Динамичные ценности
Автор: Анжела Ястреб, "&.СТРАТЕГИИ" (№5, 2009)
Прогресс начинается с веры, что необходимое всегда возможно.
Н. Казинс
Ни для кого не секрет, что в одних и тех же обстоятельствах мы все реагируем по-разному. Например, в стрессовой ситуации один человек уйдет от решения жизненно важного вопроса, а другой, напротив, будет до последнего бороться за решение проблемы. Все зависит от того, какие ценности присутствуют в нашей жизни и какими из них мы сейчас руководствуемся. Наша реакция на реальность обнаруживает, на каком этапе жизни мы находимся в данный момент. Этот уровневый подход к жизни применяется в «Спиральной динамике» — концепции развития человека, основателем которой является американский психолог Клер Грейвз. Согласно ей существует восемь уровней человеческих ценностей (см. таблицу).
Таблица. Восемь систем ценностей
|
Данная система ценностей помогает увидеть и понять, почему люди принимают те или иные решения, и как эти решения трансформируют взаимодействующие сообщества. Фактически данная система применима не только к жизни отдельного человека, но и к более сложным организациям, таким как компания, государство, человеческое сообщество в целом. Клер Грейвз исследовал новые аспекты закономерности развития людей, компаний и стран. В быстро изменяющемся мире люди и компании развивают комплексные системы ценностей в ответ на меняющиеся условия жизни. Любая система (человек) стремится к наиболее комфортному состоянию, тем не менее никто не дает гарантий, что она не может регрессировать к прошлым, менее организованным структурам. Важно то, что понимание этой системы дает возможность найти наилучший подход к тем людям и организациям, с которыми мы сотрудничаем.
Грейвз комментирует структуру уровней следующим образом: «На каждой стадии жизни взрослый человек как бы ищет собственный Священный Грааль, свой стиль. На первом уровне он ищет быстрого (автоматического) удовлетворения своих простейших (физиологических) потребностей. На втором — безопасной жизни. На третьем уровне он хочет быть героем, ищет силы и власти. Далее четвертый уровень — человек ищет общего (абсолютного) мира. Пятый уровень — поиск материальных удовольствий. Затем шестой — поиск теплых эмоциональных отношений.
Потом седьмой уровень — самоуважение. На восьмом человек жаждет примирения с непонятным миром. И все-таки на каждом этапе он с удивлением и досадой обнаруживает, что найденные решения не те, которые были ему нужны. И этому поиску нет конца».
Психолог также добавляет: «Я не утверждаю, что одна из форм человеческого бытия при любых обстоятельствах лучше и выше всех остальных. Я утверждаю другое: у каждой формы бытия есть такие обстоятельства, для которых она наилучшая. И если они меняются и определенная форма человеческого бытия им больше не подходит, то существуют другие формы, более высокие или более низкие, которые к новым обстоятельствам подходят гораздо лучше. И еще я утверждаю, что если рассматривать большие промежутки времени и принимать во внимание благополучие всего человечества, то высшие формы лучше низших. Поэтому долг тех, кто правит обществом, поощрять, подталкивать человечество от низших форм бытия к высшим».
Возможно, нам следует задуматься, какая форма жизни и какая система ценностей лучше всего подходят к новым изменившимся обстоятельствам более гармонично, чем предыдущие.
Об авторе:
Анжела Ястреб, cертифицированный профессиональный коуч (ICF), тренер, консультант по управлению. Генеральный директор консалтинговой компании WPG.
|