Если говорить коротко, человеческий мозг — лентяй. Поэтому в обычных ситуациях, не включающих в себя особого указания на необходимость отказа от обработки информации простейшим образом (например, при участии в тестах), люди ведут себя иррационально, поскольку выступают в роли когнитивных скряг. Однако стратегии обработки информации, принятые для когнитивных скряг, существуют во множестве вариантов. Это означает, что люди могут различаться по степени рациональности так же, как по практически любой другой когнитивной/поведенческой характеристике. Более того, мы еще увидим, что подобная вариабельность очень мало коррелирует с интеллектом.
Для человеческого мозга характерны две масштабные черты, делающие его менее рациональным, — проблема из области обработки информации и проблема содержания. С обработкой информации проблема в том, что человек — когнитивный скряга. Проблема же содержания связана с тем, что нам необходимо приобретать крайне специфические структуры знаний для того, чтобы мыслить и вести себя рационально. Ситуацию, когда необходимые для поддержания рационального поведения структуры отсутствуют, я называю проблемой умственных программ, вслед за Перкинсом относя этот термин к правилам, информации, процедурам и стратегиям, которые человек может извлекать из памяти для содействия процессу принятия решений и решения задач.
Рациональные стандарты для оценки человеческого поведения являются социальными и культурными производными, удерживаемыми и сохраняемыми независимо от генов. Развивавшиеся веками теория вероятности, концепция эмпирического подхода, логика и научное мышление дали человеку концептуальный инструментарий, помогающий формировать и пересматривать убеждения и размышлять о действиях. Все эти явления представляют собой достижения культуры, а при установке их в качестве умственной программы они способствуют повышению человеческой рациональности. По мере своего развития всякое общество производит все новые и новые культурные инструменты рациональности, которые затем получают широкое распространение. Если бы студент-первокурсник, освоивший азы статистики, оказался перенесен на несколько столетий назад, в европейском обществе он мог бы «разбогатеть сверх всякой вероятности» за счет азартных игр (или страхования, или лотерей).
Инструменты рациональности — вероятностное мышление, логика, научное мышление — представляют собой умственную программу, которая нередко оказывается освоена не полностью или не освоена вовсе. Подобное незаконченное знание порождает один из классов иррациональности, который я называю «дефицитом умственной программы». Еще одна проблема умственных программ связана с тем, что не все программы одинаково полезны — как для достижения целей (практическая рациональность), так и для формирования точных суждений (эпистемическая рациональность). По сути, ряд приобретенных программ может быть непосредственной причиной иррациональных действий, мешающих достижению наших целей. Эту проблему я называю «зараженные программы».
Когнитивная скупость — это универсальное свойство человеческой психологии, характерное для мышления каждого из нас. Практически то же самое можно сказать и о проблемах умственных программ — до некоторой степени они характерны для большинства людей. Вкратце говоря, все люди — когнитивные скряги и у всех программы отягощены теми или иными проблемами. Поэтому иррациональное поведение и мышление в некоторой степени также характерны для всех нас. Однако не все люди в одинаковой степени проявляют когнитивную скупость при обработке информации и поддаются воздействию зараженных программ. Эту вариабельность ни один из IQ-тестов не оценивает. Обладатели более высокого IQ лишь с немного меньшей вероятностью являются когнитивными скрягами или имеют проблемы с умственными программами. С точки зрения статистики, именно этот факт обеспечивает широкую распространенность феномена дисрационализма. Говоря иными словами, если иррациональность широко распространена и лишь умеренно коррелирует с интеллектом, значит, иррациональное поведение у обладателей высокого интеллекта должно встречаться не так уж редко.
/ Кейт Станович “Рациональное мышление. Что не измеряют тесты способностей”
Иллюстрация: Depositphotos.com