Диагностика тактических целейКак использовать финансовую экспресс-диагностику
|
Раздел: Управление финансами | |
Автор(ы): Людмила Бидна, журнал "&.ФИНАНСИСТ" (№9, 2008) |
размещено: 01.03.2010 обращений: 16318 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() | |||||
![]() |
В ежедневной практике отечественные финансисты редко применяют финансовый анализ по вполне понятным причинам. Во-первых, украинские стандарты бухгалтерского учета отличаются от МСФО, затрудняя использование проверенных на практике зарубежных методик. Во-вторых, сложность состоит в нехватке квалифицированных специалистов, владеющих инструментами финансового анализа. Кроме того, оценка данных невозможна без их сравнения. К примеру, в нашем случае отсутствуют достоверные сопоставимые данные по большинству отечественных компаний, которые производят продукцию для обеспечения объектов строительства инженерными сетями. Поэтому в данной статье полученные расчеты мы будем сравнивать с показателями прошлых периодов предприятия. Экспресс-диагностика включает:
1. Анализ форм финансовой отчетности. Включает изучение баланса и отчета о прибылях и убытках. Отчет о прибылях и убытках (P&L) мы анализируем по таким элементам: себестоимость продукции, операционная прибыль, уплаченные проценты и налоги, чистая прибыль. Очень наглядно, если рассчитать доли каждой из этих статей поквартально (см. таблицу 1). Так, например, мы видим тенденцию роста себестоимости на 2-3% в квартал. Поэтому следующим нашим шагом является анализ затрат. Цель экспресс-диагностики — выявить два вида затрат: самые быстрорастущие статьи и статьи затрат с наибольшим удельным весом. Потом мы решаем, можно ли сократить эти статьи расходов без уменьшения объемов производства. На нашем предприятии быстрорастущими оказались издержки на фонд оплаты труда и энергоресурсы. Рост данных статей в процентном соотношении составил 23% и 25% соответственно за последние шесть месяцев. Мы видим, на чем следует сконцентрировать анализ — материальные затраты выросли всего на 2%. Значит, следует рассмотреть закупку энергосберегающих технологий. Если рынок диктует дальнейшее повышение заработных плат, то мы должны пересмотреть уровень загруженности сотрудников, распределение обязанностей, разработать меры для повышения продуктивности труда.
![]() Далее проводится анализ структуры баланса: активов и пассивов. Активы. В динамике определяем следующие статьи: денежные средства, дебиторская задолженность, запасы, необоротные активы. Особое внимание уделяем дебиторской задолженности наших покупателей и остаткам готовой продукции на складе. Последняя оценивается по видам, которых на нашем предприятии более 50. Если несколько кварталов подряд один и тот же вид залеживается на складе, то это уже предмет для разговора с маркетологами. Мы рассчитываем реальную рентабельность каждого вида продукции с учетом периода, необходимого для его реализации, и передаем данные в отдел маркетинга. Анализ пассивов ответит на вопрос, насколько компания зависима от внешнего финансирования путем регулярного измерения соотношения собственного и заемного капиталов. В строительной отрасли считается допустимым данное соотношение 1:2. При быстром росте производства мы допускаем нарушение этой формулы, но в пределах 20-25% в пользу заемных средств. 2. Анализ движения денежных средств. Денежные средства рассчитываются по каждому виду деятельности. Прежде всего нас интересует денежный поток от основной деятельности для покрытия всех расходов по производству и реализации продукции. Если разница между прибылью и реальными денежными средствами возрастает, то это повод внимательнее изучить состояние дебиторской задолженности. Все источники финансирования распределяются по статьям, что позволяет оценить достаточность средств для основной и инвестиционной деятельности. Мы анализируем в динамике банковские кредиты, ранжируем их в порядке срочности погашения. 3. Анализ ликвидности и финансовой устойчивости. Рассчитываем один показатель общей ликвидности (текущие активы/текущие обязательства). Во II квартале нынешнего года соотношение было 1,2, которое мы считаем допустимым для него. Однако, по моему мнению, таких расчетов для экспресс-диагностики недостаточно. Регулярно следует измерять быструю ликвидность ((наличность + краткосрочные финансовые вложения)/текущие обязательства). Если в I квартале показатель быстрой ликвидности равнялся 0,03, то во II-м он составил уже 0,02. Его резкое ухудшение может требовать более полного анализа, так как над предприятием нависает угроза кризиса ликвидности. Тогда следует выделить, какие статьи активов ухудшили платежеспособность.
![]() 4. Анализ эффективности управления оборотными средствами компании. Следует обратить внимание на дисциплинированность покупателей и уровень просроченной дебиторской задолженности. Мы рассчитываем оборачиваемость дебиторской задолженности (объем реализации/средняя дебиторская задолженность) и период ее оборота (360/оборачиваемость дебиторской задолженности). Период оборота существенно возрос и необходимо срочно принимать меры. Мы подкорректировали условия продаж, невзирая на сопротивление менеджеров по продажам. Прежде всего уменьшили период отсрочки платежа. Однако в качестве аргумента использовали политику сбыта наших главных конкурентов, предлагающих отсрочку платежа почти в два раза короче, чем мы, а объемы продаж у них не намного меньше нашего сбыта. Следующим шагом рассчитываем оборачиваемость кредиторской задолженности (себестоимость проданных товаров/средняя кредиторская задолженность) и запасов (себестоимость проданных товаров/запасы). Теперь можно рассчитать длительность финансового цикла. Она определяется как сумма оборота дебиторской задолженности и запасов за вычетом периода оборота кредиторской задолженности. Если цикл возрастает, следовательно, нам необходимо больше оборотных средств, и мы должны это учесть в работе с банками. 5. Взаимосвязь показателей. Важно учитывать не только изменения значении показателей, но и их взаимное влияние. Например, в нашем случае причиной уменьшения рентабельности продаж стал рост себестоимости. Мы разделили затраты на постоянные и переменные, рассчитали точку безубыточности, благодаря чему смогли рассчитать рентабельность в разрезе отдельных видов продукции на основе вклада каждого вида на покрытие, дать задание маркетинговому отделу изучить возможность изменения номенклатуры выпускаемой продукции. У нас были периоды падения объемов продаж, которые также влияют на их рентабельность. Пришлось сосредоточиться на ассортиментной политике и вопросах ценообразования. Сами по себе показатели ни о чем не говорят, но они могут быть полезными для сравнения следующих данных:
Таким образом, использование описанных приемов экспресс-диагностики позволяет оценить:
Об авторе:
|
![]() |
![]() |
- Финансовые стимулы и их моральные ограничители
- Гибкие плановые бюджеты
- Подводные камни бюджетирования
- Правила взаимовыгодной сделки
- Як CFO можуть стати стратегічними змінотворцями
![]() | Инвесторы против спекулянтов. Кто на самом деле управляет фондовым рынком |
![]() | Риск-менеджмент. Базовые принципы и современные технологии |
![]() | Правила инвестирования Уоррена Баффетта |



![]() |
![]() |
![]() |
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор Copyright © 2001-2025, Management.com.ua |