|
Существует немало средств, предназначенных для поддержки программ по развитию навыков персонала, — например, тренинги, выездные семинары и наставничество. Но вряд ли какие-то из них могут столь же наглядно продемонстрировать картину возможного будущего, как образцовые фабрики. На базе таких учебных центров создают производственные цеха и офисные помещения, в которых обучающиеся могут на практике опробовать новые инструменты и процессы и воочию увидеть потенциал улучшений. В рамках комплексных программ по развитию навыков образцовые фабрики позволяют в короткие сроки убедить любых заинтересованных лиц в целесообразности тех или иных преобразований. Тот импульс, который удается придать проектам оптимизации благодаря образцовым фабрикам, может сыграть решающую роль в изменении психологических установок, навыков и методов работы тысяч сотрудников, использующих сотни процессов и систем на множестве предприятий по всему миру.
В сотрудничестве с партнерами компания McKinsey создала в разных регионах мира несколько образцовых фабрик, чтобы предложить компаниям интереснейший, принципиально новый подход к реализации программ по развитию навыков персонала. В рамках этого проекта созданы условия обучения на практике, которые позволяют учащимся наглядно представить себе обширный потенциал изменений, освоить множество новых внедряемых процессов и систем и уяснить суть соответствующей программы преобразований. Практический опыт, приобретаемый на образцовых фабриках, — например, выявление более продуктивных производственных методов или личных управленческих навыков — может на раннем этапе укрепить уверенность в успехе программы среди широких групп участников.
Кроме того, некоторые компании начали сами создавать полномасштабные действующие образцовые фабрики. Например, фирма Volkswagen на основе этой концепции в настоящее время организует несколько центров бережливого производства, в которых учащиеся на практике узнают, каким образом методы совершенствования производства влияют на эффективность, качество и удобство применения соответствующих процессов. Государственные органы и университеты также создают собственные образцовые фабрики.
Практический опыт как средство преодоления инертности
В основе концепции образцовых фабрик лежит принцип обучения на практике: преобразования в реальных цехах и офисах осуществляются обучающимися собственными руками. Исследования показали, что взрослые учащиеся сохраняют приобретенные знания гораздо дольше, если приобретают их в процессе активной деятельности, а не просто в ходе посещения лекций или ознакомления с презентациями (см. схему 1).
Идея освоения навыков в условиях реальной работы отнюдь не нова. Примерами такого подхода могут служить стажировка и производственная практика. В последнее время предприятия индустрии гостеприимства эффективно используют действующие гостиницы и рестораны в качестве учебных площадок. Образцовые фабрики — очередной шаг в развитии этой концепции. Они не только позволяют учащимся приобретать необходимые навыки, но и создают среду, благодаря которой сотрудники могут осмыслить текущее состояние используемых ими процессов и систем, уяснить себе целевое состояние и понять, что нужно сделать, чтобы его достичь. Еще одна очень важная функция образцовых фабрик заключается в том, что благодаря им удается обеспечить поддержку программ преобразований даже со стороны самых убежденных скептиков, а также быстро сформировать необходимые навыки в масштабах всей организации.
Путь в будущее
В отличие, допустим, от образцовых показательных школ образцовые фабрики не идеализируют действительность, и посетителям не предлагается воспринимать все происходящее как воплотившуюся в жизнь мечту. Образцовые фабрики — это вовсе не сценические площадки для демонстрации передовых методов производства, и они не являются реальными образцами фабрик, которые применяют высокоэффективные процессы и достигают исключительных результатов.
На практике образцовые фабрики предлагают участникам программы некий вариант исходного положения дел — например, это может быть цех, работающий не самым эффективным образом. Предположим, данный цех, оснащенный токарными и фрезерными станками и другим оборудованием, выпускает электродвигатели. Вначале участники программы изучают базовые параметры и инструменты преобразований — такие, как устранение потерь, — после чего им предлагается самостоятельно найти способы повысить эффективность работы цеха. При этом учащиеся постепенно знакомятся с более сложными инструментами преобразований, такими, как, например, равномерное распределение рабочей нагрузки. В этом случае участники программы быстро осознают истинный потенциал совершенствования и апробируют свои идеи в рамках образцовой фабрики. Как правило, в первые два дня они осваивают базовые навыки диагностики проблем и проектирования целевого состояния и, самое главное, начинают верить в возможность перехода от исходного состояния к целевому.
Хорошим примером успешного использования такой методики может служить наша образцовая фабрика в Сингапуре. Она специализируется на проблемах обеспечения энергоэффективности и ориентирована на эксплуатацию некоторых подсистем, традиционно применяемых в обрабатывающих отраслях с непрерывным производственным циклом (см. схему 2). Исходное положение дел соответствует условиям, сложившимся на многих предприятиях. Например, подача воздуха в печь происходит неэффективно, в связи с чем компания несет потери топлива из-за ненужного нагревания воздуха, а возможности системы водяного охлаждения не соответствуют реальным потребностям.
Прежде всего участники программы осваивают базовые инструменты, которые позволяют выявлять и оценивать потери, обусловленные этими и другими недостатками. Затем, вооружившись новыми знаниями, учащиеся обходят фабрику, осматривают различные средства контроля и обычно выявляют большинство возможностей для повышения эффективности. После этого вместе с наставниками они определяют параметры целевого состояния предприятия и количественно оценивают потенциал совершенствования. Большинство участников с изумлением убеждаются в преимуществах их программы преобразований, увидев, что довольно простые инструменты, освоить которые можно сравнительно быстро, способны обеспечить снижение операционных затрат предприятия на 10-30%, а в ряде случаев и больше.
Погружая учащихся в рабочий процесс, предоставляя в их распоряжение правильные инструменты и позволяя им самостоятельно находить возможности улучшить ситуацию, образцовые фабрики могут формировать у сотрудников четкое и обоснованное видение тех преобразований, которые необходимы для перехода от исходного состояния к целевому. Эти центры практического обучения развивают у участников необходимые навыки, укрепляют их уверенность в успехе перемен и наглядно демонстрируют, каким образом компания может пройти путь «от хорошего к лучшему».
Обеспечение поддержки преобразований со стороны персонала
Зачастую при осуществлении преобразований те сотрудники, которые занимают свои должности уже много лет, наиболее активно сопротивляются переменам и наиболее скептически оценивают их перспективы. Как правило, разубедить этих людей не помогают не только традиционные учебные занятия, но даже реальные позитивные примеры из практики других компаний — такие примеры они склонны воспринимать лишь как парадоксальные исключения. Подобное сопротивление может приводить к их упорному нежеланию осваивать новые инструменты, а если эти работники пользуются авторитетом среди коллег, то их непримиримость может существенно осложнить процесс преобразований для всей компании.
Образцовые фабрики позволяют изменить позицию таких сотрудников и других скептиков и заручиться их поддержкой при реализации программ по развитию навыков персонала. Оказавшись вне привычной рабочей обстановки, они лишаются возможности практиковать свои традиционные методы и становятся более восприимчивыми к новым идеям. Поскольку в данной ситуации эти работники ничем не рискуют, они более склонны самостоятельно анализировать положительный эффект преобразований и применять новые инструменты и навыки, не опасаясь, что успех может поставить под сомнение результаты их собственной работы либо работы их непосредственных руководителей или предшественников.
Практическая экскурсия по образцовой фабрике, в ходе которой посетители сами осуществляют преобразования, позволяющие достичь целевого состояния, производит на участников глубокое впечатление. Скептики убеждаются в перспективности новой программы и начинают стремиться применять полученные навыки на своих рабочих местах. Таким образом, удается не только преодолеть неприятие ими перемен, но и добиться того, чтобы их вновь обретенная уверенность быстро распространилась среди коллег.
Кроме того, благодаря образцовым фабрикам можно изначально обеспечить поддержку программ по развитию навыков со стороны широких групп заинтересованных лиц. В большинстве случаев основные инициаторы программы по умолчанию убеждены в ее целесообразности. Если же еще и активизировать работу с ключевыми участниками, предложив им посетить образцовые фабрики, это позволит разъяснить возможности совершенствования широкому кругу лиц. Тем самым можно усилить поддержку программы задолго до того, как замедление или провал программы операционных преобразований непосредственно повлияет на финансовые результаты компании.
Быстрое развитие навыков в широких масштабах
Как показывает практика, посещение образцовых фабрик обеспечивает максимальный эффект, если занятия проводятся с группами в количестве от 15 до 20 человек. В этом случае удается предоставить участникам достаточно времени на обсуждения и размышления, с одной стороны, и охватить значительное количество участников, с другой стороны. При таком подходе в течение одного-двух месяцев образцовые фабрики способны раскрыть потенциал преобразований и дать возможность освоить новые навыки сотням, если не тысячам, сотрудников на всех уровнях организационной структуры.
Благодаря образцовым фабрикам достичь масштабов охвата, необходимых для обеспечения устойчивых преобразований, можно быстрее, чем с помощью многих других средств. Сотрудники, прошедшие обучение на образцовых фабриках, делятся своим опытом между собой и с другими коллегами. Такой обмен мнениями и впечатлениями по силе воздействия оказывается поистине непревзойденным.
Ценность метода для работников всех уровней
Каждый сотрудник компании, от генерального директора до рядового работника, должен вносить свой вклад в повышение эффективности в рамках программы по развитию навыков.
Успех программы складывается из множества составляющих, таких как личный пример, уверенность руководства, использование технических и функциональных инструментов и многое другое. Образцовые фабрики позволяют эффективно готовить сотрудников на всех уровнях организационной структуры к выполнению своих функций в ходе программы преобразований.
Первые лица компании и другие руководители высшего звена должны идти в авангарде программы операционных преобразований. Хотя отдельные ее компоненты находятся в ведении линейных руководителей, которые напрямую отвечают за экономическую эффективность на своих участках, высший руководящий состав инициирует, координирует и несет ответственность за программу в целом. Именно топ-менеджеры должны мобилизовывать весь коллектив компании, стимулировать изменения в корпоративной культуре, необходимые для достижения успеха, и личным примером показывать, как нужно работать по-новому.
Образцовые фабрики располагают широким арсеналом средств, позволяющих подготовить руководителей высшего звена к выполнению их функций в процессе преобразований. В частности, эти учебные центры дают топ-менеджерам возможность своими глазами увидеть, насколько велик потенциал программы совершенствования, и составить представление о необходимых инструментах и навыках. Кроме того, полученный на образцовых фабриках опыт помогает им правильно расставлять приоритеты в рамках корпоративной стратегии развития навыков персонала.
Руководители среднего и низшего звена должны возглавлять процесс преобразований, стимулировать новые подходы и добиваться того, чтобы их подчиненные осваивали соответствующие навыки. Для успешного выполнения своих функций они должны обладать не только техническими знаниями, касающимися новых инструментов и процессов, но и умением работать с людьми, включая лидерские и организаторские способности.
Образцовые фабрики предоставляют поистине уникальную возможность отработать соответствующие навыки на практике безо всякого риска и в условиях, максимально приближенных к реальным. Уже после первых занятий руководители среднего и низшего звена возвращаются на свои рабочие места, обладая уверенностью и лидерскими навыками, необходимыми для успешного продвижения программы. Впоследствии, как правило, они еще несколько раз посещают образцовую фабрику по мере того, как программа последовательно проходит этапы диагностики, проектирования, реализации, масштабного развертывания и закрепления результатов.
С самого начала осуществления программы особые функции возлагаются на так называемых проводников преобразований. Если линейные руководители управляют программой, то проводники преобразований создают необходимые условия для ее реализации. Эти координаторы становятся внутренними экспертами по всем вопросам, касающимся соответствующих инструментов, процессов и задач. Они должны олицетворять собой происходящие перемены — не только с точки зрения технических знаний и навыков кадровой работы, но и с точки зрения личного отношения к происходящему. Это высококвалифицированные специалисты, которые тесно взаимодействуют с линейными руководителями: вначале они помогают выявлять потенциал улучшений, а затем предоставляют инструменты и помогают в процессе их внедрения. Они также создают систему мотивации, позволяющую изменить корпоративную культуру и отношение к программе таким образом, чтобы реализовать весь ее потенциал.
Зачастую обучение проводников преобразований на образцовых фабриках проводится более интенсивно и напряженно по сравнению с другими сотрудниками, поскольку эти участники должны обладать очень обширными знаниями и опытом в своих областях. Кроме того, особенно на последних этапах программы, аттестация проводников преобразований, подтверждающая уровень их профессионализма, способна дополнительно укрепить их уверенность в собственных силах и повысить их авторитет в организации.
Наконец, последним звеном в описываемой нами цепочке являются рядовые работники. Если не обеспечить развитие их навыков и не изменить их отношение к преобразованиям, добиться желаемого повышения эффективности не удастся. Во многих капиталоемких отраслях с точки зрения удельных (среднедушевых) показателей рядовые работники контролируют значительную долю объема производства и активов. Таким образом, если эти работники не осознают необходимость перемен или не обладают навыками, необходимыми для осуществления преобразований, это может помешать компании достичь поставленных целей по повышению эффективности.
Поскольку образцовые фабрики способны охватить значительное количество участников в короткие сроки, они являются идеальными площадками для вовлечения рядовых сотрудников в процесс преобразований. Как правило, работники низшего звена начинают посещать занятия на образцовых фабриках через несколько месяцев после запуска программы по развитию навыков. Это дает компаниям время выявить важнейшие пробелы в навыках на уровне рядового персонала (обычно речь идет о технических или функциональных навыках) и подготовить специальные учебные курсы для устранения этих пробелов. Затем эти курсы в кратчайшие сроки могут пройти сотни рядовых работников и вернуться к своим профессиональным обязанностям, овладев необходимыми навыками и обретя уверенность в успехе.
Программные ресурсы образцовой фабрики
Аппаратно-технические средства, используемые на образцовых фабриках, например производственные процессы и оборудование, существенно различаются в зависимости от специализации конкретного объекта. Соответственно, в физическом отношении образцовая фабрика, специализирующаяся на вопросах энергоэффективности и энергосбережения, будет выглядеть совсем иначе, чем фабрика для обучения навыкам цифрового маркетинга. Программные ресурсы таких фабрик также адаптированы к конкретной ситуации, однако наш опыт показывает, что все успешные программы опираются на четыре ключевых компонента — комплексы практического обучения, учебный план, системы аттестации и преподавательский состав.
Комплексы практического обучения
Комплексы практического обучения — это основа основ образцовой фабрики. Они включают в себя индивидуальные программы, которые позволяют участникам проанализировать исходное состояние, целевое состояние и способы его достижения. Эти учебные комплексы ориентированы на создание ситуаций, в которых слушатели могут наглядно убедиться в том, что переход от исходного к целевому состоянию действительно возможен. Зачастую именно этот аспект оказывается наиболее сложным для восприятия. Кроме того, поскольку в программах участвуют разные группы сотрудников — от руководителей высшего звена до рядовых работников, — учебные комплексы должны быть достаточно гибкими для моделирования различных ситуаций, часть из которых может быть ориентирована на сравнительно простые усовершенствования, тогда как другие могут требовать гораздо более сложных решений.
При разработке учебных комплексов необходимо очень тщательно подходить к созданию по-настоящему реалистичных условий, позволяющих с максимальной достоверностью осуществлять переход от исходного состояния к целевому с использованием соответствующих процессов и оборудования. Далекие от реалий исходные предпосылки или конечные цели подрывают доверие к учебному курсу в целом.
Например, образцовая фабрика, специализирующаяся на проблемах энергоэффективности, не должна изначально предлагать учащимся ситуацию, в которой теплопотери при работе печей на 10% или более превышают технические нормативы. Подобная ситуация действительно может иметь место на некоторых крайне неэффективных предприятиях, однако гораздо чаще встречаются случаи, когда отклонение от нормы составляет не более 1-2 процентных пунктов. Аналогичным образом, заложенные в программу усовершенствования тоже не должны доходить до крайностей. Например, неправдоподобно высокие показатели эффективности печи, достичь которых предлагается за счет столь же неправдоподобной толщины изоляционного покрытия, также заставят учащихся усомниться в полезности учебной программы.
Конечно, при моделировании ситуаций возникает соблазн взять за основу некие экстремальные показатели, потому что они позволяют продемонстрировать наиболее ощутимое воздействие преобразований на эффективность фабрики. Однако воздействие учебной программы на участников при этом ослабевает. Реалистичные сценарии включают похожие на правду производственные условия исходного состояния и вполне разумные усовершенствования, позволяющие достичь целевого состояния. Таким образом, необходимо тщательно взвешивать все показатели, чтобы не отрываться от действительности и обеспечивать актуальность упражнений для учащихся.
Учебный план
Курсы и тренинги, предусмотренные учебным планом, должны быть разработаны с учетом различия функций, выполняемых участниками программы по операционным преобразованиям (см. схему 3). Например, при обучении представителей руководящего звена следует уделять основное внимание освоению управленческих навыков, тогда как для рядовых работников более важное значение имеют конкретные аспекты осуществления преобразований.
Эффективный учебный план должен предусматривать освоение навыков небольшими курсами продолжительностью от одного до трех дней. Следует избегать попыток охватить множество новых навыков в рамках программ подготовки, рассчитанных на две недели или более. В первом случае участники имеют возможность приобретать новые умения на образцовой фабрике, затем возвращаться к своим должностным обязанностям и отрабатывать эти умения на практике, лишь после этого переходя к более сложным программам. Исследования в области обучения взрослых показывают, что именно такой подход обеспечивает максимально эффективное закрепление приобретенных знаний и навыков.
Кроме того, краткосрочные курсы в меньшей степени нарушают рабочий график участников. Отсутствие сотрудника на месте в течение одной-двух недель может неоправданно осложнить планирование его рабочего времени — особенно это касается руководителей высшего и среднего звена, которые параллельно с реализацией программы преобразований должны продолжать управлять компанией.
Наряду с комплексами практического обучения учебный план должен включать в себя специализированные учебные модули продолжительностью от одного до трех часов. Обычно полноценный план предусматривает не менее 50 отдельных модулей, посвященных различным темам, таким как выявление потерь и последовательное определение КПЭ для различных организационных уровней. Модули охватывают наиболее сложные вопросы, касающиеся разработки и осуществления мероприятий по повышению эффективности. Кроме того, они ориентированы на формирование навыков и внедрение процедур, способствующих достижению устойчивых результатов и оптимизации поведенческих моделей.
Объединение этих модулей с комплексами практического обучения в различных сочетаниях позволяет адаптировать учебную программу к потребностям каждой группы слушателей, посещающих образцовую фабрику, с учетом выполняемых ими функций.
Системы аттестации
Когда корпоративная программа по развитию навыков выходит на заключительный этап, образцовые фабрики начинают предлагать услуги по проведению аттестации. В особенности это актуально для проводников преобразований, которые должны стать внутренними экспертами по применению новых инструментов и процессов. Аттестация сочетает в себе обучение с последующей оценкой того, насколько успешно используются новые навыки в ходе реализации программы. Как правило, системы аттестации позволяют преподавателям образцовой фабрики оценивать успехи проводников преобразований. Обычно оценка проводится через два-четыре месяца после того, как проводники преобразований завершили обучение, чтобы дать им возможность применить вновь приобретенные навыки непосредственно на рабочем месте.
В большинстве случаев системы аттестации охватывают четыре квалификационных уровня. Первый — этап освоения, который отражает ситуацию, когда проводники преобразований только начинают использовать соответствующие инструменты в рамках проектов повышения эффективности. Следующий уровень — этап закрепления, в ходе которого проводники преобразований должны продемонстрировать всестороннее владение новыми навыками и эффективное управление программами совершенствования. На этапе преподавания проводники преобразований должны уметь вести некоторые учебные курсы, выступать в качестве наставников своих коллег и курировать по нескольку проектов. Наконец, на четвертом уровне — этапе формирования архитектуры — проводники преобразований консультируют первых лиц компании и других руководителей высшего звена в отношении программы. При этом они должны быть способны корректировать программу для получения максимального эффекта и прогнозировать, какие новые модули понадобятся в будущем с учетом меняющейся экономической ситуации (см. схему 4).
Преподавательский состав
Преподавательский состав отвечает за слаженное использование всех остальных компонентов образцовой фабрики. Преподаватели должны не только блестяще владеть навыками, которым обучают на образцовых фабриках, но и уметь взаимодействовать с представителями всех организационных уровней компании: руководителями высшего, среднего и низшего звена, рядовыми работниками и проводниками преобразований. Обычно преподавательский состав включает в себя нескольких авторитетных руководителей, а также внешних экспертов, таких как консультанты или координаторы обучения. Как показывает практика, эффективный преподавательский состав должен сочетать обширные предметные знания с богатым опытом планирования и реализации программ по развитию навыков.
Ориентация на различные отрасли
Образцовая фабрика способна помочь реализовать любую программу по развитию навыков в любой отрасли. Эффективность этой учебной методики не ограничивается исключительно производственной сферой — она применима ко всем программам, участникам которых важно иметь четкое представление об исходном состоянии, целевом состоянии и способах его достижения.
Например, находящийся в Мюнхене Центр McKinsey по развитию навыков включает в себя несколько образцовых фабрик, которые охватывают девять совершенно различных направлений деятельности, таких как бережливое производство, цифровой маркетинг и разработка продуктов (см. схему 5). Подобные программы могут оказаться полезными как для промышленных отраслей, так и для секторов сферы услуг.
Наглядно проиллюстрировать гибкость образцовых фабрик можно на примере программы в области цифрового маркетинга. В рамках этой программы участники управляют маркетинговой деятельностью реального интернет-магазина по продаже вина. По мере развития навыков цифрового маркетинга они проводят диагностику и принимают решения, которые воплощаются в жизнь через интернет-портал. Затем они наблюдают за реакцией реальных покупателей, давая им возможность оценить эффективность этих решений незамедлительно. Такой опыт надолго сохраняется в памяти учащихся.
В Сингапуре образцовая фабрика McKinsey специализируется на проблемах экологичного производства. В сотрудничестве с международной нефтегазовой компанией она предлагает клиентам полноценный учебный план программ преобразований, направленных на сокращение затрат за счет повышения энергоэффективности.
Помимо использования сторонних объектов, некоторые компании и другие организации создают собственные образцовые фабрики. В частности, компания Volkswagen уже открыла несколько центров бережливого производства; аналогичную работу проводят ряд азиатских фирм. Государственные органы тоже начали изучать этот подход, стремясь повысить эффективность оказания услуг. Многие ведущие университеты также создали или создают собственные образцовые фабрики.
Обеспечение конкурентных преимуществ
Все больше компаний, государственных ведомств и других организаций признают тот факт, что образцовые фабрики способны ускорять реализацию программ по развитию навыков. Отдавая приоритет практической подготовке перед теоретическими занятиями, образцовые фабрики позволяют максимально быстро формировать новые навыки и обеспечивают их закрепление на долгий срок. Гибкие и эффективные учебные курсы в сочетании с практическими упражнениями непосредственно на рабочих местах дают возможность обучать необходимым навыкам большие группы сотрудников на всех уровнях организационной структуры и тем самым развертывать программу в кратчайшие сроки. Используя этот подход, компании могут быстро добиваться роста эффективности, обеспечивающего ощутимые конкурентные преимущества.
Статья написана специально для «Вестника McKinsey».
Об авторах:
Мартин Джоерс (Martin Joerss) — директор McKinsey, Пекин
Мадс Дюркоп Лауритсен (Mads Dührkop Lauritzen) — партнер McKinsey, Бангкок
Ксения Яшина — консультант McKinsey, Москва
|
|