|
Живя на ферме, Мэтт сделал вывод, что успех в бизнесе и успех в земледелии объединяют три принципа.
- Не бояться испачкаться. Необходимо побороть страх выполнять ту работу, которую должны делать другие.
- Не бояться плохой погоды. Есть вещи, которые необходимо делать, независимо от того, хочется вам этого или нет.
- Хорошая пара ботинок. С людьми происходит так же, как и с обувью, — за ней необходимо ухаживать, а если она «сносились», ее стоит заменить.
Как быть лидером изменений? Как изменится ваша отрасль бизнеса в 2021 году? Если бы вы могли полностью перезапустить свой бизнес сейчас, что бы вы сделали по-другому? Что вам необходимо изменить в 2017 году? Именно над такими вопросами должен задумываться настоящий лидер изменений. Но для того, чтобы разобраться, кто же он, нужно понять, почему изменения так важны.
Природа изменений
Изменения неизбежны, а вот прогресс совсем необязателен. Пойдет ли ваш бизнес вверх в результате изменений или, наоборот, начнет ухудшаться, — зависит исключительно от людей, которые работают в этом бизнесе. Не рынок, не клиенты, ничто другое, а только люди в компании могут повлиять на положение вещей. Изменения — это не вина клиентов, это — ответственность лидера.
Три горькие истины об изменениях:
- Программы преобразования в компании свидетельствуют о том, что она не умеет справляться с изменениями. Если для работы с изменениями необходим целый отдельный проект/группа, это значит, что вы не умеете управлять ими, поскольку относитесь к переменам, как к чему-то особенному. Изменения — это постоянная неотъемлемая часть жизни, а не отдельный временный проект.
- То, что топ-менеджмент делает или хочет, не имеет значения. Как часто на собраниях топ-менеджмент рассказывает о своем видении, к примеру, 2021 года? В этот момент подчиненные слушают его со скучающим видом, посматривают на часы и хотят быстрее вернуться к своей повседневной работе, поскольку им не понять, как слайд с названием «мы в 2021» повлияет на их рутину сегодня.
- Подавляющее большинство коммуникаций в сфере изменений дает нейтральный или отрицательный эффект. Часто под видом новой информации о проделанных изменениях подается устаревшая. И когда люди слышат то, что уже знают, у них складывается ощущение, что к ним относятся как к малым детям, и это создает отрицательный эффект.
Реактивные или проактивные?
В отношении управления изменениями существуют два вида компаний — реактивные и проактивные. Если в компании начинают происходить изменения только потому, что это необходимо, — этого требуют условия рынка, ожидания клиентов, экономика и т.д. — она относится к реактивным компаниям. Nokia, Blackberry, Kodak — у этих компаний преобладал реактивный подход к изменениям. Результат хорошо известен! Успешные компании — проактивные, они могут спрогнозировать изменения до их наступления и начать действовать сразу же.
Как сделать компанию проактивной?
- Думайте о невообразимом. Например, представьте, что на вашем рынке появится компания, которая предложит аналогичный продукт в два раза дешевле. Что вы будете делать?
- Вознаграждайте за инновации. Сделайте так, чтобы предлагать новые идеи стало привычкой у вашего персонала. Да, это иногда крайне надоедает, и не все идеи гениальны, но именно так вы сможете найти что-то действительно интересное.
- Искорените бюрократию. Упростите процессы, которые можно упростить. Например, вы получаете тонны писем на свой e-mail, в половине из которых ваш адрес просто скопирован, потому что вы — босс. Разве в этом есть острая необходимость?
Знать, уметь, действовать
Для эффективного управления изменениями настоящий лидер изменений должен обладать несколькими умениями.
Уметь впитывать. Лидер изменений отслеживает и анализирует все ключевые источники информации об изменениях в своем бизнесе и своей отрасли. Миссия лидера — действительно разбираться в процессе внедряемых изменений или хотя бы делать вид. Недопустимо, чтобы лидер не знал, что происходит, или не мог адекватно объяснить это своей команде. Нельзя винить во всем саму компанию: если речь идет о команде, для них руководитель и есть компания! Для полной картины задавайте вопросы своим коллегам, особенно тем, мнение которых отличается от вашего. Причем не просто вопросы, а «ЧХВ» (Чертовски Хорошие Вопросы) — чтобы ответить на них, необходимо подумать. Не вдавайтесь в крайности, адекватно смотрите на происходящие вещи.
Уметь сопереживать. Именно отношения с коллегами и клиентами — это то, что влияет на внутренний климат компании. Отношения выстраиваются и улучшаются по следующей градации: интерес, любопытство, эмпатия, толерантность, компромисс. Последнее — это высший уровень: он не означает ваш проигрыш, наоборот, это умение принимать чужое мнение так, чтобы оно «сработалось» с вашим. Бизнес — это сплошной компромисс.
Отношения разрушаются по следующим этапам: апатия, сопротивление, оборона, враждебность, бой. Стадия обороны нейтрализуется за счет эмпатии: если в компании есть человек, который враждебно воспринимает любые нововведения, попробуйте «посопереживать» ему. Чтобы провести людей через изменения, вам необходимо их хорошо знать — так, чтобы они вам доверяли. Чем больше знаете о людях, тем легче их вести за собой.
Уметь подготавливать. Необходимо быть готовым честно говорить с командой обо всех предстоящих изменениях с их позитивными и негативными аспектами. Готовьтесь к диалогам об изменениях один на один с каждым членом вашей команды.
Уметь вовлекать. Чтобы окунуть сотрудников в процесс изменений, необходимо доходчиво доносить их суть. Задача лидера в этот период — это определять реальность и давать надежду. Рассказывая об изменениях, коммуникация должна подпадать под следующую систему:
- давать надежду (почему должны пройти изменения; к чему они должны привести; что улучшится) — продайте сотрудникам идею изменений;
- определять реальность (какие негативные последствия возникнут в результате изменений, какие риски) — будьте честными и откровенными со своими сотрудниками.
Находите время для своих людей, спокойно реагируйте на проблемы, упрощайте их роли, смело говорите о реальном прогрессе.
Уметь сотрудничать. Никогда не боритесь со свиньями (только испачкаетесь): избегайте глупых провокаций и бесполезных дебатов. Ничто так не поражает во время провокации или спора, как вежливый и сдержанный ответ с доброй улыбкой. Определите: вы хотите быть правыми или счастливыми — вы хотите действительно влиять на ситуацию или просто выиграть в споре. Создайте репутацию открытого, прагматичного и понимающего человека, к которому не страшно обратиться.
Уметь фокусироваться. Нацельтесь на подбор правильных людей на каждую должность в команде. Если сотрудники не подходят, не бойтесь их заменять. Определите три самые значимые вещи, на которых должны сфокусироваться вы и ваша команда в следующем году, и подберите одно подходящее слово для каждой из этих вещей. Сделайте их своим приоритетом в дальнейшей деятельности.
Изменения происходят постоянно. Это неизбежный и неотъемлемый процесс в жизни. Для управления ими не стоит создавать огромных проектов с громкими названиями. Изменения — это дело не отдельного проекта, это дело всей компании. Если что-то идет не так, — а всегда что-то будет идти не так — сохраняйте максимум спокойствия и помните, что прогресс в результате изменений зависит исключительно от вас и ваших людей в компании.
Реакции на изменения
Существует несколько категорий людей, каждая из которых по-своему реагирует на изменения. При беседе с каждым сотрудником нужно ориентироваться, к какой категории он относится, и выбирать правильный подход к донесению информации.
Категории сотрудников:
- Изменения их не касаются, но они им рады. Это люди, которые будут ходить и постоянно твердить что-то вроде: «О, изменения — это отлично, особенно для вас, но точно не для меня». Такое поведение может крайне надоесть как вам, так и вашим подчиненным. В принципе, эта категория достаточно безобидная, если за ней внимательно следить.
- Изменения их не касаются, и они к этому равнодушны. Обычно, это ложь! Такие сотрудники обычно говорят до начала внедрения изменений: «О, не волнуйся, мне все равно, эти изменения не повлияют на меня». И именно эти люди всегда появляются в неподходящий момент с невозмутимым предложением «обсудить предстоящие перемены». Это спящая категория: они выжидают до конца, чтобы воспротивиться изменениям.
- Изменения их не касаются, но они уже им не рады. У этих людей есть свое «фе» в отношении изменений. Что еще хуже, они делятся этим «фе» с другими людьми. Сделайте так, чтобы этим человеком стали именно вы, иначе они начнут говорить о своем мнении всем в вашей компании и просто заразят их своим негативным мышлением.
- Изменения их касаются, и они им рады. В этом случае проследите, чтобы у этих людей сложилось правильное понимание того, чему они рады.
- Изменения их касаются, но они к этому равнодушны. Эти люди — ваша красная лампочка, предупреждающая об опасности. Возможно, они испытывают трудности за пределами офиса, которые могут негативно сказаться на их отношении к работе и их результативности. Будьте очень внимательны к этой категории.
- Изменения их касаются, и они им совсем не рады. Это самая чувствительная категория. Возможно, вы полностью меняете их условия работы, а если говорить о радикальных мерах, возможно, они вообще могут быть уволенными. С этими людьми нужно разговаривать уважительно и очень ясно, чтобы они четко понимали, что с ними произойдет в дальнейшем, и как им себя вести.
Материал подготовлен Мариной Куленко из компании KA Group по итогам выступления Мэтта Крэбтри.
|
|