Розділ:
Управління змінами
Підрозділ:
Реінжиніринг бізнес-процесів
Виктор Цлаф, Самарский НИИ экономических проблем региона
|
Business Process Reengineering: «программистское мировоззрение», «человеческий фактор» и сложность мира
Эта статья родилась как реакция на дискуссию в одном из
форумов на сайте Е-xecutive.ru. Именно там, при
обсуждении статьи
Мансура Гиматова о сущности BPR[1] в выступлении Леонида Точилова
прозвучало упоминание о «программистском мировоззрении».
Сначала процитируем Гиматова, автора исходной в этой
дискуссии статьи:
«Методика инжиниринга позволяет нам рассматривать
деятельность любого предприятия в программно-алгоритмической сущности, выделяя
отдельные бизнес-процессы в командные «процедуры» и «функции». Т.е. деятельность
любой организации представляется в виде «программы» со своей входной и выходной
информацией.
Таким образом, можно сказать, что «инжиниринг»
бизнес-процессов есть форма представления деятельности предприятия в виде
алгоритмических схем, имеющая целью предоставление инструмента для возможности
анализа всех его структур и видов деятельности (данные и код программы). Тогда
как «реинжиниринг» — это процесс «декомпиляции программы» в попытке произвести
усовершенствование первичной деятельности.
Логическая суть инжиниринга заключена в попытке нахождения
оптимального алгоритма работы для любого бизнес-процесса на основе анализа и
структуризации входной информации и перепроектирования выходных форм».
Представляется, что сущность инжиниринга и реинжиниринга
бизнес-процессов, как она обычно понимается, представлена в этой цитате
достаточно точно.
Трудно не согласиться, что BPR — результат «программистского
подхода» к миру и человеку, он основан на предположении, что мир (варианты:
предприятие, подразделение, отдельного человека) можно перепрограммировать, как
компьютер. Однако мир не хочет перепрограммироваться. Процессы в
социально-деятельностных системах имеют, прежде всего, социокультурную основу, и
уже потом подчиняются всевозможным критериям целесообразности, в том числе, и
математически определенным критериям оптимальности.
Нобелевский лауреат Василий Леонтьев писал о
достижениях Л.В. Канторовича —
тоже Нобелевского лауреата, заложившего в 30-х гг. прошлого века основы
линейного программирования: «Эта теория в ее современном варианте рассматривает
национальную экономику в целом как своего рода гигантский компьютер»[2]. Он не осуждал позицию Канторовича и
его последователей (впрочем, и не одобрял ее) — он констатировал факт. К
сожалению, трудно быть столь же беспристрастным, обсуждая судьбу BPR в
России.
BPR выдумали не американцы. «Весь мир... мы разрушим до
основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим» — это было написано во
Франции, но именно в России стало главной мыслью сначала гимна государства, а
потом — гимна правящей партии, которая была больше, чем государство.
Мы попробовали BPR в невиданных миру масштабах. К сожалению,
всегда удавалась первая часть этого процесса (разрушить), но гораздо реже —
вторая (построить). Это легко объясняется. Идеология BPR — это не идеология
развития, а идеология продуцирования изменений, не имеющих
социокультурного базиса, принудительного действия, «ломания через коленку» того,
что сложилось, в угоду некоему технократическому представлению о том, «как
должно быть». Здесь IT-специалисты вместе с прочими технологизированными
менеджерами кардинально расходятся с OD (Organization Development) —
специалистами. Последним, кстати, иногда достается реанимировать предприятия
после нашествия первых.
Только в нашей стране кукурузу сеяли чуть не до Северного
полюса, полностью «реинжинируя» бизнес-процессы в сельском хозяйстве. Мы еще
испытали не все последствия «размещения производительных сил» в сырьевых
районах, нам еще предстоит «трудоустраивать» сотни тысяч безработных в Кузбассе,
в районах Поволжья, Урала и других, где с подачи наших теоретиков по
«размещению» («инжинирингу») построены гигантские заводы по переработке сырья,
запасы которого в природе кончаются, а доставка из других регионов стоит
сумасшедших денег. Мы еще не «наелись» последствиями национализации, ликвидации
кулачества, индустриализации, приватизации, демократизации, построения
«гражданского общества» и многого другого, что делалось и делается за последние
почти 90 лет исходя из представлений, «как должно быть». Нам еще недостаточно
пережитого и переживаемого, чтобы усвоить и практически использовать
важнейший методологический тезис: «Искусственные процессы возможны только на
основе естественных», а последние в социальных системах опираются на
механизмы, имеющие социокультурную природу. В приведенных выше примерах
игнорировались, впрочем, не только социокультурные, но и другие естественные
факторы.
Можно возразить, что приведенные примеры относятся к сфере
государственного управления, а BPR — инструмент для предприятий. Однако
методологический принцип соотношения искусственных и естественных процессов
действует применительно к любым объектам управления. В любом случае вопросы «как
должно быть» и «как к этому двигаться» не решаются подобно оптимизации
компьютерной программы и перепрограммированию компьютера.
Управление изменениями давно выкристаллизовалось в
самостоятельную область менеджмента. Выросли, хотя и очень дефицитные пока, но
вполне компетентные отечественные специалисты, не уступающие зарубежным. Но их
«стыковка» с IT-специалистами все еще представляет собой зачастую нерешенную
проблему. И при том, что объем IT-услуг и по спросу, и по предложению на
российском консалтинговом рынке намного превышает объем услуг по управлению
изменениями (а отсюда надо еще выделить отнюдь не близкую к управлению
изменениями, технологически гораздо более связанную с IT, но часто смешиваемую
клиентами с управлением изменениями область управления проектами) —
«руководящая и направляющая» роль часто достается IT-шникам.
Вопрос не в том, можно ли в информационные технологии
оптимизации бизнес-процессов вводить социокультурные факторы. Наверное, можно.
Вопрос в том, вводят ли их те, кто пользуется этими технологиями.
Никто ведь не против BPR как такового. Весь вопрос в том, как
определить, «как должно быть» и как к этому идти. И можно ли узнать, «как должно
быть» в экономической плоскости, скажем, с помощью исследования операций, а в
социальной — с помощью примитивных моделей «совладения» предприятиями (живучими
в сознании менеджеров даже на фоне усиливающихся скандалов по поводу прав
миноритарных акционеров, принятия на государственном уровне Кодекса
корпоративного поведения и прочих событий в мире «совладения»).
Мы используем ныне методы наших западных коллег — те
методы, где представления о сложности мира, как правило, ограничиваются плоскими
таблицами 2x2 (SWOT, BCG-матрица и пр.), где авторы популярного учебника по
менеджменту признаются: «Мы остаемся при том мнении, что эклектический метод,
который объединяет самые полезные, важные и повсеместно применяемые достижения
основных школ и направлений, наиболее соответствует реальности...»[3] — какой реальности? что значит «соответствует»? — а разве, кроме эклектической свалки, нет других способов
соединения достижений разных школ? Это происходит, как ни странно, в той же
стране, где почти 60 лет назад впервые было получено строгое математическое
доказательство того, что сложные задачи не имеют простых решений (10-я теорема
Клода Шеннона из работы
«Математическая теория связи»[4], породившая позже «закон необходимого
разнообразия»[5].) В этой же стране великий Толкотт
Парсонс создавал основы современной теории социальных систем, связывая в
единое целое социальные и культурные системы. В этой же стране Эдгар
Шейн, Уорнер Берк и другие закладывали основы и ныне развивают теорию
и практику организационной культуры, организационного развития, основной принцип
которого — «развитие организации через развитие персонала». Но все эти
богатейшие достижения меркнут перед стремлением к упрощению, к сведению человека
к запрограммированному компьютеру — создается четкое ощущение, что каждый из
специалистов по менеджменту творит в своей области, боясь заглянуть в соседнюю.
Впрочем, дадим слово Парсонсу:
«Американскую открытость характеризуют еще два момента:
относительный иммунитет к идеологическому давлению, т.е. готовность браться за
любые проблемы социальных наук, и тесно связанное с этим умение оценить по
достоинству решения частных и ограниченных задач без особой заботы о стоящих за
ними глобальных проблемах.
Оборотной стороной медали всегда был общий для
американцев скептицизм по отношению к высоким уровням обобщения. Отсюда
неблагоприятная интеллектуальная атмосфера для развития и распространения общих
концептуальных схем, поскольку все время возникал вопрос, являются ли такие
схемы необходимыми или хотя бы желательными. В Америке появилась тенденция
оказывать сопротивление всяким попыткам работать на уровне общей теории»[6].
Возникает, однако, неизбежный вопрос — как оценить
применимость решений «частных и ограниченных задач» в ситуациях, отличных от
тех, в которых они были получены, например, в других странах или в другие
исторические периоды, если глобальные проблемы, порождающие эти частные задачи,
остаются неизвестными или неисследованными, а общие концептуальные схемы не
построены?
Эти глобальные проблемы, тем не менее, исследовались, и
концептуальные схемы разрабатывались, и во многом это делалось в России и в СССР
(А.А.Богданов, Г.П.Щедровицкий и др.). Но большинству нынешних
управленцев неведомо, что существуют метатеории, онтологии, принципы синтеза
знаний, что, кроме эмпиризма, заслужившего популярность в XIX-XX вв. благодаря
успехам естественных наук и техники и на этой основе «въехавшего» в социальные
науки, существует 2000-летняя традиция европейского рационализма, что дискуссии
о границах применимости социального знания, тем более, полученного эмпирическим
путем, ведутся уже не первое столетие... Американские и американизированные
школы менеджмента, как правило, не обсуждают таких вопросов.
Не надо понимать сказанное, как некое обвинение американской
культуре. При всех ее особенностях она, как и всякая культура, многослойна и
многогранна. Не в американцах дело — в том, что мы у них берем. А берем
мы, к сожалению, зачастую самое примитивное.
Классик социологии Макс Вебер различал 4 императива
деятельности, он писал, что действие «...может быть детерминировано: 1)
целерационально — ожиданиями относительно поведения объектов внешней среды и
других лиц, а при помощи этих ожиданий рациональной оценкой и учетом как
«условий», так и средств для достижения целей; 2) ценностнорационально, т.е.
благодаря осознанному убеждению в абсолютной (самой по себе) ценности данной
линии поведения, совершенно независимо от результатов (курсив мой — В.Ц.) и
независимо от того, интерпретируется она как этическая, эстетическая,
рациональная или какая-либо другая; 3) аффективно — эмоционально, благодаря
аффектам и состоянию эмоций; 4) традиционно — благодаря установившейся
практике»[7]. Нетрудно видеть, что обычные для BPR
критерии оптимизации охватывают только «целерациональные» императивы, не обращая
внимания на остальные. Что вовсе не мешает неучтенным императивам влиять на
деятельность в «реинжинируемой» организации.
О том, что BPR «работает» далеко не всегда, написано уже
слишком много. Почему и когда это «работает» «у них» — вопрос особый, и сейчас
он меня не интересует. Речь ведь не идет об «особом пути России» — особые пути
ведут через каждую подворотню. Речь о принципах BPR, как они чаще всего
понимаются.
В поисках спасительной простоты мы приравниваем происходящее
на предприятиях и в государствах к реализации программы в компьютере, где нет
людей с их интересами, целями, культурой, ценностями, этническими и
конфессиональными различиями, с... будем перечислять дальше или после учебника
по BPR заглянем в хороший учебник по HRM? Беда-то в том, что эти учебники и
прочая литература изучаются и ложатся в ознание менеджеров не системно, а
именно в виде эклектической свалки.
Это стремление к упрощениям подводит нас, в конце концов, и
при внедрении информационных технологий.
Внедрение бизнес-оптимизаторов, в том числе,
наисовременнейшего Generic Enterprise Modeller (адаптированная к
российским условиям версия бизнес-оптимизатора фирмы River Logic, Inc, фактически сделанного в России на
американские деньги и внедренного на Западе более, чем в 700 экземплярах[8] ) наталкивается не на трудности
построения систем уравнений объектов — это программа делает автоматически по
схеме, вычерченной оператором на экране, — а на нежелание менеджеров,
«эксклюзивно» умеющих ловить рыбку в мутной воде, терять свой исключительный
социальный статус, уступая свою оптимизирующую роль компьютеру.
В Новосибирске нынче и вовсе чудеса творят. Компания «НооЛаб» [9]
разрабатывает новое поколение
автоматизированных систем, ими создано ядро технологии CONEXT (Content
Extracting Technology), осуществляющей автоматическое «понимание» текстов по
их содержанию. В основе CONEXT лежат логическая формализация модели знания из
содержательно-генетической эпистемологии, представления о категориальных формах
мышления, понимания и коммуникации, онтологических моделях содержания и др.
Возможная роль такой системы в управлении не нуждается в комментариях. Но как
отнесутся потенциальные потребители к применению технологий, основанных на
содержательно-генетической эпистемологии, в управлении бизнесом или государством
— сказать пока более, чем сложно.
Что в этом самое интересное — менеджерам, для которых мир
прост, как компьютер, не нужен и компьютер со всем богатством того, что он может
делать. Да, комплексы системной интеграции понятны; по меньшей мере, понятно,
зачем они нужны. Петербургский bigmaster тоже понятен — это именно
программистский подход к предприятию. А вот эпистемологически ориентированные
программы — а ну как с их помощью и налоговая инспекция больше, чем надо,
поймет?..
BPR — это метод, идеологически свойственный плановому
хозяйствованию в тоталитарных системах, основа его — тезис: «Как я захочу, так и
будет». Не будет. Но это не является абсолютным недостатком данного
метода (в конце концов, типичный холдинг — это кусок плановой экономики и
тоталитарной идеологии в рыночном и демократическом окружении). Это означает,
что, как и любые методы планового хозяйствования, он имеет свои границы
применимости и свои способы применения. Их и следует определить более точно.
Беда не в том, что американцы, выхватывая из глобальных
проблем маленькие кусочки и стандартизируя их, придумывают для них примитивные,
но эффективные способы решения, обеспечивающие хорошую прибыль (во всех
смыслах). Беда в том, что мы, копируя американцев, не отдаем себе отчета в том,
что это — всего лишь кусочки, и за деревьями часто не видим леса — своего леса,
тайги...
Беда в том, что и многие западные, и почти все наши
экономисты и управленцы — от выпускников советских плановых институтов до
получивших на Западе престижные дипломы MBA — изучали философию, «чтобы была», а
не для того, чтобы понимать реальную сложность и противоречивость мира и учиться
жить без разрушающих человеческое сознание (а за ним — и бытие) упрощений. Но
истина, в конечном счете, оказывается важнее прибыли. И, как это ни странно,
экономически выгоднее.
[1] М.Гиматов «Пирамида
сущностей реинжиниринга» //www.e-xecutive.ru/publications/aspects/article_1601.
[2] Леонтьев В. Проблема
качества и количества в экономике. /В.Леонтьев. Экономические эссе. М, 1990.
С.80.
[3] Мескон М., Альберт М.,
Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.1995. С.21.
[4] См. Шеннон К. Работы по теории информации и
кибернетике. М., 1963. С.278.
[5] См. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. — М., 1959. С.293-302.
[6] Парсонс Т. Точка зрения автора./ Талкотт Парсонс. О
социальных системах. М., 2002. С.20.
[7] Цит. по кн.: Парсонс Т. О структуре социального
действия. М., 2000. С.157-158.
[8] См. //www.sama.ru/~sbs/optim_bus.html
[9] //www.noolab.ru
Sergiy, cape@ukr.net В целом, я конечно согласен с автором – в том смысле, что всегда надо стараться не упускать из виду всех аспектов проблемы. И то, что раньше называлось «комплексный подход» значительно лучше, чем узкий взгляд на проблему.
Но, есть одно небольшое «но» (как впрочем, и всегда).
На мой взгляд, можно работать (ну, или вести какую-то деятельность) двумя способами (по крайней мере, в области управления):
1. Просто и честно делать свое дело (до конца и с полезным выходом).
2. С умным видом рассуждать на модные темы и «делать вид».
Обычно по первому варианту работают «простые» управленцы, которые в статье критикуются за «узкость» подхода и почему-то обзываются IT-шниками.
Да, кстати, лирическое отступление на тему управления проектами, которые «технологически гораздо более связаны с IT». Не могу не привести цитату, приписываемую Петру Первому: «Все прожекты зело исправны быть должны, дабы казну зрящно не засорять и отечеству ущерба не чинить. Кто прожекты станет абы как ляпать, того чина лишу и кнутом драть велю». Тоже, наверное, знатный «IT-шник» был. Опередил свое время, так сказать.
Так вернемся же к работе. А по второму варианту обычно действуют всякого рода консультанты, которые что-то, где-то слышали и теперь считают, что они самые умные. Вот та, исходная статья о BPR как раз типичнейший образчик такого подхода. Ведь автор то даже не потрудился _понять_ что же это за зверь такой BPR, а статейку-то и накропал. И привел, в, мягко говоря, недоумение автора данной статьи. Просто вынудил человека, судя по всему, написать статью, поскольку изложил не стройную теорию, а какое-то свое «понимание», явно основанное на «лобовой» трактовке слов «Reengineering», «Business» и «Process». Естественно, что у любого здравомыслящего человека такой поток сознания вызовет мыслительную аллергию! Более того, ввел в заблуждения автора данной статьи (вот цитата: «Представляется, что сущность инжиниринга и реинжиниринга бизнес-процессов, как она обычно понимается, представлена в этой цитате достаточно точно.»).
Уважаемый Виктор, Вас обманули! То что было написано в статье г-на Гиматова никакого отношения к дисциплине Business Process Reengineering отношения не имеет (кроме случайного употребления автором статьи этих самых злополучных слов. Кстати, в подтверждение своих слов, привожу ссылку на интереснейший сайт, на котором описывается сущность того самого BPR: http://www.defenselink.mil/c3i/bpr/bprcd/mhome.htm).
Боюсь, что Вы написали (по случайному неведению) статью не о «программистском мировоззрении» в BPR, а о мировоззрении дилетанта вообще. Какое недоразумение! Но, тем не менее, оно достаточно точно отражает состояние дел в области консультационных услуг в постсоветском пространстве.
Возможно, что кто-то прочитает Вашу статью и задумается над тем, что происходит вокруг. Я Вам искренне этого желаю!
P.S. Не стоит, по моему, критиковать нынешних управленцев за то, что они широко используют существующие (и проверенные временем) методики и методологии. Это быстро и эффективно. Надо критиковать дилетантов, которые не хотят разобраться даже с такими достаточно простыми вещами, как BPR, SWOT-анализ, регулярный менеджмент и т.д., – страна должна знать своих героев (и обходить их стороной). Сергій Мічковський Буду краток.
Проблема автора статьи в оторванности от того, что критикует.
Честно говоря ожидал по названию что-то по серьёзней. Увы.
Одно слово - Луддит. Татьяна О том, что автор (Виктор Цлаф) попал в цель своим откликом, говорит хотя бы тот факт, сколько раздражения это вызвало у предыдущих комментаторов. (Кстати, Мансура Гиматова тоже в комментариях пытались постоянно увести в сторону от основной дискуссии).
И хотя много времени уже прошло после этой публикации, главная проблема остается - противоречие между "быстро и эффективно" как характеристикой модели и сложностью объекта, который она описывает.
БПР - это, похоже, еще один инструментарий промежуточного этапа анализа не "процессов предприятия", а по сути человеческих отношений. Что весьма далеко от самих отношений. Строительство человеческих отношений, воспитание детей, друг друга в большом и малом коллективе - наверное, наиболее творческий процесс из всех возможных.
То, что на предприятиях работают люди, пока еще мало кем из консультантов вообще замечается. Стоит зайти на сайты наиболее известных международных консалтинговых компаний и порешать кейсы-тесты для желающих стать консультантами, так и станет более или менее понятно, какой стратегии придерживается консалтинговая компания в отношении своих клиентов. Особенно в том случае, когда ваши ответы не совпадают с ответами компании, и какой затем следует комментарий.
Безусловно стандарты нужны и они полезны, кто-то должен их придумывать - ведь нужен какой-то способ согласовывать работу совершенно разных людей. Но это никоим образом не отрицает право другого автора критически высказаться о текущей возможности и предложить свою.
Чтобы убедиться в этом, оба предыдущих комментатора могли хотя бы посмотреть сайт Самарской школы бизнеса.
| Якщо Ви бажаєте подискутувати із конкретним читачем, то це можливо робити безпосередньо в нашому форумі. |
|
|