Опора исключительно на подход постепенных улучшений ведёт к появлению «стандартных» продуктов, «безопасных» стратегий и означает позицию «мы не хуже других» — что, скорее всего, приведёт к провалу в современной динамичной среде. Для понимания принципа триангулярной системы мышления, позволяющего достигать качественного прорыва, можно использовать очень простую аналогию. Допустим, вы прыгун в высоту, и вы спрашиваете себя: «На какой высоте я преодолел планку в прошлый раз?» Основываясь на этой информации, вы немного поднимете планку. Затем попытаетесь взять только что установленную новую высоту. Добившись успеха, вы будете довольны собой, потому что прыгнули выше, чем раньше. Постепенные улучшения позволят вам взять чуть бо́льшую высоту. Но в итоге вы застрянете на какой-нибудь высоте, потому что границы подхода постепенных улучшений не позволят вам подняться выше.
А теперь попробуйте поставить планку в два раза выше. Что делать в этом случае? Во-первых, ставя перед собой цели, предполагающие качественные изменения, мозг мгновенно — за доли секунды — отказывается от подхода постепенных улучшений. Вы сразу понимаете, что никогда не возьмёте эту высоту, если будете придерживаться последовательного подхода к прыжкам, и мозг переключается на новую область. Во-вторых, для поиска решения мозг прокручивает имеющуюся информацию о способах, позволяющих взять эту высоту.
Многие быстро приходят к идее прыжка с шестом. Поиск решения даёт результат и в части дополнительных средств, например трамплина или лестницы. В-третьих, мозг обращается к некоторым основополагающим принципам и начинает придумывать новые способы преодоления необычно большой высоты: это кроссовки на пружинах, крылья, ранец с реактивным двигателем, вертолёт, пила, чтобы подпилить стойки и опустить планку до приемлемого уровня.
Теперь представьте себе, что вы отвечаете за сбыт марки товара, на которую приходится 10% рынка, и при этом намечается существенное улучшение его качества. С одной стороны, если вы настроитесь на то, что повышение качества увеличит долю рынка до 12%, то начнёте предлагать идеи, которые приведут именно к такому результату. Ваши маркетинговые планы будут амбициознее предыдущих, но между ними не будет никаких существенных различий. Возможно, вы действительно добьётесь повышения доли на рынке до 11%, даже 12%. И наоборот, если вы представите себе, что улучшение качества товара приведёт к удвоению доли рынка, с 10 до 20%, то выработаете совсем иной план действий. Практические шаги, которые планирует компания, характер знаний, к которым она стремится, тип мышления, который использует, напрямую зависят от масштабности цели, сформированной в сознании сотрудников.
/ Джон О’Кифф “Нешаблонное мышление. Проверенная методика достижения амбициозных целей”