Ли Куан Ю (Lee Kuan Yew) сыграл ключевую роль в трансформации Сингапура из британской колонии в процветающий и влиятельный город-государство с сильной экономикой и инфраструктурой. На непростом пути из третьего мира в первый Ли Куан Ю показал себя харизматичным и сильным лидером. Под стать ему были и его выступления — убедительные, яркие и цитируемые.
Вашему вниманию предлагаются избранные цитаты из книги “На пути из третьего мира в первый. Взгляды и убеждения Ли Куан Ю”, посвященные высказываниям Ли Куан Ю о коррупции.
* * *
“Если власть государства, которым мы управляем, будет использована не чтобы улучшить жизнь большинства, а чтобы набить карманы меньшинства из властной иерархии, то нам придется плохо”.
1957 год
* * *
“Чтобы различать хорошее и плохое, добро и зло, нам не нужны адвокаты. Эти понятия заложены в каждом из нас”.
1967 год
* * *
“Сингапур развивается, он полон жизни и энергии благодаря работе административной машины. Здесь нет радикалов. Не приходится кого-то подавлять, чтобы машина работала. И так должно быть впредь. С этой целью я исправил бы закон. Вот мое предложение: если какой-то чиновник располагает имуществом, происхождение которого трудно объяснить, и есть доказательства коррупции, он лишается всей собственности”.
1967 год
* * *
“Очень грустно наблюдать за тем, как часто национальные герои пускают на самотек свою страну и она медленно, но верно погружается в пучину деградации и разрухи. Когда откаты и взятки становятся обычным делом, вся страна скатывается по пути саморазрушения. И если подобное случится в Сингапуре, нас не ждет ничего хорошего. Ведь мы не располагаем такой сельскохозяйственной базой, чтобы можно было просто бросить семена, а уж земля, солнце и влага сами бы вырастили урожай риса, пшеницы или фруктов для поддержания нашей жизни”.
1968 год
* * *
“Слишком большой разрыв между зарплатой министра и тем, что министр с его деловым опытом и профессиональными качествами может заработать на стороне, чрезвычайно затрудняет формирование успешного кабинета. Правда, никакое жалованье, даже самое щедрое, не обеспечит исключительной честности и отдачи, с которой министр должен выполнять свои обязанности. Однако вред от непреднамеренных ошибок или неверных решений, принятых министром, хотя и велик, все же несравним с тем вредом, который наносят стране взятки и коррупция. Стоит правительству однажды запачкаться в этом, и зараза расползется по всей администрации. Мы покатимся по наклонной в ту пропасть, где уже лежат останки съеденных коррупцией правительств, чьи народы вынуждены были страдать из-за алчности и продажности лиц, облеченных властью”.
1973 год
* * *
“Если руководящие работники получают хорошую зарплату, они заслуживают самого сурового наказания за взятки”.
1992 год
* * *
“Законы против коррупции должны быть достаточно суровы, чтобы взяточник потерял гораздо больше, чем приобрел в результате сомнительной сделки. Две-три крупные рыбы, пойманные на крючок, послужат остальным хорошим примером”.
1992 год
* * *
“Когда коррупция проникает во все слои правительственной иерархии, от глав государства до мелких чиновников, проблема особенно усложняется. Чистку и дезинфекцию необходимо начинать с верхушки, систематически проходя все уровни до самого низа. Это долгая и мучительная работа, с которой справится только очень сильная группа лидеров, чьи честность и моральный авторитет не подвергаются ни малейшему сомнению”.
1993 год
* * *
“Коррупция способна разъесть любую систему независимо от философии или идеологии отцов-основателей, адекватности правительства или географического расположения. Даже коммунистические партии Китая и Вьетнама, во имя высоких идеалов целенаправленно истреблявшие коррупцию и упадничество прошлых режимов, всего через несколько лет пребывания у власти заражались все той же коррупцией. А уж когда они отказались от марксистской идеологии и государственного планирования, чтобы либерализировать экономику и перейти к рынку, откаты, вымогательство и взятки расцвели еще пышнее”.
2005 год
* * *
“Поддержание дома в чистоте — своего рода постоянная борьба. До тех пор пока основные лидеры сохраняют честь мундира, любая попытка занести в дом грязь будет пресекаться, а дом очищаться. Единственное, чего не может обеспечить партия «Народное действие», — это такую же чистоту того гипотетического правительства, которое придет ей на смену, если партия проиграет следующие выборы. На случай такого развития событий и возникла необходимость создать специальные конституционные механизмы. Мы приняли конституцию, по которой президента страны выбирают не на парламентских, а на всеобщих выборах, причем президент наделяется правом вето на расходование государственных средств Кабинетом министров. Теперь у президента также появилась возможность отменить решение премьер-министра, если тот прекращает или задерживает расследование дела о коррупции, связанного с кем-то из высших эшелонов власти или с ним самим”.
2005 год
* * *
“«Денежные политики» генерируют проблемы большинства стран Азии. «Денежный политик» — это человек, который покупает голоса избирателей, чтобы прийти к власти, и в результате получает возможность возместить расходы на выборы и накопить достаточно средств для следующего раунда покупки голосов. В Сингапуре нет «денежных политиков». Профессиональная честность министров и других членов администрации — это основа нашей политической стабильности. В Сингапуре ни один политик не пойдет на сомнительные сделки, а значит, не попадет в силки денежной зависимости”.
2008 год