«Человек кусает собаку», или Нестандартная консалтинговая компания

Меньше, но лучше. Работать надо не 12 часов, а головойВ 2002 г. Торстен Видт и четверо его друзей двинулись в путь по тропе, ведущей в гору, узкой и полной препятствий. По крайней мере, именно так это выглядело со стороны.

Эти пятеро собирались оказывать услуги в сфере стратегического консалтинга крупнейшим компаниям Скандинавии. А это означало, что им предстоит напрямую конкурировать с ведущими международными консалтинговыми империями, чей интеллектуальный капитал, список достижений и количество клиентов среди бизнесменов из рейтинга Fortune 500 способны повергнуть в страх и трепет любого начинающего стратегического консультанта с мало-мальскими амбициями.

Но у Торстена и его друзей было секретное оружие: они были другими. Другими не в смысле умнее, упорнее или амбициознее конкурентов (это едва ли возможно) — нет, просто другими. В компании Торстена эта непохожесть описывается корпоративным выражением «человек кусает собаку»; так же называется и ежемесячная номинация, в которой награждается команда, чей «укус» оказался наиболее выдающимся. Этот принцип помог им относительно быстро вырасти в команду из 150 успешных стратегических консультантов, имеющую многочисленные офисы в Копенгагене, Стокгольме и Осло. В числе их постоянных клиентов — Carlsberg, Maersk, Novo, LEGO и Vestas — датские компании, давно вышедшие на международный рынок. Связи с клиентами настолько прочны, что некоторые из этих клиентов согласились, чтобы переговорные комнаты консалтинговой фирмы носили их имена и были украшены предметами, символизирующими их деятельность. Так что, если однажды соберетесь на совещание в компанию Quartz & Co — готовьтесь играть в LEGO и не налететь на огромную модель пивной банки.

MUST READ:  Витончена реклама книжкових магазинів

У Торстена есть жена и четверо детей, к которым он возвращается в шесть часов вечера. Он часто ездит отдыхать с семьей и друзьями, обожает бурные дискуссии — о футболе или книгах. Торстену не по душе стереотипы и упрощенные суждения о жизни, так что я воздержусь от пафосных высказываний, что его жизнь «полноценна» или «совершенна». Замечу лишь, что, построив очень успешный бизнес, он по-прежнему находит время на семью, друзей и себя.

Но вернемся к человеку, кусающему собаку, — что бы это значило? Вот он, главный вопрос. Представьте, что вы увидели газету с заголовком: «Собака покусала человека». Купите ли вы такую газету? Вряд ли. А вот если там будет написано: «Человек покусал собаку», — такой заголовок куда вероятнее привлечет ваше внимание. Именно этот эффект Торстен и его коллеги успешно обыгрывают в своей деятельности.

«Элемент человека, кусающего собаку, присутствует в каждом выполняемом нами задании, — объясняет Торстен. — От каждого нашего консультанта требуется мыслить креативно, отличаться от других и создавать нечто нестандартное. Скучная презентация в PowerPoint — это не про нас; мы стремимся избегать шаблонов, и ради этого готовы на многое. Мы не раз рисковали и делали весьма смелые вещи, проводя презентации или выполняя заказы клиентов».

Например, рассказывает Торстен, однажды они проводили презентацию перед потенциальным клиентом, соревнуясь за заказ с международной компаний — одним из лидеров отрасли. Темой презентации была оптимизация логистики, и менеджер проекта придумал не выводить инфографику на экран в виде слайдов, а развесить ее по стенам переговорной — в качестве физической иллюстрации своих идей. «Это был риск — мы могли столкнуться с неодобрением. Мы перевернули все вверх дном в переговорной у клиента — и это еще до того, как выиграли заказ. Но клиент принял наши условия, был впечатлен и выбрал нас — отчасти благодаря нашей нестандартности. Наш фундаментальный принцип — быть наравне с лучшими мира сего по сути решаемых задач, но быть лучше них по форме и энергии», — говорит Торстен.

MUST READ:  Проблема рекламы

К себе компания Quartz & Co. применяет тот же подход, что и к клиентам, — изнутри она тоже нестандартная. Например, там нет должностей. «Иерархия у нас носит ситуационный характер: лидер — это тот, кто может руководить другими в данной конкретной ситуации. Любой из нас может быть сегодня лидером, а завтра подчиненным; этот принцип у нас называется “веди и будь ведомым”, — говорит Торстен. А еще ни у кого в Quartz & Co. нет своего собственного офиса или парковочного места. Даже у владельцев компании.

Результаты такого подхода впечатляют: Quartz & Co. — настоящий магнит, притягивающий таланты. «Мы никогда не прибегали к традиционным объявлениям о вакансии. Люди приходят к нам сами, потому что их привлекает наш стиль», — говорит Торстен.

/ Мартин Бьяуго, Джордан Милн “Меньше, но лучше. Работать надо не 12 часов, а головой”