Иностранные директора лучше Считают в американских компаниях
Кэрол Хаймовитц, The Wall Street Journal
Перевод - Мария Подцероб, "Ведомости"
Все больше американских компаний нанимает руководителей иностранного происхождения. Недавно Coca-Cola назначила гендиректором ирландца Невилла Изделла, а McDonald's — австралийца Чарльза Белла. Инвесторы и работники компаний спокойно отнеслись к назначению на руководящие посты выходцев из других стран. Ведь это отвечает последним тенденциям развития американского бизнеса.
Компанию Kellogg's возглавляет выходец с Кубы Карлос Гутьеррес. Гендиректором известного производителя алюминия Alcoa является Ален Белда, который родился в Марокко, получил бразильское гражданство и в течение долгого времени работал в бразильском отделении компании. В Altria Group должность гендиректора занимает Луис Камиллери — он родился в английской семье и провел детство в Египте.
Главная причина лояльного отношения к руководителям-иностранцам заключается в том, что крупные американские компании транснациональны по своей сути и иностранные менеджеры, возглавляющие зарубежные филиалы, со временем перебираются в штаб-квартиры своих работодателей. То есть переехать в США — это часть их карьеры. Например, гендиректор Kellogg's Гутьеррес считает, что ему очень помогло продвинуться по карьерной лестнице то, что он начинал с работы в региональном отделении. “У работников заграничных подразделений гораздо больше шансов познакомиться с руководством предприятия, чем у менеджеров, работающих в штаб-квартире”, — уверяет Гутьеррес и поясняет, что топ-менеджеры часто посещают зарубежные филиалы фирмы. Во время этих визитов сотрудник может наладить с ними очень хорошие отношения. В конце 70-х гг. он работал в отделении Kellogg's в Мехико. Из мексиканского подразделения Гутьерреса перевели в штаб-квартиру компании. Потом он возглавил канадский филиал Kellogg's, а за ним — азиатско-тихоокеанский. Четыре года назад Гутьерреса выбрали председателем и гендиректором Kellogg's. Он собрал интернациональную команду топ-менеджеров, которая сегодня управляет компанией. В руководство помимо американцев входят два австралийца, один итальянец и один индонезиец. “Когда в компании есть иностранцы, то легче вести бизнес не только за пределами США, но и в самой Америке. Ведь это самая многонациональная страна в мире”, — говорит Гутьеррес.
Однако в других странах дело обстоит иначе. Большинство европейских, а также азиатских компаний все еще предпочитают выдвигать на руководящие посты выходцев из собственной страны. Этому тоже есть свое объяснение. Американские менеджеры обходятся дороже. Согласно исследованию, проведенному консалтинговой фирмой Towers Perrin, в прошлом году средний годовой оклад американских гендиректоров равнялся $2,2 млн. В то же время германские гендиректора за прошлый год заработали в среднем $954 726, британские — $830 223, бразильские — $545 024 и японские — $456 937.
И все же в последние годы европейские компании иногда стали искать гендиректоров за рубежом. Поиск ведется в основном в пределах Европы, что, по мнению специалистов, тесно связано с интеграцией в Европейском союзе. Например, во главе германской Lufthansa стоит австриец Вольфганг Майрубер, гендиректором французской L'Oreal является урожденный британец Оуэн-Джонс, а Deutsche Bank возглавляет швейцарец по происхождению Йозеф Аккерман.
У каждой компании, так же как и у каждой страны, своя культура. Одни корпорации благоволят иностранцам, другие — нет. Однако есть общие черты, характерные для большинства европейских и азиатских предприятий: они не пускают американцев в руководство. “Европейские и азиатские компании боятся, как бы им не навязали американскую культуру. Кроме того, они хотят сделать доброе дело для соотечественников и поэтому назначают гендиректорами менеджеров своей национальности”, — утверждает партнер консалтинговой компании Нayes Brunswick Роджер Брансуик. Более того, гендиректора-земляка могут уволить, если сотрудники сочтут его манеры и образ жизни слишком американизированными. Так, например, потерял свой пост бывший шеф германского медиахолдинга Bertelsmann Томас Мидделхофф. Все свое время он проводил в нью-йоркском офисе, а в штаб-квартире компании в немецком городе Гутерсло появлялся очень редко. Увлекавшийся американскими технологиями и поп-музыкой Мидделхофф считал себя “американцем с немецким паспортом”. Это пришлись Bertelsmann не по вкусу. В 2002 г. Мидделхофф был уволен и заменен Гюнтером Тьеленом, который проводит большую часть своего времени в Германии.
Відверто, мені імпонує патріотизм європейців. Якщо ж розглядати нашу рідну дійсність, то тут іноземцям надзвичайно важко буде "піднімати", нехай дарують, цілину для них, оскільки і ментально ми відрізняємось, йдеться не тільки про специфіку українського характеру, а й про відбиток "совкової корпоративної" культури, і власників, і персоналу. Та й прослідкувати якусь логіку у законотворчій царині малоймовірно... Проте, намагаючись бути прагматичною, скажу, що, можливо, й варто експерементувати. Заплутавшись у рідних хитросплетіннях, нам самим важко оцінити ситуацію "З боку". Момент очолювання, на жаль в українців, ніколи не був органічним явищем. До речі, Євген Маланюк, історіософ і поет, в "Нарисах з історіїї нашої культури" назвав наш національний організм "бестією без голови"...
Re: Иностранные директора лучше
Автор: Fedir
Дата: 2006-01-02 21:42:22
ПОгоджусь. Іноземним топам досить важко принести очикуваний результат. В нас є певний менталітет, який не можуть зрозуміти повністю іноземці. Моя компанія потерпає вже певний час від того, що іноземний директор приділяє більше часу на причитання і обурення щодо нашої системи, ніж якимось діям задля подолання перешкод. Але я токож знаю приклади менеджерів з ЄС, які дуже чудово пристосувались і мабуть вже ніколи не поїдуть звідси... (вони мабуть словяни в душі)
Fedir, мабуть мені знайома ситуація схожа на Вашу.
Дійсно, певні люди очікували стрімкого нарощування загальної компетенції, а отримали купу "незрозумілих проблем дикого краю" - разом з експатом, що був вихований в системній компанії, в країні з розвиненою економікою та діловим середовищем, де державні органи не заважають бізнесу, де бізнес вже багато років не кидає один одного (тобто робить це красиво та "етично"), тощо.
Я працюю в сфері людських ресурсів, спілкуюся багато з представниками інших компаній, і дуже часто чую про приклади того, як західний або не дуже топ має наміри "закидати капелюхами" весь ринок та прогнути постачальників, державні органи та кандидатів (або персонал) лише використовуючи стару пам'ять про те, що сам цей топ працював нещодавно в великому бізнесі, перед яким дійсно всі прогинались (в ТІЙ ситуації).
Тому відповідь на питання "Иностранные директора лучше?" така:
- иностранный директор лучше, если у него при квалификации, более высокой, чем на рынке, хватает гибкости (адаптивности), чтобы применить свою компетентность в новых, совсем других условиях.
Але, на практиці, з віком та ростом професійної кваліфікації людина втрачає гнучкість (а якщо ця характеристика була невиразною, то в умовах ворожої ситуації адаптивність буде наближатися до нуля - людина буде застосовувати тільки впрацьовані навички).
Тому, якщо ви дійсно переконані, що ТАКУ людину ви не знайдете на ринку України, а за кордоном іх повно, і у вас є відповідні гроші - то будь ласка, не полінуйтесь витратити час та гроші на перевірку здатності ваших кандидатів адаптуватися, тому що знехтувавши цим параметром, ви лише через рік (або навіть більше - залежить від виду бізнесу) можете побачити, а що НАСПРАВДІ витворяє ваш дорогий (expensive) варяг.