Бизнес-импровизация и философия «да, и…»

Бизнес-импровизация. Тактики, методы, стратегииЕсли человек знает о техниках импровизации хоть что-нибудь, это, скорее всего, два слова: «Да, и…» Данная фраза характеризует краеугольный камень философии театральной импровизации во всем мире. Независимо от того, в какой стране, на каком континенте и в каких форматах (коротких игр, длинных сценических игр или учебных упражнений) происходит обучение импровизации, люди используют концепцию «да, и…» (которая на испанском, французском, немецком и корейском языках звучит как si у, oui et, ja und и ye gwa).

Занимаясь комедийной импровизацией, эти слова можно произносить вслух в ходе исполнения скетча. Однако намного важнее то, что каждое из этих слов — произнесенное вслух или подразумеваемое — представляет одну из ключевых частей командной динамики и образа мышления, которые должны использовать исполнители. «Да» означает безусловное принятие идеи, предложенной и озвученной другим исполнителем или группой исполнителей, «и» означает, что вы берете эту выраженную идею и строите свои действия прямо на ней. Другими словами, если на сцене один исполнитель говорит: «Боже, на этой кухне так жарко», то второй не говорит: «Ничего подобного. Мне ужасно холодно» или «Мы не на кухне. Мы в джакузи на круизном лайнере». Оба эти утверждения отрицают, опровергают и иными способами подрывают предложение, которое выложил на стол первый исполнитель. Результатом применения «да, и…» в этой ситуации могло бы стать: «Да, невыносимо жарко. И тот факт, что я поджег дом, вряд ли нам поможет».

Крайне важно, чтобы каждый человек на сцене применял принцип «да, и…». Например, в полностью импровизированных мюзиклах исполнители находятся в ситуации, когда все шоу базируется на одном предложении аудитории и действие комедии будет развиваться как последовательность принимаемых исполнителями мгновенных решений о том, как создать сценку и продвинуть действие вперед, в реальном времени.

MUST READ:  Принцип «сфокусованої фабрики»

Для того чтобы процесс импровизации сработал, необходимо взаимное доверие и понимание того, что у каждого исполнителя в голове один и тот же замысел: работать как единая команда на пике интеллекта и создать процесс или продукт, который развлечет аудиторию. Несоблюдение принципа «да, и…» приводит к разрушению сценки, поскольку стремление кого-то из исполнителей осуществить собственный замысел («Пусть увидят, какой я смешной!») отвергает то, что строится, и не дает остальным исполнителям на сцене ничего, на чем можно строить дальше. Чисто музыкальным эквивалентом нарушения принципа «да, и…» могло бы стать что-то вроде попытки ударника в джазовом ансамбле внезапно устроить бешеное, затяжное соло в стиле хард-рок в середине песни Му Punny Valentine просто потому, что ему захотелось воспользоваться шансом продемонстрировать купившей билеты публике свое виртуозное владение палочками.

Мне нравится называть «да, и…» своего рода «красной нитью» импровизации — единственным элементом импровизационной ткани, который всегда представляет и связывает воедино все остальные техники данного вида искусства. При всей кажущейся простоте слов «да, и…» их практическое применение может быть чрезвычайно разнообразным и разноплановым. На комедийной сцене труппа из восьми импровизаторов обычно состоит из восьми индивидов с очень разными комедийными стилями, образованием и опытом. Тот факт, что все они работают вместе, используя принцип «да, и…», не означает, что они отказываются от своих уникальных подходов или все реагируют и взаимодействуют друг с другом совершенно одинаково.

«Да, и…» становится скорее философией, чем первичной директивой, и побуждает каждого исполнителя работать над осуществлением общего замысла, сохраняя при этом собственную точку зрения на интеллектуальный и комедийный аспекты действия. Собственно говоря, общий замысел осуществляется благодаря тому, что движение к нему поддерживается силой индивидуальной точки зрения каждого исполнителя. Следовательно, не может быть никаких сомнений в том, что индивидуальная точка зрения и индивидуальный замысел — это разные вещи.

MUST READ:  Как продать лобстера

Наблюдая за импровизаторами на сцене, аудитории нет нужды знать, что исполнители принимают и используют какую-то конкретную философию. Зрители просто реагируют на то, что их смешит, интересует или впечатляет. Таким же невидимым принцип «да, и…» должен быть и в бизнесе: ясно видимым должно быть реальное общение, а не применение техник коммуникации. Настоящим мотором «да, и…» является элементарное уважение. Будь то на сцене или в зале заседаний правлення, люди, применяющие подход «да, и…», демонстрируют уважение к коллегам, к идее того, что общая цель группы важнее любого персонального замысла, а также к процессу коммуникации и обмена идеями.

«Да» не должно означать пустое согласие. Недостаточно произнести это слово лишь для того, чтобы что-нибудь сказать. Само по себе «да» является утверждением и действует как сигнал к завершению разговора, когда к рассмотрению не предлагается никакой новой информации. Аутентичное «да» в сочетании со словом «и» демонстрирует уважение, поскольку подразумевает сосредоточенность и концентрацию внимания. «Да», которое слетает с ваших уст, когда голова занята не тем, что говорит коллега, а какими-то отвлеченными делами, ничего не значит. Вы должны показать, что сохраняете присутствие в данном месте и моменте времени. Ваше «да», высказанное или нет, должно нести в себе силу внимания и понимания.

/ Боб Кулхан “Бизнес-импровизация. Тактики, методы, стратегии”