Где летают инвесторы
Автор: Мария Шамота, журнал "Деловой" (№6, 2008 г.)
Украинские банкиры неохотно дают взаймы начинающим бизнесменам, а существующие у нас нынче венчурные фонды предпочитают голым идеям уже вполне окрепшие компании. Впрочем, не стоит отчаиваться — в Украине живет порядка 50 человек, готовых дать денег, казалось бы, просто так — бизнес-ангелы. Но чем на самом деле может закончиться для молодого предпринимателя привлечение «высших сил»?
Бизнес-ангелами когда-то называли спонсоров бродвейских постановок. Из среды американских антрепренеров термин перекочевал в венчурную индустрию. В современном понимании это уже не филантропы, а частные инвесторы: либо состоявшиеся бизнесмены, либо высокооплачиваемые специалисты крупных компаний, которые в течение своей профессиональной деятельности поднакопили определенный капитал и готовы его инвестировать.
Этих денег недостаточно для открытия какого-то крупного бизнеса, но хватает для поддержки нескольких небольших проектов, обладающих значительным потенциалом роста. Как правило, инициаторами таких проектов выступают люди весьма далекие от бизнеса, у которых есть только голая идея, не имеющая никакого экономического обоснования. Правда, если идея хороша, то «ангелу» такое обоснование и не требуется.
Безальтернативный выбор
Отличительной особенностью бизнес-ангелов является то, что они финансируют проекты на начальных стадиях их развития, то есть на этапе посева и старт-апа. В первом случае речь идет только об идее, которую можно воплотить в жизнь, но еще требующая научных разработок, изучения рынка, разработки концепции развития и т.д. А на стадии старт-апа компания уже создана, но производство и продажи пока не начались.
На этих этапах бизнес нуждается в незначительных капиталовложениях, но они зачастую все же превышают возможности самого инициатора проекта. Вариантов получения денег три: кредит в банке, привлечение венчурного фонда или же средства частного инвестора. Наиболее предпочтительным с точки зрения дальнейшего развития бизнеса является, конечно, получение кредита, но он для начинающего предпринимателя слишком дорогой. Кроме того, в банке требуют залог, который он не может предоставить.
Что же до украинских венчурных фондов, то они, в отличие от своих западных коллег, с малым бизнесом фактически не работают. «Предприятие, которое может нас заинтересовать, должно иметь сильную, работающую стратегию, занимать в своем сегменте лидирующие позиции, там должна присутствовать здоровая корпоративная культура. Компании, с которыми мы ведем переговоры, имеют как минимум сотни, а чаще тысячи сотрудников», — очерчивает круг своих интересов в украинском бизнесе Майкл Блейзер, президент компании SigmaBleyzer.
Поэтому фактически единственным источником средств для начинающего украинского бизнесмена остаются частные инвесторы. Залога они не требуют, равно как и разработанного бизнес-плана. Экономическое обоснование той или иной идеи — уже их забота.
«Обычно бизнес-ангелы приходят в проект без намерения остаться его стратегическими инвесторами. Их цель — вложив деньги в перспективную идею выйти на высокий уровень капитализации, а потом продать свои активы, неплохо на этом заработав, — рассказывает Игорь Власюк, президент Ассоциации бизнес-ангелов Украины. — При этом частные инвесторы, как правило, привносят в данное предприятие не только деньги. Они также делятся своими связями, опытом, помогают в принятии стратегических решений, предоставляют гарантии для получения финансирования».
Сумма, которую бизнес-ангел вкладывает в один проект, колеблется от $20 тыс. до нескольких миллионов. Но поскольку она составляет лишь небольшую долю его состояния (редко вкладывают в проект более 5% собственных денег), то инвестор нередко берется за воплощение довольно рискованных идей. Правда, и просит за это немало.
Под ангельской личиной
Вовлечение частного инвестора предполагает его долевое участие в проекте. И именно доля, которую запрашивает «ангел», является основным камнем преткновения.
«Когда я начал искать инвестора в 2005 году, все, кто интересовался моим проектом, предлагали соотношение 90:10. Но меня это не устраивало, поэтому развивать бизнес пришлось самостоятельно. И только в 2006 году, когда появились первые клиенты, удалось привлечь партнера на условиях 60:40. Но разговор о таком соотношении стал возможен только потому, что мы перешли в другую, с точки зрения инвестиций, стадию — Early Stage», — рассказывает Сергей Катков, директор и-call-центра Vox-line.net.
То, что украинским предпринимателям не светит европейское соотношение долей (там бизнес-ангел получает не контрольный пакет — от 25% до 49% акций) подтверждают и сами бизнес-ангелы.
«В проекте студии “Квітель” я взял 90%, а ребятам осталось 10%. Объяснение простое: я рискую всем, они —– практически ничем. Ведь на момент заключения сделки у них была только идея, которая и стала их вкладом в дело. Учитывая объем уже сделанных в данный бизнес инвестиций, 10% — довольно немаленькая цена за идею», — рассказывает Александр Кардаков, президент корпорации «Инком» и компании «Датагруп» и один из наиболее активных отечественных «ангелов».
Собственно, именно высокой рискованностью украинского бизнеса частные инвесторы и объясняют столь высокие запросы при вхождении в проект.
«Около 40% проектов заканчиваются полной либо частичной потерей вложенных денег. В Украине с учетом неразвитости инфраструктуры и более высоких рисков, доля потери капитала значительно выше европейских показателей. Поэтому инвесторы склонны входить в проекты, приобретая контрольный пакет», — поясняет Сергей Десяк, вице-президент Ассоциации «Частные инвесторы Украины».
По сути, речь идет о ситуации, когда инициатор приходит к миноритарной позиции в собственном бизнесе, соответственно, его участие в проекте оказывается ограниченным, что устраивает далеко не всех. В итоге предприниматель становится перед выбором: либо привлечь бизнес-ангела, получить стартовый капитал, но с высокой вероятностью лишиться бизнеса, либо искать деньги на развитие проекта самостоятельно, и привлекать частного инвестора на более позднем этапе, когда условия может диктовать уже сам инициатор.
Место встречи
Количество активных бизнес-ангелов в Европе оценивается экспертами в 125 тыс. человек. Количество же потенциальных, «девственных» частных инвесторов превышает этот показатель в 10 раз. В США порядка 80% проектов на стадии старт-апа финансируется именно «ангелами». В Великобритании около 18 тыс. «ангелов» вкладывают порядка 500 млн фунтов в 3,5 тыс. предприятий.
Что касается Украины, то достоверной статистики нет. В соответствующую ассоциацию входят порядка 50 человек, но, по данным экспертов, на самом деле в Украине частных инвесторов значительно больше. Просто они достаточно разобщены и стараются не афишировать свою деятельность. Это достаточно серьезно затрудняет предпринимателю поиск потенциального инвестора. С другой стороны, сами бизнес-ангелы жалуются на неэффективность существующих источников информации. Ведь будь у них необходимая база данных по старт-апам, они могли бы профинансировать намного большее количество проектов.
Возможный вариант решения проблемы недостатка информации — создание сетей бизнес-ангелов. Предпринимателям это дает возможность презентовать свой проект сразу многим потенциальным инвесторам, а они в свою очередь получают доступ к соответствующей базе данных, в которой могут выбрать интересующие их проекты. Подобная система работает в Германии, США, Великобритании и даже в России. В задачи таких сетей и ассоциаций входит оказание предпринимателям консалтинговых услуг по подготовке проектов и организации их презентаций.
По словам Игоря Власюка, ассоциации берут на себя также и некоторые обязательства касательно последующего курирования проектов, а при определенных условиях даже принимают участие и в их управлении. Хотя в сети бизнес-ангелов серьезная, основательная, окончательная экспертиза проектов не проводится, и ассоциация не берет на себя риски за результат. Этим занимаются уже инициатор и сам инвестор.
Невостребованные революции
Если с написанием стратегии развития проекта у предпринимателя возникают проблемы, он может обратиться за помощью в одну из консалтинговых компаний. Но это достаточно дорого: цена стратегического плана может доходить до 20% от стоимости самого проекта, и у начинающего бизнесмена зачастую не оказывается средств на оплату услуг аналитиков. Поэтому расплачиваются с консалтинговыми компаниями все той же долей в бизнесе. Зато наличие стратегического плана обеспечивает более высокую вероятность успешной реализации проекта.
«Если идея действительно хороша, то аналитическая компания поможет найти для нее частного инвестора, которому останется только оценить и принять стратегию, а в дальнейшем мониторить ее исполнение: поквартально, помесячно, в зависимости от договоренностей с управляющей компанией», — рассказывает один из наиболее активных украинских частных инвесторов, пожелавший остаться не названным. В дальнейшем уже три игрока: аналитическая компания, инициатор и бизнес-ангел, могут обратиться к более крупному инвестору — венчурному фонду, банку либо другому институту финансирования.
Правда, мечтая о действительно хороших идеях, бизнес-ангелы нередко противоречат сами себе. Если на Западе инвесторы предпочитают финансировать hi-tech ноу-хау и интернет-бизнесы, то в Украине пока доминирует инвестирование в более привычные виды бизнеса, достаточно далекие от высоких технологий — пищевую промышленность, производство строительных материалов, недвижимость и т.д.
Игорь Власюк объясняет это тем, что за рубежом в традиционных сферах бизнеса, таких как производство или торговля, уже сложно достичь высокой капитализации. Но злые языки поговаривают, что повышенный интерес бизнес-ангелов к пищепрому и особенно недвижимости обусловлен в первую очередь тем, что в этих супердоходных нынче сферах частному инвестору легко добиться льготного налогообложения (под видом реинвестиций), что в разы увеличивает доходность этих проектов для самого бизнес-ангела.
Косвенно подтверждают это мнение и результаты первого «аукциона идей», проведенного в прошлом году в рамках выставки «Изобретения и инновации». Как с грустью отмечают участники, потенциальных частных инвесторов мало привлекали инновационные hi-tech проекты, несмотря на то что западные венчурные фонды оценивали их потенциал очень высоко.
Очевидно, не зря все-таки украинские бизнес-ангелы, говоря о себе, тщательно избегают слова «венчур», что в переводе с английского означает «риск». Финансировать рискованные идеи, в отличие от своих западных коллег, некогда не побоявшихся дать денег под весьма сомнительные проекты, впоследствии ставшие всемирно известными корпорациями Google и Apple, украинские «ангелы» пока не готовы. Следовательно, создателям революционных решений остается два пути: либо ожидать массового прихода в Украину иностранных венчурных фондов, которые действительно падки на нестандартные идеи, либо обращаться за стартовым капиталом в банк, привлекая частного инвестора уже на «безрисковом» этапе. Без всякого venture.
|