Розділ:
Управління фінансами
Владимир Новиков,
ведущий специалист компании "Ноймарк"
|
Иллюзии эффективного управления,
или
полностью ли вы используете все преимущества управленческого учета и бюджетирования?
Если вы не захотите проводить изменения,
я гарантирую, что найдется кто-то,
кто сделает это за вас.
Джек Уэлч, бывший глава компании General Electric
Миф №1. В компании есть один или несколько видов
бюджетов, что создает ощущение существующей системы бюджетирования.
Наличие нескольких бюджетов, для которых иногда даже не
проводятся сравнения плановых данных с фактическими, называется не системой
бюджетирования, а планированием ради планирования. Как правило, заполнение этих
планов носит формальный характер, и, самое главное, недоработанная система
бюджетирования не решает тех задач, ради которых затрачиваются дополнительные
усилия по планированию. А именно, возникновение кассовых разрывов или
незапланированных расходов, ведущих к завышению средневзвешенных затрат на
капитал, срыв договорных отношений с поставщиками и подрядчиками (в отсутствие бюджета
кредиторской задолженности), упущенная финансовая выгода из-за несвоевременной
оплаты поставщикам, неуправляемый финансовый рычаг, неоптимальная структура и
оборачиваемость дебиторской задолженности, завышенные товарные запасы. Для
большинства компаний характерно отсутствие финансовых бюджетов (бюджетов баланса
и движения денежных средств), поэтому бюджетный цикл получается неполным: он
ограничен лишь составлением бюджета доходов и расходов (БДР). Схематично это
можно проиллюстрировать на рис.1. На рисунке видно, что из-за отсутствия
бюджетов кредиторской и дебиторской задолженности невозможно составление бюджета
движения денежных средств (БДДС) и Баланса.
Рис. 1. Схема неполного бюджетного цикла
Миф №2. В компании существует эффективная
система финансовой компенсации персонала.
В отсутствие работающей системы бюджетирования и
детализированного управленческого учета говорить об эффективной системе
компенсации просто невозможно, поскольку
затруднена оценка КРI сотрудников. Это приводит к целому ряду типичных
ошибок в разработке схемы компенсации персонала. Например, премия выплачивается
ежемесячно просто за исполнение должностных обязанностей. Или другой пример:
компенсация персонала зависит от финансовых результатов компании в целом, а не
от финансовых результатов подразделения, в котором работает сотрудник. Все это
приводит к демотивации части персонала и, в конечном итоге, «отрицательной
селекции».
В качестве примера можно привести систему компенсации одной
из производственных компаний (см. таб.1).
Таблица №1. Система компенсации персонала
Подразделения |
КРI |
Существующая компенсация
|
Сфокусированная компенсация
|
Продажа сырья |
Менеджеры по
продажам |
Объем
продаж |
Оклад, премии от
руководителя |
Процент от объема
продаж |
Руководители
подразделений |
Прибыльность
подразделения |
Объем
продаж |
Процент от
прибыли |
Производственные
подразделения |
Руководители
предприятий |
Себестоимость
производства |
Процент с оборота
произведенной продукции |
Процент от прибыли
подразделения или от величины сокращения плановых
затрат |
Информационная
поддержка |
Удовлетворен-
ность
подразделений-заказчиков услуг |
Оклад |
По оценке
подразделений заказчиков услуг |
Секретариат |
Удовлетворен-
ность
подразделений-заказчиков услуг |
Оклад |
По оценке
подразделений заказчиков услуг |
Финансовый
департамент |
Затраты на
капитал |
Оклад |
Средневзвеше-
нные
затраты на капитал |
В данном примере видно, что компенсация менеджеров по
продажам зависит исключительно от личного мнения руководителя, а не от
фактических данных. Обслуживающие подразделения в существующей системе вообще
никак не мотивируются на качественное исполнение служебных обязанностей.
Такое положение в системе компенсации персонала связано,
прежде всего, с тем, что никто в компании не может дать основанный на
фактических данных ответ на следующие вопросы:
- Кто должен быть поощрен?
- Когда необходимо поощрять?
- В каком размере
следует поощрять?
Поэтому внедрение системы бюджетирования и детализированных
управленческих отчетов позволит компании получить не только количественно
оцениваемое сокращение затрат, но и не выражаемое в цифрах увеличение активности
персонала.
В качестве примера можно привести детализированный
управленческий отчет по деятельности сотрудников отдела продаж.
Таблица №2. Отчет по эффективности сотрудников отдела продаж
Подразделение: коммерческий
отдел ОАО "ААА" |
Сотрудник |
Выполнение
плана продаж |
Просро-
ченная
ДЗ |
Новые
клиенты |
Оценка
за месяц |
Группа
А |
Группа
B |
Группа
C |
Карпов
И.А. |
15% |
-89% |
20% |
0% |
0 |
2 |
Бердяев
О.И. |
12% |
41% |
41% |
19% |
1 |
10 |
Романцева
О.Л. |
23% |
23% |
-24% |
0% |
1 |
7 |
Ким
О.Р. |
1% |
-21% |
31% |
0% |
0 |
6 |
Васильев
П.П. |
5% |
12% |
2% |
5% |
0 |
6 |
Колганова
О.А. |
-23% |
-32% |
4% |
54% |
3 |
3 |
Тарасевич
О.И. |
14% |
43% |
-23% |
21% |
4 |
10 |
Макарский
П.Л. |
-45% |
12% |
32% |
14% |
1 |
5 |
С помощью такого отчета руководитель подразделения может
увидеть, насколько каждый из менеджеров выполняет план продаж отдельных
продуктов, какая у каждого менеджера просроченная дебиторская задолженность. На
основании этих показателей каждый менеджер получает интегрированную оценку
результатов своей работы за месяц. В нашем случае лучшими оказались Бердяев и
Тарасевич. На основе этой оценки можно определять переменную часть заработной
платы.
Миф №3. Основная
задача системы управленческого учета — это своевременное предоставление
подробных и детализированных отчетов.
Этот миф еще не получил широкого распространения среди
компаний среднего размера, но по мере роста понимания необходимости наличия в
компании управленческого учета и бюджетирования он становится все более
распространенным. В таких компаниях, как правило, существует формализованная и
подробная система учета. В то же время многие управленческие отчеты не имеют
необходимой для менеджера информации, а вместо этого перегружены большим
количеством ненужной информации. Например, часто ежедневные отчеты,
предоставляемые финансовой службой, представляют собой таблицу длиной в
несколько метров. В принципе, в системе есть вся необходимая информация, но,
чтобы получить ответы на простые вопросы менеджеров о себестоимости продукта или
загруженности оборудования, необходим день работы финансового отдела по анализу
различных документов. Это можно сравнить с тем, как если бы фермер заботился о
том, чтобы у коровы была красивая шерсть и тучное тело, забыв о получении
молока.
Эта ошибка приводит к тому, что управленцы либо тратят
значительную часть своего времени на анализ отчетов, либо принимают решения
интуитивно на основе косвенных данных.
Соответствие отчетов предъявляемым к ним требованиям
необходимо выяснять у пользователей этих отчетов (управленцев, менеджеров), а не
у тех, кто эти документы составляет.
Миф №4. В компании
существует корпоративная информационная система.
В настоящее время большинство компаний работают в условиях
так называемой «лоскутной автоматизации», в которой различные участки учета
разрознены и ведутся в нескольких программах (для управленческого учета, как
правило, используется несколько баз «1С», а для бюджетирования — MS Excel).
Перенос данных из одной программы в другую часто осуществляется вручную, что
значительно увеличивает вероятность ошибок, увеличивает затраты времени
сотрудников на обработку информации. При этом нет возможности сравнивать план с
фактом в оперативном режиме. Такое положение вещей, как правило, связанно с тем,
что в компании отсутствует единая концепция развития корпоративной
информационной системы (КИС), и все развитие идет в режиме решения текущих
задач.
Выход из этого состояния возможен путем формализации
требования к единой автоматизированной системе бухгалтерского, управленческого
учета и бюджетирования, путем разработки технического задания и выбора
подходящей платформы для реализации интегрированной системы. В противном случае,
как говорится, «скупой платит дважды»: в виде постоянных расходов на «латание
дыр» и дополнительных затрат на объединение разрозненных баз данных.
Миф №5. Консультанты — это дорого и
неэффективно.
Многие наши клиенты считали, что пользоваться услугами
консультантов дорого и неэффективно.
Для того чтобы развеять эти представления, наша компания на
первых этапах взаимодействия с клиентом предлагает условно бесплатную услугу —
диагностика бизнеса, одним из результатов которой является подробный расчет
количественных показателей недополученной прибыли из-за неэффективности системы
управленческого учета и бюджетирования. Такой анализ наглядно показывает
собственникам и топ-менеджерам, что вложения в разработку эффективной системы
управленческого учета и бюджетирования окупаются в период от полугода до года, в
зависимости от размера компании.
В качестве примера можно привести количественные оценки
нескольких возможных эффектов от внедрения системы управленческого учета и
бюджетирования, рассчитанные для одного из наших клиентов.
Пример. Возможные эффекты
от внедрения системы управленческого учета и
бюджетирования
- За счет качественного планирования и построения
платежного календаря сократятся затраты на заемный капитал на 1-3% годовых. В
настоящий момент данные расходы составляют 692 тыс. руб. (в среднем 21%
годовых в долл. США). Предполагаемое снижение процентных ставок на заемный
капитал даст снижение затрат на 360 тыс. руб. в год.
- Внедрение системы управленческого учета и новой
системы мотивации позволит сократить материальные затраты до 10% за счет
тщательного контроля за расходованием запасов в разрезе объекта, норм расходов
и средней величины расхода материально-производственных запасов. Сокращение
материально-производственных бюджетов предполагается на 29 000 тыс. руб.
в год.
- Внедрение
автоматизированной системы управления и бюджетирования позволяет сократить
административные бюджеты на 10-15%, что в абсолютном выражении составит до 11
000 тыс. руб.
ИТОГО: Затраты на капитал — 360 — 1200 тыс
руб. Сокращение запасов — 29 000 тыс руб. Административные бюджеты —
11 000 тыс руб. Всего: 40 360 — 41 200 тыс руб. в год.
В результате такого анализа собственникам стало ясно, что
эффекты от внедрения в несколько раз превосходят затраты, понесенные на
внедрение автоматизированной системы управленческого учета и бюджетирования.
Михаил Классно.
А ещё можно добавить четвёртый пункт: Внедрение автоматизированной системы управления и бюджетирования позволяет улучшить контроль за сбором дебиторской задолженности, что даст дополнительных поступлений порядка 5-6%, т.е. в абсолютном выражении 3'156,22 тыс. руб.
А если будет мало - можно указать уменьшение дебиторки, например, на 7-9%. Убедительность подобного "анализа" от этого не пострадает...
| Якщо Ви бажаєте подискутувати із конкретним читачем, то це можливо робити безпосередньо в нашому форумі. |
|
|