Розділ:
Управління змінами
Вячеслав
Прокофьев,
E-xecutive
|
Биллова алгебра
Какие этапы должна пройти компания, решившаяся на программу существенных
изменений? Подходы и рецепты, рекомендуемые в западной литературе, часто
вызывают у российских управленцев скепсис. К западным текстам по управлению
изменениями отечественные практики предъявляют претензии в «неконкретности» и
«непереносимости на родную почву» и т.п.
Возможно,
это связано с ключевым тезисом Change-management’а —
«Управление
переменами — это управление людьми», который, при проецировании на
многотрудную и полную загадочных явлений действительность российского бизнеса, выглядит
пресновато.
Мотивировать
людей надо, но непонятно, как можно этот аспект ставить во главу угла. В этом
смысле у усталого российского менеджера по прочтении текстов по change-management’у
начинает возникать подозрение, что авторы оных то ли чего-то не понимают, то ли
скрывают, то ли не проговаривают вещи, очевидные для самих авторов и их
читателей на Западе, но совершенно неочевидные здесь.
Можно ли сопоставить удачные западные образцы
change-management’а с российской практикой? Существует ли удачный опыт
управления изменениями в России — без скидок на незрелость бизнес-среды и
непродолжительную историю рынка?
Брэттон —
суперзвезда
Классическим
западным «кейсом» управления
изменениями стала история легендарного шефа нью-йоркской полиции Уильяма
Брэттона. Он был назначен главой полицейского
департамента Нью-Йорка в 1994 году. Ему предстояло управлять огромной структурой с бюджетом
$2 млн. и штатом в 35 тыс., находящейся
к тому же на
грани кризиса. Немотивированный персонал, постоянные юридические конфликты, отсутствие перспектив и, как
следствие, рост преступности в городе.
За
два года Билл Брэттон превратил «Большое яблоко» в самый безопасный мегаполис в
штатах. Исследования Gallup показали, что степень
доверия нью-йоркской полиции возросла с 37% до 73%. Популярность самого Брэттона
взлетела «до небес», в 1996 его фотография была помещения на обложке Time.
Что является ключевым в этом классическом кейсе и как
устроен отечественный опыт управления изменениями?
Почему нужны изменения?
По
мнению Александра Зурабова, председателя совета директоров и президента
компании «Аэрофлот», первый вопрос при
планировании программы изменений
состоит в том, чтобы понять, почему на самом деле компания нуждается
в изменениях.
Причины,
по которым организация встает перед необходимостью реорганизации, чаще всего не
только и не столько в производственных показателях.
«Дело, чаще всего, не в финансовом положении компании или ухудшении ее
производственных показателей — хотя это один из важных индикаторов —
комментирует проблему Александр Зурабов. — В действительности, необходимость
изменений — если сравнивать компанию с живым организмом — возникает тогда, когда
организм эмоционально выдыхается, когда уже не интересно делать то, что он
делает».
Симптомы такого состояния организации могут
быть самыми различными. «Иногда это
проявляется в том, что начинает полностью властвовать бюрократия, иногда — в
том, что руководитель больше не мониторит ситуацию в компании. Он не способен ничего
изменить, по большому счету, потому что ему скучно. Это может быть ситуация
«каждый занимается своим делом», когда сотрудники распадаются на группы
по интересам, часто в ущерб самой компании».
Точное определение того, почему компании необходима широкомасштабная программа
изменений, является основой программы развития.
«Без уяснения
этого глубинного вопроса очень трудно давать какие-то рецепты, которые бы
действительно приводили к системному улучшению. Точно так же, как существуют две
школы лечения — западная, которая, условно говоря, разбирает человека на части
и лечит каждый орган в отдельности, и восточная, которая лечит человека целиком.
Мне ближе восточная, так же как и восточный подход к управлению
изменениями, потому что сбой работы какого-то органа в компании происходит не
потому, что сам по себе этот орган ослаб, а потому, что система воспроизводства
здоровья в организме дала сбой» — считает Зурабов.
Здесь
важна диагностика состояния компании.
«Мы, например, — комментирует свой опыт
управления изменениями Александр Зурабов, — использовали определенную технику —
создавали так называемую «тепловую карту» компании — оценку эмоционального
уровня компании в разных точках».
«Такая
оценка очень нужна, — поясняет он, — так как следующим этапом является не
столько построение системы лечения или модели преобразования компании, сколько
выявление людей, работающих именно внутри компании, которые несут в себе
некоторый эмоциональный запас, который позволяет им начать что-то в компании
менять». Очень часто бывает так, что в компании есть люди, которые выполняют
свои обязанности, но на самом деле их потенциал полностью не реализован. Они
пробовали что-то делать, но или не были убедительны, или их не слушали, или были
какие-то другие причины — они «затаились» и просто выполняют свою должностную
инструкцию. На втором этапе надо находить способы выявления такого рода эмоциональных лидеров изменений. Это
самый важный элемент второго этапа.
Второй
задачей этого этапа является разрушение в ментальности ключевых людей — которых
вы еще не знаете, и которых вам еще нужно найти — барьеров типа «это невозможно у
нас».
«Меня
очень радует, — говорит Александр Зурабов, — что в западной литературе по
управлению изменениями тема эмоциональной составляющей управления изменениями,
того, что называется emotional intelligence, или
emotional leadership, начинает уделяться все большее внимание, в дополнение к типично западной
функциональной манере».
Формы
выявления эмоциональных лидеров и
способы работы с их установками могут быть самыми разными, от учебных семинаров
и brainstorming’ов до разного рода игр.
«В компании нужно запускать некоторое количество игр, под которыми я понимаю не
деловые игры, которые проводятся с 18 до 20 вечера, а разного рода инициативы,
которые позволят выявить людей, которые встанут и скажут: «Мне не нравится то,
что мы делаем, давайте попробуем по-другому».
Существенная
проблема для руководителя, по мнению Александра Зурабова, может состоять,
например, в том, чтобы обеспечить такому человеку защиту. «Человек может
ошибаться, а тебе будут говорить — ну вот видите, на кого вы сделали ставку».
Возможны
и другие «игровые» ходы, которые непосредственно затрагивают структуру
организации и место в ней сотрудника и которые позволяют «встряхнуть» людей.
«Например,
мы практиковали один ход — и это дало очень, кстати, хороший результат — когда
мы на два-три месяца меняли местами руководителей отделов, — говорит Александр
Зурабов. — И этот руководитель отдела должен будет, с одной стороны, не помешать
людям делать то, что они делают, с другой — посмотреть на этот и на свой отдел
совершенно другими глазами. Это отличный способ проверки не столько даже
квалификации этих людей, сколько их
эмоциональной заряженности».
Такие
действия позволяют заложить основу для перехода к третьему этапу — когда
те или иные инициативы и проекты, которые выявили эмоциональных лидеров,
позволили, кроме этого, найти то, что в компании нужно делать по-другому, то
есть начать ее постепенную структурную перестройку.
«Если
вы нашли человека, который сказал: «Вот это нужно делать по-другому» и в
качестве пилотного проекта что-то продемонстрировал, вы начинаете его укреплять
и переводить действующую технологию в новую, «под него». А дальше — вопрос
подкрепления этих инициатив изменениями в других частях компании. Задача
третьего этапа — организационная перестройка компании для того, чтобы найденное
таким образом стратегическое конкурентное преимущество (в решающей степени
состоящее из потенциала людей, которые работают в компании) могло быть
подкреплено действиями всей компании. Фактически, это и будет закреплением новой
формы жизни компании» — говорит Александр Зурабов.
Кейсы, которые комментирует Александр Зурабов, строятся вокруг
моментов, вполне сопоставимых с методикой Бреттона.
Биллова алгебра
Задачи,
которые стоят перед руководителем, осуществляющим программу изменений, можно
свести к решению нескольких ключевых проблем.
В
случае с Брэттоном, например, его главное достижение состояло в том, что всего
за пару лет он сумел преодолеть четыре основные проблемы организации. Во-первых,
ему удалось разрушить приверженность структуры существующему положению вещей.
Во-вторых, он сумел оптимально использовать ограниченные ресурсы. В-третьих, ему
удалось мотивировать персонал, настроить
на активную работу в новом ключе, и, наконец, справиться с оппозицией со
стороны крупных капиталов.
Для этого необходимо было:
- создать неоспоримые аргументы в пользу
изменений
- сконцентрировать ресурсы на наиболее ответственных
участках работы
- мобилизовать силы ключевых персон организации
- одержать
победу над скептиками
Брэттон сделал четыре шага на пути к успеху. Он начал с
того, что поставил своих подчиненных один на один с проблемами, и таким
образом помог им осознать неизбежность перемен. Затем Билл Брэттон решил
проблему с крайне ограниченными ресурсами посредством сделок с партнерскими
организациями. Также он сосредоточил средства на наиболее важных участках
работы.
Проблемы
с внешними оппонентами были решены путем их частичного привлечения в работу
организации.
Так
выглядит, в изложении Harvard Business Review, костяк «кейса Бреттона». Попробуем
сопоставить ключевые моменты этого кейса с мнениями российских
экспертов.
Кто не с нами
В современной теории управления изменениями достигнуто понимание, что дело не
только и столько в технологиях и не в моделях управления, а в том, чтобы сделать
сотрудников организации активными агентами изменений.
«Один
из основных методов change-management —
донесение до коллектива идеи о том, что «так дальше жить нельзя». Даже если
организация еще и не находится в упадке, отсутствие перемен может стать
последним шагом на краю пропасти» — говорит генеральный директор группы компаний «Формула
безопасности» Андрей Павлов.
СЕО
коммерческой фирмы на предложение «менять рентабельность, которая могла бы быть
больше», вполне может получить — явно или неявно — ответную реакцию с
вопросительным знаком: «Зачем?».
По
мнению Андрея Павлова, в этом случае руководитель может выбрать один из двух
принципиальных подходов: (1) кардинальный, когда изменения за полгода могут быть
достигнуты только сменой коллектива: «увольняем всех — набираем новых» и (2)
превентивный.
Действительно,
надеяться на то, что за шесть месяцев подчиненные изменятся — нонсенс. Однако,
по мнению Андрея Павлова, кардинальные меры оправданы только когда компании уже
«нечего терять». Но, продолжает он, лучше предупреждать пожар, чем спешно тушить
уже пылающее здание.
Превентивный способ представляется более адекватным в
ситуациях, когда, что называется, «есть время».
Поспешай не торопясь
Согласно
теории change-management, для
укоренения изменений в сознании подчиненных необходимо около трех лет.
Резерв времени, необходимый для изменений,
зависит, в первую очередь от масштаба компании. «Для такой компании,
как «Аэрофлот», — говорит Александр Зурабов, —
нескольких лет оказалось недостаточно. В компании с численностью 60 человек это
заняло 4-5 месяцев».
«Изменять
крупные механизмы взаимодействий в темпе allegro
нельзя, — говорит Андрей Павлов. — Перестройка — это всегда «оттягивание» части
ресурсов, своего рода временный «провал». Но попытки ускорить данный процесс
приводят только к ухудшению результатов».
В
любом случае, продолжает он, изменение компании отнимает часть ресурсов и
операционно приводит к «упущенной выгоде». «Условно говоря, вместо того, чтобы
продать еще два контракта, люди начинают задумываться над тем, правильно ли они
реализовали десять предыдущих. Такая остановка и является «утечкой ресурсов».
Одна из самых популярных теорий современного управления — Balanced
Scorecard, BSC (сбалансированная система оценочных индикаторов) Нортона и Каплана — позволяет связать финансовые и
нефинансовые показатели. Брэттон действовал похожими методами».
Feedback
В
«превентивном» варианте программы
изменений, сделать предельно прозрачной деловую коммуникацию и организовать
адекватную обратную связь для сотрудников — один из ключевых моментов достижения
успеха.
В
«кейсе Брэттона» ключевые управленцы организации регулярно должны были
присутствовать на собраниях, выстроенных так, что все плюсы и минусы их работы
скрыть было невозможно. Далее подобная система распространилась на всю структуры
организации.
В этом
случае единственный метод руководителя — говорить правду и доводить до
сотрудников как можно больше информации о проблеме. Впрочем, «цензура цифр» все
же может иметь место, равно как и работа с сотрудниками в индивидуальном
порядке.
«Большинство
людей в компании живут ее «легендами» — говорит Андрей Павлов. — Это
абстрактные, никем не сформулированные, «устные» истории, контекст которых ми
уже забыт, а причины и условия «кейса» и вовсе были неизвестны подавляющему
большинству сотрудников».
Пример:
«Сидорову понизили зарплату, потому что...». Реальная причина этого факта в
«легенде» претерпевает огромную метаморфозу. Люди часто не видят истинную
подоплеку событий, и воспринимают их как угрозу своему благополучию. Бороться с
проблемой недопонимания можно только с помощью политики «прозрачности».
Руководителю же остается напоминать о невозможности продолжать нынешнее
существование в надежде, что подчиненные разделят его логику. Ну а те, кто не
согласен ... вынуждены покидать
организацию».
Прозрачность
бизнеса, «привязанная» к ключевым факторам успеха, приводит к изменениям
поведения людей.
«В
конечном счете, — комментирует Андрей Павлов, — каждый сотрудник действует в
своих интересах. При изменении «системы координат» в организации персонал либо
вносит свой вклад в этот процесс, либо покидает компанию. Те, кто остается «на
реконструкцию» должны применять новые методы и при работе со своими
подчиненными. Например, если руководитель требует повешения индекса
удовлетворенности клиентов, то на этот показатель должны работать структуры,
находящиеся в подчинении у ключевых менеджеров. Для того, чтобы «белые
воротнички» освоили новые подходы, может потребоваться значительное количество
времени. Дело в том, что руководители отвечают перед владельцами в первую
очередь за экономические показатели, а уже потом за систему
мотивации».
Изменения
начинаются с головы
Другое важное обстоятельство, влияющее на время проведения законченного цикла изменений
— это желание руководителя что-то реально менять в компании.
«Для
этого он должен понять свою новую роль в компании. Не ту, которая сделала
компанию успешной когда-то, а то, что может сделать ее успешной сейчас. Карабас-Барабас,
который, вообще-то говоря, в прошлом создал успешный театр, теперь должен найти
тех самых Буратин, которые будут приносить новое в компанию» — комментирует
Александр Зурабов.
Иногда именно на то, чтобы помочь «первому лицу» изменить свое отношение к процессу
изменений и осознать свою новую роль в компании, может уходить большая часть
усилий консультанта, и, соответственно, существенная часть
времени.
«Успешный
руководитель хочет повторить свой успех теми же методами. Как правило, это не
получается. И ключевым фактором становится то, сумеет ли руководитель
переступить через эту успешность. Причем он должен будет это сделать не
одномоментно, а он должен будет это делать на протяжении всего процесса
преобразований».
Менеджмент uber alles
Комментируя
«кейс Брэттона», эксперты отмечают, что важное значение имеет тип
организационной структуры компании, в которой производятся
изменения.
«Иной тип организации — вот, что отличает практику коммерсанта от опыта Брэттона, —
говорит Андрей Павлов. — Полиция — это военизированная
структура, в которой подчиненные по определению должны выполнять приказ. У
Брэттона была цель не только уменьшить число правонарушений, но и провести их
профилактику. Если использовать термины управления, то перед ним стояла задача
полностью изменить стратегию работы на рынке и повысить KPI и,
соответственно, мотивацию, схему продвижения по службе, систему наказаний,
словом все моменты, связанные с человеческим фактором. В ситуации с коммерческой
структурой разница очевидна, поэтому приведем лишь один пример: большинству
сотрудников ничего не стоит уволиться и перейти на работу к конкуренту. Вопрос
мотивации? Именно поэтому менеджерам приходится проводить перемены в более
«щадящем» режиме, поэтому процесс изменений затягивается. С другой стороны,
ориентация на клиента в коммерческой структуре значительно облегчает задачу».
Многие
руководители считают, что в процессе изменения компании очень важен элемент
диктатуры. «Абсолютная монархия — отличный способ управления государством. При
единственном условии — монарх должен быть идеальным руководителем» — излагает
эту точку зрения Андрей Павлов.
«Дело
в том, что в каждой компании рано или поздно формируются так называемые
«клановые интересы» или интересы отдельных подразделений. Они вступают в борьбу
за ресурсы и способы решения задач. Поэтому в любой структуре должен быть
человек, который заявит «в последней инстанции», что выгоднее в интересах
целого. Он принимает на себя риск непопулярных решений, т.к. a
priori ясно,
что часть сотрудников, наверняка, будет против перемен» — говорит
он.
Действительно,
с одной стороны всякое начало преобразований должно быть достаточно
определенным, что требует твердой воли и некоторой жесткости в принятии решений.
Но можно ли мотивировать подчиненных, жестко руководя
процессом?
«Руководитель,
— говорит Александр Зурабов, — должен быть авторитарен на столько, чтобы люди
поверили, что это серьезно, но он должен быть настолько неавторитарен, чтобы не
подавить сам процесс. Менеджер — это не технарь, он садовник. Об этом хорошо
говорит Питер М. Сенге в «Пятой дисциплине». Насколько ты должен быть авторитарен, чтобы
вырастить растение? Ты можешь его посадить, но дольше оно будет расти само».
Другой
аспект проблемы — умение подразделения действовать самостоятельно.
В этом
отношении, если продолжать сопоставление опыта коммерческих и военнизированных
структур, интересен кейс,
разбирающий работу морской пехоты США. «Там учат руководителей подразделений
(командиров взводов) действовать в условиях полной автономности (потере связи с
штабом), руководствуясь только основной задачей, — говорит Андрей Павлов. —
Пожалуй, такое умение не помешало бы и в коммерческой
структуре».
Работа
с сотрудниками — их опытом, взглядами, профессиональными и личными установками,
осознаваемыми и неосознаваемыми целями — оказываются ключевым ресурсом для
реализации программы изменений.
«Если
я чему-то и научился, занимаясь управлением изменениями, — подводит итог своим
рассуждениям Александр Зурабов, — так это работе с людьми — умению слушать,
умению находить то, что «заводит» этих людей, умению ставить им большие задачи,
снимать рамки, которые каждый человек на себя накладывает. И умению
стимулировать их задавать вопрос «А почему это
нельзя?».
Serg, visha@ukr.net Слежу за каждой Вашей публикацией.
Я из тех кого не услышали или не хотели услышать, сижу и выполняю свои обязанности.
Проблема в том, что Ваши статьи надо доводить до Генеральных директоров, сами они к Вам не прийдут. Часто они сами не знают что им надо. Dmytro, dl@atlantm.com Serg'у
А еще можно просто делать то, что считаешь нужным и правильным, зачастую "получая прощение, а не разрешение", изыскивая свои собственные ресурсы и делая пилотные проекты в той или иной области управления в первую очередь внутри своей собственной бизнес-единицы (если, конечно, уже являешься менеджером - хотя бы среднего звена), а потом тиражируя эти решения дальше внутри организации. И тогда можно идти к высшему руководству не просто с идеей, а говоря о том, что ЭТО (в зависимости от того, что удалось сделать) УЖЕ РАБОТАЕТ в организации. Тогда могут и появиться ресурсы.
Конечно, это не самый сладкий путь - но под лежачий камень вода не течет.
Успехов!
| Якщо Ви бажаєте подискутувати із конкретним читачем, то це можливо робити безпосередньо в нашому форумі. |
|
|