров устанавливается рыночная цена. Эта цена становится ценой обмена. Ценность продукта в данный момент времени определяется желанием и возможностью совокупности покупателей приобрести данный продукт и желанием и возможностью ряда производителей продать этот продукт.

Ряд продуктов имеют ценность, ибо обладают способностью сэкономить потребителю определенную сумму денег в периоде времени. Многие товары (автомобили, к примеру), требуют от покупателя дополнительных инвестиций в период пользования продуктом. Это так называемые затраты жизненного цикла. Поэтому, если два продукта равны в цене, но продукт А, требует больших затрат жизненного цикла, чем продукт Б, то последний имеет большую ценность для потребителя.

Существует три категории затрат жизненного цикла:

  • Исходные затраты (цена покупки)
  • Затраты при запуске
  • Затраты в эксплуатации
Связь между затратами жизненного цикла и ценностью продукта, может быть проиллюстрирована на конкретном примере, вводящим специальную концепцию, которую мы будем использовать в дальнейших статьях. Эта концепция получила название экономической ценности для потребителя (ЭЦП). Допустим, на рынке имеется два конкурента, один из которых производит продукт Х, а другой У. Продукт Х продается по цене 100 долларов, затраты при запуске 50 долларов, а затраты в эксплуатации — 80 долларов при длительности использования продукта 6 лет. Итого затрат жизненного цикла 230 долларов. Продукт У, — новый продукт, предназначен для того же рынка, что и продукт Х, и его длительность использования тоже 6 лет. Но у продукта У, затраты при запуске 30 долларов, а затраты в эксплуатации 60 долларов. Цена покупки продукта У еще не определена.

Учитывая затраты жизненного цикла продукта Х, и вычитая затраты при запуске и затраты в эксплуатации нового продукта У, получаем ЭЦП данного продукта, т.е. 140 долларов. Эту цифру можно получить другим путем, взяв цену существующего продукта Х и добавив экономию в затратах при запуске и эксплуатации продукта У. Кроме того, если продукт У, имеет дополнительные параметры, которые отсутствуют в продукте Х, данный фактор поднимет ЭЦП.

Фактически ЭЦП представляет собой основание для установления более высокой цены нового продукта. Разница между ценой продукта Х (100 долларов) и ЭЦП (140 долларов) дает 40 долларов, что является конкурентным преимуществом продукта У.

Мы столь подробно остановились на понятии ценности и ее взаимосвязях с другими терминами, ввиду того, что одним из исходных элементов ценообразования является система управления ценностью продукта или услуги.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Продающие рассылки. Повышаем продажи, используя email-маркетингПродающие рассылки. Повышаем продажи, используя email-маркетинг
Прорваться сквозь шум. Как привлечь всеобщее внимание в сетиПрорваться сквозь шум. Как привлечь всеобщее внимание в сети
Продажи. Визуализируй этоПродажи. Визуализируй это

Отзывы

Александр Двояковский, vostok@soyuz.odessa.ua
Статья интересная.Не совсем ясен последний пример. Почему не берется во внимание затратная часть на производство продукта Y? И какая предполагаемая цена продажи должна быть в этом примере? Для снижения затрат на запуск и эксплуатацию продукт например стал тяжелее в пять раз плюс электроника. Ценность есть, но предложите теперь его продажную стоимость на основе ЭЦП.
С уважением
2002-03-21 12:41:11
Ответить

Людмила Ивановна
Кое-в чем согласна с Вами, ув. Александр.
С одной стороны, хорошо представлена базовая концепция управления в стоимостном выражении ценностью продукта с точки зрения клиента (это есть революционный момент в практике управления в мире). Если я не ошибаюсь, это часть новейшего подхода Activity Based Costing (правда, сложного во внедрении).

С другой, хорошо было бы теперь прощупать механизм работы с этой оценкой "ценность для потребителя -цена"- в операционном ключе с калькуляцией затрат, доведения компании на адекватность потребительской ценности в сопоставлении с физ. затратами. Здесь хочется самостоятель брать и пахать.

Что же касается примера. Исходя из данных Автора, цена товара Х должна быть снижена на 40. Но Вы понимаете, что это весьма утрировано. Необходимо действительно знать еще много доп. параметров. Например, может я могу улучшить ценность моего продукта Х на дельту превосходства У. Значит, цену можно не снижать, а может можно наоборот: увеличить.

Александр, Вы говорите о затратной части производства продукта У.
Этот момент, на мой взгляд, второстепенный. Сравнение стандартных затрат производства моего продукта Х с такими же статьями затрат продукта У ни на йоту не приблизят меня к пониманию, что нужно изменить в компании, чтобы продукт Х стал конкурентоспособным. В этом мораль нового подхода к управлению. Сколько Вы видели компаний, производящих отрицательную ценность для потребителей в Украине? А ведь в статьях затрат идет постоянное увеличение...И никто не может разобраться, что делать: до посинения сидят и урезают бюджеты, снижают себестоимость. Результат: 0.

Спасибо большое автору!

Извините за многословность. Надеюсь на продолжение обсуждения. Эта тема требует спокойного аккуратного обсуждения.

Фин. директор
2002-03-22 10:53:45
Ответить

Александр, ansuprun@comset.net
Добрый день!
Большая просьба, если у вас имеется в наличии информация (в электронном виде) на тему "Формироваание ценовой политики предприятия", отправьте пожалуйста на мыло. В данный момент пишу дипломную работу! Всем спасибо!
2002-04-09 16:50:58
Ответить

Аретм, artbel@mail.ru
Данная статья не имеет никакого отношения к стратегиям ценообразования. То, что написано, конечно, интересно, но - банально. А главное - непонятно, что из всего вышенаписанного следует.
2002-05-16 16:51:21
Ответить

Рубиковский Семен
Уважаемый Артем,

так Вам непонятно или банально? Скажите честно.
2002-05-17 11:25:44
Ответить

Михаил
Не понятно одно.Зачем в очередной раз пересказывать своими словами то, что нормально описано в любом переводном учебнике по маркетингу?
2002-08-09 11:41:30
Ответить

Татьяна, AGATA_110384@belnet.ru
Каковы причины дифференциации товаров на жилищно-коммунальные услуги по регионам?
2005-02-27 17:56:23
Ответить

Ольга, sergeevao
Подскажите, как вычислить цену продукта при моделировании нового технологического процесса
2005-04-13 09:27:02
Ответить

Дарья, sdawa@rambler.ru
Большая просьба отправить на мыло всевозможный материал, касающийся ценообразования, а особенно информацию по формированию цен на проектные работы (услуги). В настоящее время пишу дипломную работу, нуждаюсь в большом количестве информации. Буду очень благодарна!
С уважением, Дарья.
2006-10-07 22:17:41
Ответить

Наталья, tanyanikolaev@yandex.ru
Добрый день! Подскажите пожалуйста, как правильно установить цены на косметологические услуги, с учетом необходимости распределения постоянных затрат??? Заранее спасибо!
2007-07-19 16:10:35
Ответить

смотреть все отзывы на этот материал (12)



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)