Руководители, которые не боятся рискнуть, сосредоточивают основные усилия на создании собственных рынков для своих товаров, вместо того чтобы защищать свою территорию и бороться за кусок пирога.
Два фермера из штата Айдахо, Дж. Симплот и Нефи Григг, обязаны своим успехам в бизнесе менталитету достаточности. Руководствуясь идеей, что можно создавать новые рынки, а не пытаться отнимать доли существующих рынков у других, они занялись производством замороженных продуктов.
Дж. Симплот, крупный поставщик картофеля для McDonald’s, и Нефи Григг, создавший компанию Ore-Ida, а потом продавший ее Heinz, на своем опыте убедились, что богатство можно создавать необязательно за счет других участников рынка. Подобно другим легендам их времени, Рею Кроку и Уилларду Мариотту, они создали для своих продуктов собственные рынки.
Добиться этого им помог менталитет достаточности — глубокое убеждение, что «в мире достаточно природных и людских ресурсов для осуществления мечты», «мой успех не обязательно означает неудачу для других людей, как и их успех не исключает моего успеха».
Работая четверть века с различными организациями и отдельными людьми, я убедился в том, что менталитет достаточности отделяет совершенство от посредственности именно потому, что исключает низменность мышления и соперничество в отношениях.
В организациях, как и во всем обществе, накапливается огромная негативная энергия. При малейшем намеке на проблему люди пытаются решать ее в судебном порядке. Многие стараются вырваться вперед, отхватить свой кусок пирога, защитить свою территорию. Такая эгоцентричная активность идет от уверенности в ограниченности ресурсов. Я называю это менталитетом недостаточности.
Кривая нормального распределения, глубоко укоренившаяся в сознании людей, как в науке, так и в бизнесе, содействует развитию дефицитного мышления из-за восприятия любой ситуации как «нулевой суммы». Если человек каким-то чудом избежал прививки менталитета недостаточности в школе, он приобретает его в занятиях спортом или в общественных делах.
Люди с менталитетом недостаточности склонны воспринимать окружающую действительность через призму односторонней победы. Они считают: «Блага ограниченны, и, если кто-то получает больше, значит, мне достается меньше». Им очень трудно радоваться успехам других людей, особенно если это сотрудники их компании, родные или соседи. Им кажется, что при этом что-то отнимают у них.
Если вы смотрите на жизнь как на игру с нулевой суммой, вы склонны мыслить состязательно, поскольку всякая чужая победа означает ваше поражение. И если с детства вы воспитывались в обстановке обусловленной любви и постоянных сравнений с другими людьми, вы воспринимаете сценарий недостаточности, приучаетесь мыслить дихотомиями: либо иметь, либо не иметь, либо «мне хорошо, вам плохо», либо «вам хорошо, мне плохо».
В своей жизни я много раз переключался с менталитета изобилия на менталитет дефицита и обратно. Когда я придерживаюсь менталитета достаточности, я доверчив, открыт, охотно делюсь, живу и даю жить другим, способен ценить различия между людьми. Я понимаю, что в различиях заключена огромная сила. Я определяю единство между людьми не как их тождественность, а как взаимодополняемость, когда недостатки одного человека компенсируются сильными сторонами другого.
Люди с менталитетом достаточности придерживаются переговорного принципа «выиграл/выиграл» и коммуникационного принципа «сначала стремитесь понять, потом быть понятым». Они находят удовлетворение не в том, чтобы превзойти другого человека или выглядеть лучше в сравнении с ним. Им не свойственна жажда обладания. Они не черпают чувство защищенности в чьем-то мнении.
Менталитет достаточности восходит к внутренней защищенности, а не к внешним атрибутам власти, богатства и положения в обществе. Люди, которые ищут безопасность во внешних источниках, становятся зависимыми от них. Если что-то происходит с такими источниками, это серьезно отражается на их жизни. Они уверены в дефиците и конечности ресурсов. Поэтому, когда их коллега получает повышение или когда их друзья добиваются успехов, они видят в этом угрозу для своей индивидуальности и безопасности. На словах они могут выражать радость, но на сердце у них неспокойно. Им кажется, что у них что-то отняли, потому что их чувство защищенности основывается на благоприятном сравнении с окружающими, а не на верности естественным законам и принципам.
Чем более принцип-центричными мы становимся, тем сильнее у нас развивается менталитет достаточности, тем с большим удовольствием мы делимся властью, прибылями и признанием, тем искреннее радуемся успехам, благополучию, достижениям, признанию и везению других людей. Мы верим, что их успех наполняет, а не истощает нашу жизнь.
/ Стивен Кови “Лидерство, основанное на принципах”
Иллюстрация: Shutterstock