|
Середина марта 2008 г., последний день рабочей недели, Нью-Йорк, на улице +10°C, но в офисе JPMorgan, одном из крупнейших инвестиционных банков мира, — как в аду — настоящая горячка. Сегодня коллеги по цеху из Bear Stearns, американского финансового гиганта, объявили, что срочно нуждаются в финансировании для исполнения обязательств по выплатам из-за продолжающегося в стране кредитного кризиса. Во время турбулентности на финансовых рынках сделать это не представляется возможным. Над рынком летал призрак банкротства и краха всей финансовой системы США, а вместе с ней и всего остального мира. Пятница 14 марта 2008 г. выдалась на редкость сложной для всех без исключения обитателей Уолл-стрит. «Хорошо, что не пятница 13», — напоминали оптимисты, ряды которых редели с каждой минутой. Но кому от этого было легче?
У Джеймса Даймона, главы JPMorgan, хватало проблем и без того. Всего через четыре дня, 18 марта, инвестбанк должен будет совместно с Golman Sachs и другими акулами Уолл-стрит провести первичное размещение акций крупнейшей в мире платежной системы — Visa Inc. Эта транзакция должна принести порядка $500 млн. комиссионных на всех. Львиную долю как ведущий андеррайтер должен был заполучить именно JPMorgan. Джейми (так называют Джеймса его близкие друзья) было известно, что чем больше денег, тем больше головной боли. И вот, похоже, настал момент расплаты. Может, отложить IPO до лучших времен, размышлял он. Банкиры и так пошли на риск, объявив о размещении в период нарастающей волны кризиса. Тем более их коллеги массово играли «пас»: с начала года были отменены 21 IPO и пять отложены.
В JPMorgan решили играть по крупному. Инвестбанк поддержал умирающий Bear Stearns, выкупив его за скромные $236,2 млн., и решился проводить размещение акций Visa Inc., назначенное на 18 марта. При этом основную скрипку в решении по IPO играл, конечно же, глава платежной системы Джозеф Сандерс. Для компании с 50-летней историей такой шаг был сродни свежему глотку воздуха, который должен был запустить второе дыхание платежного гиганта. Тем более ее основной конкурент MasterCard провел свое размещение двумя годами ранее, благодаря чему сумел привлечь $2,4 млрд. Visa нацеливалась на гораздо большую сумму, и у нее на то были причины.
Через тернии к Visa
Идея кредитной карты принадлежит вовсе не какому-то изобретателю или предпринимателю. Она пришла в голову, как это часто бывает, писателю. В 1887 г. увидела свет книга Эдварда Беллами «Looking Backward» (на русском языке издавалась под названиями «Взгляд на прошлое», «Золотой век», «В 2000 году» и др.), где 11 раз был использован термин «credit card» (кредитная карта).
Впервые же настоящая кредитная карта увидела свет в 1920-х. Western Union начал выпуск первых карт для постоянных клиентов в 1921 г. Однако их не составляло труда подделать, поскольку они изготовлялись на бумажной основе. В то же время собственники нескольких заправочных начали раздавать кредитные карты автовладельцам. Одним из переломных моментов можно считать 1938 г. — именно тогда несколько компаний договорились принимать карты друг друга.
Логическое продолжение эта идея получила лишь 12 лет спустя. В 1950 г. Ральф Шнайдер и Фрэнк Макнамара решили объединить несколько карточных систем в одну, создав таким образом первую платежную систему — Diners Club. А через восемь лет, в 1958 г., были созданы Carte Blanche и American Express. В том же году в тестовом режиме Bank of America (BofA), один из крупнейших коммерческих банков США, запустил программу BankAmericard. Однако в отличие от предыдущих систем, требовавших полного погашения задолженности на следующий месяц (charge cards), в BofA исследовали идею современных кредитных карт, предполагавших поэтапное погашение долга. Этому предшествовал мозговой штурм целой группы специалистов. Возглавлял ее Джозеф Уильямс, которому в 1956 г. удалось убедить топ-менеджмент банка реализовать идею, сопровождавшуюся рассылкой кредитных карт потенциальным клиентам.
Площадкой для тестирования был выбран небольшой городок Фресно (штат Калифорния). Причин тому оказалось несколько. Во-первых, к 1950-м уже насчитывалось 12 попыток создать универсальную кредитную карту, которую принимали бы большинство средних и крупных торговцев. Все они потерпели неудачу. И хотя Уильямс и команда тщательно изучили их опыт, а также успехи Sears и Mobil Oil, в BofA решили не бежать впереди паровоза, не тратить баснословные деньги и не запускать программу национального уровня. Во-вторых, городок Фресно с населением 250 тыс. был достаточно большим для тестирования программы и довольно мал с точки зрения первоначальных инвестиций. К тому же он относительно изолирован, что позволяло контролировать возможный урон репутации банка в случае провала. Немаловажным фактором было и то, что доля BofA в этом городе достигала гигантских 45%.
Поначалу тестирование шло успешно. Однако слухи о том, что конкуренты хотят провести рассылку кредитных карт в Сан-Франциско, городе, который в BofA считали своим домом, заставили Bank of America торопить события. К марту 1959 г. рассылки были проведены в Сан-Франциско и Сакраменто, к июню — в Лос-Анджелесе, а к октябрю в Калифорнии насчитывалось более 2 млн. карт, которые принимались порядка 20 тыс. торговцами. И вот тут-то проблемы вылезли наружу. Сказалось то, что Уильямс никогда не работал в кредитном отделе и был слишком доверчив к клиентам.
Вместо ожидаемых 4% пятая часть всех кредитных линий (22%) оказалась проблемной, а полицейские департаменты по всему штату завязли в делах, связанных с работой новой платежной системы. В декабре 1959 г. Джозеф Уильямс ушел в отставку. Результаты программы впечатляли: ее запуск обошелся BofA в $8,8 млн., но когда финансисты прибавили к этому расходы на рекламу и прочие издержки, убыток банка вырос до $20 млн., что составляет порядка $150 млн. в переводе на сегодняшние цены.
Однако менеджменту BofA нужно отдать должное: приглядевшись к BankAmericard, в банке пришли к выводу, что запущенная программа все же перспективна и имеет право на жизнь. Поэтому руководство выделило необходимые ресурсы для урегулирования ситуации и перезапуска системы: был усовершенствован финансовый контроль, принесены извинения порядка 3 млн. семей. В итоге банк сумел успешно перезапустить работу платежной системы. Изначально главной его задачей стала популяризация BankAmericard в одной лишь Калифорнии. Но в 1965 г. он начал заключать лицензионные соглашения с другими банками по выпуску своих карт и за ее пределами. В течение последующих 11 лет была сформирована сеть из финучреждений, которая покрывала все Соединенные Штаты. В конце 1960-х BankAmericard уже можно было встретить и за рубежом: BofA подписал соглашения с банками из Канады, Франции, Великобритании и представителями некоторых других стран.
В 1970 г. Bank of America перестал быть единоличным владельцем платежной системы: рядом эмитентов BankAmericard была создана National BankAmericard Inc. (NBI), независимая корпорация, которая была призвана заниматься управлением, продвижением и развитием платежной системы внутри США. Лицензированием иностранных банков продолжал заниматься Bank of America. К 1972 г. платежная система работала в 15 странах мира. А в 1974-м для управления зарубежными программами BankAmericard была создана международная ассоциация членов платежной системы IBANCO. В 1976 г. BankAmericard, Chargex, Barclaycard, Carte Bleue, а также другие системы, работающие по лицензии BankAmericard, решили объединиться под единым брендом. Им стала Visa с логотипом в виде флага из трех горизонтальных полос: верхней — синего, средней — белого и нижней — золотистого цвета. Его автор — Ди Хок, который справедливо полагал, что термин «Visa» широко известен во многих странах, и к тому же это слово ассоциируется с принятием, допуском и разрешением. В результате таких изменений NBI превратилась в Visa USA, а IBANCO — в Visa International.
В 2006 г. Visa объявила о глобальной реструктуризации. Первой весточкой стала смена логотипа: трехколор сменила надпись «Visa» синего цвета с оранжевым краешком в начале, расположенная на белом фоне. Компания заявила о планах по консолидации бизнеса и объединении Visa Canada, Visa International и Visa USA в одну структуру — Visa Inc. Созданная компания должна была стать публичной, то есть провести первичное размещение акций (IPO). К октябрю 2007 г. Visa закончила реструктуризацию и превратилась в Visa Inc. Оставалось провести IPO.
Островок стабильности
18 марта 2008 г., Нью-Йоркская фондовая биржа. До начала торгов остается полчаса. Ведущие сотрудники JPMorgan и Golman Sachs спорят, угадали ли они с ценой. Торги должны начаться по цене $37-42 за акцию. Выбрать цену — сродни искусства. Малая цена приведет к излишнему спросу и потере дополнительных средств, высокая — к тому же, но из-за низкого спроса. Как ни крути, и то и другое — провал размещения и урон репутации как компании-эмитента, так и инвестбанков-консультантов. Начало торгов. Цена взлетает к $44, размещение идет по плану. По этой цене Visa продала 406 млн. акций и привлекла $17,9 млрд.
Это успех! А заодно и рекорд: это самое крупное американское IPO за всю историю. На следующий день стало очевидно, что мировой кризис не распространяется на Visa: акции компании взлетели на 30% — до $56,86, что резко контрастировало с котировками других «голубых фишек»: главные индексы США упали в тот день на 2%. А на следующий день после размещения андеррайтеры во главе с JPMorgan реализовали свои опционы на покупку акций компании, доведя таким образом общую сумму IPO до $19,1 млрд.
В период острого кризиса инвесторы сумели разглядеть в Visa островок стабильности. Компания неплохо устроилась: она зарабатывает на любых карточных транзакциях независимо от их типа. По оценкам разных исследовательских компаний, а также независимых аналитиков, усредненный рост количества транзакций по картам Visa и доходов компании в ближайшие годы составит не менее 10%. У платежной системы нет никаких обязательств перед держателями карт, все отношения строятся с банками-партнерами. Соответственно у компании нет перед ними никаких долгов — это проблемы банков-членов системы. Visa отвечает за работу платежной системы, ее продвижение на рынке, а также инновации. Но это не так просто, как может показаться на первый взгляд: лучше Visa этого в мире не делает никто.
Головной болью платежной системы сегодня являются антимонопольные расследования. По разным оценкам, ей принадлежит порядка 40% американского рынка кредитных карт и 60% — дебетных. Однако история компании просто-таки пестрит проблемными ситуациями. Что примечательно, Visa всегда выходила из них победителем. Причин, почему бы это не произошло и в данном случае, пока не наблюдается.
|
|