Стратегия финансирования оборотных средств

Раздел: Управление финансами
Автор(ы): Aнтoнинa Гавpилoва, кандидат экономических наук
Источник: "Элитариум"
размещено: 03.02.2015
обращений: 13390

Нарастание деловой активности предприятия сопровождается ростом текущих активов и, по возможности, чистого оборотного капитала, который пополняется за счет прибыли при условии достаточного уровня рентабельности продаж. Выбор способа финансирования оборотных средств включает в себя выбор между риском (вероятностью неплатежеспособности предприятия) и прибыльностью.
Стратегия финансирования оборотных средств
Иллюстрация: Shutterstock
Изменения в чистом оборотном капитале происходят в процессе текущей деятельности. Нарастание деловой активности предприятия сопровождается ростом текущих активов и, по возможности, чистого оборотного капитала, который пополняется за счет прибыли при условии достаточного уровня рентабельности продаж. Наличие чистого оборотного капитала как превышения текущих активов над текущими пассивами означает определенную финансовую устойчивость предприятия, его способность своевременно рассчитываться по своим обязательствам, достигаемую за счет некоторого снижения общей прибыльности инвестированного капитала:
  • чем меньше доля ликвидных активов в общей сумме активов, тем больше прибыль предприятия от всех вложений;
  • прибыльность предприятия связана с различиями в издержках при разных методах финансирования. Если затраты на краткосрочное финансирование меньше, чем на долгосрочное, то чем больше доля краткосрочных обязательств (текущих пассивов) в общей сумме источников, тем выше прибыльность предприятия.

Таким образом выбор способа финансирования оборотных средств включает в себя выбор между риском (вероятностью неплатежеспособности предприятия) и прибыльностью.

Способы финансирования оборотных средств

Краткосрочное финансирование можно классифицировать и зависимости от того, спонтанно оно или нет. Счета к оплате и счета начислений классифицируются как спонтанные, так каких объем представляет собой функцию от масштаба деятельности предприятия. По мере расширения деятельности увеличиваются указанные виды текущих пассивов и за счет этого частично финансируются текущие активы.

Счета к оплате (коммерческий кредит) основной источник краткосрочных средств для большой части предприятий. Условия коммерческого кредита различаются. Кредит может предоставляться без скидки (продавец определяет только срок платежа) и со скидкой за досрочную оплату. Если предприятие автоматически оплачивает счета поставщиков в определенные сроки, то коммерческий кредит становится «встроенным» источником финансирования, интенсивность использования которого изменяется вместе с производственным циклом. По мере расширения производства, а соответственно, и объема закупок увеличивается объем кредиторской задолженности, что обеспечивает часть средств, необходимых для финансирования роста производства. По мере сокращения производства сумма задолженности также уменьшается.

При применении других источников краткосрочного финансирования имеется временной лаг между возникновением потребности в кредите и его получением. Коммерческий кредит — наиболее гибкая форма финансирования. Предприятию не приходится выписывать вексель или предоставлять обеспечение, или приспосабливаться к точной схеме процесса платежа по векселю. Поставщик относится к сбоям в выплатах менее категорично, чем банкир или иной кредитор.

Преимущества использования коммерческого кредита должны быть сопоставлены с издержками — потерей выгоды от неиспользованной скидки. Но даже если эти издержки очень высоки и потому предприятия используют другие источники краткосрочного кредитования с тем, чтобы максимизировать преимущества, связанные со скидкой, то необходимо, чтобы экономия на издержках других форм краткосрочного финансирования перекрывала потерю гибкости и удобств коммерческого кредита.

Счета начислений — это еще не выплаченная задолженность, начисленная по заработной плате, отчислениям на социальное страхование, налогам, процентам и дивидендам. Счета начислений представляют собой источник спонтанного финансирования даже в большей степени, чем счета кредиторов. Наиболее распространенные счета начислений — это счета заработной платы и налогов. Расходы по этим счетам начисляются, но сразу не оплачиваются. Обычно определяется дата, когда должна быть произведена оплата. Суммы по счетам начислений, как и счетам кредиторов, имеют тенденцию к увеличению с расширением масштабов деятельности. По мере увеличения объема продаж затраты груда тоже растут, вместе с ними увеличивается сумма начисленной заработной платы и налогов на прибыль, имущество и др.

Таким образом, начисления представляют собой бесплатное (беспроцентное) финансирование. Возможна отсрочка уплаты налогов, если предприятие находится в тяжелом финансовом положении, но тогда оно должно уплатить штраф. Возможна отсрочка и выплаты зарплаты, однако эта мера является крайней.

После того, как спонтанное финансирование исчерпано, выявляется остаточная потребность в финансировании оборотных средств, способ удовлетворения которой зависит от того, какой характер носит финансируемая часть оборотных средств — постоянный или переменный.

Величина оборотных средств обусловлена не только потребностями производственного процесса и принятой политикой управления запасами, дебиторской задолженностью и денежными средствами, но и сезонными и/или циклическими колебаниями.

Например, пик расходов строительных фирм приходится на весну и лето, торговых — на новогодние праздники. Поставщики строительных фирм и ремонтные предприятия ориентируются на колебания в уровне спроса своих клиентов, следуя установившемуся циклу. Аналогично, все предприятия пополняют свои активы в период экономического подъема и, напротив, продают запасы и сводят дебиторскую задолженность к минимуму в период спада.

Способ, которым предприятие финансирует постоянную и переменную части оборотных средств, определяется в рамках стратегии финансирования оборотных средств.

Виды стратегий финансирования оборотных средств

Если предприятие применяет хеджированный подход к финансированию, то каждая категория активов должна компенсировать обязательства какого-нибудь вида при условии, что они имеют примерно равный срок погашения. То есть следует добиваться совпадения сроков существования активов и источников их финансирования. В этом состоит умеренная (или компромиссная) стратегия финансирования оборотных активов. Ее целью является обеспечение расчетов по обязательствам предприятия при наступлении сроков платежа по ним.

Суть умеренной стратегии состоит в том, что постоянные активы (основные средства и постоянная часть оборотных средств)должны финансироваться при помощи постоянного капитала, который включает собственный капитал, долгосрочный заемный капитал и спонтанную кредиторскую задолженность:

  • Постоянные активы = Основные средства + Постоянная часть оборотных средств;
  • Постоянный капитал = Собственный капитал + Долгосрочные пассивы + Спонтанная кредиторская задолженность;
  • Основные средства + Постоянная часть оборотных средств = Собственный капитал + Долгосрочные пассивы + Спонтанная кредиторская задолженность.

Следует подчеркнуть, что постоянная часть оборотных средств в той или иной мере финансируется постоянными составляющими краткосрочной кредиторской задолженности — счетами к оплате и счетами начислений.

Переменная часть оборотных средств должна финансироваться за счет краткосрочных кредитов и займов.

Относительно агрессивная стратегия предполагает, что часть своих постоянных оборотных активов предприятие финансирует за счет краткосрочного кредита. В результате оно должно рефинансировать свои потребности в капитале по истечении срока кредита, а в этом есть элемент риска.

Существуют разные степени агрессии. При высокоагрессивной стратегии постоянный капитал обеспечивает финансирование только основных средств. Иногда ее называют идеальной, так как считают, что оборотные активы служат обеспечением краткосрочной кредиторской задолженности. Оборотные активы здесь по величине совпадают с краткосрочными пассивами, дорогой долгосрочный капитал используется только на покрытие основных средств. Цель этой стратегии — относительно высокая прибыль, так как затраты на поддержание активов минимальны за счет преобладания дешевых источников краткосрочного финансирования. Однако высок и риск: невозобновление кредита может повлечь приостановку деятельности или невозможность увеличить производство при росте спроса на продукцию в пиковом периоде.

Таким образом, чем больше доля финансируемых за счет краткосрочных кредитов постоянных активов, тем более агрессивна финансовая стратегия.

Альтернативой агрессивной финансовой стратегии служит консервативная стратегия. Здесь не только постоянные активы, но и некоторая часть переменных оборотных средств финансируется на долгосрочной основе. В данной ситуации предприятие использует незначительный объем краткосрочного кредита только в моменты, когда потребность в средствах достигает пика. В период затишья резервные средства сохраняются в виде высоколиквидных ценных бумаг, которые при возникновении финансовых потребностей, превышающих обычный уровень, будут обращены в денежные средства. Снижение возможной величины прибыли является ценой за отсутствие риска неликвидности, следовательно, за высокую финансовую устойчивость предприятия.

* * *

Таким образом, выбор стратегии финансирования оборотных средств определяет наличие и объем потребности в краткосрочном финансировании. Ее можно рассчитать как разность между объемом долгосрочного финансирования и кумулятивной потребностью в капитале, которой называются нарастающие со временем инвестиции в здания, оборудование, запасы и другие активы. Когда объем долгосрочных финансовых ресурсов, получаемых предприятием, превышает его кумулятивную потребность в капитале, тогда у предприятия возникает избыток денежных средств, который можно использовать для краткосрочного инвестирования.

Следовательно, при данной потребности в капитале объем долгосрочного финансирования, привлеченного предприятием, определяет, кем является предприятие в краткосрочном периоде — заемщиком или кредитором.

Предприятиям с постоянным избытком денежных средств следует погашать долгосрочные обязательства, чтобы снизить объем долгосрочного финансирования до уровня кумулятивной потребности в капитале или ниже. По поводу других стратегий финансирования: каждой из них свойствен тот или иной значимый вид риска. Выбор стратегии имеет важное значение с позиции перспективного финансового планирования и в контексте стратегической цели максимизации инвестиционной привлекательности предприятия (его рыночной стоимости), которая подразумевает оптимальное сочетание риска и прибыльности.

В целом же требование максимизации рыночной стоимости предприятия как критерия эффективности финансового менеджмента обусловливает включение политики управления оборотным капиталом в общую финансовую стратегию предприятия: любые решения в области управления оборотным капиталом, способствующие повышению рыночной стоимости предприятия, следует признать целесообразными.

Об авторе:

    Aнтoнинa Никoлaeвна Гавpилoва, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита экономического факультета Вopoнежского государственного университета.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
МСФО. Вопросы применения. Практическое руководство в 2 частяхМСФО. Вопросы применения. Практическое руководство в 2 частях
Цифровое Золото. Невероятная история Биткойна или о том, как идеалисты и бизнесмены изобретают деньги зановоЦифровое Золото. Невероятная история Биткойна или о том, как идеалисты и бизнесмены изобретают деньги заново
Искусство просить деньгиИскусство просить деньги



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)