Идея управления временем кажется мне очень смешной. Это, пожалуй, одно из наиболее распространенных заблуждений в том, что касается жизни и работы. Чем больше вы беспокоитесь об управлении временем, тем больше становитесь его заложником. Вы пытаетесь не думать о чем-то — но в результате думаете об этом еще больше.
Временем управлять нельзя. Оно не останавливается ни для кого. Оно не ждет. Его невозможно контролировать. Время будет идти и идти, не обращая на вас внимания, но в конце концов заберет вас с собой.
Почему же тогда об управлении временем написано столько книг, почему так много людей делают вид, будто разбираются в этом вопросе? Возможно, потому, что все хотят научиться находить кратчайшие пути к целям или придумать хитрость, которая поможет сэкономить время. Брайан Трейси (Brian Tracy), один из мировых лидеров в сфере тайм-менеджмента, первым сказал, что это такое:
Управление временем — это управление жизнью.
То есть вы должны управлять не временем, а собой. Своей жизнью. Своими решениями, поведением и эмоциями.
Нам всем отпущено достаточно времени, чтобы добиться потрясающих вещей и оставить что-то будущим поколениям. Если один человек может полететь на Луну, заработать миллиард, принести персональный компьютер в каждый дом, избавить мир от полиомиелита или за свою жизнь стать лучшим бодибилдером планеты, затем высокооплачиваемым актером и, наконец, губернатором штата, значит, и вы на такое способны. У Билла Гейтса и Арнольда Шварценеггера столько же минут в часе, часов в сутках, дней в неделе, недель в году и лет в десятилетии, сколько и у вас.
Так что проблема состоит не в том, сколько есть времени у вас или у кого-то еще, — проблема в том, как вы его используете: вот в чем отличие между любыми двумя людьми.
Если вы не успевали закончить что-то в срок, это не потому, что у вас было недостаточно времени, а потому, что вы плохо распределили нагрузку или неправильно спланировали трудовой процесс. Вероятно, вы были недостаточно дисциплинированы, чтобы заняться работой, когда вам еще хватало времени.
Если вы не делаете что-то, что для вас важно, или не можете найти баланс всех аспектов своей жизни, значит, вы неэффективно управляете своими приоритетами. Если вы постоянно заняты чем-то, что важно не вам, а другим людям, если вы зарабатываете деньги для них, тогда как могли бы в свое удовольствие сидеть дома, если вы не знаете, за что схватиться, постоянно недовольны собой и перегружены работой — то вы в этом и виноваты. Вы выделили время на чужие проблемы в ущерб тому, что важно для вашей жизни (то есть в ущерб вашему видению).
Если в конце дня вы спрашиваете себя: «Сделал ли я что-нибудь толковое?» — и ответом оказывается «нет», это значит, что вы зря потратили самый ценный ресурс, известный человечеству, — время.
Вы можете либо вкладывать время во что-то важное, либо разбазаривать его. Промежуточного варианта не существует. Время — ваша главная валюта. Вы можете управлять им, только управляя своей жизнью и тем, как вы распределяете этот ресурс, которого у вас не больше и не меньше, чем у других. Да, время — валюта, и тому, как ее обменять на деньги, посвящена отдельная глава.
Управление жизнью — это дисциплина в действии. Не страдание, самоотрицание или принесение себя в жертву, а наличие видения — долгосрочного представления о том, кем и где вы хотите быть, — и последовательное принятие правильных, высокоприоритетных решений, даже когда вам лень.
Управление жизнью, прежде известное как тайм-менеджмент, — это разумное использование других активов, связанных со временем, таких как люди, деньги, идеи, информация, программное обеспечение, системы. Такое разумное использование позволяет добиться большего, по минимуму расходуя собственное время, которое освобождается для реализации ваших высших ценностей.
Обмануть время, то есть получить больший результат как можно быстрее, позволяет только аутсорсинг и использование философии управления жизнью. Работать больше и дольше — это не решение. Вы должны воспринимать время как актив, как валюту, а не как задачи определенной продолжительности и списки дел.
Можно обмануть время, если быть объективным по отношению к важным делам (приоритетам) и неважным (постериоритетам), если упорно концентрироваться на задачах с наивысшей ценностью или на тех, что приносят доход, а всё остальное делегировать другим людям, откладывать на потом или вовсе вычеркивать из своей жизни.
Иллюстрация: Depositphotos.com