Подрывные инновации: Бизнес-школам нужно не столько учить, сколько учиться
Автор: Мэтт Симондс (Matt Symonds)
Источник: MBA Strategy
Информационные технологии сегодня охватывают все сферы жизни. Переживут ли бизнес-школы цифровую революцию? На этот вопрос старается дать ответ Мэтт Симондс (Matt Symonds), главный редактор MBA50.com, директор компании Fortuna Admissions и автор книги "ABC of Getting the MBA Admissions Edge".
Мэтт Симондс
(Matt Symonds)
|
Многие студенты МВА, стремящиеся стать предпринимателями, мечтают произвести революцию на рынке. Возможно, уже скоро они применят навыки, приобретенные на занятиях, к своим же вузам. Жертвой подрывных инноваций могут стать сами бизнес-школы, и революцию произведут современные информационные технологии.
Действительно ли бизнес-модель вузов перевернется с ног на голову? Школа менеджмента MIT Sloan и ей подобные уже вызвали переполох, разместив в открытом доступе материалы по сотням занятий. Массовые открытые онлайн-курсы привлекают десятки тысяч пользователей. Возможность получить доступ к бесплатным или дешевым учебным материалам известных вузов в Интернете бросает вызов пусть и высококачественному, но дорогостоящему обучению в лучших бизнес-школах мира.
Боб Бранер (Bob Bruner), декан бизнес школы Darden при Виргинском университете, считает, что эволюция массовых открытых онлайн-курсов раскроет слабые стороны и точки напряжения на рынке бизнес-образования. «Кто-то победит, кто-то проиграет», — говорит он. По словам Бранера, развитие информационных технологий повлияет на бизнес-школы так же, как в последнее десятилетие повлияла глобализация. Он считает, что основные материалы курсов будут выкладываться в Интернет, а занятия будут посвящены обсуждению и анализу конкретных ситуаций.
Критики утверждают, что бизнес-школы слишком консервативны и сопротивляются изменениям. По их мнению, многие вузы не выдержат конкуренции с обучением онлайн. Так ли это? В условиях глобализации бизнес-школы все же научились экспериментировать и адаптироваться, находя новые способы удовлетворить потребности подготовки как молодых профессионалов, так и руководителей высшего звена.
В то время как компании в разных точках земного шара учатся работать в виртуальных командах, невзирая на разницу во времени, программы типа OneMBA Global Executive MBA позволяют бизнес-школам сотрудничать на глобальном уровне, собирая точки зрения и методы ведения бизнеса из разных культур и профессиональных кругов. «Подобные программы позволяют участникам видеть все на одном уровне — все подходы изучаются одинаково, независимо от того, где их используют», — объясняет заместитель декана Джей Суаминатан (Jay Swaminathan).
Немногие сферы могут похвастаться настолько развитым международным сотрудничеством, благодаря которому обучение остается актуальным и эффективным. Яркий пример — новые специализированные магистерские программы. Так, французская бизнес-школа EM Lyon предлагает специализированные программы не только в сферах финансов и маркетинга, но и в таких отраслях, как спорт, наружная реклама и торговля предметами роскоши.
«Компаниям, работающим на международном уровне в условиях высокой конкуренции, нужны менеджеры, которые умеют применять свои знания к конкретным особенностям рынка», — объясняет Патрис Удайе (Patrice Houdayer), вице-президент Graduate Programmes. — «Будь это сеть отелей, ателье мод или производитель спортивного инвентаря, они ищут талантливых выпускников, которые работали или учились в разных уголках мира и могут помочь компании понять ожидания и культурные особенности потребителей».
Разрабатывая курсы в сферах спорта и наружной рекламы, EM Lyon сотрудничает с такими ведущими брендами, как Salomon, North Face и Rip Curl. Магистерская программа в сфере торговли предметами роскоши осуществляется при содействии таких партнеров, как Cartier, LVMH и Jaeger Le Coultre.
Конечно, обучение продолжается и после выпуска. Например, выпускники бизнес-школы Haas при Калифорнийском университете в Беркли могут в течение еще пяти лет продолжать совершенствовать свои деловые навыки, приняв участие в программе бесплатной подготовки в Center for Executive Education. Новая программа соответствует политике бизнес-школы, которая стремится поощрять дальнейшее развитие студентов. Замдекана Haas по обучению руководящего состава Уитни Хишир (Whitney Hischier) считает, что «участие выпускников в таких программах поможет нам лучше удовлетворить потребности рынка, а также позволит нашему факультету постоянно совершенствовать учебные материалы и методы преподавания».
Похоже, к новым веяниям придется приспосабливаться как студентам, так и вузам. Не все бизнес-школы переживут грядущие изменения, но те, кто стремится сохранить качество и актуальность обучения как в аудитории, так и за ее пределами, останутся в строю.
По материалам "Disruptive Innovation — Business Schools Have More To Learn Than Teach", MBA50.com.
|