Ищу финансового директора!

Раздел: Управление финансами
Автор(ы): Олег Стеценко, журнал "Финансовый директор" (№10, 2006)
размещено: 23.11.2007
обращений: 103220

Многие собственники компаний, столкнувшихся с задачей организации либо расширения своего бизнеса, приходят к пониманию необходимости эффективного управления финансами. И, в первую очередь, возникает необходимость в специалисте, который сможет, используя свои знания и навыки, успешно управлять финансами компании.
Постарайтесь получить то, что вы
хотите, или же вы будете вынуждены
захотеть то, что вы получили.

Бернард Шоу

По мере того как в украинском бизнесе происходит перераспределение власти от собственников компаний к наемным топ-менеджерам, растет и потребность в профессиональных руководителях компаний и направлений. Где и как найти хорошего финансового директора, какие задачи поставить финансовому директору и как их поставить, — вопросы данной статьи.

В бизнес-литературе, на управленческих сайтах можно найти множество перечней общих для всех руководителей наборов компетенций, вне зависимости от управленческого положения или особенностей работы. Однако при принятии решения о найме топ-руководителя в компанию важно продумать и определить требования к должности в контексте выполнения человеком четко определенных (конкретных) задач: что он должен уметь делать, и каков должен быть уровень необходимых навыков. И только после этого пытаться понять, какое у него должно быть для этого образование и даже опыт. Наличие опыта не всегда гарантирует, что и в данной компании человек справится с возложенными на него обязанностями.

Чтобы создать полноценную (реальную) картину компетенций, собственнику компании необходимо задать себе такие вопросы:

  • Что он должен уметь делать? Какие задачи выполнять?
  • Как он этого может достичь в вашей компании? Какие возможны пути достижения цели?

И только после этого можно сравнивать кандидатов на должность с этими описаниями. В данном случае целью собственника должен быть выбор не совершенного, а успешно решающего поставленные задачи руководителя.

От наемного руководителя собственник, в первую очередь, ожидает способности обеспечить конкурентоспособность тех бизнес-процессов, которые он возглавляет, и, конечно, отношения к бизнесу «как своему собственному».

Наряду с традиционными требованиями к топ-менеджерам, к кандидатам на должность финансового директора собственники компании выдвигают также ряд «специфических» пожеланий. Финансовый директор должен обладать не только хорошей финансовой квалификацией и быть способным к изменениям, которые необходимы для роста бизнеса, а также в целом для выживания компании. От своих финансовых руководителей собственники компании ждут исполнения множества других ролей: финансовый директор должен стать деловым и стратегическим партнером, представителем компании при работе с банками и контролирующими органами, доверенным лицом (не секрет, что в украинских компаниях продолжает существовать «внутренний» учет и отчетность), и, наконец, управляющим ключевыми бизнес-процессами компании и создателем добавочной стоимости.

Сегодня собственник компании понимает, что основные качества финансового директора лежат не столько в сфере бухгалтерской компетентности — для этого достаточно нанять отличного и профессионального главного бухгалтера. Ключевые качества финансового директора состоят в способности находить новые пути решения проблем и использовать умение менять подходы к управлению, чтобы в дальнейшем реализовывать их. Концентрируясь на этих ключевых областях, финансовый директор оказывает наибольшее позитивное влияние на общую ценность компании.

СФЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Итак, что же традиционно входит в сферу ответственности финансового директора в украинских компаниях? Какие основные задачи он решает? Безусловно, они будут разными, в зависимости от компании, от ее доходов, от принадлежности к отрасли, от потребностей в финансировании, а также от стратегических планов руководства. В различных компаниях будут совершенно разные приоритеты. Но существуют некоторые общие для всех компаний обязанности финансового директора, которыми являются:

  • согласование показателей деятельности компании со стратегией, в том числе при помощи организации финансового планирования, учета и контроля в компании;
  • повышение эффективности бизнес-процессов во всех структурных звеньях — за счет организации проведения финансового анализа хозяйственной деятельности компании в целом, а также структурных подразделений;
  • снижение рисков при управлении взаимоотношениями с ключевыми партнерами по бизнесу, управлении товарным ассортиментом, изменении цен или валютных курсов, изменении условий работы с банками, изменении законодательства и др.;
  • создание надежных систем контроля, включая организацию внутреннего аудита ведения и учета хозяйственной деятельности во всех структурных подразделениях компании;
  • распределение ресурсов за счет организации эффективного управления финансовыми ресурсами компании, в том числе управление постоянными расходами компании и расходами инвестиционной и финансовой деятельности;
  • организация и, при необходимости, реорганизация функций бухгалтерской и финансовой служб, а также контроль соблюдения работниками этих служб украинского законодательства в области налогового и бухгалтерского учета.

Большинство отмеченных обязанностей редко полностью совпадают с возможностями финансового директора. Поэтому он должен координировать свою деятельность с руководителями других подразделений. К сожалению, достаточно часто при распределении ресурсов компании возникают конфликты между финансовым директором и руководителями, отвечающими за маркетинг, продажи, снабжение, персонал. И здесь очень важно, чтобы финансовый директор выступал не столько тем должностным лицом, которое все запрещает, ссылаясь на экономию средств предприятия, сколько руководителем, который смотрит на ресурсы с точки зрения перспективности и эффективности их вложения. Это предполагает тесное взаимодействие с другими ответственными лицами компании, которые могут быть не подотчетны финансовому директору.

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Какие же на наш взгляд должен иметь специальные компетенции (знания и навыки, связанные со спецификой должности) претендент на должность финансового директора для того, чтобы эффективно решать поставленные перед ним задачи?

К ним можно отнести:

  • навыки финансового анализа;
  • навыки бизнес-планирования;
  • навыки управления финансовыми потоками;
  • знание украинского бухгалтерского и налогового учета;
  • знание международных стандартов (IAS, GAAP, другое), навыки составления и контроля международной отчетности, если это необходимо компании;
  • знание специфики финансовой и бухгалтерской деятельности применительно к специфике компании (торговля, производство, услуги и т. д.);
  • опыт создания и внедрения новых процедур в области финансов (бухгалтерии);
  • знание и навыки построения системы бюджетирования и управленческого учета;
  • понимание основ стратегического маркетинга и менеджмента организации;
  • знание компьютерных программ и ERP-систем (при необходимости преимуществом кандидата является также опыт внедрения автоматизированных систем).

Дальнейшая детализация компетенций может быть определена спецификой деятельности компании (например, навыки привлечения инвестиций, составления ТЭО и пр.).

Также необходимо в требованиях выделить общие компетенции (индивидуально-личностные характеристики).

К ним можно отнести следующие:

  • умение работать с людьми;
  • аналитические способности;
  • способность быстро оценивать ситуацию;
  • гибкость мышления (способность видеть много различных вариантов одной и той же ситуации, находить несколько решений);
  • целеустремленность;
  • стремление к совершенствованию бизнес-процессов;
  • опыт создания и внедрения новых процедур в области финансов/бухгалтерии;
  • навыки переговоров (как с внешними провайдерами, банками, инвесторами, так и с сотрудниками внутри компании);
  • лояльность к работодателю;
  • деловая этика и честность в соблюдении деловых обязательств;
  • соответствие личных ценностей корпоративным ценностям компании;
  • навыки делегирования полномочий;
  • навыки тайм-менеджмента (умение управлять своим временем).

Хотя при этом нужно принять во внимание, что данные навыки могут быть востребованы не во всех компаниях.

При проведении собеседования с претендентами на вакансию финансового директора особое внимание стоит уделить:

  • критериальному интервью, когда кандидату предлагается ответить на конкретные вопросы, связанные с профессиональной деятельностью (специальные компетенции);
  • ситуационному интервью, когда кандидату предлагается решить одну или несколько управленческих или профессиональных проблем (критических ситуаций). При этом разбираются или «проигрываются» ситуации, которые могут возникнуть у него на работе в будущем.

Таблица 1. Вопросы для собеседования по специальным компетенциям

Вопросы для собеседования по специальным компетенциям (НАЖМИТЕ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ)

В табл. 1 приведены вопросы для собеседования с претендентом на должность финан г сового директора, позволяющие определить и оценить специальные профессиональные качества.

В таблицу включены вопросы для оценки только тех компетенций, которые необходимы в подавляющем большинстве компаний. Естественно, при подборе специалиста в области финансов, к примеру, на производственное предприятие или в компанию сферы услуг, требования к претенденту и к его профессиональным навыкам будут отличаться.

В табл. 2 приведены вопросы, позволяющие оценить личные качества.

Таблица 2. Вопросы для собеседования по общим компетенциям

Вопросы для собеседования по общим компетенциям (НАЖМИТЕ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ)

ИЩУ ФИНАНСОВОГО ДИРЕКТОРА..!

После того как собственник определился со сферой ответственности и задачами, которые должен решать финансовый директор в компании, а также с требованиями к профессиональным и личным качествам возможного кандидата, встает закономерный вопрос — где и как найти того специалиста, который нужен компании.

Если в компании отсутствует специалист, который соответствует требованиям и готов занять вакантную должность, необходимо обращаться к поиску внешних специалистов. Из традиционных методов поиска персонала для топ-менеджеров наиболее результативными являются размещение информации о вакансии на специализированных сайтах трудоустройства в Интернете и поиск при помощи рекрутинговых агентств.

Особенности поиска в Интернете состоят в том, что объявления о наличии вакансии просматривают не только те, кто активно занят поиском работы, а и те специалисты, кто на данный момент доволен своим рабочим местом, но готов рассматривать перспективные предложения о работе. И здесь важно сформулировать требования к кандидатам таким образом, чтобы у специалиста, который нужен компании, появилось желание, как минимум, отправить свое резюме на данную вакансию. Но при этом собственник компании или специалист, которому поручено осуществить предварительный поиск, должны понимать, что преимущественно получат резюме от тех соискателей, которые на текущий момент являются финансовыми менеджерами или начальниками финансовых отделов, и только в перспективе видят себя финансовыми директорами. И здесь важно не упустить того кандидата, который потенциально готов стать финансовым директором и имеет навыки работы, необходимые на этой должности именно в этой компании.

Второй вариант — подать заявку в специализированное рекрутинговое агентство, которое занимается подбором топ-менеджеров. Преимущество данного способа в том, что потенциальные претенденты на вакансию финансового директора, которые уже занимают эту должность и имеют достаточный опыт работы, по тем или иным причинам не всегда готовы обратиться напрямую к возможному новому работодателю и предпочитают иметь своего «агента» в лице консультанта рекрутингового агентства. Такая схема достаточно распространена среди топ-менеджеров. Это дорогостоящий способ для компании, но если речь идет о топ-руководителе, то он себя оправдывает.

И, наконец, существует менее традиционный, но также достаточно результативный способ — обратиться на специализированные программы обучения для финансовых специалистов. На сегодняшний день в Украине работает несколько программ обучения (как долгосрочных, так и среднесрочных) и сертификации специалистов по управлению финансами компаний.

В данной статье мы не будем указывать их перечень, чтобы это не расценивалось как реклама, но данные программы легко найти в интернете. По данным программам обучаются не только специалисты, которые планируют свою карьеру, но и руководители с опытом работы. Как правило, организаторы программ на протяжении достаточно длительного времени поддерживают контакты со всеми своими выпускниками и смогут оказать помощь в том, чтобы разослать информацию о наличии вакансии финансового директора заинтересованным специалистам.

КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ

Показатели эффективности работы финансового директора должны формироваться, исходя их конкретного вида бизнеса, и не могут быть универсальными. Среди показателей, которые могут применяться для оценки работы такого специалиста, как финансовый директор, можно выделить следующие: постановка в компании управленческого учета, позволяющего использовать его информацию для принятия решения, контроль постоянных расходов, форма и стоимость привлекаемого финансирования, уровень налоговой нагрузки, состояние финансового планирования.

Кроме того, при оценке работы финансового директора учитывается эффективность работы его службы, а также исполнение им самим поставленных руководством компании текущих и стратегических задач. В табл. 3 приведены показатели оценки работы финансового директора и финансовой службы, которую возглавляет финансовый директор.

Показатели работы финансового директора

Понятно, что постановка задачи финансовому директору должна быть прозрачно измерима количественным показателем — с целью определения эффективности его работы. И, безусловно, оценка работы топ-менеджера происходит с учетом его полномочий и сферы ответственности.

МОТИВАЦИЯ

Чем возможно заинтересовать специалиста, претендующего на должность финансового директора? Материальные стимулы, безусловно, играют немаловажную роль. Но не только они. Специалисту высокого класса, каким является наш финансовый директор, важен высокий уровень доверия, свобода в принятии решений. Он стоит на такой ступени оплаты своего труда, что заинтересовать его можно, лишь предложив более интересную, перспективную и ответственную работу, а не только деньги. О том, каким образом мотивировать финансового директора и как проходит оценка успешности работы в примерах из практики работы финансовых директоров украинских компаний — в следующей публикации.

Об авторе:

    Олег СТЕЦЕНКО, Финансовый аналитик KREF, г.Киев.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Путь. Как ускорить продвижение к финансовой свободеПуть. Как ускорить продвижение к финансовой свободе
Визуальный инвестор. Как выявлять рыночные трендыВизуальный инвестор. Как выявлять рыночные тренды
Банк 3.0. Почему сегодня банк — это не то, куда вы ходите, а то, что вы делаетеБанк 3.0. Почему сегодня банк — это не то, куда вы ходите, а то, что вы делаете

Отзывы

Oracle
Да уж... Только фин. аналитик знает какой должен быть фин. директор ))) Автор не сделал ни одной ссылки на другие источники, неужели все принципы на собственном опыте сформулированы?
2007-12-12 11:39:06
Ответить

hav
как по мне то полная фигня...особенно про делегирование полномочий...прям совет окружайте себя тупыми и трудолюбивыми...да не спорю в каком-то роде это классно, но мне не шибко приятно было бы работать с такими людьми...да и полагаю остальным тоже...
2007-12-14 10:35:36
Ответить

Industry group, vadim@fozzy.ua
А по мне - отличная статья.
Помогает "собрать до кучи" все мысли относительно второго человека в компании - который понимает - что происходит - зачастую даже лучше, чем первый (говорю это - как первый, который ищет второго :)

Так что - Олег - Спасибо Вам.

Единственное, что маловато мыслей по поводу функций и компетенций CFO, направленных "во вне" - именно о том, как "дать хорошую прибыль" и "увеличить стоимость компании" не только с помощью внутренних рычагов - но и внешних (банки, фонды, частные инвесторы, международный аудит, IPO).
Если что-то есть по этому направлению - будет очень интересно почитать.

Еще раз - Спасибо.
2008-08-15 16:05:53
Ответить

Guest - CFO
По показателям работы: навеяло - если пп. 1. и 2. господин финансовый аналитик вводит в сферу компетенций Финдиректора, то возникает вопрос - а зачем на предприятии нужен Генеральный директор??? тем более что по пп. 1.1 и 1.2 он ответственность за всю Себестоимость возлагает на ФД, а где производственники? - тихо курят в сторонке и ни за что не отвечают. Согласен рекомендации и проблемные области ФД давать и знать обязан, но в оценку деятельности вводить, фактически, навык убеждения гендиректора + собственника в изменении ИХ подходов к ведению бизнеса - извините ребята, сложность работы здесь мотивацией не будет, либо нужно четко понимать что человек от вас уйдет скорее рано (1-1,5 года) чем поздно.
По общей оценке статьи - если бы не было подписи "финансовый аналитик"?? сказал бы что писал ее кто-то из HR службы (все написал, но как коснулось оценки в денежном эквиваленте - все мигом свернул). По сути, с данным функционалом CFO нужно либо платить ОЧЕНЬ серьезно, либо вводить в собственники.
2008-09-09 11:12:51
Ответить

dspost - CFO, dspost@mail.ru
Полностью согласен с Вами. А у нас примерно так и есть, Совет директоров и Ген.дир. может принимать, в принципе, любые решения, а ФД должен сделать из них прибыль и отвечает напрямую перед собственниками... Т.е. реально не хватает в Статье компетенции "Маг и Волшебник". Но особые проблемы будут, если несколько раз такие "чудеса" ФД совершить всеже удастся - дальше собственники и ГД будут ждать и надеяться видеть чудеса регулярно, и сложно будет убедить, что будущее организации сильно зависит от их сегодняшних решений (стратегических, оперативных), и только потом от "ловкости рук" ФД :-)
2008-09-10 13:57:32
Ответить

Константин, kelavr@ukr.net
А по-моему, статья недоработана. Вопросы надо более серйозные задавать, а не как вычислять показатель абсолютной ликвидности. Например, спросить, почему вы считаете показатель абсолютной ликвидности совершенно непотребным для реального финансового анализа ;)) В каком виде вы видите проведение финансового анализа нашего предприятия, на каком временном базисе. Какие функции необходимо выполнять финансовому департаменту... Как именно Вы ставите задачи своим подчиненным и контролируете их исполнение. Какая основаная Ваша черта позволяет Вам быть эффективным менеджером? Какая текучесть кадров была в вашем департаменте. Какое отношение зарплаты финансового департамента к общей зарплате было на Вашем предприятии до Вашего прихода и после? А как насчет такого же коефициента только не в сумме, а в количестве людей... Как Вы бы установили бонусную систему для работников финансового департамента? Или вот аналитические способности: сейлз-директор предполагает рост продаж в 140%, Ваши действия - как Вы проверите можем ли мы это позволить себе или нет и как Вы будете это считать? Или вот реальный вопрос: как Вы управляете дебиторской задолженностью? Нравится ли Вам работа с коллекторскими компаниями? Какой на Ваш взгляд порог задолженности, чтобы при 100%-й уверенности в нашей победе всё-таки не стоит ее взыскивать судебными методами? Или вот не теорию глубокую по МСФО брать, а спросить о том, какие основные отличия между НСБУ и МСБУ... Или вот насчет бюджета: не спрашивать в каком разделе БДДС указывается получение кредитов, а спросить, как бы Вы разделили затраты на проценты, между разными ЦФО за месяц, если Компания использует 4 разных источника привлечения средств под разную стоимость... Да мало ли практических вопросов... И вот соглашусь с Коллегами выше, что показатели работы Финдира далеко не такие как описаны... Но респект и уважуха финансовому аналитику за то, что дал почву для обсуждений ;)))
2008-10-01 22:11:27
Ответить

Юля
Я не финансист, а специалист по рекрутингу и оценке персонала. Все комментировать не буду, только таблицу вопросы по общим компетенциям. Сразу скажу как для детского сада! Потому как на данную позицию приходят по меньшей мере устраиваться люди с высш.образ.и за плечами определ.кол-во работы и жизненного опыта, а это значит профес.интуиция, высокий интеллект, логика. Поэтому на все вопросы можно дать социально-желательные ответы. Другими словами в самом вопросе содержиться ответ как ПРАВИЛЬНО должен ответить кандидат.
Особенно убил вопрос: перечислите недостатки предыщей компании, а правильный ответ- нельзя этого делать. Да можно это делать, но вопрос как, как подать информацию....
А то получиться "вы знаете, в нашей компании недостатком не было, все было хорошо" А чего жы ты тогда оттуда уходишь? - типично замаскированный ответ - "не хватает профессионального роста". Работотадель в лицо фин.аналитика (который писал статью), конечно же удовлетворился ответом, потому что услышал "правильный" ответ, увидел правильное поведение. Фигня, если, за всем этим скрывается куча вранья??? Просто таких наивных писак статей можно круто развести. Только хороший психолог классический или НЛПист может увидеть, что скрывается за ответами.
2009-09-04 15:57:29
Ответить

Гость - CFO
Капец, а не статья!
особенно улыбнули "показатели успешности" :-)
Автору надо бы понимать различие между "управлять" и "контролировать".
1) Контролировать - сравнивать достигнутое с целевым и выяснять причины расхождений.
2) Управлять - воздействовать на причины расхождений.. устранять причины неблагоприятных расхождений

CFO не может отвечать за выполнения бюджета, он может его контролировать!

"Дать хорошую прибыль" и "повысить стоимость компании" - валяюсь под столом :-))
Да знает ли автор сколько факторов вляют на прибыль и на капитализацию компании!?!?
Это что же - за все эти факторы отвечает?!? Капец! :-)))

Аффтар - выпей йаду :-))
2009-12-05 16:43:58
Ответить

Оксана, pahels_oksana@mail.ru
Да, удивило многое, но хочу отметить, что не надо сводить функции финансового директора к операционисту по фиксированию расходов. Финансовый директор - управленец и для коллег "отрезвитель" т.к. многие даже не понимают всех последствий от своих "галюцинаций". А для фиксировании и оценок можно взять аналитика. Это и дешевле и управленческих решений ждать не нужно, потому что не подразумеваются для занимаемой должности. А то почитав отзывы, складывается впечетление, что финансисты все, а менеджеров (директоров) нет. Все хотят проста красиво звучать. Статья идеализированная, но отзывы -капец!
2010-02-01 15:35:35
Ответить




МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)