Дэниел Пинк (Daniel Pink), один из выдающихся бизнес-аналитиков, автор книги «Человеку свойственно продавать» (To Sell Is Human), уверен, что продажам может научиться каждый. Начать можно с изучения шести способов презентации бизнеса, которые занимают столько же времени, что и поездка в лифте.
В прошлом веке питч в лифте считался стандартной рабочей процедурой. Однако многое с тех пор изменилось. Сегодня у нас есть и другие возможности донести до людей свою идею. Хотя стоит признаться, что в условиях ограниченного внимания мы вынуждены расширить свой набор питчей.
Вот 6 видов «наследников питча в лифте»:
1. Однословный питч
Это оптимальный питч, который следует применять в эпоху снижения концентрации внимания. Принцип питча довольно прост: он начинается с одного слова и им же заканчивается. Особенно такой вид презентации воздействует на «цифровое поколение», которое не представляет жизнь без интернета и лучше воспринимает информацию в максимально сжатом виде.
Сложность метода заключается в том, чтобы свести мысль к одному-единственному слову. «Выберите подходящее слово, а остальное приложится», — советует автор книги.
Пример:
Когда мы говорим слово «поиск», то первая компания, которая приходит на ум, — это Google.
2. Питч в форме вопроса
Часто вопросы оказываются удивительно эффективными. И ими можно пользоваться, чтобы побудить к действию других. Как показывают исследования, утверждения воспринимаются пассивно. Зато вопросы побуждают человека искать ответы, заставляют их размышлять и искать собственные причины соглашаться или нет. Когда люди находят причины верить во что-либо, они сильнее поддерживают эту веру, от этого растет вероятность того, что они будут действовать в соответствии с ней.
Пример:
Когда в 1980 году Рональд Рейган баллотировался на пост президента США, его основным конкурентом был Джимми Картер. Все происходило на фоне суровых экономических условий. Выступая перед избирателями, Рейган не стал делать декларативное утверждение о том, что за последние 4 года у большинства людей ухудшилось экономическое положение. Он просто задал аудитории вопрос: «Живется ли вам сегодня лучше, чем 4 года назад?»
3. Рифмованный питч
Рифма способствует тому, что лингвисты называют «беглостью обработки». Благодаря ей наш разум легко анализирует побуждающие факторы и находит в них смысл. Кроме того, рифма легко усваивается и потому усиливает мотивацию.
Пример:
Немецкий производитель сладостей Haribo, который производит «мишек Гамми», продает продукцию, используя рифмованные питчи на разных языках.
4. Питч в предметной строке
Такого рода презентацию бизнеса можно использовать в электронной почте. Дело в том, что электронная почта основательно вошла в нашу жизнь. И каждое сообщение, отправленное по ней, является призывом, питчем. Хорошо, когда такие питчи обладают отличительными чертами, которые заставляют получателя открыть и прочитать содержание. Но таких писем немного.
В данном случае лучше всего работает полезность сообщения, чуть хуже — интрига, сообщение, которое подогревает любопытство. Но нельзя совмещать одно и другое.
Пример:
Полезный текст: «Обнаружен самый лучший и самый дешевый копировальный аппарат». Загадочный текст: «Прорыв в ксерокопировании!»
5. Питч в Twitter
В данном случае подразумевается питч, использующий Тwitter в качестве платформы, а количество знаков — как ограничитель красноречия.
Что представляет собой эффективный твит? Этот тот твит, который вовлекает фоловеров в диалог и мотивирует их продолжить общение. Но, как показывает практика, лишь небольшая категория твитов выполняет эту задачу. Есть, например, три вида твитов, которые вызывают меньше всего внимания получателей и потому имеют меньше рейтингов. Первый — жалобы, второй — «о себе любимом», третий — подтверждение присутствия (что-то вроде «С добрым утром всех!»).
Какого типа твиты получают самые высокие рейтинги? Оказалось, что твиты с вопросами (они завладевают вниманием), твиты с информацией и ссылками, а также твиты с саморекламой (питчи конечных продаж), но при условии, что в них содержалась полезная информация как часть промоушена.
6. Питч в стиле Pixar
Это формат шести предложений, который позволяет воспользоваться документально подтвержденной силой убеждений рассказываемых историй, но в рамках, требующих краткости.
Шаблон презентации бизнеса в стиле Pixar, например, представляет собой следующий набор из шести предложений:
1. Жили-были ________
2. Каждый день _______
3. Однажды__________
4. Поэтому___________
5. Поэтому ___________
6. И, наконец, _________
Принято считать, что каждый фильм Pixar имеет такую повторяющуюся структуру ДНК повествования.
По материалам “СКБ Контур”
Иллюстрация: Shutterstock