|
Успешное развитие фирмы чем-то напоминает этапы взросления человека. Как ребенок, становясь взрослым, учится постепенно предусматривать последствия своих действий на более длительный период, так и управляющий фирмой, постепенно исчерпывая резервы неэффективного рынка, вынужден постоянно обращать внимание на внутрифирменные ресурсы повышения эффективности. В финансовой среде такой резерв заложен прежде всего в области краткосрочного и долгосрочного финансового планирования и прогнозирования деятельности фирмы.
На первый взгляд, все выглядит относительно просто. Обычно человек, устраивающийся на менеджерскую должность, получает три необходимых для его работы ресурса: персональное рабочее место, персональный компьютер и бюджет. Если первых два ресурса представляют собой предметы чисто инвентарного характера, восполнение которых происходит при помощи рыночного предложения, то последний ресурс, являясь продуктом организованного финансового менеджмента компании, на рынке в готовом виде не купишь. Даже воспользовавшись услугами финансовых консультантов либо производителей финансового программного обеспечения, мы чаще всего получаем продукт, который требует долгого периода настройки и адаптации на этапе первоначального внедрения, а потом — и при возникновении очередной нештатной ситуации. Учитывая то, что отечественному рынку свойственно постоянное изменение условий функционирования (меняется налоговая и юридическая среда), следует констатировать факт о недостаточной гибкости готовых продуктов автоматизации финансового планирования и прогнозирования. Как следствие — финансовые управляющие компанией должны самостоятельно внедрять принципы финансового планирования и прогнозирования. В связи с этим в данной статье хочется изложить некоторые основополагающие принципы финансового планирования и составления бюджетов.
Шаг первый: знать, где мы находимся
В популярной книге Тони Скоуна «Управленческий учет» изложена финансовая версия одного английского анекдота.
Два директора некой фирмы в Великобритании решили полетать на воздушном шаре. Воздушным потоком их отнесло достаточно далеко от города. Когда же под вечер шар начал опускаться над одинокой фермой в сельской местности, директора стали звать хозяина фермы, для того чтобы узнать, где они находятся.
К ним вышел человек в пижаме и ночном колпаке, оказавшийся хозяином фермы. На вопрос директоров: «Где мы находимся?» он ответил: «Вы находитесь на высоте 58 футов и 4 дюйма над моей фермой». Порывом ветра воздушный шар повлекло дальше, и один из директоров заметил: «На наше несчастье, хозяином фермы оказался дипломированный бухгалтер, так как он дал нам совершенно точный и совершенно бесполезный ответ». Но история на этом не заканчивается. Хозяин фермы, который действительно был дипломированным бухгалтером, на вопрос жены о том, с кем он сейчас во дворе разговаривал, ответил: «Это были двое директоров, они были надменными, надутыми и совершенно не знали, ни где находятся, ни куда движутся».
Мораль данной истории состоит в том, что только бухгалтерская служба предприятия может дать совершенно точный ответ, где сейчас находится компания. Без этого невозможно наметить собственное направление движения. Но даже бухгалтерия, в функции которой входит прежде всего бухгалтерское отображение прошлых событий, не может дать ответ, куда будет двигаться предприятие и как станет развиваться его операционная деятельность.
Практика ведения бухгалтерского учета на многих отечественных предприятиях, особенно небольшого масштаба, убедительно свидетельствует, что на некоторых из них финансовая отчетность не полностью отражает действительное состояние дел на предприятии, особенно в части, касающейся операционной деятельности. Поскольку для составления финансового плана необходима реальная финансовая отчетность прошлых периодов, перед финансовым планированием и прогнозированием нужно привести в порядок финансовую отчетность в соответствии с общепринятыми стандартами. Только после этого можно делать следующий шаг.
Шаг второй: одному маркетологу известно
Если бухгалтер может дать ответ на вопрос, где мы сейчас находимся, то, очевидно, на вопрос, куда мы движемся вместе с компанией, может ответить только маркетолог фирмы. В его компетенцию входит изучение текущей ситуации на рынке и исследование прогнозов относительно будущего состояния продаж фирмы. Рассмотрим несколько практических вопросов, которые касаются получения данной информации.
Когда нужен готовый прогноз? Ответ прост. Если ваш финансовый план начинается с 1 января следующего года, то для того чтобы иметь достаточно времени на его составление, прогнозы продаж фирмы должны быть готовы не позже середины сентября текущего года. Дело в том, что значительная часть времени, необходимого для составления такого плана, будет затрачена на согласование потребностей различных подразделений вашей фирмы.
Следует учитывать также время на рассмотрение данного плана правлением и, возможно, наблюдательным советом. На случай необходимости доработки такого плана нужно предусмотреть дополнительный запас времени. В любом случае для успешного внедрения финансового плана с начала следующего финансового года он должен быть принят и утвержден не позднее второй половины декабря текущего года. Следовательно, готовый финансовый план выносится на утверждение управляющих звеньев не позже конца ноября.
Еще один немаловажный вопрос состоит в том, как должен выглядеть прогноз продаж фирмы. Общепринятой ошибкой в этой области является формирование лишь одного возможного варианта исхода событий относительно продаж. В этом случае часто бывает, что фирма нацеливается на достижение установленного единственно возможного прогноза, а когда его достичь не удается, менеджеры фирмы начинают разочаровываться в самом процессе планирования. Некоторые из них говорят: «Что толку осуществлять планирование, если прогноз продаж, заложенный в плане, не сбывается». Ответ опять же прост. Прогноз никогда не сбудется, если он задан одним числом. Это, собственно, и не прогноз вообще. Ошибка состоит в непонимании сущности прогнозирования, а не в процессе финансового планирования.
Рис. 1. Графическая модель прогноза объёмов продаж фирмы с учетом оптимистического, пессимистического и наиболее вероятного исхода событий (в новом окне) >>>
Более полной и, как следствие, методологически правильной следует считать ситуацию, когда прогноз содержит значения, возникающие в случае оптимистического, пессимистического и достаточно вероятного исхода событий. Важным атрибутом такого прогноза является наличие вероятностей каждого из возможных исходов.
Как видно на упомянутой выше графической модели, в процессе разработки прогноза объемов продаж фирмы рассматривался оптимистический вариант исхода событий, предусматривающий 15%-ный прирост объемов продаж компании в плановом году. Возможность такого исхода событий оценивалась величиной, обозначенной на модели РMax. Кроме того, прогноз содержит вариант наиболее вероятного исхода событий, предусматривающий 5%-ное возрастание объема продаж с вероятностью РExpect. Также в прогнозе заложена вероятность воспроизведения продаж базового года и пессимистический вариант, который предусматривает 5%-ное падение уровня продаж фирмы по сравнению с базовым годом. Возможный исход такого события обозначен РMin.
Совсем необязательно, что какой-либо вариант из заранее предусмотренных в прогнозе действительно произойдет. Более вероятным представляется развитие событий, отличающееся от каждого из прогнозируемых вариантов. На графической модели изображен якобы действительный исход событий, который отличается от предусмотренных вариантов исхода. Он показывает, что реально произошло увеличение объемов продаж компании на 7,35%. И несмотря на вероятность РReal, которая, по-видимому, соответствовала такому исходу событий, именно данный сценарий развития произошел в действительности.
Позитивной стороной такой модели прогноза следует считать возможность уже предварительного мониторинга вероятного реального варианта событий. Возможность определить текущую действительную позицию фирмы относительно ранее сделанных прогнозов и использование гибкого планирования с учетом реального развития ситуации.
Прогноз никогда не сбудется, если он задан одним числом
В процессе финансового прогнозирования необходимо учесть также ряд немаловажных правил, сущность которых изложена ниже.
- Прогнозы разрабатываются отдельно для каждой товарной группы, которой занимается компания, поскольку условия роста продаж различных брендов компании могут существенно отличаться.
- Прогнозы следует разрабатывать не только отдельно для каждого бренда фирмы, но и отдельно для каждого рынка или его сегмента, где производится продажа данного продукта. Разные рынки диктуют разные условия для продуктов фирмы.
- Необходимо учитывать условия реализации продуктов на каждом отдельном рынке, наличие и уровень развития дилерской сети, акции по продвижению товара, рекламные кампании и т. п.
- Важным моментом является учет влияния инфляционной составляющей на цену продукта, поскольку в случае различного инфляционного влияния на структуру затрат фирмы и цены готовой продукции в структуру финансового плана фирмы следует внести необходимые корректирующие расчеты.
- Прогнозы разрабатываются по отдельности для каждого рынка и бренда, а затем суммируются. Полученный результат нужно сравнить с отдельно разработанным совокупным прогнозом развития объема продаж фирмы в целом. На его основании определятся окончательные цифры прогнозируемого объема продаж, которые будут заложены в финансовый план.
Шаг третий: только команде под силу
Итак, нами наконец получены долгожданные прогнозируемые величины прироста объема продаж. Мы с увлечением принялись за составление финансового плана предприятия ... и поняли, что эта задача нам одним не под силу. Пора организовывать комитет по финансовому планированию. Такой комитет должен включать в себя представителей не только планово-финансовых служб предприятия, но и всех других подразделений и служб. Именно они досконально знают издержки и доходы собственных отделов и служб.
Значительная часть времени, отведенного на составление финансового плана, будет потрачена именно на процессы формальных и неформальных коммуникаций между представителями различных подразделений фирмы с целью согласовать собственные внутренние издержки.
Отметим, что проведение маркетинговой деятельности предприятием требует выделения финансовых ресурсов. Эти ресурсы составляют отдельный бюджет маркетинговых служб предприятия. Представители данных служб предприятия обычно входят в комитет по финансовому планированию компании с целью обеспечения интеграции маркетингового бюджета в систему финансового плана.
Необходимо отметить, что финансовый план предприятия является документом, за составление которого следует нести коллегиальную, а не личную ответственность.
Шаг четвертый: куда уходит прибыль
Большинство отечественных предприятий, которые в силу разных обстоятельств не занимаются финансовым планированием, осуществляют собственную операционную деятельность, не заботясь об источниках дополнительного финансирования. Для таких предприятий характерно пренебрежение ведением полного комплекса финансового учета и неоправданное предпочтение в процессе управления фирмой единственного финансового индикатора, коим является остаток средств на расчетном счете предприятия. Руководство таких компаний обычно указывает на общее состояние неопределенности на рынке как на основное препятствие для планирования.
На самом деле источником дополнительного финансирования таких предприятий выступает прирост денежного потока, связанный с операционной деятельностью фирмы. С точки зрения источников привлечения таких средств, ресурсами данного денежного потока являются прежде всего нераспределенная прибыль предприятия и увеличение начислений и кредиторской задолженности. Эти источники носят название «автоматического» финансирования, так как существуют относительно независимо, и создается впечатление, что они автоматически реагируют на изменение общего объема продаж фирмы.
Возникает вопрос, как вообще реагируют различные элементы активов, пассивов и отчета о финансовых результатах на изменение объема продаж. По типу поведения в зависимости от изменения продаж различные учетные регистры могут классифицироваться следующим образом.
Статьи пропорциональной реакции. Сущность поведения этих элементов баланса и отчета о финансовых результатах состоит в их пропорциональном изменении в соответствии с изменением объема продаж фирмы. Часть элементов «автоматического» финансирования относится именно к элементам данного типа. В частности, начисления и кредиторская задолженность. Среди элементов отчета о финансовых результатах наиболее типичным представителем являются прямые материальные издержки, которые чаще всего реагируют именно таким образом.
Переходящие статьи. Сущность поведения этих статей состоит в том, что при изменении уровня продаж фирмы величина данных элементов продолжает оставаться неизменной и никак не реагирует на повышение деловой активности. Типичный представитель такой реакции — те элементы фиксированных активов, которые загружены не полностью и не требуют расширения при увеличении уровня деловой активности. Иными словами, текущее увеличение уровня продаж (деловой активности) фирмы находится в рамках релевантного уровня этих элементов.
Статьи фиксированного прироста. Для данных статей особо характерным элементом поведения является свойство прирастать на фиксированную величину независимо от процента прироста объема продаж. Типичный представитель элементов этого типа — те же основные фонды, в случае, если дальнейшее увеличение продаж требует их дополнительного приобретения. Стоимость новопривлеченных элементов основных фондов и будет составлять величину прироста для данного учетного регистра, а уровень фиксированных издержек предприятия изменится до нового релевантного значения. В дальнейшем, до возникновения необходимости привлечения неких элементов основных фондов, данный учетный регистр будет присутствовать в финансовом планировании в качестве переходящей статьи.
Статьи со сложной моделью поведения. Эти элементы учетных регистров отличаются от предыдущих прежде всего тем, что их зависимость от изменения уровня продаж фирмы может описываться на основании сложной, часто нелинейной зависимости. Природа и характер реакции данных элементов настолько разносторонние, что при построении модели их реакции на изменение объемов продаж часто используются многочленные, степенные и другие экзотические математические функции. Установление этих функций особенно характерно для немецкой школы планирования и контроллинга. Примером такой статьи можно считать дебиторскую задолженность в случае, когда компания планирует повысить объем продаж в кредит. В данном случае предполагается увеличение части безнадежной дебиторской задолженности, а следовательно, чистая реализационная стоимость такой задолженности не будет реагировать пропорционально объему продаж.
Рассмотрим формирование финансового плана на примере условной корпорации — Any Corporation, Inc. Финансовая отчетность корпорации послужила базой составления финансового плана, а также изначального, промежуточного и окончательного его вариантов. Структура элементов первой таблицы соответствует простой структуре отчета о финансовых результатах, в то время как структура соответствующих элементов другой таблицы — балансу предприятия.
Таблица 1. Фактический и прогнозируемый отчеты о финансовых результатах компании Any Corporation, Inc. (в новом окне) >>>
Первоначально рассмотрим первый этап процесса формирования прогнозируемого отчета о финансовых результатах.
Таблица 2. Фактический и прогнозируемый балансы
компании Any Corporation, Inc. (в новом окне) >>>
В процессе его формирования будем исходить из предпосылок, что финансовая отчетность компании Any Corporation, Inc. правильно отображает действительное состояние дел на предприятии. Еще одной изначально принятой предпосылкой следует считать возможность достижения компанией в будущем плановом году прироста объема продаж +5%. В качестве базового варианта примем финансовые результаты компании за базовый год. На основании базового варианта рассчитывают первое приближение плановых значений финансовых показателей. Для их расчета прежде всего следует принять предпосылки относительно поведения каждой статьи отчета о финансовых результатах.
В качестве таких предпосылок будем считать, что прямые материальные издержки пропорционально реагируют на изменение уровня деловой активности фирмы. В этом случае данные издержки должны возрасти пропорционально на +5%, что и указано колонке базиса прогноза.
Итак, прогнозируемый вариант продаж фирмы составит:
5500,000 x 1,05 = 5775,000 тыс. дол.,
а материальные издержки:
3650,000 x 1,05 = 3832,000 тыс. дол.
Совсем другую природу поведения будет демонстрировать амортизация фирмы, представляющая собой типичную статью прироста. Исходя из предпосылки, что для успешного обеспечения увеличения объема производства нам необходимо привлечение дополнительных фондов в сумме 450,000 и что средняя норма амортизации составляет 30%, можем вычислить планируемую стоимость основных фондов:
1851,000 + 450,000 = 2301,000 тыс. дол.,
величину прогнозируемых амортизационных отчислений:
2301,000 x 0,30 = 690,300 тыс. дол.
и прирост амортизационных отчислений:
690,300 - 555,300 = 135,000 тыс. дол.
Исходя из предпосылок неизменности административных издержек и пропорциональности сбытовых и маркетинговых издержек, рассчитаем соответственно их плановые величины аналогичным образом. Кроме того, будем считать, что компания выплачивает 30% налога на прибыль и применяет политику выделения фиксированной части чистой прибыли для выплаты дивидендов в размере 25%.
Результатом проведенных вычислений является рассчитанный изначальный вариант прогнозированного отчета. Важнейшим показателем данного отчета будет прогнозируемая нераспределенная прибыль предприятия, которая корреспондируется с изменением нераспределенной прибыли в изначальной позиции прогноза пассивов баланса, так что прогнозируемая ее величина составит соответствующее увеличение базового варианта:
654,000 + 147,971 = 801,971 тыс. дол.
Таким образом, нераспределенная прибыль «уходит» в источники формирования средств на предприятии.
Теперь перейдем к формированию изначального варианта прогноза активов баланса. При этом используем те же самые методологические принципы, что и при формировании прогноза финансовых результатов.
Для упрощения наших прикладных расчетов будем считать денежные средства, дебиторскую задолженность и запасы фирмы пропорциональными учетными регистрами. Отметим, что в реальной жизни для поддержания необходимого уровня ликвидности предприятие должно рассматривать именно возможность их пропорционального изменения. Для нашей модели прогнозируемый необходимый остаток денежных средств составит:
12,500 x 1,05 = 13,125 тыс. дол.,
дебиторская задолженность:
233,300 x 1,05 = 244,965 тыс. дол.,
величина запасов:
578,200 x 1,05 = 607,110 тыс. дол.
Учитывая уже ранее спрогнозированную величину основных фондов в размере 2301,000 тыс. дол. и предполагая оставить неизменной величину долгосрочных активов, вычислим прогнозируемую величину активов предприятия. Согласно изначальному варианту прогноза она составит 4491,200 тыс. дол.
То есть для обеспечения 5%-ного прироста объема продаж компании придется обеспечить прирост активов на уровне:
4491,200 - 4000,000 = 491,200 тыс. дол.
Только бухгалтер знает, где находится компания
Часть средств, необходимых для обеспечения прироста активов, компания найдет в результате «автоматического» финансирования за счет некоторых учетных регистров в пассиве. Так, кредиторская задолженность и начисления, являясь статьями автоматической реакции, тоже возрастут, обеспечив нам часть дополнительного финансирования. Например, кредиторская задолженность составит:
78,700 x 1,05 = 82,635 тыс. дол.,
а начисления:
177,300 x 1,05 = 186,165 тыс. дол.
Кроме того, не следует забывать о величине нераспределенной прибыли, которая принесет дополнительное финансирование в объеме 147,971 тыс. дол.
Но всего этого внутреннего финансирования в нашем примере все равно недостаточно для обеспечения необходимого прироста активов. Поэтому следует прибегнуть к внешним ресурсам. Для этого нам необходимо найти объем внешнего финансирования в размере:
4491,200 - 4160,771 = +330,429 тыс. дол.
В случае, если предприятие не планирует производить дополнительные эмиссии собственных ценных бумаг, остается совсем «простое» решение, сущность которого заключена в названии следующего шага.
Шаг пятый: осталось уговорить банкиров
Да, банк может предоставить кредит предприятию в размере недостающих средств, но для большей наглядности примера покажем использование компанией сразу нескольких источников финансирования.
Представим, что финансовые управляющие компании решили обеспечить недостающие средства следующим образом:
- 10% недостающего финансирования планируется обеспечить путем выпуска векселей, доходность которых предположительно будет составлять 16%. Таким образом, объем дополнительного финансирования за счет привлечения векселей составит:
- 10% x 330,429 = 33,043 тыс. дол.
- 15% финансирования должны принести банковские кредиты, которые планируется получить под 18%. Их сумма составит:
- 15% x 330,429 = 49,564 тыс. дол.
- Еще 25% обеспечит эмиссия облигаций, тоже под 16%. Сумма их эмиссионного дохода составит:
- 25% x 330,429 = 82,607 тыс. дол.
Остаток недостающего финансирования предполагается восполнить за счет дополнительной эмиссии обыкновенных акций, что при сохранении существующей дивидендной политики приведет к уменьшению дивидендов на одну акцию.
Такое привлечение внешнего капитала потребует увеличения процентных платежей, дополнительная величина которых составит:
16% x 33,043 + 18% x 49,564 + 16% x 82,607 = 27,426 тыс. дол.
Это приведет к дополнительной экономии на налоге на прибыль и изменению других показателей отчета о финансовых результатах. Такое изменение повлечет за собой необходимость пересчитывать прогноз финансовых результатов предприятия и наше вступление в шестую фазу финансового планирования.
Шаг шестой: «у попа была собака»
Пересчитав заново прогноз финансовых результатов предприятия, мы тем самым создаем его промежуточный вариант. Увеличение стоимости внешнего привлеченного капитала на 27,426 тыс. дол. приводит к экономии налога на прибыль в размере 8,228 тыс. дол. и уменьшению нераспределенной прибыли на 14,398 тыс. дол.
Такое уменьшение нераспределенной прибыли требует ревизии прогнозируемых результатов в балансе, а следовательно, нами рассчитывается промежуточный вариант прогнозируемого баланса. Новый прогноз балансовых статей показывает дополнительно недостающий объем финансирования, равный величине уменьшения нераспределенной прибыли. Для ее восполнения управляющие финансами фирмы могут задействовать уже определенные ранее источники финансирования, сохранив их структуру и, возможно, стоимость капитала.
Таким образом, процесс расчета вариантов прогнозируемой отчетности становится циклическим и прекращается тогда, когда величина дополнительных необходимых фондов становится меньше порога существенности.
Так, при проведении следующей итерации финансового прогноза мы получаем дополнительную нехватку капитала в объеме 0,627 тыс. дол.
Будем считать данную величину несущественной и последний созданный нами вариант — окончательным.
Конечно, мы привели лишь простейший пример финансового плана предприятия. Реальные финансовые планы предусматривают гораздо больший объем работ — прямые вычисления вместо эмпирических зависимостей — и учитывают реальные условия привлечения капитала на рынке. Управляющие фирмой внедряют более сложные варианты дивидендной политики, расчета амортизационных отчислений, необходимой величины основных фондов, дебиторской задолженности и запасов предприятия.
Сам процесс финансового планирования может усложняться необходимостью соблюдения стратегии относительно ключевых финансовых показателей: прибыльности активов и собственного капитала, ликвидности, оборачиваемости и финансового ливереджа. Стоимость заемного капитала в зависимости от его доли в совокупных пассивах тоже изменяется. Но при этом общая 6-шаговая концепция прогнозирования финансовой отчетности, скорее всего, останется неизменной.
|
|