Внутренние и внешние факторы оптимизации денежных потоков

Раздел: Управление финансами
Автор(ы): Вячecлaв Яceнeв, к.э.н.
Источник: "Элитариум"
размещено: 12.08.2014
обращений: 9461

Внутренние и внешние факторы оптимизации денежных потоков
Иллюстрация: Shutterstock
Один из наиболее важных и сложных этапов управления денежными потоками предприятия — их оптимизация.

Оптимизация денежных потоков представляет собой процесс выбора наилучших форм их организации на предприятии с учетом условий и особенностей осуществления его хозяйственной деятельности.

Основными целями оптимизации денежных потоков предприятия являются обеспечение сбалансированности объемов денежных потоков, синхронности формирования денежных потоков во времени и роста чистого денежного потока предприятия.

Основными объектами оптимизации служат:

  • положительный и отрицательный денежный поток;
  • остаток денежных активов;
  • чистый денежный поток.

Факторы, влияющие на объем и характер формирования денежных потоков во времени, можно подразделить на внешние и внутренние.

1. Внешние факторы

К внешним факторам относятся:

  1. конъюнктура товарного рынка;
  2. конъюнктура фондового рынка;
  3. система налогообложения предприятий;
  4. сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей продукции;
  5. система осуществления расчетных операций хозяйствующих субъектов;
  6. доступность финансового кредита;
  7. возможность привлечения средств безвозмездного целевого финансирования.

1. Изменение конъюнктуры товарного рынка определяет изменение главного компонента положительного денежного потока предприятия — объема поступления денежных средств от реализации продукции. Повышение конъюнктуры товарного рынка, в сегменте которого предприятие осуществляет свою операционную деятельность, приводит к росту объема положительного денежного потока по этому виду хозяйственной деятельности. И наоборот: спад конъюнктуры вызывает так называемый спазм ликвидности, характеризующий вызванную этим спадом временную нехватку денежных средств при скоплении на предприятии значительных запасов готовой продукции, которая не может быть реализована.

2. Характер конъюнктуры фондового рынка влияет прежде всего на возможности формирования денежных потоков за счет эмиссии акций и облигаций предприятия. Кроме того, конъюнктура фондового рынка определяет возможность эффективного использования временно свободного остатка денежных средств, вызванного несостыкованностью объемов положительного и отрицательного денежных потоков предприятия во времени. Наконец, конъюнктура фондового рынка влияет на формирование объемов денежных потоков, генерируемых портфелем ценных бумаг предприятия, в форме получаемых процентов и дивидендов.

3. Налоговые платежи составляют значительную часть объема отрицательного денежного потока предприятия, а установленный график их осуществления определяет характер этого потока во времени. Поэтому любые изменения в системе налогообложения — появление новых видов налогов, изменение ставок налогообложения, отмена или предоставление налоговых льгот, изменение графика внесения налоговых платежей и т.п. — определяют изменения в объеме и характере отрицательного денежного потока предприятия.

4. Сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей продукции определяет сложившийся порядок приобретения продукции — на условиях ее предоплаты; на условиях наличного платежа («платежа против документов»); на условиях отсрочки платежа (предоставления коммерческого кредита). Влияние этого фактора проявляется в формировании как положительного (при реализации продукции), так и отрицательного (при закупке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и т.п.) денежного потока предприятия во времени.

5. Система осуществления расчетных операций хозяйствующих субъектов влияет на формирование денежных потоков во времени: если расчет наличными деньгами ускоряет осуществление этих потоков, то расчеты чеками, аккредитивами и другими платежными документами эти потоки соответственно замедляют.

6. Доступность финансового кредита во многом определяется сложившейся конъюнктурой кредитного рынка (поэтому этот фактор рассматривается как внешний, не учитывающий уровень кредитоспособности конкретных предприятий). В зависимости от конъюнктуры этого рынка растет или снижается объем предложения «коротких» или «длинных», «дорогих» или «дешевых» денег, а следовательно, и возможность формирования денежных потоков предприятия за счет этого источника (как положительных — при получении финансового кредита, так и отрицательных — при его обслуживании и амортизации суммы основного долга).

7. Возможностью привлечения средств безвозмездного целевого финансирования обладают в основном государственные предприятия различного уровня подчинения. Влияние этого фактора проявляется в том, что, формируя определенный дополнительный объем положительного денежного потока, он не вызывает соответствующего объема формирования отрицательного денежного потока. Это создает положительные предпосылки к росту суммы чистого денежного потока предприятия.

2. Внутренние факторы

К внутренним факторам относятся:

  1. жизненный цикл предприятия;
  2. продолжительность операционного цикла;
  3. сезонность производства и реализации продукции;
  4. неотложность инвестиционных программ;
  5. амортизационная политика предприятия;
  6. коэффициент операционного левериджа;
  7. финансовый менталитет владельцев и менеджеров предприятия.

1. На разных стадиях жизненного цикла предприятия формируются не только разные объемы денежных потоков, но и их виды (по структуре источников формирования положительного денежного потока и направлений использования отрицательного денежного потока). Характер развития предприятия по стадиям жизненного цикла играет большую роль в прогнозировании объемов и видов его денежных потоков.

2. Влияние продолжительности операционного цикла заключается в том, что, чем короче цикл, тем больше оборотов совершают денежные средства, инвестированные в оборотные активы, и тем больше объем и выше интенсивность как положительного, так и отрицательного денежных потоков предприятия. Увеличение объемов денежных потоков при ускорении операционного цикла не только не приводит к росту потребности в денежных средствах, инвестированных в оборотные активы, но даже снижает размер этой потребности.

3. По источникам возникновения (сезонные условия производства, сезонные особенности спроса) сезонность производства и реализации продукции можно было бы отнести к числу внешних, однако технологический прогресс позволяет предприятию оказывать непосредственное воздействие на интенсивность его проявления. Этот фактор оказывает существенное влияние на формирование денежных потоков предприятия во времени, определяя ликвидность этих потоков в разрезе отдельных временных интервалов. Кроме того, этот фактор необходимо учитывать в процессе управления эффективностью использования временно свободных остатков денежных средств, вызванных отрицательной корреляцией положительного и отрицательного денежных потоков во времени.

4. Неотложность инвестиционных программ формирует потребность в объеме отрицательного денежного потока, одновременно увеличивая необходимость формирования положительного денежного потока. Этот фактор оказывает существенное влияние не только на объемы денежных потоков предприятия, но и на характер их протекания во времени.

5. Амортизационная политика предприятия в отношении основных средств, а также сроки амортизации нематериальных активов создают разную интенсивность амортизационных потоков, которые денежными средствами непосредственно не обслуживаются. Это порождает иллюзию того, что амортизационные потоки к денежным потокам отношения не имеют. Вместе с тем амортизационные потоки, их объем и интенсивность, будучи самостоятельным элементом формирования цены продукции, оказывают существенное влияние на объем положительного денежного потока предприятия в составе основного его компонента — поступлении денежных средств от реализации продукции. Влияние амортизационной политики предприятия проявляется в особенностях формирования его чистого денежного потока. При осуществлении ускоренной амортизации активов в составе чистого денежного потока возрастает доля амортизационных отчислений и соответственно снижается (но не в прямой пропорции из-за действия «налогового щита») доля чистой прибыли предприятия.

6. Коэффициент операционного левериджа оказывает существенное воздействие на пропорции темпов изменения объема чистого денежного потока и объема реализации продукции. Механизм этого воздействия на формирование чистой прибыли предприятия (основной составляющей общей суммы чистого денежного потока) был рассмотрен ранее.

7. Финансовый менталитет владельцев и менеджеров предприятия, выбор консервативных, умеренных или агрессивных принципов финансирования активов и осуществления других финансовых операций определяет структуру видов денежных потоков предприятия (объемов привлечения денежных средств из различных источников, направлений возвратных денежных потоков), объемы страховых запасов отдельных видов активов (и денежные потоки, связанные с их формированием), уровень доходности финансовых инвестиций (и объем денежного потока по полученным процентам и дивидендам).

Об авторе:

    Вячecлaв Никoлaeвич Яceнeв, кандидат экономических наук, профессор, декан финансового факультета HHГУ им. Н.И. Лобaчeвcкого.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
МСФО. Вопросы применения. Практическое руководство в 2 частяхМСФО. Вопросы применения. Практическое руководство в 2 частях
Родео на Wall Street. Как трейдеры-ковбои устроили крупнейший в истории крах хедж-фондовРодео на Wall Street. Как трейдеры-ковбои устроили крупнейший в истории крах хедж-фондов
Цифровое Золото. Невероятная история Биткойна или о том, как идеалисты и бизнесмены изобретают деньги зановоЦифровое Золото. Невероятная история Биткойна или о том, как идеалисты и бизнесмены изобретают деньги заново



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)