Юмор, используемый с умом, смазывает колеса системы управления

book1645Наличие чувства юмора — большой плюс на сцене TED, в личных отношениях и в любом бизнесе. В исследовании, опубликованном в Harvard Business Review, Фабио Сала (Fabio Sala) собрал воедино результаты более чем 40-летнего изучения юмора и пришел к следующему выводу: «Юмор, используемый с умом, смазывает колеса системы управления. Он уменьшает враждебность, обезоруживает критиков, ослабляет напряжение, поднимает боевой дух и помогает сообщать неприятные новости».

Сала провел собственное исследование. Он выбрал среди руководителей одной продовольственной компании 20 человек, половину из которых коллеги оценили как прекрасных работников, а вторую половину — как средних. Все руководители приняли участие в двухчасовом интервью на тему эффективности управления. Два наблюдателя обрабатывали полученные в ходе интервью материалы и выделяли юмористические комментарии. Юмор в форме оскорбительных высказываний в адрес других людей помечался как негативный, а юмор, подчеркивающий забавные или нелепые свойства и ситуации, — как позитивный.

Вот что пишет Сала: «Руководители, получившие похвальные отзывы коллег, прибегали к юмору в два раза чаще, чем средние руководители, — в среднем 17,8 раза в час по сравнению с 7,5 раза в час… Ознакомившись с данными о годовом доходе руководителей, я выяснил, что размер их премий положительно коррелирует с использованием юмора в ходе интервью. Другими словами, чем веселее руководители, тем больше премия».

При этом Сала отмечает, что сама по себе веселость не была главным компонентом — она скорее отражала важную составляющую успеха: эмоциональный интеллект. «В ходе моих экспериментов выдающиеся руководители прибегали к разнообразным видам юмора чаще, чем посредственные, хотя отдавали предпочтение позитивному или нейтральному юмору. Но речь не о том, что избыток юмора — это обязательно хорошо или что позитивный юмор всегда лучше негативного, уничижительного юмора. В бизнесе, как и в жизни, ключ к эффективному использованию юмора в том, как этот юмор применяется. Не пытайтесь быть смешным. Вместо этого уделяйте самое пристальное внимание тому, как вы используете юмор, как окружающие на него реагируют, что слышат в ваших словах. То, как вы говорите, — самое важное».

Каким же образом в ходе выступления сказать что-то смешное, если самое важное — то, как вы говорите? Первый совет кажется нелогичным, но уверяю вас, он крайне важен: не пытайтесь быть смешным. Избегайте анекдотов. Стоит вам начать рассказывать анекдот про блондинку или про раввина и священника — и вам крышка. Такие номера хорошо проходят только у профессиональных комиков.

MUST READ:  6 составляющих позиционирующего заявления ценностного предложения

Вы не Джерри Сайнфелд. Сам Сайнфелд говорит, что, когда он начинает работать над новой программой, две трети его шуток оказываются чушью и освистываются аудиторией. Сайнфелд шлифует шутки годами, прежде чем доводит их до нужной кондиции.

В видеоролике для веб-сайта New York Times Сайнфелд проводит тщательный разбор одной сценической шутки. Он рассказывает, что анекдот о печенье «Поп-тартс» готовился два года. «Это долгий срок для работы над такой бессмыслицей, но это то, чем я занимаюсь и чего ждут от меня люди», — говорит он. Затем раскладывает по полочкам всю шутку: «Мне нравится, когда смешит первая же реплика. “Когда я был маленьким, изобрели печенье “Поп-тартс” — и мне снесло крышу с затылка”. Шутка уже началась: снесло не просто крышу — снесло ее определенную часть…» В течение пяти последующих минут Сайнфелд анализирует каждый компонент — каждую фразу — шутки. Если фраза слишком длинная, он подсчитывает слоги и кромсает слова, чтобы добиться нужного эффекта.

Видео с Джерри Сайнфелдом дает увлекательную возможность заглянуть в мысли талантливого комика. Я вынес оттуда два урока: 1) комедия — это тяжкий труд и 2) юмор, который мы используем в презентациях, и манера его подачи должны быть тщательно обдуманы и проработаны.

MUST READ:  Нематериальное конкурентное превосходство — проявление ваших истинных ценностей

Так как же развеселить аудиторию, не прибегая к анекдотам? Я бы разбогател, если бы получал деньги всякий раз, когда клиент жаловался мне: «Я не смешной». Не нужно быть смешным, чтобы шутить. Нужно лишь хорошенько потрудиться, чтобы сделать презентацию забавной и развлекательной.

Кармин Галло “Презентации в стиле TED. 9 приемов лучших в мире выступлений”

Иллюстрация: Depositphotos.com