|
Бенчмаркинг, или эталонное сопоставление, — термин, уже довольно прочно вошедший в отечественный экономический лексикон, — это метод (инструмент) управления, который может помочь многим российским компаниям в решении задачи совершенствования систем менеджмента и повышения конкурентоспособности.
Название метода происходит от английских слов "bench" (уровень, высота) и "mark" (отметка). Это словосочетание переводится по-разному: "опорная отметка", "отметка высоты", "эталонное сравнение" и т. п. [1].
Бенчмаркинг — это непрерывный поиск новых идей и последующее использование их на практике [2]. Сущность бенчмаркинга заключается, во-первых, в сравнении показателей своей организации с показателями конкурентов и лучших организаций, во-вторых, в изучении и применении успешного опыта других у себя в организации.
Пройдя путь от промышленного шпионажа и конкурентного анализа, эталонное сопоставление в конце 70-х годов прошлого столетия становится эффективным инструментом менеджмента и на протяжении последних лет прочно входит в число самых популярных методов управления.
Бенчмаркинг, как и большинство других инструментов управления, изначально является продуктом крупного бизнеса и для крупного бизнеса. Большие компании, в поисках конкурентных преимуществ, направляют усилия на разработку новых методов управления. Эти исследования носят глобальный характер, и наиболее успешные решения становятся отдельными направлениями в менеджменте, под них подводится теоретическая методологическая база, они занимают отдельное место в арсенале бизнес-решений. Примеров этому достаточно: концепция "Шесть сигм" (Motorola), методы Тагути и "точно вовремя" ("Тоёта"), "покэ-ёка" ("Мацусита") и снова бенчмаркинг ("Ксерокс").
В сложившейся ситуации менеджер любого из миллионов малых и средних предприятий, независимо от того, в какой стране оно находится, вправе задать вопрос: "применимы ли эти методы к моему бизнесу?" Могут ли небольшие компании извлечь реальную пользу от новых подходов к управлению? Часто приводимые примеры эталонного сопоставления описывают опыт крупных корпораций, таких как "Ксерокс", "Тоёта", "Форд", "Ямаха" и др. Справедливо будет предположить, что подходы, используемые в крупных компаниях, не всегда приемлемы для малого и среднего бизнеса. Действительно, повышение качества бизнеса посредством внедрения современных методов управления — всеобщего управления на основе качества, сбалансированной системы показателей, системы развертывания планов компании (хосин канри) и др. — сопровождается для малых предприятий вопросом применимости решений, используемых крупными фирмами. Хотя следует подчеркнуть, что "...малые фирмы не менее заинтересованы в построении и развитии систем качества, чем крупные компании, с той лишь разницей, что стандартные и широко распространенные подходы не всегда работают в малом бизнесе" [3].
Малые и средние предприятия играют важную роль в экономике любой страны. Россия в этом смысле не является исключением, и поддержка малого бизнеса становится одним из направлений государственной политики. Несмотря на это, большинство теорий менеджмента все же укореняются сначала в крупных компаниях. Насколько оправданны роль второго плана, которую оставляют малому бизнесу в развитии современных систем управления, должны ли малые компании учиться на примерах больших, или необходимы исследования, раскрывающие потенциал малых предприятий как источника новых тенденций в управлении, рассматривается в [4]. Возможность формирования собственных подходов, в том числе и для эталонного сопоставления, на наш взгляд, существует. Бенчмаркинг, в частности, с определенными оговорками, можно рассматривать как продукт малых и средних компаний, возникший из необходимости обучаться у больших фирм и возведенный в ранг метода управления. Традиция транспонировать опыт крупных компаний на собственные системы управления замечена у малых организаций Японии еще задолго до признания бенчмаркинга в качестве официального инструмента управления.
Очевидно, что анализ возможностей бенчмаркинга для малого и среднего бизнеса следует вести через призму особенностей предприятий — представителей этого сектора рынка.
Успех эталонного сопоставления в большой степени зависит от определения того, что именно будет подвергнуто сравнению. Проблем у малых предприятий всегда много, и у руководителей возникает желание улучшить все сразу. Эффект при таком подходе обычно нулевой. Далее будут рассмотрены показатели, которые используют малые компании, практикующие бенчмаркинг, в качестве объекта измерения и сопоставления.
Еще в 1995 г. в исследованиях E. Монкхаус [5] выявилась тенденция к использованию эталонного сопоставления финансовых показателей в сфере малого и среднего предпринимательства (рис. 1).
Изучение малых компаний экспертами Шеффилдского университета (Великобритания) шестью годами позже [6, с. 218] показало, что в малом и среднем бизнесе нашел свое применение как стратегический, так и процессный бенчмаркинг. Показатели, используемые для эталонного сопоставления на малых и средних предприятиях (2001 г.), приведены в табл. 1.
Данные этой таблицы не вызывают удивления — малые фирмы преимущественно используют для сопоставления показатели, которые отражают проблемы, лежащие "на поверхности" и имеющие сложившиеся подходы к измерению, такие как финансовое состояние, качество. Более гибкие и менее осязаемые показатели, такие как командный дух или уровень стрессов в организации, используются реже, так как трудно определить конечный объект сопоставления и измерить эти показатели.
На наш взгляд, использование малыми компаниями легко измеряемых показателей при проведении эталонного сопоставления продиктовано динамичной конкурентной средой, в которой находятся малые и средние предприятия. Поэтому объектом для эталонного сопоставления чаще других становятся показатели, коррелирующие с ключевыми факторами успеха в конкурентной борьбе. Данные исследований, проведенных в Шеффилдском университете [6, с. 218], показывают, по каким основным позициям конкурируют малые и средние компании (табл. 2).
Эти исследования подтверждают преобладающую роль стандартных индикаторов для бенчмаркинга в малом и среднем предпринимательстве. Уделение внимания менее осязаемым показателям — это вопрос времени и развития культуры совершенствования. Сегодня же малые компании, тем более в России, не обладают сбалансированными системами сбора, оценки, внедрения и анализа успешных бизнес-решений для измерения и эталонного сопоставления показателей, не имеющих строгих методик определения.
Насколько часто малые компании в действительности прибегают к эталонному сопоставлению? Исследования "Куперс и Либранд" охватывают 1000 компаний, из которых 67% заявляют о применении бенчмаркинга в той или иной его форме [7]. По данным исследований Шеффилдского университета, 63% компаний малого и среднего бизнеса Европы вовлечены в процесс эталонного сопоставления, в то время как 37% респондентов никогда не использовали такой метод [6, c. 219]. По мнению руководителей этих компаний, бенчмаркинг — это напрасная трата времени и ресурсов; говоря словами одного из менеджеров, "...бенчмаркинг придуман консультантами для консультантов". Позицию большинства российских предпринимателей сегодня можно выразить этими же словами.
Однако, как это ни парадоксально, малые компании имеют гораздо больший потенциал для конкурентного бенчмаркинга, чем принято думать. Теоретически они всегда имеют перед глазами массу примеров (ориентиров), к которым следует стремиться. Практически же методы, которые используют ведущие компании, либо недоступны, либо неизвестны. Кроме этого, применению бенчмаркинга в малых компаниях препятствует еще ряд факторов или барьеров.
Помимо стандартных причин отказа от эталонного сопоставления: "нехватка времени и средств", некоторые преграды для малых и средних предприятий выглядят существенными, особенно на фоне крупных компаний.
Во-первых, малые компании, в силу ограниченности ресурсов, не стремятся привлекать специалистов со стороны и пользоваться услугами консультационных фирм, когда существуют различные руководства и книги об успешных бизнес-решениях.
Во-вторых, все меньше специалистов из крупных компаний со знанием и опытом применения современных методов управления переходят на работу в малые фирмы.
В-третьих, членство в любом из недавно появившихся бенчмаркинговых "клубов" довольно дорого для малых компаний. Так, членство в Европейском фонде управления качеством для небольшой компании составит от 1350 евро в год [8].
В-четвертых, менеджеры малых предприятий, по определению, намного ближе к своим потребителям, работникам и конкурентам, чем их коллеги из корпораций. Зачастую их внимание рассеивается между стратегической и оперативной информацией. Как преимущество здесь можно отметить возможность постоянно "держать руку на пульсе" в отношении показателей ежедневной деятельности, от которых менеджеры в больших компаниях относительно удалены. Однако подобное положение менеджеров небольших компаний не всегда позволяет иметь объективное представление о деятельности организации в стратегическом плане. Тем не менее здесь можно привести данные исследований E. Монкхаус, которая отмечает, что около 75% руководителей небольших компаний ясно представляют стратегические перспективы своего бизнеса, а 65% видят и перспективы своих конкурентов [5].
В-пятых, для достижения желаемого эффекта от эталонного сопоставления, измеряемые показатели должны быть достаточно гибкими, отражающими разнообразные особенности малого бизнеса.
Большинство из отмеченных препятствий к проведению эталонного сопоставления носят нефинансовый характер. Может сложиться мнение, что это барьеры косвенные и относятся к проблемам управления. Результаты нашего анализа прямых и косвенных препятствий, выполненного совместно с компанией "ИВА Консалтинг Групп" (г. Иваново), позволяют обобщить препятствия, встающие перед малыми компаниями при принятии решения о проведении эталонного сопоставления, и ранжировать их по степени значимости, как это показано на рис. 2.
Как видно из рисунка, для многих российских предприятий закрытость компаний-партнеров и собственный комплекс "засекреченности" (а по неофициальному "Кодексу бенчмаркинга" можно запрашивать у компании-партнера только ту информацию, которую вы сами готовы предоставить) является важнейшей преградой для инициирования бенчмаркингового исследования. В России сложилось так, что не каждый готов дать информацию о своем предприятии. Кроме того, существующие системы финансового учета компании и налогообложения не всегда позволяют получить реальные данные по тем или иным показателям.
Однако основная, и на данный момент единственная причина неиспользования потенциала бенчмаркинга в качестве эффективного инструмента управления на малых и средних предприятиях — это слабое представление или незнание метода эталонного сопоставления.
В России руководители компаний малого и среднего бизнеса, вступая в неформальные отношения с партнерами или конкурентами, часто используют лучшие достижения друг друга у себя в компании. Как показывает опыт, непосредственное общение с коллегами дает наиболее ценные для бизнеса идеи и знания, что, как правило, приводит к внедрению новых форм управления, программных продуктов, использованию новых технологий в производстве.
Кроме того, потенциал для развития и залог успеха компании — в заинтересованности руководителей. Недаром лидерство — один из основных принципов философии современного предпринимательства, играющий ключевую роль в реализации концепции всеобщего управления на основе качества, заложенной в стандарты ИСО серии 9000, в модели делового совершенства на базе премий в области качества и практически во всех современных управленческих системах. Важная роль лидера в малых компаниях подчеркивается более тесной взаимосвязью руководителей и работников, чем в крупных компаниях. Это может служить преимуществом малого и среднего предпринимательства, так как значительно упрощается задача менеджеров донести до персонала, что такое бенчмаркинг, почему и как необходимо производить эталонное сопоставление.
Бенчмаркинг как новая и масштабная инициатива по управлению, должна исходить непосредственно от руководителя. Однако большинство из них имеют ложное представление о бенчмаркинге: используется ли для сравнения продуктов и услуг компаний или цифр или для понимания процессов. Однако приходит и осознание того, что бенчмаркинг позволяет малыми средствами осуществить радикальные перемены, основанные на сравнении с другими компаниями: конкурентами или лидерами. Поддержка руководителей имеет решающее значение, так как они должны посвятить этому время, выделить средства, заинтересовать, устранить препятствия и наградить за старания.
Наконец, руководству и командам, проводящим бенчмаркинг, важно помнить, что официальное бенчмаркинговое исследование обычно занимает около шести месяцев. Более короткого пути нет. "Самая большая проблема — найти время на исследование. Если нужны быстрые перемены, выберите лучше другой способ", — говорит Мартин Липер, директор по качеству малой американской компании "Сейтс Корп." [9].
Таким образом, можно сделать следующие выводы относительно особенностей применения бенчмаркинга как инструмента управления на малых и средних предприятиях.
1. Бенчмаркинг в развитых странах используют более половины компаний, представляющих малый и средний бизнес. Еще большее число организаций считает бенчмаркинг эффективным инструментом повышения конкурентоспособности и совершенствования системы управления.
2. Потенциал бенчмаркинга в малом и среднем бизнесе может быть эффективно реализован при использовании преимуществ небольших компаний: близость к потребителю, более сильная роль лидера и гибкость организации.
3. "Комплекс засекреченности" по-прежнему остается основным барьером для малых и средних компаний при проведении бенчмаркинга, помимо традиционного барьера "ограниченность ресурсов". В связи с этим среди менеджеров малого бизнеса большей популярностью пользуется сравнительный бенчмаркинг финансовых показателей либо простой конкурентный анализ.
4. Выбор финансовых показателей в качестве объекта сопоставления продиктован интенсивной конкурентной средой в малом и среднем секторах рынка. Другая особенность малых компаний — более тесная, в отличие от крупного бизнеса, связь с потребителем обусловливает выбор в качестве объектов бенчмаркинга показателей, отражающих ключевые факторы успеха организации: удовлетворение потребителей и цену на продукт/услугу.
5. Бенчмаркинг в России применяется сегодня лишь в крупных компаниях, имеющих контакты преимущественно с зарубежными партнерами и ориентирующихся на мировые стандарты. В отечественном малом и среднем бизнесе на сегодняшний день большинство руководителей не знают об эталонном сопоставлении как об инструменте управления, имеющем научно-методическую базу и признание во всем мире. Однако потенциал эталонного сопоставления необходимо и возможно реализовать, постепенно вводя бенчмаркинг в практику управления российскими компаниями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Михайлова М.Р. Бенчмаркинг — универсальный инструмент управления качеством // Методы менеджмента качества. — 2003 — № 5.
- Михайлова Е.А. Основы бенчмаркинга. — М.: Юристъ, 2002. — С. 7.
- Van de Wiele T. and Brown A. Venturing down the TQM path for SMEs // International Small Business Journal, Vol. 16, No. 2. — 1998. — P. 50-68.
- Ghobadian A., Gallear D.N. Total quality management in SMEs // Omega, Vol. 24, No. 1. — 1996. — P. 83-106.
- Monkhouse E. The role of competitive benchmarking in small-to medium-sized enterprises // Benchmarking for Quality Management & Technology, Vol. 2, No. 4. — 1995. — P. 44-45.
- Cassel C., Nadin S., Gray M.O. The use and effectiveness of benchmarking in SMEs // Benchmarking: An International Journal, Vol. 8, No. 3. — 2001. — P. 212-222.
- Coopers & Lybrand Consultants. Survey of Benchmarking in the UK. — CBI Manufacturing Council. — London, 1993.
- Membership Package. European Foundation for Quality Management, 2003.
- Джордж С., Ваймерскирх А. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях (TQM). — СПб.: Виктория плюс, 2002. — С. 196-197.
|
|