|
Мышление — это умственная деятельность, направленная на понимание, осмысление, формулировку проблем и принятие решений. Она неразрывно связана с любой другой деятельностью руководителя. Когда это не так, говорят: «сделал, не подумав» или «не включил голову». Любому действию в физической реальности предшествует действие в реальности мыслительной (ментальной). Поэтому так важно знать, какие существуют виды умственной деятельности руководителя и какими могут быть инструменты этой деятельности.
Деятельность руководителя связана с решением множества задач — от «архитектурных», касающихся создания организации как единого целого, до координационных, ежедневно обеспечивающих взаимодействие людей разных специальностей. Управленческое мышление — это то, что отличает хорошего руководителя. Это способность одновременно видеть целое и части, процесс и результат, индивидуальное и коллективное. Это умение использовать интеллектуальные инструменты, подходящие для решения конкретной задачи. Знание инструментов открывает новые возможности. Хорошо сказано: если умеешь пользоваться только молотком, то повсюду мерещатся гвозди. Посмотрим, что есть ещё, кроме «молотков», или хотя бы — какими бывают «молотки».
Измерения Интеллекта
Коэффициент интеллекта (intelligence quotient, IQ) — это количественное выражение интеллектуального развития человека относительно среднестатистического для его возраста уровня. Определяется с помощью специальных тестов, которые рассчитаны на оценку мыслительных способностей и состоят из множества разных заданий нарастающей сложности. Среди них — задачи на логическое мышление, пространственное и других типов. Наиболее известный — тест Айзенка. Долгое время IQ считался важнейшим (практически единственным) количественным показателем интеллектуальных способностей. Исследования последних десятилетий обратили внимание на то, что существуют виды деятельности и способности, которые могут быть исключительно важны, но не оцениваются IQ-тестами.
Танцор мыслит в движении, художник, зачастую, — образами. Творческие личности, способные придумывать новое, не обязательно обладают высоким IQ. Ещё учёные доказали, что для многих видов интеллектуальной деятельности нужно, например, не логическое мышление, а совершенно другие способности.
Для описания управленческого мышления выделим три измерения (аспекта) интеллекта (рис. 1).
Для чего?
Измерение «для чего?» описывает задачи управленческого мышления, главные среди которых — понимание и принятие решений. Понимание объекта, с которым имеет дело управленец, предшествует всем остальным его мыслям и действиям.
Как правило, нам не дано знать всё об объекте — обо всех его свойствах и проявлениях, существующих в физической реальности. В ментальной реальности люди вынуждены работать с ментальными моделями. А они отражают лишь некоторые свойства реальных объектов, важные для решения задачи. Иначе говоря, если в физической реальности звезда — 24-конечная, то в ментальной реальности — например, 8-конечная (рис. 2). И с этим мало что можно сделать. Вместе с тем такое упрощение делает возможной содержательную работу с моделью — её анализ, улучшение, трансформацию. Важный побочный эффект различения объекта и его модели — понимание следующих фактов:
- мы оперируем моделями, которые не являются исчерпывающими по определению, а подходят для решения тех задач, для которых были разработаны;
- мы не обладаем «патентом на истину» — модели других людей могут быть более адекватными сами по себе, в других условиях или для решения других задач;
- мы должны быть готовы менять свои модели — как только они утрачивают актуальность.
Пример описания для понимания объекта — бизнес-модель, она показывает наш метод «делать деньги» в сложившейся деловой среде. Описательными являются и все экономические модели и теории, например — объясняющие современную экономическую ситуацию.
Принятие решений — ключевая управленческая задача, призванная обнаружить проблему и устранить её причины. Принятие решений требует работы со сложными причинно-следственными моделями проблемы.
Выработка решения, как правило, сочетает творческое и критическое мышление. Творческое направлено на поиск и создание вариантов решения. Критическое — на их оценку и отбор.
Как?
Измерение «как?» описывает существующие инструменты мыслительной деятельности, такие как конкретный, абстрактный, редукционный, системный, рациональный и эмоциональный интеллект. Конкретный интеллект и абстрактный связывают реальный опыт с теоретическими концепциями. Концепции позволяют создавать ментальные модели и оперировать ими, творя, например, идею будущего состояния компании. Конкретный интеллект сохраняет приземлённость абстракций и обеспечивает реализуемость идей.
Системный интеллект даёт возможность работать со сложностью компаний, рассматривая их как целое и абстрагируясь от деталей. Такое абстрагирование позволяет понять сложное целое и управлять им. Редукция, наоборот, позволяет рассмотреть части компании (процессы, ресурсы, ...), понять механизмы их функционирования и возможности улучшения — каждой в отдельности.
Понимание природы эмоциональности и социальности человека помогает управленцам лучше понять себя и людей, работающих в организации. Так, правильное определение эмоциональных состояний людей даёт больше оснований рассчитывать на принятие рациональных (обоснованных) управленческих решений.
Ценность представляет собой как сочетание разных интеллектов у одного управленца, так и его способность переключаться — применять именно тот инструмент, который нужен здесь и сейчас.
Рассмотрим, например, стратегическое планирование. Тут мы используем то конкретное, то абстрактное мышление. Будущее состояние компании — чистая абстракция, которой сегодня в физической реальности не существует. Однако создать абстрактный образ можно в ментальной реальности (с последующим его воплощением в жизни). Чтобы будущее состояние имело шанс на воплощение, оно должно быть связано с существующим состоянием, которое нужно описать. Текущее состояние компании — тоже абстракция, существующая в головах людей. Обратите внимание, что абстракция — в каждой голове своя. В физической реальности есть физические активы (сооружения, оборудование, материалы), люди и их отношения. Функции, процессы, структура, культура — абстрактные понятия, описывающие реальных людей и их взаимодействие друг с другом и с физическими активами.
Само признание абстрактности перечисленных понятий — уже огромный шаг, поскольку позволяет отделить конкретное (людей, активы) от абстрактного. Использование конкретного, реального опыта для понимания текущего состояния компании позволяет описать это состояние абстрактными понятиями: миссия, ценности. Такое переключение с конкретного на абстрактное, с частей на целое вырабатывается практикой, которая формирует опыт. Рефлексия опыта на основе осмысления теорий и проверка теорий практикой — важные интеллектуальные навыки управленца.
С опорой на текущее состояние можно говорить о будущем состоянии, формировать работоспособное видение. Возвращение к конкретике, выработка стратегий реализации видения замыкает цикл «конкретное — абстрактное — конкретное». В этом цикле неразрывны обучение и практика, мысль и действие.
О чем?
Измерение «о чём?» характеризует виды объектов, с которыми работает наше мышление. Как было сказано выше, оно имеет дело не с реальными объектами а с их моделями, отражающими некоторые важные свойства объектов. Четыре типа мышления, необходимых управленцу, показаны на рисунке 3.
Рефлексивное мышление
Тезис «познай самого себя» дельфийские оракулы считали главной мудростью, достойной стен Храма. Познать себя совсем не просто. Методы продуктивной рефлексии требуют отдельного разговора. Отметим лишь выгоды от качественной рефлексии. Знающий свой темперамент руководитель способен лучше контролировать своё поведение в сложных ситуациях. Понимание своей ценностной базы позволяет осмысленно вступать в партнёрские отношения, выбирать персонал, компанию, с которой стоит сотрудничать.
Работа с личными целями помогает добиться их согласованности в разных временных горизонтах, их реалистичности. Когда личные цели осмыслены, просчитаны и разложены на промежуточные, человек становится устойчивее к внешним воздействиям и соблазнам.
Знание того, как люди понимают, как обучаются и принимают решения, наряду с осознанием собственных особенностей восприятия (текста, устной речи, схем, образов) даёт в руки набор инструментов для эффективной интеллектуальной работы.
Личностная рефлексия требует свободного времени, которого у большинства из нас нет или очень мало. Однако именно рефлексия — тот рычаг, который позволяет нам подняться над повседневной реальностью и переместиться на новый личностный уровень.
Социальное мышление
Мышление об отношениях всегда будет важно там, где есть коллективная работа, — в компании, в проекте, в малой группе (совет, совещания). Люди отличаются своими ценностями и объединяются на основе ценностей, которые являются или становятся общими.
Есть точка зрения, что главное в работе руководителя — управление ценностной базой: озвучивание ценностей, важных для бизнеса, соответствие заявленным ценностям, отбор сотрудников, способных воспринять эти организационные ценности. При том что руководитель должен формировать корпоративную культуру, часто бывает наоборот — сильная, сложившаяся за много лет культура формирует самого руководителя.
Надо помнить, что культура — крайне инерционна. Она формируется долго и меняется с большим трудом. Ценности отдельного человека формируются (изменяются) на протяжении всей жизни. Осознание, распространение и изменение ценностей фирмы может занять очень много времени.
Аналитическое мышление
Это мышление об организациях. Стратегическая идея, стратегия, миссия, бизнес-модель — примеры инструментов аналитического мышления.
Так, бизнес-модель отображает ключевые структурные и операционные характеристики компании, механизм получения выручки и прибыли. Обычно бизнес-модель включает пять элементов: клиентов; предлагаемые продукты; способ дифференциации и сохранения конкурентных преимуществ; методы извлечения экономической прибыли; способ производства продукта (технологии и бизнес-процессы).
Описание компании при помощи бизнес-модели позволяет связывать ценность, которую она создаёт, с потребительской ценностью и управлять бизнесом с учётом изменения предпочтений клиентов. Открытость моделей к изменениям — залог их работоспособности, показатель высокого качества мышления и лекарство от «аналитического паралича».
Контекстное мышление
Вся наука развивается из стремления человечества понять мир вокруг себя. Нельзя знать всё, но и сводить знание об окружающей действительности к статистике по клиентам и своему рыночному сегменту руководитель не может. Глобальность экономики сделала обязательным понимание мировых отраслевых кластеров, а в новой экономической ситуации — и мировой экономики в целом. Системный подход может помочь решить эту сложную задачу за счет укрупнения, агрегирования информации и выстраивания содержательных моделей. Главный признак качества моделей — их прогностическая способность: возможность объяснять не только прошлые события, но и реалистичные сценарии будущих. В настоящее время происходит и развитие метода моделирования, и создание содержательных экономических моделей.
Кроме экономического, важно понимание исторического, религиозного, политического, национального контекстов. Контекст оказывает решающее влияние на ценности общества, а через общество — на людей и организации.
Выбор инструмента
В разных ситуациях, на разных уровнях управления, в различных контекстах нужны разные виды управленческого мышления и различное их сочетание. Гармонично развитые управленцы должны владеть всеми ими одинаково хорошо.
Выбор подходящего инструмента и скорость переключения определяются двумя факторами: знанием этого инструмента и практикой его использования. Научиться мыслить логически можно, скажем, читая истории про Шерлока Холмса — гения дедукции. Разбудить интуицию позволяет, например, знакомство с практикой дзен — квинтэссенцией целостного понимания мира.
Сегодня уже принято говорить о метамышлении — мышлении о мышлении. Люди с развитыми мыслительными способностями думают о том, как они думают: как познают новое, как принимают решения, как строят коммуникацию с другими людьми. Они задумываются о собственных моделях компании и контекстов, готовы менять их, получая новый опыт или переосмысливая свои знания. Развивать свои способности можно и нужно, сочетая повседневное обучение и практическое использование знаний. Очень важна открытость к точкам зрения разных людей — особенно людей с опытом, отличным от нашего, и с собственным багажом знаний. Личностная рефлексия и обмен интеллектуальным опытом могут существенно ускорить развитие каждого из нас. В условиях сжимающихся рынков личностный и организационный интеллектуальный инструментарий становится главным в этой борьбе. Именно разнообразие интеллектуальных инструментов у руководителей, управленческих команд и компаний позволяет конкурировать умом. Поскольку овладеть такими инструментами за один день (пройдя тренинг, прочитав книжку) нельзя, важным становится ещё и фактор времени. Важно не опоздать.
Об авторе:
Эдуард Мальцев, управляющий партнер юридической фирмы «С.К.О. Форум», руководитель программы Executive MBA Киево-Могилянской Бизнес-Школы [kmbs].
|
|