Генералы сервиса
Эффективная стратегия предоставления услуги
способствует успеху сервисных компаний
Автор: Ольга Сергеева, журнал "Новый маркетинг" (№3, 2008)
О стратегии услуги стоит поговорить подробно. Ведь, несмотря на бурное развитие сферы обслуживания в Украине, далеко не все сервисные компании разработали и внедрили стратегию предоставления услуги. Зато сделавшие это, как правило, отличаются лучшей рентабельностью по сравнению с конкурентами. Успех таких компаний основан не только на лояльности клиентов, но и на преданности их сотрудников.
В делах должна быть изящная простота,
которая достигается внимательностью,
а отнюдь не усердным трудом.
Лорд Честерфилд.
Квинтэссенция трудовой
деятельности
Машины и люди
Стратегия услуги сводится к тому, чтобы наладить взаимодействие между компанией и ее клиентами, а в результате удовлетворить по требности последних наилучшим образом. Эта стратегия очень выгодна и предполагает использование двух рычагов. С одной стороны, необходимо сделать так, чтобы услуга отвечала ожиданиям клиентов, с другой — уделить особое внимание манере, в которой она предоставляется.
Практика показывает, что многие компании стараются привести в действие первый рычаг и забывают о том, что качество отношений с клиентом — существенный элемент удовлетворения его потребностей. Собственно, принять стратегию услуги — значит обеспечить себя ресурсами для формирования эффективных отношений с каждым клиентом, чтобы в конце концов в полной мере удовлетворить его потребности и добиться его преданности.
Затем следует сосредоточиться на самом критическом аспекте стратегии услуги, а именно на отношениях между клиентами и сотрудниками. Следует иметь в виду, что управление взаимодействием «компания — клиенты» не ограничивается контролем отношений «сотрудники — клиенты». Некоторые компании достигают успеха и в других видах взаимодействий, таких как:
- «человек — машина». Кассовые аппараты для продажи билетов — пример данного взаимодействия. Во многих финансовых учреждениях отмечается высокий уровень такого обслуживания: многочисленные точки доступа, круглосуточный режим работы, возможность получить консультацию о ситуации в банке, заказать чек и т. д.;
- «машина — машина». Установление во многих местах автоматической системы для обеспечения центров по продаже (и магазинов в том числе) продукцией от производителя.
В связи с этим необходимо определить факторы, влияющие на качество отношений с клиентами при разных видах взаимодействия (табл. 1), а также сформировать так называемый благоприятный замкнутый цикл стратегии услуги (рис. 1). Он выглядит следующим образом: за удовлетворением клиентов непременно следует удовлетворение служащих, что, в свою очередь, повышает степень удовлетворенности клиентов. Результат — увеличение прибыли.
От каких клиентов лучше отказаться
Когда стратегия услуги разработана, ее надо внедрить. Для этого необходимо осуществлять строгий отбор клиентов и сотрудников, благоприятствовать диалогу с клиентами и гарантировать быстрый отклик на их проблемы. Кроме того, чтобы
внедрить стратегию услуги, нужно иметь волю к полному удовлетворению потребностей клиентов и средства для этого. Компаниям следует привести в действие четыре важных рычага, чтобы наладить качественную связь со своими клиентами.
- Провести отбор клиентов. Компании, которые принимают стратегию услуги, не стесняются отказываться от некоторых клиентов, понимая, что длительное обслуживание малопреданных потребителей не приведет ни к чему иному, кроме потери денег. В действительности приобретение нового клиента предполагает коммерческое и административное инвестирование. А эти ресурсы следует расходовать только на тех, кто готов проявить лояльность к компании.
Необходимо сегментировать базу данных клиентов и исключить сегменты, у которых нет перспективы рентабельности. Особенно тщательному изучению подлежат две категории клиентов:
- клиенты, которые придают мало значения манере, в которой их обслуживают. Они часто оказываются оппортунистами, постоянно меняют поставщиков. И те, кто их обслуживает, редко добиваются рентабельности инвестиций в их привлечение;
- хронически безразличные клиенты. Они не бывают ни удовлетворенными, ни неудовлетворенными. Компании следует
подумать о том, как улучшить качество отношений с ними.
Если эти клиенты не проявляют чувствительности к затрачиваемым на них усилиям, предпочтительнее избавиться от них.
- Провести жесткий отбор сотрудников. Чтобы внедрить стратегию услуги, нужны коммуникабельные сотрудники. Об отборе эгоцентриков, ворчунов и пессимистов не может быть и речи, даже если они технически компетентны: служащих всегда можно обучить недостающим техническим навыкам, гораздо труднее изменить характер.
Отбор сотрудников можно осуществлять в пять этапов:
- выявить среди сотрудников тех, у кого получается установить контакт с клиентами;
- провести опрос, чтобы понять, почему одни преуспевают в этом больше, чем другие;
- разработать типологию необходимых кандидатов;
- составить анкету в расчете на людей, имеющих подходящий характер (вопросы анкеты должны касаться скорее стиля
жизни человека, его ценностей и убеждений, чем технической компетентности);
- провести предварительный отбор кандидатов по телефону — таким образом предприятие может привлечь большое количество кандидатов;
- изучить результаты с помощью специалистов, которые решат, приглашать кандидата на собеседование или нет.
- Переосмыслить процесс управления клиентами. Чтобы на 100% удовлетворить потребности клиентов, необходима организация, способная выполнить три задачи:
- постоянно вести диалог с клиентами. Необходимость диалога связана с тем, что клиенты иногда не выражают открыто свое недовольство. Во время изучения удовлетворения потребностей, если только нет откровенного недовольства, клиенты отвечают, что в общем удовлетворены;
- научиться понимать клиентов. Умению распознавать предпочтения клиентов, как правило, обучают служащих крупных отелей. Всякий раз, когда каждый второй клиент высказывает свое пожелание, — например, поставить автомобиль на стоянку, заказать особый напиток и т. д. — служащий делает отметку в графе «Предпочтение клиента». А все инциденты фиксируют в графе «Инцидент клиента». Обычно анкету с подобными записями отправляют в центральную картотеку. Эту информацию просматривают в том случае, если клиент повторно бронирует место в отеле. Таким образом персонал узнает, что необходимо сделать, чтобы удовлетворить потребности клиента;
- своевременно решать возникающие проблемы. Известно, что при быстром решении проблемы более 80% недовольных клиентов остаются преданными компании. В том случае если жалоба не рассматривается, этот показатель не достигает и 20%. Поэтому весь персонал компании должен уметь реагировать на запросы клиентов. Для этого следует децентрализовать обязанности, чтобы предоставить обслуживающему персоналу большую свободу действий при контакте
с клиентами, создать горячую линию — телефонную связь с центром рекламаций — и т. д.
- Напоминать сотрудникам о важности преданных клиентов. Чтобы внедрить стратегию услуги, необходимо регулярно напоминать сотрудникам о важности клиента, подсчитывать доход, который приносит преданный клиент. Не мешает подумать и о том, как связать вознаграждение персонала с преданностью клиентов. Например, выдавать сотрудникам годовую премию, которая будет зависеть от процента оттока клиентов: чем ниже процент оттока, тем выше премия.
Об авторе:
Ольга Сергеева, консультант по вопросам межкультурных коммуникаций консалтинговой группы Conseil et developpement (Страсбург).
|