|
Бухгалтерская отчетность, представляющая собой итоговую систему данных об имущественном и финансовом состоянии предприятия и о результатах его финансово-хозяйственной деятельности, является одним из основных источников информации для проведения финансового анализа и соответственно базой для принятия управленческих решений. Менеджеры предприятия используют данные бухгалтерской отчетности наряду с внутренними источниками информации, в том числе учетного характера. Большая часть этой внутренней информации является конфиденциальной, а следовательно, недоступной для принятия управленческих решений в отношении организации внешними пользователями. Для последних бухгалтерская отчетность представляет собой порой единственный источник информации о конкретном предприятии. В этом смысле бухгалтерская финансовая отчетность выступает как средство коммуникации между различными субъектами рынка.
Объем и общий характер информации, содержащийся в бухгалтерской отчетности, ограничивает возможности анализа. Однако умение читать отчетность, знание методов и методик анализа позволяют достаточно полно и объективно оценить многие направления финансового состояния организации, увидеть причины их изменения, сделать прогноз на перспективу и принять соответствующие управленческие решения.
Направления, последовательность и методики анализа отчета о прибылях и убытках в целом аналогичны анализу финансовых результатов. Условно анализ можно разбить на четыре этапа:
- анализ динамики и структуры отчета;
- факторный анализ чистой прибыли;
- анализ влияния бухгалтерской учетной политики на показатели отчета о прибылях и убытках;
- анализ рентабельности.
I этап — анализ динамики и структуры отчета. Предполагает последовательное изучение всех статей отчета применительно к разным видам деятельности организации и тенденции их изменения.
По отношению к разным видам деятельности(источникам доходов и категориям расходов) показатели формы № 2 могут быть сгруппированы следующим образом:
- Результаты от основной деятельности: Выручка от продаж (N); Себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг) (С); Валовая прибыль (ПВ); Коммерческие расходы (КР); Управленческие расходы (УР); Прибыль от продаж (ПП).
- Результаты от финансовой деятельности: Проценты к получению (ПрП); Проценты к уплате (ПрУ); Доходы от участия в других организациях (ДДО).
- Результаты от неосновной деятельности (кроме финансовой) и экстраординарных (чрезвычайных) событий: Прочие доходы (ПрД); Прочие расходы (ПрР).
- Общая бухгалтерская прибыль: Прибыль до налогообложения (ПДН).
- Увязка бухгалтерской прибыли с требованиями налогового учета: Отложенные налоговые активы (ОНА); Отложенные налоговые обязательства (ОНО).
- Выполнение обязательств перед государством: Текущий налог на прибыль (ТНП); Экономические (налоговые) санкции (НС).
- Финансовые результаты, используемые в интересах организации: Чистая прибыль (ПЧ); Дивиденды акционерам (доходы участникам, учредителям) (ДА); Нераспределенная прибыль (ПН).
Вертикальный анализ отчета (анализ структуры) имеет особенности, так как предметом оценки является неоднородная совокупность — доходы и расходы, прибыли и убытки. Возможны следующие методические подходы к анализу структуры отчета:
- за 100% принимается выручка от продаж;
- за 100% одновременно принимается общая сумма и доходов, и расходов организации. Отдельные статьи отчета оцениваются в доле к этим общим суммарным показателям: отдельные виды доходов и прибылей в процентах к суммарным доходам, отдельные виды расходов (и убытков) — соответственно к общей сумме расходов организации.
II этап — факторный анализ чистой прибыли. Одна из основных задач анализа отчета состоит в том, чтобы объяснить причины изменения конечного финансового результата — чистой прибыли. В соответствии с порядком формирования отчета о прибылях и убытках чистую прибыль (убыток) отчетного периода можно представить в виде модели аддитивного типа. Влияние факторов на результативный показатель в таких моделях определяется следующим образом:
∆ПЧ = ∆>N - ∆С - ∆КР - ∆УР + ∆ПрП - ∆ПрУ + ∆ДДО + ∆ПрД - ∆ПрР + ∆ОНА - ∆ОНО - ∆ТНП - ∆НС.
При расчете влияния факторов следует иметь в виду, что затраты (расходы) являются факторами обратного воздействия, т.е. их рост (снижение) влияет на изменение прибыли с противоположным знаком. В свою очередь, прибыль от продаж — основная составляющая бухгалтерской и чистой прибыли находится под непосредственным влиянием ряда факторов: объема и структуры продаж, цен реализации, себестоимости проданной продукции и других факторов последующих порядков.
III этап — анализ влияния бухгалтерской учетной политики на показатели отчета о прибылях и убытках. Этот вопрос является одним из направлений анализа качества финансовых результатов, но имеет и большое самостоятельное значение, так как позволяет оценить роль бухгалтерских методов в формировании показателей прибыли.
Рассмотрим как изменяются финансовые результаты и рентабельность при использовании различных вариантов учетной политики организации в отношении общехозяйственных расходов. Вариант 1 — списание общехозяйственных расходов на себестоимость продаж (Дт90 Кт26). Вариант 2 — списание общехозяйственных расходов на себестоимость производства (Дт20 Кт26). Расчет представлен в таблице 1.
Таблица 1.
Показатель | Вариант 1 | Вариант 2 |
Выручка от продаж, тыс. руб. | 218315 | 218315 |
Себестоимость проданной продукции, тыс. руб. | 166432 | 206149 |
Валовая прибыль, тыс. руб. | 51883 | 12166 |
Коммерческие расходы, тыс. руб. | 8732 | 8732 |
Управленческие (общехозяйственные) расходы, тыс. руб. | 40717 | - |
Прибыль от продаж, тыс. руб. | 2434 | 3434 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. | 842 | 1842 |
Чистая прибыль, тыс. руб. | 649 | 1437 |
Рентабельность продаж, % | 1,1 | 1,6 |
Рентабельность оборота, %:
- по прибыли до налогообложения |
0,4 |
0,8 |
- по чистой прибыли | 0,3 | 0,65 |
В варианте 2 при списании общехозяйственных расходов часть их остается в составе затрат в незавершенном производстве и готовой продукции и только часть включается в расчет финансовых результатов (в составе себестоимости проданной продукции). Таким образом, выбирая тот или иной из альтернативных вариантов учетной политики, менеджмент организации может влиять на размеры учетной бухгалтерской прибыли. С точки зрения инвестиционной привлекательности и улучшения структуры капитала (роста собственного капитала), вариант 2 предпочтительнее, так как финансовые результаты и рентабельность выше. С позиции экономии на налоге на прибыль (как правило, один и тот же вариант выбирается как для бухгалтерского, так для налогового учета) более выгоден вариант 1 учетной политики.
IV этап — анализ рентабельности. В дополнение к показателям рентабельности продаж и произведенных затрат по данным бухгалтерской отчетности рекомендуется дать оценку показателям рентабельности активов и капитала.
Рентабельность совокупного капитала (совокупных активов):
kр.свк = ПДН (ПЧ) / СВК, где ПДН — прибыль до налогообложения; СВК — среднегодовая величина совокупного капитала. Показатель отражает эффективность использования совокупного капитала, или сколько прибыли приносит каждый рубль совокупного капитала (совокупных активов). Рассчитывается как по ПДН, так и по ПЧ.
Рентабельность собственного капитала:
kр.ск = ПДН (ПЧ) / СК, где СК — среднегодовая величина собственного капитала. Показатель характеризует величину прибыли, полученной с каждого рубля собственных средств организации. Показатель важен для собственников (акционеров), а также для кредиторов, так как косвенно отражает возможности организации по погашению задолженности. Показатель может быть рассчитан не только по балансовой, но и по рыночной стоимости собственного капитала.
Рентабельность текущих активов:
kр.оа = ПДН (ПЧ) / ОА, где ОА — среднегодовая величина оборотных активов. Показатель характеризует величину прибыли, полученной с каждого рубля активов, вложенных в текущую деятельность организации. На показатель в значительной степени влияет политика отражения активов в балансе. Занижение валюты баланса на отчетные даты приводит к завышению показателей, а «раздувание» баланса — к их занижению.
Рентабельность оборота:
kр.об = ПЧ / N, где N — выручка от продаж. Аналогичен показателю рентабельности продаж, но рассчитывается по конечному финансовому результату — чистой прибыли. Рассчитывается в виде коэффициентов либо в процентах. Характеризует чистую эффективность текущей деятельности.
Показатели рентабельности анализируются в динамике, в сравнении со среднеотраслевыми значениями и показателями конкурентов. В качестве критериев оценки могут быть выбраны значения тех или иных показателей рентабельности, устанавливаемые банками для лучших (первоклассных) заемщиков.
Об авторе:
Aлeвтинa Вениаминовна Зoнoвa, доктор экономических наук, профессор, декан факультета экономики Вятского государственного гуманитарного университета, советник по экономическим вопросам Вятской торгово-промышленной палаты.
|
|