Типология финансовых специалистов

Раздел: Управление финансами
Автор(ы): Михаил Сорокин, журнал "Финансовый директор" (№1, 2006)
размещено: 30.03.2007
обращений: 13607

Руководителям компаний психологический портрет сотрудника важен не только для проверки его компетентности. Первые лица зачастую вынуждены доверять финансовым специалистам "святая святых" своего бизнеса, и они хотят максимально застраховаться от потенциальных проблем.
Самое легкое — давать советы людям,
самое трудное — познать самого себя.

Фалес из Милета

Во многих отечественных бурно растущих компаниях есть одно «узкое место»: комплектация финансовых подразделений и еще более кардинальная проблема — подбор людей для финансового руководства компанией. Как минимум, для этих задач может быть полезным идентифицировать психологический портрет претендента либо уже работающего на той или иной должности в организационной структуре. Целью данной статьи стало выделение основных психологических типов финансовых специалистов, их сильных и слабых сторон (тут, разумеется, с точки зрения собственников бизнеса) с тем, чтобы более взвешенно подходить к занятию той или иной позиции, как с точки зрения самого специалиста, так и руководства компанией1.

Избранные принципы выделения базируются на двух парах характеристических признаков финансовых специалистов. С одной стороны — это индивидуальная склонность к фиксации и анализу либо к противоположным им креативу и синтезу. С другой стороны, — склонность того или иного специалиста к ретроспективному взгляду на бизнес и его окружение, либо, напротив, к проактивныму подходу. Именно такие характеристические различия представляются теми определяющими «координатами», в которых далее будут выделены профили психологических типов. Ниже поясним причины данного выбора и основные различия по каждой из «координат».

Фиксация и Анализ. Те, кто по образованию и опыту и, главным образом, по способу мышления и складу характера, нацелен на фиксирование, систематизация фактов и принимаемых решений, а также на анализ получаемой информации составляют первую подгруппу в классификации. Как известно, любой аналитик, явно или нет, руководствуется принципом «от сложного — к простому». Притом, что исполнительские и аналитические способности данной группы выше всяких похвал, ее представители зачастую склонны соглашаться с мнением руководства и уступать, особенно когда чувствуют резонность альтернативы. Ответственные, рационально мыслящие и педантичные люди, которые самостоятельно работают над решением четко поставленных задач, они любят детализацию и понятные алгоритмы действий.

Креатив и Синтез. Представители данной подгруппы отличаются наличием эвристического и интуитивного мышления. «От простого — к сложному!» — вот их ключевой принцип, и они способны постоянно генерировать идеи, полемизировать и предлагать концепции и схемы. Они не только активно рекомендуют и советуют, но и сами охотно принимают кардинальные бизнес-решения. Таких специалистов можно выявить в гуще событий и споров, либо наблюдать в ходе регулярных совещаний «тет-а-тет» с лицами, принимающими решения. Они любят приток новой информации, но не отказываясь от необходимого анализа, и способны решать нестандартные задачи, работать в условиях неопределенности.

Истинно креативные люди могут быть успешными не только при некоторой неопределенности, но даже в условиях информационного и профессионального вакуума.

Что важнее: анализ принятых решений или их синтез — определять не будем, перейдем к следующему не менее важному характеристическому различию. Его нетрудно проследить вдоль «оси времени», поскольку доминирующие взгляды первой подгруппы охватывают, главным образом, прошлые и настоящие факты, а второй — будущие прогнозы и текущие предположения и решения.

Ретроспективный подход. Его сторонники справедливо полагают, что «без прошлого — нет будущего». Они, в большинстве своем, придерживаются консервативных взглядов, любят историю, уважают традиции, очень ценят предшествующий опыт. Зачастую, представители этой подгруппы любят работать в уединении, с большими массивами исторических данных и слабо интересуются инновационными программами и проектами, а также обычно довольно пассивны в части разработки новых направлений деятельности и даже финансовых стратегий и схем.

Проактивный подход. Те, чьим коньком является активно пропагандируемый в последнее время проактивный подход, могли бы вместе с Чарльзом Ф. Кеттерлингом заявить: »Я интересуюсь будущим, потому что собираюсь прожить в нем всю оставшуюся жизнь!». Они, в первую очередь, думают о том, что будет в их бизнесе и отрасли завтра, и не только думают, но всячески пытаются на это «завтра» повлиять.

К примеру, братья Ротшильды во время наполеоновских войн организовали не имевшую аналогов информационную и курьерскую службу, позволившую им сколотить состояние на рынке ценных бумаг. Они узнавали информацию о ходе военных действий не только раньше всех на лондонской бирже, но и ранее британского правительства.

Типология финансовых специалистов

Таким образом, на основе указанных характеристических признаков можно построить матрицу (рисунок), в которой выделены четыре основных типа финансовых специалистов — Эконом, Лоцман, Советник и Эксперт. Они названы по той роли в команде, которую способны играть в силу своего уникального профиля личности. Коротко опишем основные наклонности в их поведении.

Тип 1. Эконом. Ретроспективно-аналитический тип. Он любит точность, работу с цифрами и сравнение «факт-факт», накапливать данные для выработки кратких заключений. Этот тип вносит упорядоченность в хаос действительности бизнеса, придерживается правил и инструкций. Раньше других может заметить перерасход или недостачу, не уступает Эксперту в умении классифицировать известные факты и данные. Эконом предпочитает разделять ответственность и отдавать право окончательного принятия решения другим, избегает конфронтации и уступает авторитету либо под напором других специалистов. Он ищет должности, которая требует концентрации и уединения. Эконом делает за других то, что трудно или неприятно. Мало склонен к разговорам и часто работает один. Он отличается прилежанием и самодисциплиной, полагая, что честная и усердная работа будет замечена и оценена по достоинству. В силу его характеристик и «близорукости», как наиболее характерного недостатка, ему предпослан символический образ — «Крот». Очевидно, что данный тип не блещет полетом мысли (Михаил Русинек: «Кассиру фантазия не нужна. Фантазия — первый шаг к растрате»). Иными словами, «живя в лесу, они не видят леса». Компанию они воспринимают, как нечто вроде пополняющегося архива статданных, а рабочее место Эконома/«Крота» — естественно, «нора», оборудованная настольным компьютером и заваленная бумагами, где ему уютно, как дома.

Описанное отнюдь не означает, что позиции в компании вроде бухгалтера или кассира, являются единственно возможными, или своего рода «потолком» для Эконома. Их качества и подходы могут быть востребованы и на более высоких должностях. Например, об этом свидетельствуют слова Санди Уэйлла, сопредседателя Citycorp: «В нашей области никто не производит уникальную продукцию, и вы должны быть экономичной организацией. В центре внимания мы держим итоговую строку в балансе и нашу эффективность в предоставлении услуг. <…> Мы не должны делать много ошибок. Если проводим проверку сделки, необходимо, чтобы все данные были точными с первого раза. Исправлять ошибку очень дорого, поэтому мы всегда относились с большим вниманием к этим операциям». [Уроки лидеров /Т., Дж. Нефф, Д.М. Ситрин.— М.: ООО «Издательство АСТ», 2003]. Полагаем, под такими словами мог бы подписаться любой прирожденный Эконом.

Тип 2. Лоцман (проактивно-аналитический). Его следует идентифицировать по сочетанию анализа с нацеленностью на перспективные проекты и решения. Он слушает критично, внимателен к деталям. Этот тип стремится быть бдительным, завоевывать уважение делами, а не словами. Лоцман любит прозрачность ситуации и разнообразные данные, представленные в форме таблиц, сравнения «план-факт», четкое изложение стратегии руководителем. Делает выбор на основе испытаний и практики. Лоцман охотно помогает в моделировании, планировании и организации, развивает аналитический и системный подходы. Он строит базу данных и разрабатывает методические схемы, сам является главным потребителем современных ГГ-продуктов (причем не только в их учетной части, чем обычно ограничивается Эконом). Данный тип склонен устанавливать рамки «что должно, а что — нет», прояснять результаты и кардинальные тенденции и, часто лучше других знает, как контролировать затраты и упрощать процессы. Лоцман готов идти на просчитанный риск после накопления фактов, хорошо продумывает шаги, сдержан на язык, тщательно подбирает фразы и подробные объяснения. Благодаря этим качествам, руководители (или собственники) склонны со временем делегировать Лоцманам значительные полномочия, которыми те в избытке пользуются и без делегирования. Символический образ — «Удав». В отличие от боссов, коллеги их зачастую обвиняют в карьеризме и недолюбливают, не столько за присущий им недостаток воображения, сколько за излишнюю информированность, близость к начальству и влияние на бюджет. Компания для них подобна кораблю, а финансы — его машинному механизму. Сам же Лоцман, в качестве рабочего инструмента, предпочитает мощный лептоп.

Тип 3. Советник (проактивно-синтезирующий). Это антипод Эконома, интуитивный, генерирующий идеи, «исследователь» рабочих ситуаций и интересов окружения, а не отчетов. Не любит чрезмерных традиционных расчетов. Предпочитает описания в категориях «план-ожидаемое», а в финансовых документах — схемки и иллюстрации. По большому счету, для него «прошлое не имеет значения — я не могу на него повлиять»,— как заметил один из руководителей крупной украинской корпорации. Любимцы и начальства, и публики (внешне, по крайней мере) лучше других «закрывают» вопросы с ревизией (их образ — «Лиса»). Они любопытны, интересуются прогнозами, мнением экспертов и начальства, склонны задавать вопросы, а не усиленно анализировать, ожидают препятствий и всегда готовы их обойти. Советники находчивы, импровизируют и решительно используют случай. Они легко находят непреодолимые причины для смены направления или отказа от невыгодных (по их мнению) капвложений. Естественно, «Лисы» открыты для новых, интригующих идей и венчурных проектов. Критически оценивают события и людей, становятся раздражительными при завале их рутинной работой. Жизнь они воспринимают как азартную игру, а компанию — как колоду карт. Рабочее место Советника обычно обставлено шикарно и призвано свидетельствовать о высоком статусе своего хозяина.

Тип 4. Эксперт — это ретроспективный и синтезирующий тип, антипод Лоцмана. Представитель этой группы полагает, что традиции упрочняют человеческие отношения, высоко ценит знания и опыт в специализированных областях. Он задает острые вопросы, постоянно в поиске новой информации и часто становится специалистом в определенной области знаний. Эксперт собирает факты для разработки новых методов работы, находит ответы, которые исходят из логики и опыта. Он скептически относится к планам и прогнозам (предпочитает сравнение «факт-ожидаемое» и, для экономии времени — графическое представление данных и результатов). Достигает успеха, решая сложные проблемы. При этом он уделяет много внимания подготовительной стадии и разработке, значительно меньше — внедрению и контролю. Часто сыплет афоризмами и примерами. Эксперт преуспевает в сольных проектах, поддерживает любые связи, но стремится сохранять дистанцию (его образ — «Сова»). В отличие от Советника/«Лисы», он не столько тщеславен, сколько честолюбив. «Совы», как известно мудры, но зачастую «задним числом» и не любят, чтобы их ограничивали и критиковали. Компанию они воспринимают как «клинический случай», а работать предпочитают на стороне, наблюдая издали за «полем боя».

Типы финансовых специалистов

Роль при руководителе

«ЭКОНОМ»

«ЛОЦМАН»

«СОВЕТНИК»

«ЭКСПЕРТ»

Ведущий интерес

Создавать по-хозяйски порядок в ситуациях всеобщей неразберихи, делать результаты видимыми и оцениваемыми

Справляться с задачами с помощью практических методов. Задавать согласованный темп. Проверять жизнеспособность чужих идей

Заниматься различной деятельностью. Предусматривать непредвиденные обстоятельства и хода противников. Воплощать свои идеи

Развивать чужой опыт, практические идеи и методы. Генерировать новые идеи и оригинальные проекты
Мотивация Удовлетворение потребности в применении опыта, методичности и добросовестности. Отлично работает, когда имеет подробные инструкции Хорошо работает, составляя планы по структурированным направлениям, имея согласованные цели с руководством и адекватное вознаграждение Развитие напористости и оригинальных талантов для достижения успеха. Азартный игрок на высокие ставки в крупном бизнесе Удовлетворение потребности в накоплении опыта, развитии и самореализации. Хорошо работает, когда нет назойливого контроля и детализации работы

Характерный недостаток

«Близорукость» Перебор (превышение) полномочий

Склонность к авантюрным проектам и тщеславие

Отвлеченность рекомендаций, «теоретизирование»

Адекватные позиции

Бухгалтеры (главные и функциональные), финансовые аналитики, регистраторы, расчетчики и счетоводы, кассиры, ревизоры и внутренние аудиторы

Управленческие бухгалтеры, экономисты, финансовые контролеры, риск-менеджеры, руководители страховых компаний и коммерческих банков

Финдиректора и казначеи, антикризисные управляющие, менеджеры фондов (особенно венчурных), ведущие инвестпортфелей, руководители инвестиционных банков и компаний

Финансовые консультанты и проектанты, внешние аудиторы и аналитики, независимые эксперты, специалисты по финансовой стратегии и планированию

Специфические рекомендации

Демонстрировать гибкость и приветливость. Союзы с коммуникабельными людьми. Интересоваться прогнозами, стратегией и коллегами по работе Демонстрировать прямоту и готовность разумного пересмотра плановых показателей. Использовать визуальные средства, для прояснения задач и планов (презентации, схемы)

Стараться быть более искренними, вступать в альянсы с людьми, обладающими лучшими навыками организовывать и планировать. Строго контролировать риски

Избегать самовосхваления и излишней критики работы других (чаще их хвалить). Союзы с влиятельными и деятельными людьми. Не отрываться надолго от бизнеса

В таблице отражены указанные типы, их ведущий интерес и мотивация, а также наиболее свойственный данным характеристикам недостаток. Кроме этого, даны примеры адекватных тому или иному образу позиций в компании и специфические (индивидуальные) рекомендации. Разумеется, в жизни «чистые типы», т. е. абсолютно соответствующие приведенным описаниям, могут и не повстречаться — всегда бывают отклонения и исключения из правил. Тем не менее, и самим специалистам, и руководству компании не следует игнорировать ряд следующих рекомендаций:

  1. Профориентация и выбор позиции в компании. В первую очередь, логичным будет рекомендовать выбор того или иного положения в оргструктуре компании, в соответствии с индивидуальными психологическими данными претендента. Иначе говоря, «познать себя» вначале, а уж затем стремиться к адекватной должности и зарплате, а не наоборот, как это часто происходит. В противном случае не избежать постоянного чувства неудовлетворения как самому специалисту, так и его руководству.

  2. Про-тестирование. Руководству компании и HR-департаментам, в свою очередь, следует подумать об адекватности профессиональных тестов при приеме кандидатов на финансовые позиции.

    К примеру, даже по подходам к решению одного и того же кейса/теста можно различить наших четырех «героев». Эконома — по детальному разбору каждой цифры, но слабому анализу качественных факторов и коротким выводам или их отсутствию. Лоцмана — по запросу целей анализа и плановых показателей, а Советника — по оригинальности его вопросов и рекомендаций. И Эксперта — по его эрудиции, развернутому решению, где могут быть наряду с полезнейшими и отвлеченные предположения.

  3. Специфические контрактные требования. Они могут быть сформулированы на основе изложенного. Но, как известно, собственникам и руководителям компаний психологический портрет сотрудника важен не только для проверки его компетентности. Гораздо важнее бывает оценка таких его качеств, как порядочность и надежность, ответственное отношение к делу. Ведь первые лица зачастую вынуждены доверять финансовым специалистам «святая святых» своего бизнеса и они хотят предвидеть и максимально застраховать себя от потенциальных проблем и угроз.

    О каких проблемах идет речь? Так, к примеру, некоторые «Кроты» на собственное увольнение склонны отвечать судебными исками. Не только услуги, но и ошибки «Сов» могут дорого обойтись компании. А «Удавы» и «Лисы» могут не только помочь спасти бизнес в кризисное время, но и наоборот, в худшем случае, создать и возглавить конкурирующий бизнес. Автору известен случай, когда компания вообще работает без финансового директора, поскольку собственник уже «обжегся» подобным образом.

    Однако продуманный подбор сотрудников, система контроля, наряду с тщательно прописанными индивидуальными контрактами, способны значительно снизить указанные риски.

  4. «Идеальные тандемы». Полагая, что любое сотрудничество лучше его отсутствия, хотелось бы при этом говорить о наиболее эффективной стороне той или иной кооперации и союзов. Было бы разумным использовать сочетание сильных качеств каждого типа, формируя постоянно или по необходимости комплиментарные (т. е. взаимодополняющие) пары.

    Так, например, пара Эксперт+Лоцман мощнейшим образом может проявить себя в ходе инвестиционного проекта или при внедрении системы контроллинга в компании. А союз Эконома и Советника — так это, вообще, классически необходимый тандем для развития современного бизнеса. Объединив Эксперта и Эконома, можно получить идеальную команду для проведения исследований, а в союзе Лоцмана, Советника и Эксперта увидеть локомотив для разработки и внедрения стратегических планов и программ.

Подводя итог, заметим, что нет «хороших» и «плохих» психотипов финансовых специалистов. Традиции и «разбор полетов» без синтеза обречены на упадок и окаменение, новаторство без анализа прошлого — на непродуктивность. Перефразируя классика, «типы всякие нужны, типы всякие важны», причем для любой бизнес-команды. Важно лишь задействовать их личностный и профессиональный потенциал надлежащим образом, чему, надеемся, пусть в небольшой степени, может поспособствовать настоящая публикация.

Автор приносит огромную благодарность всем участникам цикла семинаров «Финансовый мастер-класс» и слушателям программы МВА за их невольное содействие в написании данной работы.

Об авторе:


    1 Заметим, что приведенные ниже описания и рекомендации ни в коей мере не отменяют и не претендуют на замену традиционных методов, используемых в компаниях психологического и профессионального отбора и тестирования.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Большие долговые кризисы. Принципы преодоленияБольшие долговые кризисы. Принципы преодоления
Квадрант денежного потока. Руководство Богатого папы по приобретению финансовой свободыКвадрант денежного потока. Руководство Богатого папы по приобретению финансовой свободы
Работа мировых рынков. Управление финансовой инфраструктуройРабота мировых рынков. Управление финансовой инфраструктурой

Отзывы

Алексей Покальчук, a_pokalchuk@strade.com.ua
Получается, я - "Лиса" с хвостом "Удава" и ушами "Совы"!
А вообще-то психотипов людей гораздо больше. Есть и откровенные "Ослы". Например, в метро видел женщину, - 2 раза она засовывала 2-гривневую купюру в апарат для 1-гривневых купюр. Представляете - не попадала в гнездо для купюр! Её сын выхватил у неё купюру, "разровнял" и засунул в этот автомат! Вы не поверите, после того как автомат вернул им деньги, они встали в обшую очередь к кассе метро, хотя аппарат для 2-гривневых купюр был следующим! Чем не семья "Ослов"!
2007-04-01 14:48:06
Ответить

Карина
Если Вы такой умный и стояли за всем этим наблюдали, нужно было подсказать им что они не так делают.
2007-10-08 14:52:41
Ответить

Алексей Покальчук, a_pokalchuk@ukr.net
Ну, извините, мой мозг был занят сдерживанием хохота, давившего весь мой организм ;-)
2008-02-26 21:21:55
Ответить




МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)