Розділ:
Управління змінами
Підрозділ:
Реінжиніринг бізнес-процесів
Мансур Гиматов
|
Пирамида сущностей реинжиниринга
Просматривая теоретические выкладки создателей теории
бизнес-процессов, да и авторов более позднего периода, ловлю себя на мысли, что
гениальная прозорливость Майка Хаммера, столь четко выразившего идеи реинжиниринга, не смогла выйти из круга
интуитивного понимания ситуации и объяснить нам в физических терминах основы
реинжиниринга.
А на самом деле, на чем базирована методика
реинжиниринга?
«Реинжиниринг есть фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование
бизнес-процессов...», — позволю себе замахнуться на «святая святых», но не кажется
ли вам, что это тавтология? Но бог с ней, с тавтологией. Давайте зададим другой
вопрос: кому необходимо применять схемы реинжиниринга, а кому — необязательно
(или, быть может, вообще нельзя)? И опять — молчание... Лишь для ребят с
консалтинговых фирм принцип «кашу маслом не испортишь» — неплохой вариант
ответа.
Слишком много пробелов, слишком много интуитивного, хотя все, что связано с бизнес-процессами, давно уже
называют «научным подходом».
Ну, научный, так научный
— решаем задачу. Предпосылки: 70-ые годы — появление термина Total Quality
Management (TQM) в Японии. 80-90-ые — стандарты IDEF и Business Process
Reengineering (BPR) уже в Америке. 60-ые — по сей день — бурное развитие
компьютерной техники. Ближе к 80-м — компьютерные технологии «перекрашиваются» в
информационные. Вопрос: Что такое реинжиниринг?
* * *
Стандартный подход, обосновывавший
появление TQM, опирается на условия послевоенной разрухи в Японии, борьбой за
рынки сбыта методом повышения качества товаров и т.п. В принципе все понятно и
все логично, но... Причем тогда Америка, где принципы TQM переросли в новый
качественный уровень, позднее названный BPR? И опять же: все мы прекрасно
осознаем (интуитивно!), что и TQM и BPR напрямую завязаны с информационными
технологиями. Но вот каким образом они связаны и что между ними общего —
большущий вопрос. И что же произошло в преддверии 60-ых?
Окончание второй мировой
войны, в условиях которой нечеловеческими усилиями был совершен колоссальный
прыжок в техническом и технологическом уровнях, заставило мировой бизнес
оглядеться в решении вопроса использования огромного военно-промышленного
комплекса. (Хочу заметить, не отвлекаясь от основной темы, что именно в этой
стадии и заключены все беды и злоключения бывшего Советского Союза). И решение
было найдено достаточно быстро — товары массового потребления (ТМП). Но новый
технико-технологический уровень позволял уже не просто выпускать ложки-вилки для
потребителя и мотыги для сельского хозяйства, но и осваивать новые виды
значительно более сложной продукции — телевизоры, холодильники, чуть позднее —
электронику и т.п. Первая волна опытного производства, приведшая к быстрому
накоплению средств предприятиями и повысившая покупательскую способность части
населения, вызвала вторую — массовое производство ТМП.
Мало того, что
промышленность захлебнулось в заказах — миллионы штук каждого из видов! Но к
тому же и требования к качеству продукции возросли неимоверно. Если раньше,
производя продукцию для ВПК, сельского хозяйства и средства воспроизводства,
предприятия имели возможность содержать ремонтные мастерские и т.п., списывая
издержки на себестоимость, то теперь КАЖДЫЙ покупатель хотел, чтобы его
«холодильник» РАБОТАЛ!
Для выполнения всех этих
требований и условий была необходима революция в сфере производства. И она
произошла.
Основная проблема
производителя того периода заключалась в том, что он, во-первых, не мог
обеспечить нужного качества товара, а, во-вторых, не мог добиться необходимой
гибкости производства, позволяющей более чутко реагировать на потребительские
запросы, С ПОМОЩЬЮ СТАНДАРТНЫХ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА. Появилась необходимость
использования новых «орудий труда».
Для более четкого
понимания данного вопроса совершим небольшой исторический экскурс. Дело в том,
что до описываемого момента с человечеством уже дважды проходили подобные
метаморфозы. В первый раз, при переходе от нулевого типа — становления
человечества в общественной форме к первому — сельскохозяйственному типу (в
принятой исторической терминологии от первобытнообщинного (рабовладельческого) к
феодальному строю). И второй раз — при переходе от феодального ко второму
общественному типу — индустриальному (капиталистическому).
Особенно ярким получится сопоставление текущих событий именно со вторым переходом. Почему человечество
перешло на промышленное производство? Да очень просто. Потому что после каких-то
очередных общественных «катаклизмов», приведших к бурному торгово-техническому
росту, сельское хозяйство захлебнулось в заказах, наверняка сопровождавшихся
ростом требований к качеству сельхозпродукции. Сельхозпроизводителю
потребовались новые орудия труда для выполнения всех требований к объемам и
качеству продукции. Так стала развиваться промышленность, быстро превратившаяся
в новый приоритет человеческой деятельности и приведшая нас к капиталистической
форме общественного строя.
Данная историческая ситуация полностью сопоставима с событиями второй половины XX-го столетия. Точно
так же, как в прошлом сельское хозяйство, так и современная промышленность
захлебываются от заказов. Точно так же и той и другой формам производства
необходимы новые «орудия труда». И точно так же решение указанной глобальной
задачи находится в новой, неизведанной до того момента области: в прошлом — в
промышленном производстве, в текущем — в информационно-компьютерных
технологиях.
Да, именно информационно-компьютерные технологии явились теми «орудиями труда»,
позволившими вырваться промышленному производству из замкнутого круга
противоречий периода 50-70-ых годов.
Но это не все. Главная аналогия указанных событий заключается в том, что, как и в прошлом, появление
новых «орудий труда» — информационных технологий вынудило человечество сделать
первый шаг в новую общественную формацию — информационную.
Доказательством перехода человечества к новому общественному типу формально являются два фактора. И если
с первым — приоритетом человеческой деятельности (сельское хозяйство ==>
промышленное производство ==> информационные технологии) все достаточно ясно
— количество участников, обороты, темпы роста — все говорит о происходящей
смене, то второй фактор — изменение общественных взаимоотношений нуждается в
более детальном пояснении.
Дело в том, что всякая смена приоритета общественной деятельности сопровождалась поисками (и находкой!)
более эффективных в данной сфере общественных взаимоотношений. При переходе от
нулевого типа общества к сельскохозяйственному строю взаимоотношения «хозяин —
раб» сменились на «землевладелец — землепользователь». В дальнейшем, смена
общественного строя также сопровождалась введением новых взаимоотношений,
именуемых «наемный труд».
Фактически нам необходимо доказать, что, во-первых, наемный труд неэффективен в сфере ИТ. А,
во-вторых, что новые общественные взаимоотношения (если таковые имеются) имеют
тенденцию к вытеснению наемного труда.
Доказательство первого утверждения, несмотря на нетривиальность подхода, все же достаточно просто.
Думаю, что все, кто имел отношение к разработкам программного продукта (особенно
в период конца 80-ых начала 90-ых годов), не раз задавался вопросом: каким
образом эффективно оплачивать труд программиста? Используя концепции наемного
труда, мы получаем лишь две возможности: по затраченному времени — и тогда
программист «и в ус не дует», ссылаясь на интеллектуальность своей деятельности;
либо по объему произведенной продукции — то бишь, количеству написанных им
команд. Вы представляете, сколько он их напишет в самой обычной программульке?
Windows сравнительно с ней будет казаться простенькой
утилитой!
Итак, первое утверждение — неэффективность наемного труда в сфере ИТ считаем доказанной. А что же дальше?
И тут на сцену выходят японские товарищи, преподнося нам на блюдечке с каемочкой
новую форму общественных взаимоотношений — Total Quality Management — форма
совладения предприятием. Не будем грешить против истины, данная форма существует
уже давно, с момента появления первого акционерного общества. Но АО — это
переходной этап, сочетающий в себе как наемный труд, так и совладение
предприятием. Японские экономисты впервые предложили нам вариант чистой формы
общественных взаимоотношений.
Ну, а то, что данные взаимоотношения повсеместно вытесняют наемный труд, думаю, в доказательстве уже
не нуждается.
Таким образом, подытоживая нашу историческую часть, можно сформулировать два следующих основных
вывода:
Во второй половине XX века начался процесс перехода человечества к новому общественному строю,
сопровождающийся установлением нового приоритета деятельности в информационных
технологиях и новых общественных взаимоотношений в форме совладения
предприятием.
Общественно-историческая сущность реинжиниринга бизнес-процессов заключена в замене устаревших
капиталистических форм управления предприятием и направлена на вытеснение старых
общественных взаимоотношений, основанных на наемном труде, в пользу различных
форм совладения предприятием.
Это — первая из сторон понятийной пирамиды сущностей «реинжиниринга».
Попробуем теперь перейти к другой ее стороне — логической сути реинжиниринговой
реформации.
Надо сказать, что попытка ее осмысления существенно осложнена уже указанным интуитивным подходом к
созданию терминологии реинжиниринга бизнес-процессов. Мы так глубоко увязли в
болоте используемых терминов, что попытка сделать шаг назад непредсказуема в
своих последствиях. Ну, например, используя термин «реинжиниринг», можно
задуматься, а что же тогда означает термин «инжиниринг» — «...глобальное
проектирование бизнес-процессов...»? Весело...
Давайте все-таки в стремлении обойти это «болото» рассмотрим для начала логику
«ИНЖИНИРИНГА».
Напомню, что термин TQM — предшественник BPR-а появился как реакция на обновление общественной формации,
приоритетом в которой станут информационные технологии. Новые общественные
взаимоотношения, устанавливаемые с помощью тех же TQM и BPR, также зародились
как единственно эффективные в среде ИТ. То есть абсолютно все указывает нам на
то, что «реинжиниринг» — это детище информационных технологий. И тогда возникает
вопрос, а не стоит ли обратить внимание на суть и логику ИТ, чтобы попытаться
использовать их в отношении как инжиниринга, так и
реинжиниринга?
Принципы построения любой компьютерной программы
заключены в относительно простенькой схеме: анализ
входной информации ==> подготовка выходных форм ==>
составление алгоритма перевода первого во второе.
Хорошая программа требует уже «эффективного
алгоритма», а лучшие из лучших позволяют использовать термин «оптимальный
алгоритм». Вам это ничего не напоминает?
Проще пареной репы: методика инжиниринга позволяет нам рассматривать деятельность любого предприятия
в программно-алгоритмической сущности, выделяя отдельные бизнес-процессы в
командные «процедуры» и «функции». Т.е. деятельность любой организации
представляется в виде «программы» со своей входной и выходной
информацией.
Таким образом, можно сказать, что «инжиниринг» бизнес-процессов есть форма представления деятельности
предприятия в виде алгоритмических схем, имеющая цель представления инструмента
для возможности анализа всех его структур и видов деятельности (данные и код
программы). Тогда как «реинжиниринг» — это как некий процесс «декомпиляции
программы» в попытке произвести усовершенствование первичной
деятельности.
Логическая суть инжиниринга заключена в попытке нахождения оптимального алгоритма работы для
любого бизнес-процесса на основе анализа и структуризации входной информации и
перепроектирования выходных форм.
Прежде чем делать окончательные выводы по логической сущности реинжиниринга, давайте попытаемся
определить третью грань нашей пирамиды, а именно физическую его суть, которая, в
свою очередь, позволит нам выяснить необходимые и достаточные условия применения
реинжиниринга в стандартно существующих бизнес-процессах.
И вновь в этом нам поможет терминология информационных технологий.
Оглядываясь на развитие средств подготовки программного обеспечения (проще говоря, языков
программирования), обратим внимание на логику данного
развития:
- Машинные коды;
- Языки низкого уровня;
- Языки высокого уровня;
- Структурное программирование;
- Объектное программирование.
То есть каждый раз,
когда объемы подготавливаемого программного кода начинали превосходить
возможности программирования (программа выходила из-под контроля), происходил
шаг вверх по лестнице языковых средств. Формально можно высказаться, что велось
постепенное укрупнение используемых блоков в ПО — от «мелкокирпичного» к
«крупноблочному».
С другой стороны,
давайте воспроизведем схемы двух программ, имеющих одинаковые входную и выходную
информации, и выполняющих практически одну и ту же работу, но при этом одна из
них является структурированной (схема 1), а другая — нет (схема 2).
Схема 1. Схема структурированной программы
Схема 2. Схема НЕструктурированной программы
Сравнивать данные схемы
нет никакого принципиального смысла. Более того, в определенных случаях вторая
программа может даже работать лучше (быстрее, эффективнее) первой. Но... как
только мы попытаемся добавить в эти программы некий новый процесс (например,
вывод дополнительной таблички), то становится ясным, для чего нужно структурное
программирование.
В первом случае совсем
незначительно увеличивается основное тело программы, добавляется блок «процесс
k+1», а в блоке выделенных процедур и функций появляется новый блочок,
организующий вывод новой таблицы (схема 3).
Схема 3. Схема модифицированной структурированной программы
Во втором случае — беда.
Нужно заново перекраивать всю программу. Вычленять в процедурах и функциях
нужные нам элементы, изменять, расширять их, и в итоге — никакой гарантии, что
ЭТО будет работать. Забавно, но схема 2 при этом нисколько не изменится, хотя
программа будет совершенно иной.
А теперь — перенесите
всю эту идеологию на бизнес-процессы: деятельность предприятия — программа;
выделенные бизнес-процессы — структурированная программа; с хаотично
организованной работой — НЕструктурированная. И опять же сравнительный обзор не
даст нам каких-либо эмоциональных эффектов. Так же как и в предыдущем случае, их
эффективность будет определяться соответствующим набором управленческих свойств
— качеством административный решений, характеристиками используемых технологий,
человеческими ресурсами и т.п. Но... Как только мы попытаемся ввести в
приведенные схемы предприятий элемент его развития (расширение ассортимента,
увеличение объемов производства и т.д. и т.п.), то тут же получим, как и в
варианте со схемами «компьютерных» программ, эффект «ломки», сплошь и рядом
происходящий на предприятиях, расширяющих свое
производство.
Но вернемся вновь к
физической сути «реинжиниринга». С одной стороны, мы получили, что реинжиниринг
неразрывно связан с понятием структуризации «программы» деятельности
предприятия. С другой, вспоминая его историческую сущность, можно высказать, что
реинжиниринг способствует установлению новых общественных взаимоотношений на
основе совладения предприятием. Но что такое совладение предприятием, как не
физическая форма его структуризации, с выделением бизнес-процессов в отдельные
объекты. И, с третьей стороны, вспомним о пути развития средств подготовки
программного обеспечения, по которому и шагнула сегодня логика средств
управления предприятием.
Таким образом, физическая сущность
«реинжиниринга» заключена в инкапсуляции различных бизнес-процессов в теле
предприятия, с организацией возможности выстраивания их в параллельных
плоскостях, с одной стороны, и собственной оптимизацией, с другой.
Сразу оговорюсь, что
использование в данном определении термина «инкапсуляция» из объектного
программирования имеет в большей степени желаемый результат. Примерно в той же
степени, как и «оптимальный» процесс.
И теперь, возвращаясь к ранее пропущенной второй стороне
нашей пирамиды. Логическая сущность реинжиниринга заключена в переводе
программы управления предприятия из командо-последовательного
(неструктурированного) состояния (как есть — см. схему 2) в структурированную
форму (как должно быть — см. схему 1).
В итоге всех приведенных аналитических выкладок мы получили три стороны понятийной
пирамиды — три сущности реинжиниринга:
- Общественно-историческая — реинжиниринг как движущая сила смены устаревших капиталистических
(промышленных) систем управления предприятием. В качестве пояснения
добавлю, что «устарелость» форм управления в данном случае выражается не в
качественном их наполнении, а в получении дополнительных свойств,
обеспечивающих, во-первых, возможности роста предприятия, а, во-вторых,
гибкость систем управления. И то, и другое в современных условиях
«глобализации» становятся непременными факторами «нормального» существования
предприятия, обеспечивая реальную возможность создания корпоративной среды с
одной стороны, и соответствие требуемому качеству товаров с другой.
- Логическая — реинжиниринг как инструмент подготовки новой структурированной формы
управления предприятием (программы) с использованием методик и теоретических
выкладок ИТ в ее проектировании.
- Физическая — реинжиниринг как инструмент расчленения единого тела предприятия на
самостоятельно функционирующие участки, требующие принятия решений лишь при
изменении параметров на входе и выходе процессов.
С формальной стороны, учитывая, что отсутствие гибкости
и возможности расширения предприятия являются определенными противоречиями
(внешними) для существования данной системы, а также наличие на текущий момент
накопленного груза внутренних противоречий, можно сказать, что методика
реинжиниринга позволяет ликвидировать основную массу этих противоречий.
Фактически, решая уже указанные проблемы гибкости и
наращивания производства, реинжиниринг бизнес-процессов позволяет
перевести нам структуру предприятия в аналог некоего конструктора,
манипуляции с объектами которого решают подобные проблемы (уже после
проведенного реинжиниринга) без существенного изменения (увеличения)
управленческого аппарата и сохранения логики управления предприятием.
Вот такая получилась пирамида сущностей реинжиниринга,
все стороны которой опираются на основание, построенное на структуре,
методиках и содержимом информационных технологий.
Ну а теперь попробуем ответить на вопрос, вынесенный в
начале статьи, и имеющий наибольшее практическое значение для всех специалистов,
так или иначе связанных с управлением предприятия: в каких случаях появляется
необходимость использования реинжиниринговой реформы?
Вопрос весьма субъективен, особенно в условиях специфики
российской экономики. Но как бы то ни было, на мой взгляд, имеется 3 основных
варианта, при которых может быть принято позитивное решение по проведению
реинжиниринга предприятия.
- Стопроцентный результат дает нам фактор
запланированного расширения предприятия. Более того, планирование
расширения без учета реинжиниринговой перестройки, мягко говоря, чревато...
- Вторым «поводом» для проведения реинжиниринга может
послужить сочетание сложности и объемности производства, к которым
начинает добавляться фактор гибкости. Примером может послужить
достаточно крупное предприятие по сборке электронной техники, желающее в
кратчайшие сроки обновлять свой ассортимент.
- И последним случаем, в котором может быть принято
решение о проведении реинжиниринга, является наличие неких
противоречий в организационной структуре предприятия. (Оговорюсь,
«наличие» — оно как бы всегда присутствует, но, скажем, усиление влияния данных
противоречий на деятельность организации).
В качестве примера последнего случая можно привести
следующую ситуацию:
Пример: На предприятии Х работают два
производства П1 и П2. Первое производство выпускает (для простоты) два вида
продукции — А и В, второе — продукцию С. Продукция А для производства П1
является конечным товаром и основным источником прибыли (а, соответственно, и
материального вознаграждения для участников П1), тогда как продукция В —
полуфабрикат для производства продукции С, выпускаемую П2.
Здесь налицо столкновение интересов производств П1 и П2,
т.к. выпуск продукции В дает меньшую материальную стимуляцию для участников П1,
несмотря на то, что продукция С может приносить прибыль для всего предприятия
даже большую, чем выпуск продукции А.
Необходимость проведения реинжиниринга производственных
процессов в данном случае должна быть определена эффективностью возможного
административного решения по повышению материальной стимуляции участников П1 в
выпуске продукции В. Если же эффективность административного решения невысока
или же подобных противоречий достаточно много — «революционные преобразования»
неизбежны.
И в завершение абстрактная и несколько шутливая
аналогия:
Задача: охрана определенной территории
с помощью собаки. В центре территории нечто, к чему крепится собачья привязь,
длина которой равна радиусу территории. На сегодняшний день привязь (управление
предприятием) — это металлический пруток, придающий соответствующие степени
свободы нашей собаке.
В данном случае задача реинжиниринга заключена не в
украшении или придании определенной формы прутку, или в смазке с помощью ПО
вращающихся шарниров. Задача реинжиниринга — перековка вашего прутка в цепь. При
этом размер звена цепи — уровень детализации процессов, а сочленение звеньев —
используемое ПО, в случае неудачного подбора которого ваша цепь вновь
превратится в пруток.
Sergiy, cape@ukr.net Странная статья, вместо того, чтобы действительно ответить на вопрос о том, что является сущностью BPR, автор пускается в пространные рассуждения, "урашенные" сомнительными механистическими аналогиями.
На мой взгляд, все что изложено в статье никакого отношения к BPR не имеет. И если и является изложением какой-то системы, то эта система явно не BPR. Елена, fenix0102@ukr.net Очень пахнет лекцией по политэкономии социалистических времен. Или мне показалось?
А как же реинжиниринг? Макс Родькин, maxi4@mail.ru согласен с автором. Статья мне поможет объяснить моим пользователям, для чего нужно быстро и полно регистрировать баги, чтобы перейти со старой программы на новую.
| Якщо Ви бажаєте подискутувати із конкретним читачем, то це можливо робити безпосередньо в нашому форумі. |
|
|