Ли Куан Ю об экономике и развитии

book1648Вашему вниманию предлагаются избранные цитаты из книги “На пути из третьего мира в первый. Взгляды и убеждения Ли Куан Ю” (The Wit and Wisdom of Lee Kuan Yew), посвященные высказываниям Ли Куан Ю (Lee Kuan Yew) об экономике и развитии.

* * *

Прогресс в развивающихся странах — это развитие промышленности, производство современной техники, подъем уровня жизни, который будет зависеть не от крестьянина с мотыгой, а от квалифицированного рабочего. Мой тезис таков: если мы проиграем и в ближайшие десять лет не сумеем подготовиться к вступлению в индустриальный век, то будем сожалеть об этом всю жизнь.
1962 год

* * *
В дискуссиях часто идут в ход эвфемизмы, призванные пощадить чувства молодых стран и усыпить бдительность стран зрелых. Когда мы говорим молодая страна, мы имеем в виду страну, которая развивается, но вот под словом «развиваться» далеко не всегда подразумеваем развитие. Но без развития страна останется неразвитой, а уж неразвитая страна — всегда бедная.
1966 год

* * *
Есть особенность, по которой можно отличить развитую страну от неразвитой. Если люди не понимают, почему они живут бедно, и верят, что есть какой-то мессия или армейский генерал с армией и пушками, достаточно решительный и разбирающийся в бизнесе, чтобы разом решить проблемы бедности, безработицы и отставания, значит, эта страна неразвитая, потому что такая ситуация может сложиться только в неразвитой стране.
1966 год

* * *
К счастью, мы никогда не субсидировали производство риса или других продуктов. Правительство, идущее по такому пути, неизбежно столкнется с тяжелыми проблемами: все больше и больше его вложений будет уходить на прокорм все большего и большего количества ртов с неконтролируемым ростом малообразованного населения, с замедлением экономического прогресса, массовой безработицей и, как результат, с волнениями и бунтами. Подобное происходит тогда, когда избранные правительства некоторых молодых стран боятся принимать непопулярные решения.
1970 год

* * *
Мысли о том, что мы индустриализируем Сингапур для того, чтобы платить все больше и больше, а работать все меньше и меньше, могут привести к катастрофическим последствиям. Никто нам ничем не обязан. И ничто не дается даром.
1972 год

* * *
Мы не одарены нефтью, минералами или сельскохозяйственными угодьями. Но мы занимаем стратегически выгодную экономическую позицию и имеем развитую инфраструктуру промышленного производства и сферы обслуживания: мы ремонтируем корабли и самолеты, заправляем их топливом, предлагаем услуги по складированию, а также решаем любые инженерные и управленческие проблемы, не говоря уж о том, что у нас есть эффективный финансовый центр и валютные рынки. Когда каждый будет выкладываться в полную силу, реальный уровень жизни если и не вырастет очень быстро, то хотя бы не пойдет вниз.
1974 год

MUST READ:  Джеймс Алтачер: Як почати з чистого аркуша

* * *
Думал ли я о национализации и социалистическом планировании для индустриализации и экономического преобразования? Честно скажу: нет. Потому что национализировать было практически нечего — кроме офисной мебели и оборудования, банковских помещений, магазинов, отелей и нескольких фабрик. Вдобавок в 1965 году передо мной уже были отрезвляющие примеры правления У Ну в Бирме, Бандаранаике на Цейлоне и Сукарно в Индонезии.
1978 год

* * *
Памятник основателю Сингапура сэру Стэмфорду Раффлзу по-прежнему стоит в центре города, напоминая сингапурцам, о каком будущем он мечтал для острова в 1819 году: он видел Сингапур территорией свободной конкуренции, торговым центром Востока на пути между Индией и Китаем. Тогда на острове жили 120 человек, которые кормились рыболовством. Уже через пять лет здесь насчитывалось пять тысяч торговцев: англичане, арабы, китайцы и индийцы — всех привлекло это место благодаря господствовавшему здесь принципу равноправной конкуренции, не зависимой от расы, языка или религии.
1978 год

* * *
Чтобы сохранить одно рабочее место в Европе, например в обувной или текстильной промышленности, в развивающихся странах приходится увольнять двух, а то и двух с половиной или трех рабочих. При этом граждане в развитых странах, получая пособие по безработице, живут не намного хуже работающих. Их может тревожить лишь неопределенность положения или нехватка общения с друзьями, которого им не хватает дома. Но в развивающихся странах безработица — это голод.
1978 год

* * *
Какие факторы позволят нам пройти через рецессию легче, чем это удалось большинству стран? Прежде всего это жесткий бюджет на протяжении многих лет без дефицита или валютных трат, с положительным, а не отрицательным результатом. Это делает нашу валюту стабильной. Мы не нуждаемся в огромных займах, потому что не тратили деньги не по средствам. И если в этом году нам придется потратить больше, чем удастся получить, у нас есть определенный запас на черный день. Доверие к сингапурскому доллару помогло нам развить банковские и финансовые институты, поскольку деньгам необходима возможность безопасного и беспрепятственного оборота.
1983 год

* * *
Давайте не будем забывать, что протекционизм и сокращение торговли означают замедление роста для развивающихся стран. То есть им не удастся избавиться от долгов, а дефолты станут неизбежными — со всеми вытекающими последствиями для международной банковской системы. Даже если банки переживут эти катаклизмы, развивающимся странам нечего будет и думать о либерализации и многопартийной системе с демократическими свободами. Жестокая или репрессивная система — вот оборотная сторона стагнации или отрицательного движения в экономике.
1985 год

MUST READ:  Сбалансированность проектного менеджмента

* * *
Нам следует поддерживать малый и средний бизнес для укрепления связей с мультинациональными корпорациями в таких странах, как Япония и Германия. Мы должны стать их партнерами, чтобы они могли получить современные технологии и налаженное производство, а наши предприятия малого и среднего бизнеса росли бы за счет своих собственных ресурсов. Они сумеют вырасти до крупных корпораций только в том случае, если их руководство проявит хватку и предприимчивость. Правительственная поддержка способна им помочь, но она не станет решающим фактором, благодаря которому малый бизнес превратится в крупный или преуспевающий.
1992 год

* * *
По ряду качественных показателей, в том числе по доходу на душу населения, Сингапур сейчас котируется как развитая страна. Но правительство это не радует — ведь мы слишком хорошо знаем, насколько он зависим от иностранных технологий, иностранных менеджеров и ученых. Нам рано играть в одной лиге с Америкой, Японией или Германией с их богатыми человеческими, научными и технологическими ресурсами. С большой натяжкой мы можем приравнять себя к Португалии, Греции и Испании.
1996 год

* * *
Как и на Неру, на меня повлияли идеи английского фабианского общества. Однако я быстро понял: прежде чем делить пирог, его необходимо испечь. Поэтому отказался от велфаризма, который лишает людей самостоятельности и желания чего-то добиваться в жизни. Равным образом я отринул и модель индустриализации за счет импортозамещения. В то время как большинство стран третьего мира с подозрением отнеслись к идее работать на западные мультинациональные корпорации, Сингапур распахнул для них двери. Они помогли нам вырасти, принесли с собой новые технологии и современные ноу-хау и подняли производительность так быстро, как не подняли бы никакие другие меры.
2005 год

* * *
Если мы не сможем увеличивать производительность труда или интенсивность работы наших граждан, наша экономика замедлится. Тогда сингапурцы не обнаружат богатого рынка вакансий, растущих доходов и конкурентных цен на недвижимость — все показатели повернутся вспять. Это плохо скажется на большинстве населения, поскольку вызовет сокращение рабочих мест и уменьшение заработной платы. Труднее всего будет найти работу молодым сингапурцам, содержащим семьи. И хотя появится больше дешевых квартир, они не смогут их купить, поскольку доходы сократятся. Круг возможностей граждан Сингапура заметно сузится. Мы получим разрушающуюся экономику со всеми ее «прелестями»: снижением цен на недвижимость, в том числе и на квартиры, падением уровня запросов и зарплат, сокращением числа рабочих мест. Как только это случится, самые талантливые работники ринутся искать более сытные пастбища, еще туже закручивая спираль, способную привести к полному краху Сингапура.
2010 год