Как подготовиться к встрече с инвестором: 7 шагов
Источник: Rusbase
Визит к инвестору — волнительное событие, особенно для молодых предпринимателей: нужно сделать выразительную презентацию, уложиться в отведенное время и не растеряться, отвечая на вопросы. Уверенности прибавит подготовка, состоящая из следующих семи шагов.
Шаг №1. Всегда приносите несколько копий презентации
Лучше иметь при себе несколько разных копий презентации — от волнения легко забыть основной носитель дома, иногда подводит и техника в чужом офисе. Можно привезти с собой два ноутбука с нужными файлами, но плазменные экраны в переговорной по непонятным причинам не заработают ни с одним из них. На такой случай распечатайте нужное количество экземпляров презентации — бумага вас точно не подведет.
Шаг №2. Репетируйте, репетируйте и еще раз репетируйте
Одна из самых больших ошибок предпринимателей — неотрепетированные питчи. Вы должны много практиковаться, чтобы стать отличным оратором. А вам нужно им быть, чтобы получить финансирование.
Допустим, вы спринтер и хотите пробежать на следующей Олимпиаде стометровку. Вы бы просто пришли и побежали? Конечно, нет. Перед этим вы бы усердно тренировались. Та же логика распространяется и на выступления перед инвесторами.
Шаг №3. Делайте правильный первый слайд
У вас очень мало времени, поэтому при общении с инвесторами нужно сразу перейти к сути. Помните, что вы имеете дело с чрезвычайно занятыми людьми, внимание которых быстро переключается.
Вы и ваша компания должны быстро выделиться. Таким образом, прежде всего следует сказать потенциальным инвесторам три вещи.
- Чем занимается ваш стартап?
- Почему вы в 10-100 раз лучше конкурентов?
- Насколько велик ваш рыночный потенциал?
Шаг №4. Продумывайте длительность презентации
Допустим, у вас есть час общения с инвестором. Значит ли это, что ваша презентация может длиться все это время? Конечно, нет. Вам также нужно выделить время на вопросы. А что, если инвестор опоздает на встречу?
Главное правило таково: все время нужно делить на два. Если у вас есть час, убедитесь, что вы успеете закончить питч за 30 минут. Как правило, на один слайд уходит две минуты, поэтому в презентации для часовой встречи должно быть 15 или меньше слайдов.
Шаг №5. Берите с собой только ценных для встречи членов команды
Вам нужно смотреть на людей, которых вы берете с собой, не своими глазами, а глазами инвесторов. Деловые встречи не предназначены для удовлетворения эго ваших партнеров, это серьезная задача по привлечению денег. Вы не можете позволить себе лишиться их, приведя неподходящих людей.
Шаг №6. Знайте свои цифры вдоль и поперек
Вы должны четко отвечать на вопросы, связанные с цифрами. Например, не давайте пространного ответа о модели получения дохода — просто укажите, что ваш порог безубыточности составляет $5 млн в год. Скажите цифру, не дополняя ее историей.
Кстати, вот что вы должны точно знать:
- выручку в первый, второй и третий годы работы;
- порог безубыточности;
- сумму, необходимую для достижения безубыточности;
- количество сотрудников в первый, второй и третий годы, а также после выхода на безубыточность.
Шаг №7. Будьте готовы задать свои вопросы
Представим, что встреча проходит очень хорошо и инвестор выглядит увлеченным вашим проектом. Он поворачивается к вам и спрашивает: «У вас есть вопросы ко мне?» И вы отвечаете: «Нет».
Означает ли это, что вам не дадут деньги? Нет, вы все еще можете на них рассчитывать. Однако вы потеряли возможность узнать больше об этом человеке.
Изучите его деятельность заранее и подумайте, какую информацию вам хочется получить еще. Но не задавайте вопросы ради вопросов — покажите свой интерес.
Бонусный совет: воспринимайте встречи с инвесторами как обычные беседы. Это не означает, что к ним нужно легкомысленно относиться, но такой подход позволит найти больше точек соприкосновения.
Помните, что люди хотят работать с теми, кто им нравятся. Симпатия не компенсирует недостатки бизнеса, но может сыграть вам на руку.
По материалам "What Are The 7 Steps You Need To Take Before Every Investor Meeting?", Medium.
Иллюстрация: The Pitcher
|