|
Всем необходимы перемены. Бизнес без усовершенствований, изменений и адаптаций к новым условиям на рынке — это путь к провалу. Те, кто это понимает, ощущают огромное внутреннее сопротивление изменениям внутри организаций: инертные сотрудники, некомпетентные руководители в разных департаментах… Но ни жалобы, ни замечания со стороны высшего руководства или работников не помогают найти нужное решение. А все потому, что главным фактором сопротивления переменам является форма организационной структуры.
Вы когда-нибудь задумывались над тем, как вы сами или кто-то из ваших сотрудников рисует организационную структуру компании, и почему именно так? Конечно, бывают исключения — в некоторых компаниях структуру вообще не изображают. Все зависит от размеров бизнеса и стадии его развития. Как правило, на этапе создания нового бизнеса (то есть, перефразируя Библию: сначала есть только слово "идея") из "хаоса" нужно сотворить нечто. Поэтому для начала основателям достаточно договориться о распределении функций между собой, особенно не заморачиваясь управленческой структурой в туманном будущем.
Давайте вернемся к изображению структуры. Вообще, зачем это нужно? Структурный рисунок помогает увидеть организацию, разделить функции, сферы ответственности, а также придумать, как оценивать результаты. Таким образом, можно сказать, что структура определяет управление. Без структурного рисунка, на словах все кажется слишком туманным.
Самое интересное, что структура в организациях разных сфер деятельности и назначения (бизнес, церковь, школа или больница) очень похожа. Обычно все начинается с генерального директора, у которого в подчинении есть два или три заместителя. Потом идут функциональные руководители, а еще ниже — подчиненные. Если эту структуру очертить одной линией, то получится треугольник (рис. 1). Если же посмотреть на него в формате 3D, который сейчас завоевывает не только кинотеатры, а и телевидение, то в результате получим пирамиду. Сразу возникают идеи о сходстве с египетскими пирамидами. Да, вы правы, наше видение организаций родилось 7 тыс. лет назад, а то и больше. Структура универсальна, почти не менялась тысячелетия и применима во всех типах организаций. Но насколько она универсальна и подходит для всех — бизнеса, государства, религиозной общины и остальных структур? Во многих книгах по бизнесу пирамидальная структура поддается большой критике. Ее описывают как структуру, где заложены конфликты между подразделениями, функциями, руководством и подчиненными и т. д. Некоторые могут возразить, что они поменяли пирамидальную структуру на матричную. Однако на практике это та же пирамида, но с возможностями двигаться не только вверх и вниз, а и по кругу. Это напоминает пирамиды индейцев (рис. 2).
Давайте вернемся к истокам: кто находился у власти в Египте? Все знают, что фараон. Но мало кто задумывается над тем, что официально этот человек был богом на земле. Он был вторым по рангу после бога солнца Ра. Фараон мог сам выбирать, какие боги ему повинуются и поддерживают его власть. В Египте структура "неба" или пантеон богов был очень изменчивым, никогда не менялись только бог солнца и сын солнца. Некоторым образом эта традиция подсознательно укоренилась в европейской культуре. И если в наши дни группе высокопоставленных руководителей задать вопрос, не боги ли они, то можно получить ответ, что в каком-то смысле это так и есть. Они всезнающие, от них зависит судьба фирмы и, конечно, судьба сотрудников! Могут ли боги ошибаться? Хороший вопрос. Знаменитый американский писатель Дэн Браун в своих книгах рассказывает, что египетская символика укоренилась в умах руководителей благодаря тайным братствам, которые считают себя наследниками тайных знаний жрецов Египта.
Если задуматься о форме тел в макро- и микромирах — в космосе и атоме — в глаза бросается то, что в основном это сферическая или эллипсоидная форма (рис. 3). Почему так? Данная форма обусловлена тем, что все тела двигаются и находятся под взаимным воздействием с другими телами. Возникает вопрос: организация — это движущееся или статическое тело?
Вернемся к пирамидам. Со времен Пифагора известно, что пирамида является самой стабильной фигурой по отношению к внешнему влиянию. Для многих до сих пор она остается идеальной. Как известно, такие постройки могут выдержать не то что века, а тысячелетия. Оглянитесь по сторонам, есть ли в вашем окружении символы пирамид или зданий, имеющие пирамидальные очертания. Ученики Пифагора как-то сделали предположение, что вся Вселенная состоит из пирамидальных структур. Под их воздействием была построена модель такой Вселенной, изображение которой сейчас хранится в Музее науки в Лондоне (рис. 4). Но Дэн Браун в описании символа пирамиды утверждает: пирамида для посвященных в тайны братств — это символ греческой буквы ∆ (дельта), которая обозначает перемены. А для непосвященных — могила босса…
Американский ученый, автор концепции "бережливого производства" Уильям Э. Деминг доказывал, что пирамидальной организационной структуры на самом деле не существует. Такое изображение организации — самообман, который ведет к плачевным последствиям для бизнеса. Ведь действующая организация — это не изолированная пирамида в пустыне, а сложные взаимосвязи, напоминающие потоки реки. Почти все они откуда-то берут первоначальные материалы, перерабатывают их, отдают другим, дорабатывают и передают дальше. Там их складируют, что-то добавляют, опять передают дальше, а уже те перепродают. Раньше или позже окончательный покупатель потребляет этот продукт, выбрасывает остатки, которые организации снова собирают, перерабатывают и продают. Круг замкнулся. У Дэна Брауна есть идея о том, что потерянный символ — это круг с точкой посередине.
Зачем нам нужна вся эта символика? Такие символы очень древние, их мало кто понимает, но, несмотря на это, они имеют прямое влияние на подсознание человека, а значит, и на поведение. Выходит, что пирамидальное отражение организации оказывает прямое влияние на то, каким образом организовано управление в компании и какие проблемы могут возникнуть. Повторюсь, для непосвященных пирамида — это построение памятника на могиле. О том, что и как поменяли такие "посвященные" компании, как Toyota, Walmart, P&G, Ikea, GE и др., можно прочитать в книге "Бог, квантовая физика, организационная структура и стиль управления".
Об авторе:
Дарюс Радкявичюс, соучредитель Goodstream.
|
|