Футбол оказывает прямое и косвенное влияние на мировую экономику. Часто его воздействие весьма значительно.
Известная финансовая компания Goldman Sachs опубликовала отчет, согласно которому, начиная с 1966 года, рост фондовых рынков развивающихся стран, сборные которых выиграли мировой чемпионат, в среднем превышает темпы роста фондовых рынков стран-неудачников на 9-10% (учитывался только год, когда проходил чемпионат мира по футболу). В свою очередь, страны, чьи сборные проигрывали в финале, претерпевали ущерб и на своем фондовом рынке – обычно индексы снижались на 20-25%.
Новое исследование, проведенное банковской группой ABN-AMRO, показало, что влияние футбольных побед и поражений на экономику не способно вызвать финансовый кризис или, наоборот, бум, однако оно весьма существенно. Победа в финале чемпионата мира в подавляющем большинстве случаев ускоряет темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) страны-победительницы на 0.7%. В то же время проигравшие, то есть, отсеявшиеся на предварительных стадиях турнира, обычно теряют 0.3% своего ВВП. Впрочем, у этого правила есть исключения: в 1974 и 1978 годы Германия и Аргентина вступили в период экономической рецессии, несмотря на то, что их сборные получили “Золотую Богиню”. Любопытно, что экономика Нидерландов, неудачливого финалиста обоих чемпионатов, также пострадала, однако в меньшей, чем победители, степени.
Экономический эффект футбола имеет ряд достаточно простых объяснений. К примеру, известно, что потребитель, находящийся в хорошем настроении, склонен тратить больше денег, чем его грустный коллега. Победа (не только футбольная, но и любая другая) неизбежно оживляет рынок сувениров, музыкальных и видеозаписей и пр. Футбольный успех (особенно это заметно в Европе и Латинской Америке) способствует росту индекса потребительского доверия. К примеру, когда в 1988 году сборная Нидерландов выиграла чемпионат Европы (переиграв сборную СССР в финале), в Голландии был зафиксирован резкий рост этого индекса – он подскочил сразу на 7%, хотя в течение полугода до этого демонстрировал весьма анемичную динамику. Бизнесы также подвержены воздействию футбола: великие футбольные державы чаще привлекают иностранные инвестиции и обретают новых торговых партнеров.
Впрочем, “футбольная экономика” имеет ряд ограничений. Во-первых, чемпионаты мира проводятся с 1930-го года, однако за это время чемпионов производили лишь два континента -Европа и Латинская Америка. Крупнейшие мировые экономики, базирующиеся в Северной Америке, Азии и Австралии, не испытывали на себе подобное влияние футбола. За все время мировую футбольную корону получали только команды из семи стран – Аргентины, Бразилии, Уругвая, Англии, Германии, Италии и Франции. Из-за этого масштабы анализа достаточно ограничены.
Во-вторых, экономисты начали анализировать феномен футбола лишь в середине 1990-х годов, при этом большинство научных работ посвящено микро-, а не макроэкономике. То есть, достаточно хорошо изучено влияние, которое оказывает футбол и иные широко популярные игровые виды спорта (вроде, баскетбола, хоккея на льду, бейсбола и пр.) на экономики отдельных городов. Хорошо проработана теория спортивного бизнеса. Есть и работы, авторы которых анализируют социальное воздействие футбола. К примеру, Джон Сугден (John Sugden) и Алан Томлинсон (Alan Tomlinson) опубликовали серию статей, в которых анализировался один из парадоксов – с одной стороны, азиатские команды достаточно неудачно выступают в международных турнирах, а с другой – в Азии невероятно популярны трансляции матчей европейских чемпионатов.
В-третьих, есть и проблемы с получением данных, необходимых для анализа. Многие страны, считающиеся “бедными”, которые участвуют в футбольных чемпионатах, не ведут внятной статистики. Поэтому крайне сложно определить, каким образом футбол влияет на их экономики.
Тем не менее, известны некоторые показательные факты. В состав Международной Федерации Футбольных Ассоциаций (FIFA) ныне входит 240 членов – больше, чем в ООН (191). ФИФА объединяет более 300 тыс. клубов и примерно 240 млн. игроков (30 млн. из них – женщины). ФИФА имеет статус некоммерческой организации. Согласно ее отчетам, ежегодно она получает прибыль в размере $700 млн. 96% своего дохода ФИФА получает за счет проведения футбольных соревнований, причем наиболее прибыльное событие – чемпионат мира.
Постоянно растет стоимость спонсорства чемпионатов мира. В 1984 году компании-спонсоры заплатили за это право $2 млрд., в 2006 году – $16 млрд. Это объясняется невероятно и глобальной популярностью этого соревнования. В 2002 году матчи чемпионата в общей сложности посмотрели 35 млрд. человек, живших в 213 странах мира (финальный матч – около 1.5 млрд.), что на 38% больше, чем предыдущий чемпионат.
Чемпионат мира 2002 года, который проходил в Южной Корее и Японии, принес организаторам прибыль в размере примерно $260 млн. (данные консалтинговой фирмы Deloitte & Touche). Проведение чемпионата позволило увеличить темпы развития южнокорейской экономики и стало одной из причин окончания экономической стагнации в Японии (продолжалась 12 лет).
Футбол позитивно влияет и на традиционно “нефутбольные” страны. В 1994 году чемпионат мира проходил в США. Часть матчей прошла в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. Исследование консалтинговой фирмы Waltz показало, что экономика Лос-Анджелеса получила от этого $623 млн., а Нью-Йорк – $452 млн.
Исследование банка Barclays, проведенное в Великобритании, показало, что чемпионаты мира способствуют падению производительности труда. Если бы английская сборная дошла до финала чемпионата мира 2002 года, то британская экономика потеряла бы 0.3% ВВП – поскольку англичане бы любыми способами избегали работы, чтобы посмотреть футбол или поговорить о нем. В свою очередь, Центр Экономических и Бизнес-Исследований (Center for Economics and Business Research) в 2002 году пришел к выводу, что футбольный энтузиазм обходится десяти крупнейшим экономикам Европы в 0.3% – 0.75% ВВП или $8.1 млрд. Это связано с тем, что болельщики не способны нормально думать и работать в период футбольной фиесты. Кроме того, в ходе чемпионата болельщики начинают потреблять значительно больше пива.
Источник – www.washprofile.org