Как и почему надо планировать в современных условиях?

Раздел: Управление финансами
Автор(ы): В.П.Савчук, директор ДЦППП, руководитель проектов "Apple Consulting"
размещено: 02.12.2002
обращений: 29662

Почему до сих пор приходится вспоминать рудименты социалистического планирования?

В условиях перехода от административной к рыночной экономике процесс планирования деятельности предприятия претерпел коренные изменения. Методы планирования, принятые в условиях централизованной экономики, не оправдали себя, и это было признано одной из главных причин, приведших к сложной экономической ситуации. Старая система планирования также не соответствовала новым условиям. Работать же без планирования, как оказалось, не в состоянии ни одно предприятие. Таким образом, возникла необходимость разработки новой системы, отвечающей целям и задачам предприятия в условиях рыночной экономики, помогающей осуществлять эффективную управленческую деятельность.

С развитием мировой экономики планирование деятельности стало основой работы предприятий. Характерным примером этого является бизнес-план. Без него очень редкий инвестор решится вкладывать деньги в развитие или расширение бизнеса. От правильности и точности прогнозов зависят успехи и неудачи предпринимательской деятельности.

После отказа от старой системы планирования многие отечественные предприятия пытались самостоятельно разработать новую эффективную систему, но нехватка квалифицированных специалистов данного направления делала задачу как не выполнимой. Слепо перенимать западный опыт было неразумно. В идеальном случае современное планирование должно сочетать положительный опыт предыдущей системы хозяйствования и новое, что диктуется изменившимися условиями и позитивным зарубежным опытом.

Почему мы до сих пор делаем ссылку на старые времена, как сказал классик «до исторического материализма». Дело в том, что даже сейчас, когда Украина подключена к мировому информационному потоку обмена опытом и знаниями, а количество квалифицированных специалистов возросло, системы планирования деятельности на украинских предприятиях не лишены недостатков:

  • формы большинства планово-экономических документов неудобны для финансового анализа;
  • процесс планирования по традиции начинается с производства, а не с изучения потребности рынка в конкретном продукте;
  • при планировании преобладает затратный метод ценообразования, без учета спроса на продукцию;
  • не производится анализа безубыточности продаж;
  • экономическое планирование не доводится до финансового (т.е. планируется только прибыль, а не деньги) и поэтому не дает возможности определить потребность в финансировании деятельности предприятия;
  • при существующей системе планирования невозможно определить запас финансовой прочности, достоверно проводить сценарный анализ и анализ финансовой устойчивости предприятия в изменяющихся условиях деятельности.

Почти все эти недостатки связаны с медлительностью перехода от старой экономической системы к новой.

В то же время в современной экономике жить и работать без планирования невозможно. Почему планирование жизненно важно для хозяйствующего субъекта? Планировать необходимо для того, чтобы

  • чтобы понимать, где, когда и для кого предприятие собираетесь производить и продавать продукцию;
  • чтобы знать, какие ресурсы и когда понадобятся предприятию для достижения поставленных целей;
  • чтобы добиться эффективного использования привлеченных ресурсов;
  • наконец, чтобы предвидеть неблагоприятные ситуации, анализировать возможные риски и предусматривать конкретные мероприятия по их снижению.

Принципы финансового планирования

Финансовое планирование — это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных финансовых планах. Финансовое планирование является составной частью общего процесса планирования и, следовательно, управленческого процесса, осуществляемого менеджментом предприятия. Его главными этапами выделяют следующее:

  • анализ инвестиционных возможностей и возможностей финансирования, которыми располагает компания;
  • прогнозирование последствий текущих решений, чтобы избежать неожиданностей и понять связь между текущими и будущими решениями;
  • обоснование выбранного варианта из ряда возможных решений (этот вариант и будет представлен в окончательной редакции плана);
  • оценки результатов, достигнутых компанией, в сравнении с целями, установленными в финансовом плане.
Финансовое планирование тесно связано и опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии предприятия: никакие финансовые прогнозы не обретут практическую ценность до тех пор, пока не проработаны производственные и маркетинговые решения. Финансовые планы будут нереальны, если недостижимы поставленные маркетинговые цели, финансовые планы могут быть неприемлемы, если условия достижимости целевых финансовых показателей невыгодны для предприятия в долгосрочном периоде. Общая идеология финансового планирования представлена на рис. 1.

Комплексный характер планирования предприятия

Рис. 1. Комплексный характер планирования предприятия

С общей точки зрения можно выделить следующие уровни финансового планирования: долгосрочное (инвестиционное) и краткосрочное (текущее) планирование. Долгосрочное планирование связано с приобретением основных средств, которые планируется использовать в течение длительного времени. Разделение производят по следующим критериям:

  • группа активов и обязательств, с которыми связаны вопросы финансового планирования (долгосрочные обязательства);
  • решения долгосрочного финансового планирования нелегко приостановить, они влияют на деятельность компании на длительное время;
  • плановый период (как правило, у краткосрочного планирования — до 12 месяцев, у долгосрочного — более одного года, обычно долее трех лет).

Финансовый менеджер, отвечающий за краткосрочные финансовые решения, не должен заглядывать далеко вперед. Его решение о 60 дневном кредите в банке может быть основано всего лишь на прогнозе потока денежных средств на 2 месяца. Решение же о выпуске облигаций обычно требует прогноза потоков денежных средств на период от трех до пяти лет.

Краткосрочные финансовые решения обычно легче для принятия, чем долгосрочные. Однако это не означает, что они менее важны. Компания может разработать весьма привлекательный инвестиционный проект, определить оптимальное соотношение заемного и собственного капиталов, разработать совершенную политику дивидендов и тем не менее не иметь успеха, потому что никто не позаботился о том, чтобы иметь достаточно денежных средств для оплаты ее текущих счетов, т.е. компания не серьезно отнеслась к вопросам текущего бюджетирования.

Разработчики долгосрочных финансовых планов стремятся иметь дело с агрегированными инвестиционными показателями и не погружаются в различные детали. Многочисленные мелкие инвестиционные проекты сводятся воедино и рассматриваются, как один крупный проект. Например, для каждой бизнес-единицы холдинга разрабатываются три возможных варианта деятельности:

  • план агрессивного роста, предполагающий крупные капиталовложения, развитие новых продуктов, освоение новых рынков;
  • план нормального роста, предполагающий рост подразделения темпами роста рынка, а не за счет наступления на конкурентов;
  • план сокращения расходов, предполагающий свести к минимуму требуемые капиталовложения.

Финансовый менеджер, в данном случае, не занимается детализацией проектов внутри каждого из вариантов деятельности. Принципиально одобрить один из вариантов.

Условия, от которых зависит эффективность финансового планирования, вытекают из самих целей этого процесса и требуемого конечного результата. В этом смысле выделяют три основные условия финансового планирования:

  1. Наличие модели прогноза. Финансовые планы должны быть составлены при как можно более точном прогнозе определяющих факторов. При этом прогнозирование может основываться на исторической информации, с использованием аппарата математической статистики (математического ожидания, линии тренда и т.д.), результатов моделей прогнозирования (статистических моделей учитывающих взаимосвязь факторов друг с другом и внешними факторами), экспертных оценок и др.
  2. Отсутствие оптимального финансового плана. Очень важный момент для менеджеров компании. На сегодняшний день не существует модели, решающей за менеджера, какую из возможных альтернатив следует принять. Решение принимается после изучения альтернатив, на основе профессионального опыта и, возможно даже, интуиции руководства. Задача финансового менеджера представить руководству всю возможную палитру возможных исходов планируемого периода.
  3. Контроль над воплощением финансового плана в жизнь. Достижение долгосрочных планов невозможно без текущего планирования, подчиненного этим долгосрочным планам. Понятно, что ни один долгосрочный план не выполняется с абсолютной точностью. Требование к точности планирования должно возрастать по мере приближения конца планируемого периода к моменту планирования. Каждый руководитель предприятия должен требовать по возможности более строгого выполнения месячного плана, зная при этом, что намеченный результат годового плана не будет совпадать с фактом. Такова реалия сегодняшнего экономического бытия.

Сформулированные выше условия имеют достаточно общий вид. В то же время, следует осознавать, что финансовый план — это, в конечном итоге, набор финансовых показателей, которые необходимо рассчитывать и прогнозировать с помощью специальных технологий. В качестве конечного результата финансового плана обычно используются прогнозные баланс предприятия, отчет о прибыли и отчет о движении денежных средств. Сформулируем основные технологические принципы финансового планирования1.

Принцип соответствия состоит в том, что приобретение текущих активов (оборотных средств) следует планировать преимущественно за счет краткосрочных источников. Другими словами, если предприятие планирует закупку партии товаров, прибегать для финансирования этой сделки к эмиссии облигаций не следует. Необходимо воспользоваться краткосрочной банковской ссудой или коммерческим кредитом поставщика. В то же время, для проведения модернизации парка оборудования следует привлекать долгосрочные источники финансирования.

Принцип постоянной потребности в рабочем капитале (собственных оборотных средствах) сводится к тому, что в прогнозируемом балансе предприятия сумма оборотных средств предприятия должна превышать сумму его краткосрочных задолженностей, т.е. нельзя планировать «слабо ликвидный» баланс предприятия. Данный принцип имеет ярко выраженный прагматичный смысл — определенная часть оборотных средств предприятия должна финансироваться из долгосрочных источников (долгосрочной задолженности и собственного капитала). В этом случае предприятие имеет меньший риск испытать дефицит оборотных средств.

Принцип избытка денежных средств предполагает в процессе планирования «не обнулять» денежный счет, а иметь некоторый запас денег для обеспечения надежной платежной дисциплины в тех случаях, когда какой-либо из плательщиков просрочит по сравнению с планом свой платеж. В том случае, когда в реальной практике сумма денег предприятия становится чрезмерно большой (выше некоторого порогового значения), предприятия может прибегнуть к покупке высоко ликвидных ценных бумаг.

Жесткое планирование Vs. Ситуационное планирование

Прогноз, основанный на наиболее вероятных событиях, своим результатом предполагает конкретный (жесткий) финансовый план, который теряет свою ценность уже после первого маловероятного события, и компания оказывается перед необходимостью разрабатывать новый финансовый план. Гораздо разумней на стадии подготовки финансового плана применить ситуационный анализ типа "Что будет, если…?".

Основные положения ситуационного анализа состоят в следующем:

  1. существует большое множество независящих от компании внешних факторов, влияющих на финансовое состояние компании в плановом периоде;
  2. некоторые из этих факторов не поддаются или трудно поддаются количественной оценке;
  3. значения количественных факторов в плановом периоде в момент времени «сейчас» неизвестны и поддаются только вероятностной оценке;
  4. реальность финансового плана увеличивается, если рассматривать не дискретные (точечные) значения факторов, а определенный диапазон значений;

Суть ситуационного анализа состоит в том, что, изменяя исходные данные о плановых объемах продаж, ценах и др., мы анализируем конечные результаты планирования, оцениваем риски и определяем оптимальный вариант действий.

Ситуационный анализ практически невозможно провести без вычислительной техники. Как правило, финансовый план — это большого объема документ со сложными арифметическими и статистическими расчетами внутри. Составление одного варианта финансового плана без компьютера является сложным процессом, а ситуационное моделирование предполагает, в некоторых моментах составление десятков и более родственных финансовых планов. Поэтому без применения компьютерных программ финансового планирования в реальной практике не обойтись. Сразу же возникает вопрос: «А какой «софт» приобрести?» Важно понять, что никакая даже самая продвинутая и дорогая компьютерная программа не сможет планировать сама. Планирует всегда финансовый менеджер, а программа должна избавить его от многочисленных рутинных операций. По мнению автора, наиболее удобным и в то же время недорогим является компьютерный пакет «Comeshare», хотя на первых порах вполне можно обойтись бесплатными возможностями Excel для Windows.

Разработка бюджета: каких проблем больше — методических или организационных?

Бюджетирование — это процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов.

Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты решают задачи распределения экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования фирмы.

К числу основных задач бюджетирования относится следующее:

  • обеспечение текущего планирования;
  • обеспечения координации, кооперации и коммуникации подразделений предприятия;
  • обоснование затрат предприятия;
  • создание базы для оценки и контроля планов предприятия;
  • исполнение требований законов и контрактов.

Выгоды качественного составления бюджетов и контроля за их исполнением с излишком окупают затраты на их внедрение и разработку. Безусловно, очень многое зависит от специфики деятельности предприятия, но даже небольшим фирмам рекомендуется применение бюджетирования (например, в сокращенном варианте).

Внедрение бюджетирования на предприятии сталкивается с двумя группами проблем: методические проблемы и организационные. Опыт автора доказывает, что, как правило, самым трудным в бюджетировании является этап его внедрения на предприятие. Приватизированные предприятия получили в наследство огромный опыт составления документов, ненужных предприятию в рыночной экономике. Поэтому, принципиально важным является решения высшего менеджмента о внедрении бюджетирования в новом реальном масштабе ценностей. И с этого момента по существу начинается серьезная работа, основные этапы которой состоят в следующем:

  • изучение внутренней и внешней документации предприятия, его структуры и взаимодействия подразделений, механизмов управленческого учета и т.д.;
  • поиск наименее болезненных путей вовлечения управленческой команды предприятия в процесс бюджетирования;
  • разработка плана внедрения бюджетирования (дальнейшие все действия будут определены планом внедрения);
  • пересмотра старых или разработки новых внутренних стандартов;
  • создание информационной базы для бюджетирования, предусматривающей разработку новых отчетов по подразделениям, приближенных к специфике деятельности предприятия;
  • создание новых или реорганизация старых подразделений для осуществления процесса бюджетирования;
  • разработка или приобретение программного обеспечения и его установка на внутренней сети предприятия;
  • обучение персонала.

Трудоемкий процесс внедрения системы бюджетирования может длиться месяцами и даже годами. Помимо временных затрат он требует высококвалифицированных специалистов в области бюджетирования и компьютерной техники. Как правило, украинские предприятия не в силах самостоятельно провести эти работы — привлечение консалтинговой фирмы может оказаться и надежнее и дешевле. Важно только не отпустить «консультанта» раньше времени, т.е. до того как убедишься в работоспособности системы бюджетирования. От консультанта следует также потребовать, чтобы он научил работников предприятия работать с системой бюджетирования.

Процесс бюджетирования — временный аспекты и структура бюджетов

Бюджетирование осуществляется как для структурных подразделений, так и для компании в целом. Бюджеты подразделений сводятся в единый бюджет предприятия называемый основным или головным. Американские финансовые менеджеры говорят Master Budget.

С точки зрения последовательности подготовки документов для составления основного бюджета выделяют две составных части бюджетирования, каждая из которых является законченным этапом планирования:

  1. подготовка операционных бюджетов;
  2. подготовка финансовых бюджетов.

Перечень операционных бюджетов, как правило, исчерпывается следующим списком:

  • бюджета продаж;
  • бюджета производства;
  • бюджета производственных запасов;
  • бюджета прямых затрат на материалы;
  • бюджета производственных накладных расходов;
  • бюджета прямых затрат на оплату труда;
  • бюджета коммерческих расходов;
  • бюджета управленческих расходов;
  • прогнозного отчета о прибыли.

К числу финансовых бюджетов относятся

  • бюджет доходов и расходов;
  • бюджет денежных средств;
  • прогнозный баланс.

Дополнительным является инвестиционный бюджет, который является отражение долгосрочной финансовой и инвестиционной стратегии предприятия.

Важным фактором процесса бюджетирования является время. В отношении временной решетки бюджетного процесса нет однозначного мнения. В бюджетировании важно понять, что планировать следует так, чтобы было наиболее удобно и полезно. Вот одна из схем обеспечение и первого и второго. Рассмотрим для примера оптовую торговую компанию. Для такой компании целесообразно составить один годовой бюджет, который основан на долгосрочных планах и договоренностях компании. Пример структуры такого бюджета приведен на рис. 2. Для такого бюджета год разбивается на 12 месяцев, и для каждого месяца составляются все приведенные на рисунке бюджетные таблицы. Показатели этих бюджетов играют роль финансовых ориентиров деятельности компании.

Работать во исполнение такого бюджета в каждом текущем месяце невозможно, так он лишен подробностей. Руководитель предприятия просто-напросто не сможет узнать, кто за что отвечает, и, следовательно, кого надо наказывать (или поощрять) по результатам невыполнения (или перевыполнения) плана. Поэтому необходимо разрабатывать более подробный месячный бюджет, пример которого представлен на рис. 3. Здесь мы обнаруживаем большую подробность и детализацию. В частности, бюджет продаж составляется дважды: по ассортименту и по клиентам (потребителям). Зачем это надо? С одной стороны в бюджете планируется выручка, которая в общем случае не всегда совпадает с суммой пришедших на счет предприятия денег. Поэтому дополнительно планируется оплата деньгами каждого клиента за товар отгруженный и погашение дебиторской задолженности на начало месяца. Если, к примеру, в результате месячного бюджета окажется, что по какому-либо клиенту увеличилась дебиторская задолженность при таком же, как в прошлом месяце, объеме продаж, то это означает что данный клиент «замораживает» деньги предприятия, и следует наказать того торгового менеджера, который работает с данным клиентом. Не исключено, что у этого менеджера были какие-либо свои специальные соображения так планировать работу с клиентом.

Как исполнить симфонию финансового планирования

Всем ясно, что процесс финансового планирования, говоря языком музыкантов, — это сложная симфония, а не простенькая песенка. Для того, чтобы ее (симфонию) исполнить сначала надо научиться теории музыки, купить музыкальные инструменты, собрать оркестр и расписать партитуру для каждого из исполнителей. Но и тогда симфонию еще нельзя исполнить, если нет дирижера, роль которого, разумеется, играет финансовый директор. Этот человек является самым главным в финансовом планировании. В настоящее время найти финансового директора на стороне очень трудно, практически невозможно — все достойные разобраны. Единственный выход — обучить своего собственного финансового директора и потребовать от него поставить процесс, обеспечив, конечно, достаточное вознаграждение.

Структура годового бюджета торгового предприятия
Рис. 2. Структура годового бюджета торгового предприятия


Структура месячного бюджета
Рис. 3. Структура месячного бюджета


    1 Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. — М.: «ОЛИМП-БИЗНЕС», 1997.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Несправедливое преимуществоНесправедливое преимущество
МСФО. Вопросы применения. Практическое руководство в 2 частяхМСФО. Вопросы применения. Практическое руководство в 2 частях
Голые деньги. Откровенная книга о финансовой системеГолые деньги. Откровенная книга о финансовой системе

Отзывы

Володимир, wms123@yandex.ru
Не гарно на такому сайті подавати статті, які майже повністю списуються, і де немає практично своїх думок. Це не професійно.
2005-02-21 00:48:39
Ответить

Олександр, office@management.com.ua
Шановний Володимир!

Якщо у Вас є конкретні факти так званого "списування", то прошу іх навести безпосередньо у коментарях, а не обмежуватися дуже поширеною практикою деларацій. Це також не дуже професійно.
2005-02-21 07:02:19
Ответить

Степан, Econo@newmail.ru
Спасибо за статью, но есть некоторый комментарий.
Не даны комментарии по выбору программного продукта - какой лучше. А так же - как должны взаимодействовать планы различных функциональных подразделений в рамках представленных на рисунках схемах???
Большое спасибо!
2005-09-02 15:07:18
Ответить

Наталя, strelchenko_nata@ukr.net
Стаття мені сподобалась,мене не дуже цікавить авторство, але б хотілося бачити зразок розрахунків, на "живих" цифрах та джерела їх "походження". Рекомендації та пропозиції слушні, але внаслідок відсутнгості зразків складно застосувати власноручно.
2005-11-02 16:35:26
Ответить

Игорь, Igorek7-7@mail.ru
Так возьми сам что-то напиши, а не обс-рай автора. Спасибо, статья познавательная, особенно для новичков.
2015-06-16 16:28:55
Ответить




МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)