BABOK® Guide v3: бизнес-анализ для управления изменениями

Раздел: Управление изменениями
Автор(ы): В.И. Демьяненко, консультант по управлению изменениями
Источник: "Управление изменениями"
размещено: 04.05.2017
обращений: 14727

BABOK® Guide v3: бизнес-анализ для управления изменениями

Что такое BABOK

BABOK — это свод знаний, вбирающий в себя информацию относительно бизнес-анализа. Под последним понимается разноплановая деятельность в рамках организации, которая помогает анализировать и принимать решения, приносящие пользу заинтересованным лицам. Наряду с осмыслением проблем компании, анализом потребностей, разработкой стратегий и помощью во взаимодействии заинтересованных лиц перед бизнес-аналитиками стоит задача внедрения изменений. Именно с этой точки зрения мы и рассмотрим руководство BABOK третей версии (BABOK® Guide v3).

Авторы руководства BABOK стараются объединить существующие точки зрения на задачи, стоящие перед бизнес-аналитиками, к которым относятся:

  • выявление потребностей;
  • обоснование изменений;
  • разработка решений.

Уже приведенный перечень задач представляет некий алгоритм действий, которые осуществляются в рамках инициатив на разном уровне:

  • стратегическом;
  • тактическом;
  • оперативном.

Изменения и BABOK

Важно отметить, что BABOK, являясь стандартом, динамично меняется с учетом новых знаний и опыта бизнеса-аналитиков. Причем даже в самых своих основах. Так, в третьей версии дано новое определение бизнес-анализа. Ранее акцент делался на работе по анализу и выработке рекомендаций по достижению целей и установлению связей между заинтересованными лицами. Рик Стремплер (Rick Strempler) еще до выхода последней версии стандарта в статье BABOK Version 3: What Business Analysts Can Expect отмечает, что при рассмотрении ключевых концептов бизнес-аналитики много внимания уделяют выявлению проблем, возможностей (концепту Needs) и принятию решений (Solutions), пренебрегая другими концепциями. Теперь акцент сделан на проведении изменений, отражающих динамику происходящих процессов. Само понятие «change» рассматривается как преобразующее действие в ответ на потребность. В третьей версии стандарта бизнес-анализ — это деятельность, позволяющая внедрять изменения в компании путем определения потребностей и рекомендации решений, которые обеспечивают ценность для заинтересованных лиц.

В общем, мы коснулись двух изменений — изменение самого стандарта и акцент на изменениях в работе бизнес-аналитика.

Что учитывает управляющий изменениями (концептуальная модель)

Для того, чтобы достигать поставленных целей, удовлетворять потребности заинтересованных лиц, необходимо проводить изменения. Инициативы в этом направлении рассматриваются как улучшения организации и являются преднамеренными, контролируются через деятельность бизнес-аналитика.

Основой для понимания центральных идей стандарта являются шесть концептов (понятий). Это те направления, которые необходимо учитывать аналитику для достижения желаемого результата.

концептуальная модель

В руководстве приведена таблица, раскрывающая суть каждого понятия этой концептуальной модели. Опираясь на нее, я опишу концепты и их взаимосвязи (как они указаны в таблице, но недословный перевод), что акцентирует внимание на их взаимном влиянии.

Заинтересованные стороны (Stakeholder) — группа или человек с учетом их:

  • потребностей;
  • воздействия и влияния на изменения;
  • отношений к решению.

Потребности (Needs) — проблемы и возможности, которые:

  • вызывают изменения;
  • являются стимулом действовать для заинтересованных лиц;
  • требуют решения;
  • разрушают или повышают ценности.

Ценность (Value) — потенциальная или реализованная стоимость, значимость или полезность чего-либо:

  • для заинтересованных сторон;
  • в конкретной ситуации (контексте);
  • удовлетворять потребности.

Решение (Solution) — выбор способа действовать, который:

  • должен удовлетворять потребности;
  • учитывать сложившийся контекст (ситуацию);
  • соответствовать заинтересованным сторонам.

Контекст (Context) — любые обстоятельства окружающей среды, обеспечивающие понимание изменения.

Наряду с перечисленными концептами введено понятие «изменения», и, как мы видим, на рисунке ему отводится верхнее место (собственно и повествование о концептах начинается с «change»). Под изменением понимается акт трансформации деятельности предприятия для повышения производительности. При этом «изменения» рассматриваются в системной взаимосвязи с другими концептами (на рисунке это показанно в виде линий между понятиями). Руководство BABOK обращает внимание на то, что зависимости так же важны, как и сами концепты.

Собственно для того, чтобы эффективно управлять изменениями, необходимо обращать внимание на все элементы и взаимосвязи концептуальной модели (круговую поруку). Например, чтобы достичь ценности, необходимо разработать решение по изменению. Эффективное решение требует понимания контекста, в котором оно будет реализовываться. Ценность существует не сама по себе, а призвана удовлетворять потребности. Чтобы выявить потребности, следует разобраться с заинтересованными лицами.

Определение концепций

Действия по управлению изменениями

В процессе управления изменениями бизнес-аналитик готовит предприятие и заинтересованные стороны к инициированию изменений для удовлетворения бизнес-потребностей наиболее эффективным способом. Бизнес-анализ относится не только к изменениям, осуществляемым проектным образом, но в том числе эволюционных трансформаций организации. Руководство BABOK выделяет следующие стадии анализа:

  • понять текущее состояние «как есть»,
  • определить будущее состояние «как должно быть»,
  • определить действия по переходу от «как есть» к «как должно быть».

При этом не стоит рассматривать все этапы по переходу из одного состояния в другое как запланированные. Стандарт предоставляет возможности выбора для бизнес-аналитика исходя из конкретного контекста и задач — некоторые этапы могут быть структурированы заранее, другие без предварительной организации.

Деятельность бизнес-аналитика заключается в содействии перехода от потенциальной ценности до ее превращения в реальную. Достигается это путем эффективного применения потенциала предприятия. Для чего и необходимо производить изменения.

Деятельность бизнес-аналитика

Как видно из рисунка, работа разделяется на три части.

I-я: Стратегический анализ представляет собой непрерывный процесс по отслеживанию потребностей и текущей ситуации в их изменении. Познакомившись с этой информацией и возможными решениями, заинтересованные стороны определяются с тем, стоит ли удовлетворять озвученные потребности. Полученная в результате стратегия может представлять собой стратегический план, концепцию, дорожную карту и т.д.

II-я: Чтобы эффективно управлять процессом изменений необходимо перейти от общих, абстрактных желаний, жалоб, запросов к конкретным показателям и задачам. Для этого вводится понятие «требования», представляющее собой практическое отражение потребностей. Требования помогают понять те виды ценностей, которые будет возможно достичь для заинтересованных сторон. Помощником для бизнес-аналитика станет вопрос «Почему требование необходимо?». Все требования должны быть взаимосвязаны и соответствовать друг другу (стандарт выделяет требования бизнеса, заинтересованных лиц и решения).

Процесс выявления, анализа требований и формулирования возможных решений является итерационным. Таким образом проводятся мероприятия от исследования потребностей и описания начальной концепции до рекомендаций конкретного решения в следующей потребности: описывается набор требований; требования проверяются на непротиворечивость; они утверждаются, гарантируя ценность для бизнеса; структурируются для поддержания общей бизнес-цели; проводится анализ компромиссных решений и рекомендации по проекту.

III-я: Оценка решения происходит как на этапе обоснования проекта, так и в процессе его реализации или по завершению. Это позволяет рекомендовать действия по устранению ограничений, преодолению трудностей и в работе с рисками.

Широкие возможности и учет особенностей конкретной инициативы

Принятие решения невозможно безотносительно к конкретной ситуации. Одной из составляющих контекста являются особенности, индивидуальность организации и заинтересованных лиц (в т.ч. убеждения, культура, стереотипы, стандарты компании и пр.). Бизнес-аналитик при выборе способов работы, конкретных методик, разработке решений опирается не только на методологии, но и специфику компании и личный опыт. Например, в одних компаниях процесс бизнес-анализа может быть формализован, стандартизирован, подписан ключевыми заинтересованными лицами (повышая обязательства всех сторон), а в других носить менее формальный характер. Подходы к планированию варьируются от прогнозных (сводящих к минимуму неопределенность и максимизирующими контроль) до адаптивных (рассчитанных на короткие итерации). Выбор того или иного подхода зависит как от возможности определить будущее заранее, так и отношения заинтересованных лиц к неопределенности и контролю.

BABOK нацелен на то, чтобы предоставить бизнес-аналитику широкие возможности проявлять гибкость в работе. Так, если стандарт ISO 9001 опирается на процессный подход, то рассматриваемое руководство BABOK считает, что специалист может воспользоваться любой методологией, позволяющей удовлетворить бизнес-потребности с учетом конкретной ситуации. Для достижения лучшего результата бизнес-аналитикам рекомендуется изменять или создавать новые методы.

В BABOK рассмотрены наиболее распространенные точки зрения на организацию бизнеса. Они описывают различные взгляды на бизнес-анализ и служат неким направлением, в рамках которого аналитик смотрит на свою деятельность в конкретных условиях. К таким отнесены: гибкие методологии (agile); интеллектуальный анализ данных; информационные технологии; архитектура бизнеса; управление бизнес-процессами (список является неполным и бизнес-аналитики вправе использовать и другие). С помощью руководства BABOK читатель получает представление о том, каковы границы возможностей применения каждой точки зрения, каково влияние на изменения, цели, текущую деятельность, какие методы и приемы уникальны для каждой перспективы и пр.

На практике при реализации проектов, усилиях по определению целей может использоваться больше, чем один из взглядов (перспектив). Скорее всего они будут пересекаться и дополнять друг друга в зависимости от сложности инициатив. Например, может потребоваться оптимизация бизнес-процессов, осуществляемая с помощью гибких методик, для автоматизации (ИТ) системы.

Управление изменениями с помощью непрерывного обучения

Стандарт BABOK описывает область знаний по планированию и мониторингу бизнес-анализа. Это призвано координировать и организовывать деятельность бизнес-аналитиков вместе с заинтересованными сторонами, что достигается путем анализа деятельности и внесения изменений. Выявляя возможности повышения производительности бизнес-аналитика, обеспечивается непрерывное обучение, используются возможности совершенствования деятельности всех участников процесса изменений.

С этой целью вводятся показатели эффективности, позволяющие отслеживать улучшения в работе путем определения профилактических, коррекционных или развивающих действий на всех этапах изменений. Важно отметить, что эффективность аналитической деятельности зависит от конкретной ситуации с учетом реализуемой инициативы и особенностей организации. Выбранные показатели эффективности призваны поощрять одни модели поведения и мешать другим.

Работа по оценке эффективности может документироваться или быть неформальной, показатели количественные и качественные — главное, чтобы она позволяла бизнес-аналитику определить проблемы и способы повышения эффективности. Выявив потенциальные точки улучшения, бизнес-аналитик руководствуется ими в работе над новыми задачами.

В работе по оценке ценности аналитической работы могут принимать участие все заинтересованные лица, бизнес-аналитик всегда открыт для обратной связи.

Выводы

Деятельность бизнес-аналитика приводит к организационным изменениям и на нем лежит ответственность за определение того, какие будут предложены изменения и способ, обеспечивающий адекватный анализ этих преобразований. На мой взгляд, в руководство BABOK третей версии включены ряд важных подходов, повышающих эффективность управления изменениями. В частности, стандарт:

  • сделал акцент на роли бизнес-аналитика в управлении изменениями. При реализации инициатив не стоит зацикливаться на технических аспектах проекта;
  • предоставляет широкие возможности для поиска результативных и эффективных решений в любой ситуации. Таким образом, бизнес-аналитик имеет разносторонний набор перспектив будущего и инструментов для управления, что дает возможность ему, как субъекту, проявить свободу воли;
  • рассматривает управление изменениями всесторонне, а не только в границах перехода от «как есть» к «как должно быть». В частности, с учетом тех ценностей, которые призваны привнести изменения (а не изменения ради изменений), разных заинтересованных сторон, сил, влияющих на процесс, и все это в динамике складывающейся ситуации (а не статической картинки);
  • предполагает анализировать цель с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Это позволяет вскрыть подводные течения, сделать процесс выбора цели и способа ее достижения более прозрачным и избежать перекосов в сторону какой-то из сторон (что в процессе деятельности создает обязательно дополнительные проблемы и вызывает сопротивление изменениям). Изменяемая система представляется не как механистическая, а сложноорганизованное живое предприятие;
  • процесс управления рассматривается динамично. Контроль осуществляется через требования (показатели), позволяющие отслеживать действия и результаты по достижению поставленных целей. И наряду со статичными требованиями, которым должно удовлетворять решение и которые описывают потребности, выделяются переходные. Такие требования носят временный характер и позволяют осуществлять планомерный переход из одного состояния в другое, утрачивая свою актуальность после достижения промежуточных целей. Они используются для обеспечения непрерывности бизнеса, обучения, преобразования данных;
  • ведет к развитию компании путем организации непрерывного обучения. Бизнес-аналитик с помощью заинтересованных лиц оценивает эффективность бизнес-анализа, выявляет причины отклонения от ожиданий и находит способы улучшить результаты в будущем.

Об авторе:

    Василий Иванович Демьяненко, консультант по управлению изменениями, управляющий партнер компании "Международное бюро управления изменениями".


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Методология Адизеса. Реальный опыт внедренияМетодология Адизеса. Реальный опыт внедрения
Почему цифровая трансформация не дает результата и что делать, чтобы всё заработалоПочему цифровая трансформация не дает результата и что делать, чтобы всё заработало
Микротренды, меняющие мир прямо сейчасМикротренды, меняющие мир прямо сейчас



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)