Типы команд в деятельности

Раздел: Управление персоналом
Автор(ы): Владимир Верхоглазенко
Источник: Журнал "Бизнес-Академия" (№№7,8. - 2003 г.)
размещено: 09.06.2004
обращений: 37091

Большинство действующих сегодня средних и крупных компаний находятся на том витке своего развития, когда дальнейший рост всех ключевых экономических показателей фирмы в целом представляется сомнительным без сплочения коллектива компании. Становится очевидным, что командосплочение — важнейшее условие эффективности работы любой организации, предприятия, компании, фирмы и т.п.. Однако, несмотря на крайнюю актуальность командного фактора, существующие разработки по командообразованию (включая многообразные тренинги) имеют, на наш взгляд, существенный недостаток: отсутствие «перевязки» теории и практики.

Кризис существующих подходов к командообразованию

Академический подход в теоретическом залоге дает лишь определения и основные черты «ставшей» команды, т.е. команды на достаточно высоком уровне развития, не указывая строгие пути прихода к этому уровню. Таким образом, «технология» повышения уровня командосплочения остается скрытой, предоставляя «свободу» для фантазий и действий лиц, желающих обеспечить командосплочение в реальной деятельностной группе. Тренинги, проводимые в этом подходе, можно условно назвать «лозунговые». Участники такого тренинга в итоге узнают «какой должна быть настоящая команда и как это здорово!». Такой тренинг — целостен, но не конкретен.

С другой стороны, существует много фрагментарных практических находок и обнаружений по организации перехода команды на более высокий уровень сплочения (см. например, [11]). Но, несмотря на присутствие локальных «проходов» в командосплочении, эти конкретные приемы сохраняют, как минимум, два недостатка. Во-первых, они работают не во всех ситуациях. Они эффективны, в основном, лишь в ситуациях, близких по типу к тем, в которых и были по наитию обнаружены эти приемы и совершенно «бессильны» в других по типу ситуациях. Во-вторых, данные приемы не систематизированы в единой логики командосплочения от начального уровня до высшего. Другими словами, совершенно закономерный вопрос: «какой прием применить для поднятия уровня командности с такого-то на такой-то?» ставит специалистов данного подхода в тупик. Они, конечно, могут ответить, что «это не имеет значения, наши приемы полезны для любой команды на любом уровне, не повредят!». Такой ответ вряд ли можно считать неудовлетворительным. Данный тип тренинга можно условно назвать «слепым», так как тренер не видит, из какого состояния и в какое он переводит объект (здесь, команда), при применении того или иного приема. Такой тренинг — конкретен, но частичен.

Устранение недостатков «лозунгового» и «слепого» тренингов возможно только при наличии конкретизированной теории командообразования, учитывающей и систематизирующий реальную практику управления процессом командосплочения. Для решения этой задачи необходимо «оттолкнувшись» от практических наблюдений, конкретизировать теорию до ее «стыковки» с практикой.

В нашей статье мы далеки от того, чтобы осуществить всю эту работу. Мы хотим сделать только первый шаг конкретизации теории команды. Известно, что такая конкретизация возможно только через построения системных типологий. Поэтому мы введем уровневую типологию команд, генезис группообразования, типовые роли в команде и типичные ситуации для анализа командного состояния. Но начнем мы с регистрации тех командных проблем, которые встречаются в практической деятельности.

Командные проблемы в деятельности

Приведенный ниже список проблем был получен за счет сбора и обобщения тех затруднений, которые наиболее часто встречаются в практике. Этим мы как бы очертили «проблемное поле» команды, с которым нам предстоит разбираться.

Список типичных командных проблем1:

  1. Ощутимые различия в понимании стратегических целей, идеалов и ценностей коллективной деятельности;
  2. Отсутствие навыков и/или значимости заимствования позиции (роли) другого;
  3. Несовместимость личностно-профессиональных точек зрения и/или нежелание согласования понятий существенных для реальной практики;
  4. Недостаточная скоординированность во взаимодействии сотрудников по решению общих практических задач;
  5. Неограниченное господство и произвол лидера;
  6. Отсутствие творчества при решении проблем;
  7. Неудовлетворенность персонала своим командным статусом, степенью самореализации, оценкой коллегами своего вклада в общее дело и своей перспективой в командном существовании;
  8. Чрезмерно неформальная, расслабленная «атмосфера» в группе или высокая степень конфликтности в группе;
  9. Отсутствие эффективной системы сотрудничества и определенности роли каждого из сотрудников в общей целостности командной структуры;
  10. Личностные психологические барьеры (стереотипы, установки, доминанты и др.), препятствующие возникновению или развитию неформальных отношений внутри команды и гармонии межличностных отношений между ее членами;
  11. Неэффективное использование групповых ресурсов;
  12. Неудовлетворенность материальным стимулированием сотрудников компании;
  13. Несовершенство организационно-управленческих форм команды;
  14. Недооценка значимости командного бытия и игнорирование командообразовательных процессов в совместной деятельности.

Определение команды

Проанализировав многие, данные в литературе [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10], определения сплоченной группы (коллектива, команды и т.п.), мы получили, отбросив малосущественное, следующие характеристики сплоченной команды в деятельности:

  • объединенная группа людей;
  • согласованность общих целей;
  • группа действует в рамках деятельности;
  • согласованность взаимоприемлемых способов взаимодействия;
  • согласованность миссии (ценностей и идеалов) совместной деятельности;
  • устойчивая система взаимоприемлемых межличностных отношений;
  • внутригрупповая со-организация и самоорганизация;
  • эффективная самореализация участников в рамках групповых задач;
  • эффективность совместного решения задач и проблем деятельности;
  • распределенная и согласованная ответственность;
  • готовность участников к самоконтролю, самокоррекции и саморазвитию;
  • высокая степень готовности группы к нестандартным проблемным ситуациям;
  • высокая степень взаимовыручки и взаимоподдержки;
  • открытость всех членов группы к согласовательным процессам;
  • высокое качество коммуникативных процессов в группе.

Поскольку введение всех указанных характеристик в одно определение команды сделало бы такое определение трудно воспринимаемым, мы сформировали лаконичное определение, «ухватывающее» ядро сплоченной команды. При этом все вышеперечисленные характеристики как бы «уходят в тень», но сохраняют свою значимость.

    КОМАНДА в деятельности — объединение людей, включенных в совместную деятельность, сплочение которых предопределено согласованностью способов взаимодействия, адекватных целям, ценностям и идеалам деятельности.

Типы команд2

Предлагаемая нами типология построена в диалектической логике. В основании типологии команд лежит категориальная пара «естественное-искусственное» (см. вставку 1).

  1. «ТУСОВКА» (Естественное образование: «потребность=>интерес»)
  2. «КРУЖОК» (Естественно-искусственное образование: «интерес=>дело»)
  3. «Отряд» (Искусственное с игнорированием естественного: «дело». Переход «естественного» в свою противоположность — «первое отрицание»)
  4. «КООПЕРАЦИЯ» (Искусственное с учетом естественного: «дело=>интерес»)
  5. «КОМАНДА» (Искусственное как естественное: тождество дела и интереса (дело=интерес). Синтез «естественного» и «искусственного» — «второе отрицание»)

Вставка 1. Критериальная пара «Естественное» и «Искусственное» [1]

«Естественное» — бытие вне организующих рамок социокультурного и деятельностного типа.

«Естественно-искусственное» — результат внесения в «естественное» деформаций, предопределённых замыслом, введёнными требованиями, при сохранении ведущей роли «естественного». Следы «оискусствления» могут быть вытеснены, нейтрализованы для бытия естественного.

«Искусственно-естественное» — результат трансформации первичного бытия нечто («естественного» или «естественно-искусственного»), в котором выделяются свойства, предопределённые «оискусствляющими» факторами: социальными, социокультурными, культурными и деятельностными нормами и нормозначимыми организованностями. Исходные, «естественные» свойства уходят в тень, в подчинённое положение к «искусственному».

«Искусственное» — содержание предписывающей мысли или организованность, использование которой состоит в том, чтобы быть источником предписывающих утверждений (средства нормирования).

Краткое описание типов команд

«ТУСОВКА»

    Главная характеристика. Взаимодействие людей основано на общности потребностей, мотивов, интересов и т.п. Динамика потребностных состояний, присущая каждому человеку, делает такое объединение людей временным, нестабильным: люди взаимодействуют до тех пор, пока интересы совпадают и расходятся при расхождении интересов. Если деятельность постоянна и нет возможности просто «уйти», то в рамках данного типа объединения возникают и меняются микрогруппообразования по симпатиям.
Хотя, таким образом, «тусовка» возможна и в жестко нормированной деятельности, далее мы рассмотрим более чистый вариант «тусовки», связанный с «размытостью» деятельностных норм, проявляющийся, как правило, на стадии становления новой деятельности.

Основные черты:3

  • неопределенность целей совместной работы;
  • отсутствие явного лидера;
  • отсутствие согласованных норм и способов взаимодействия;
  • тип отношений: неформальный.
  • преобладание в отношениях принципа «симпатии-антипатии»;
  • «текучесть» членов «тусовки»;
  • неустойчивость, случайность отношений;
  • наличие неопределенной общей потребности;
  • нежесткие границы между «внешним» и «внутренним»;
  • высокая вероятность распада «тусовки»;
  • высокая степень негарантированности достижения совместного результата.

Проблемы, присущие данному типу команды: все перечисленные, кроме 5 и, частично, 6 (см. выше: «список типичных командных проблем»).

«КРУЖОК»

    Главная характеристика. Взаимодействие людей основано на общности интересов, соотнесенных с деятельностными целями и нормами. Однако, в данном объединении людей деятельностные нормы не устойчивы и не имеют жесткого требовательного начала. Большинство норм лишь принимаются во внимание (учитываются), но не в ущерб имеющимся интересам. Поскольку общие интересы являются ведущими, нормы легко пересматриваются и переопределяются, что создает повышенную нормативную динамику. Последняя обслуживается большим объемом согласовательных процедур.

Основные черты:

  • наличие харизматического, неформального лидера;
  • наличие общей цели;
  • наличие частных потребностей у членов «кружка», которые «отражаются» в общей цели;
  • высокая степень заинтересованности членов «кружка» в совместном действии по достижению общей цели, при
  • отсутствии четких норм процесса достижения;
  • основной тип отношений: неформальный;
  • большой объем согласовательных процедур;
  • наличие согласованных норм и способов взаимодействия не принципиального типа, которые постоянно
  • подвергаются пересмотру (нормативная нестабильность);
  • преобладание в отношениях принципа «симпатии-антипатии»;
  • относительная устойчивость состава членов «кружка»;
  • наличие устойчивых отношений между членами «кружка», которые, однако, не лишены потенциала изменяемости
  • преобладание эмоционально-благоприятных моментов над «рабочими» («хорошие отношения важнее дела!»);
  • наличие совместной рефлексии и потенциала самоорганизации;
  • наличие вероятности достижения совместного результата.

Проблемы, присущие данному типу команды: все перечисленные, кроме 3, 6, 7, 10 и 12.

«ОТРЯД»

    Главная характеристика. Основная особенность команды данного типа — жесткая и беспрекословная дисциплина. Интересы дела ставятся превыше личных отношений, поэтому между людьми преобладают межфункциональные связи. «Армейская» дисциплина выступает препятствием для творческого подхода и порождает «душевный дискомфорт» у людей, не склонных к чисто формальным отношениям. Отсутствие межличностной сплоченности между членами группы особенно деструктивно в проблемных ситуациях, не имеющих стереотипного решения.

Основные черты:

  • наличие сильного формального лидера, склонного к авторитарному стилю управления;
  • сильные позиции лидера (обладает всей полнотой принятия решения);
  • жесткая дисциплина: беспрекословное подчинение лидеру всех членов (основание для подчинения — страх лишиться места в группе и материальных благ)
  • осуществление контроля лидером
  • наличие общей цели;
  • наличие четких норм процесса достижения цели совместной деятельности, спускаемых сверху и лишь частично согласованных;
  • тип отношений: формальный (наличие жесткой иерархии отношений и определенность норм для каждого члена «отряда»);
  • наличие частных потребностей, которые могут быть удовлетворены при достижении общей цели;
  • высокая степень заинтересованности членов «отряда» в материальных благах, которые они могут получить при достижении общей цели
  • малый объем согласовательных процедур;
  • преобладание деловых (межфункциональных) отношений над межличностными (дело-центричность);
  • устойчивость состава членов «комбината»;
  • преобладание «рабочих» моментов с вытеснением эмоционально-благоприятных над («дело прежде всего!»);
  • наличие потенциала самоорганизации;
  • наличие вероятности достижения совместного результата;
  • жесткие границы между «внешним» миром и «внутренним»;
  • социально-центричность (групповые (общие) ценности ставятся выше индивидуальных).

Проблемы, присущие данному типу команды: 2, 3, 5, 6, 7, 9, 10, 13 и 14.

«КООПЕРАЦИЯ»

    Главная характеристика. Объединение людей основано на неформальной заинтересованности каждого в интересах дела. Индивидуально-личностные интересы реализуются в такой команде за счет устойчивых микрогрупповых объединений, между которыми могут возникать противостояния. В целом, все участники команды данного типа достаточно адекватно самоопределены к труду и способны осуществлять согласования между собой без участия лидера на основе утвержденных общих целях.

Основные черты:

  • наличие лидера, признанного коллективом;
  • наличие общей цели и четких норм процесса достижения цели совместной деятельности, понятых и принятых членами «кооперации»;
  • высокий уровень самоопределенности к работе членов «кооперации» и индивидуальной ответственности;
  • высокий уровень профессионализма членов «кооперации»;
  • четкая определенность функционала каждого члена «кооперации» и наличие свободы в рамках «функции»;
  • тип отношений: деловой, но с учетом особенностей членов «кооперации»;
  • наличие согласованных критериев рефлексивного анализа совместной деятельности;
  • высокая устойчивость состава «кооперации»;
  • наличие микрогрупп и отлаженность взаимодействия между микрогруппами;
  • отлаженность механизма согласования;
  • высокий уровень рефлексивной самоорганизации коллектива;
  • эффективность в решении задач, но трудности при столкновении с проблемами в совместной деятельности;
  • наличие самоконтроля и самокоррекции у членов «кооперации».

Проблемы, присущие данному типу команды: 9, 10, 13 и 14.

«КОМАНДА»

    Главная характеристика. Объединение людей основано на реализации общих целей, задач, ценностей и идеалов. Команде присущ высший уровень рефлексивной самоорганизации не только в задачных, но и в проблемных ситуациях. Данному типу команды свойственна гармония межличностных и деловых отношений.

Основные черты:

  • наличие лидера, признанного коллективом;
  • наличие общей цели, норм процесса достижения цели совместной деятельности, понятых и принятых членами «команды»;
  • отлаженность механизма согласования и критериальной рефлексии совместной деятельности;
  • высокий уровень рефлексивной самоорганизации коллектива;
  • максимальный уровень самоопределенности к работе членов «кооперации» и индивидуальной ответственности;
  • высший уровень профессионализма членов «команды» (в том числе, способность конкретизировать получаемые абстрактные нормы в технологическом ключе);
  • высокий уровень командного Духа;
  • четкая определенность функционала каждого члена «команды» и наличие свободы в рамках «функции»;
  • тип отношений: полная гармония деловых и межличностных отношений
  • наличие согласованных критериев рефлексивного анализа совместной деятельности;
  • наличие согласованных ценностей и идеалов и их реализация в совместной деятельности;
  • максимальная устойчивость состава «команды»;
  • наличие ценности профессионального саморазвития у членов «кооперации»;
  • готовность к любым проблемам в совместной деятельности.

Проблемы, присущие данному типу команды: отсутствуют.

Эволюция типов команд

Рисунок 1. Эволюция типов команд

На рис.1 отражена уровневая позиционность приведенных типов команд. Главная оппозиция типологии: "потребность-норма". Эволюция типов команд проходит через следующие основные стадии: "потребность предопределяет" => "норма предопределяет" => "снятое противоречие между "потребностью" и "нормой", т.е. предопределяет связка "потребность=норма", обеспеченная присутствием ценностей деятельности.

Ключевой характеристикой состояния команды, безусловно, является степень рефлексивной самоорганизации. Под рефлексивной самоорганизацией мы понимаем такую гармонию между действием и рефлексией, которая обеспечивает оптимальность активности и осмысленности этой активности с точки зрения достижимости поставленных целей. Как отмечает Анисимов О.С.: «Рефлексивная самоорганизация — совмещение действия и рефлексии, позволяющее рассматривать действие и рефлексию как целое, способное выделять значимость либо действия, либо рефлексии по ситуации и в пределах «объема» времени, а также вносить усиливающий акцентировку принцип» [1]. Поэтому становление команды можно рассмотреть с точки зрения развития уровня рефлексивной самоорганизации группы. С другой стороны, поскольку команду мы понимаем как группу действующую в рамках деятельности, то необходимо присмотреться и к феномену становления «группы как таковой». Приведенный ниже генезис группообразования характеризуется тем, что становление и упорядочивание деятельности рассматривается синхронно со становлением группы, при этом групповой аспект находится в центре внимания.

Генезис группообразования4

Этапы группообразования

Рисунок 2. Этапы группообразования

Характеристики этапов

Первый этап. Первым этапом группообразования является согласование целей (см. рис.2). В цели фиксируется содержание потребности, взаимозначимой для всех участников, иначе может не произойти группообразовательного процесса. В процессе согласования участники имеют возможность сопоставлять общую цель со своими потребностями, вносить свои предложения по коррекции единого для всех целевого представления. Следовательно, целеполагание должно учитывать индивидуальные потребности каждого человека, его идеалы, ценности, индивидуальный опыт и планы на будущее. В результате, совместная цель, согласованная всеми имеет больше шансов быть источником, поддерживающим фактором создания совместной деятельности на период достижения цели. Масштаб цели, ее временной характер имеет большое значение для эффекта долговременности и устойчивости группы. Чем цель более отдалена от текущего момента, тем ее принятие всеми участниками делает команду более долговременной и стабильной. Итак, наличие общей цели — есть необходимая предпосылка образования группы.

Второй этап. Следующим этапом в командообразовании выступает согласование способа деятельности. Переход к согласованию способа достижения цели менее естественен, чем переход от фиксации потребности к целеполаганию. Лишь неудачи и затруднения в согласовании действий, в достижении цели вызывают необходимость ввести большую определенность в эти процессы. Создание способа достижения цели ведет к необходимости самоопределения, т.е. пониманию и принятию способа. Поэтому в ходе выработки способа деятельности или согласования в рамках уже сформулированной и принятой цели все участники вынуждены переводить акцент внимания с цели (как конечного продукта) на путь к цели (процесс ее достижения). Нормативный характер способа и его значимость для каждого непосредственно влияют на группообразование. Все составляющие способа, распределенные между отдельными участниками совместного существования, соотнесены друг с другом и представляют части одной целостности. Поэтому реализация единого способа создает феномен участия многих людей в одном процессе. Выход за пределы требований способа совместной деятельности нарушает согласованность и соответствие между целью, способом достижения цели и достижимостью цели, а вместе с тем и удовлетворение индивидуальных потребностей.

Третий этап. Соответствие способу возможно либо при “формальном” следовании его требованиям, либо при принятии каждым участником своей части способа через принятие способа в целом. Последнее порождает полноценное участие в совместной деятельности — целостное самоопределение и стимулирует целостную ответственность, т.е. необходимость ответственности каждого за свою часть. Таким образом, согласование способа достижения цели углубляет познание других и как необходимых для достижения цели, и как соучастников единого процесса, с единым способом деятельности, ответственных за достижение единого результата. Познание другого, если оно не выходит за рамки интеллектуального понимания, может приобретать формальный характер, а, следовательно, приводить к недоразумениям. При фиксации членами команды иллюзорности интеллектуального понимания сотрудники могут для снятия затруднений во взаимопонимании привлекать особый способ познания другого — идентификацию. Другими словами, от членов команды требуется способность по заимствованию позиции другого, т.е. по вхождению в роль партнера по команде.

Четвертый этап. Следующая ступень группообразования предполагает необходимость согласования способов организации и управления. Эта необходимость появляется в связи с затруднениями в действиях по согласованному способу, что и вынуждает провести анализ этой ситуации для выявления причины неудач и выработку более совершенного способа достижения цели. Т.е. каждый член группы принимает участие в изменении способа, а доля участия каждого предопределена его осознанностью необходимости смены способа в сложившейся ситуации. Чем глубже каждым участником понимается роль аналитического (рефлексивного) сервиса к затруднениям в деятельности, тем быстрее появляется организационно-управленческое самоопределение (в общем случае оно называется рефлексивным). Вначале рефлексивный процесс осуществляется индивидуально, и только за счет многообразия опыта совместной коррекции индивидуальной рефлексии возникает осознание подчинения индивидуального анализа совместной рефлексии.

Пятый этап. Совместное рефлексивное обсуждение деятельности имеет другой способ существования. В совместной рефлексии используются средства и способы организованного коллективного мыслительного поиска. Кроме того, меняется форма организации совместной рефлексии, преобразуется ее строение, у участников появляются определенные позиции (например, автор, понимающий, критик, организатор коммуникации). Оформленность рефлексивных процессов достигается прежде всего за счет активной роли организатора коммуникации, который контролирует и содержание, тему обсуждения, но наибольшее внимание уделяет самой форме обсуждения, к которой самоопределяется каждый участник, он находит свое место, свое звено в рефлексии. Процесс группообразования начинает включать в себя тип единых для всех требований, касающихся смены способа достижения цели. В групповом обсуждении по теме у каждого участника есть свои индивидуальные представления по этим вопросам. Эти мнения могут, как дополнять другие, так и противоречить им. Противопоставленность представлений участников может приводить к конфликтам, если нет взаимной терпимости, осторожности к мнению коллег, их личностным особенностям и опыту. Поэтому индивидуальные установки каждого в групповой рефлексивной коммуникации зачастую служат источником появления иллюзорно-согласованных групповых представлений об обсуждаемой деятельности. Таким образом, многообразие субъективных оценок деятельности начинает требовать от участников выработки общезначимых критериев оценки деятельности, если для группы остается в силе актуальность согласованного существования и согласованных представлений о деятельности.

Шестой этап. Если группа или отдельные ее участники устремлены к углублению, к поиску все новых путей совершенствования своей деятельности, то они не останавливаются на полученных представлениях о деятельности. В основном, это те, кто склонен не только к результатному аспекту деятельности, а еще и заинтересован понять: как протекает процесс рефлексии. Другими словами, следующим шагом может послужить анализ того, как происходит обсуждение, способ взаимодействия участников во время коммуникации. Т.е. акцент смещается с обсуждения какой — либо конкретной темы, содержания дискуссии на выявление способов и средств (оснований) этой дискуссии — ее формы. И, таким образом, в групповом анализе проблем деятельности появляются определенные позиции, роли, которые составляют в итоге целостную групповую систему.

Седьмой этап. Наиболее развитая форма команды предполагает согласованность и реализуемость членами команды ценностей и идеалов в коллективной деятельности. Близость по духу членов команды, гармония индивидуальных жизненных идеалов и ценностной направленности общего дела служит цементирующим основанием и гарантией успешного воплощения стратегических и тактических планов команды, а так же глубинной самореализации, т.е. создает благоприятные условия для раскрытия профессионально-творческих потенциалов личностей команды.
На этом уровне деятельность команды максимально эффективна не только в решении типичных для нее задач, но при возникновении крайне неблагоприятных внешних обстоятельствах и факторах. В частности, если кардинальные изменения внешних условий жизни команды носят не ситуативный характер, возникает острая необходимость в коррекции норм деятельности команды. Тогда совершенствования командных норм опирается на согласованные ценности, идеалы и мировоззренческие подходы.

Этапы группообразования можно использовать в качестве средства для диагностики реального состояния изучаемой команды. Опознав на каком этапе в настоящее время находится реальная команда, можно строить план корректировочных воздействия по переводу ее на следующий этап.

Типы команд могут различаться также и по характеру деятельности:

  • Команда, реализующая базовый процесс фирмы (Сотрудники фирмы, занимающиеся непосредственным изготовлением чего-либо.)
  • Команда, реализующая сервисную функцию базового процесса (Сотрудники фирмы, обслуживающие основной производственный (базовый) процесс фирмы.)
  • Команда, реализующая управленческие функции. (Управленческие звенья фирмы.)
  • Команда, реализующая аналитические функции (Аналитики фирмы (экономисты, финансисты, маркетологи и т.п.), обслуживающие решение специальных аналитических задач управленческих звеньев).

Данная типология важна с точки зрения специфики типовых функций и задач, которые исполняются группой сотрудников. Тип основных задач совместной деятельности определяет формальную структуру команды (функции участников, типодеятельностные роли, межпозиционные отношения и т.п.) и основную специфику ее деятельности.

Типовые ситуации для анализа команды

Анализ состояния команды можно исследовать не только в генетическом подходе. Продуктивным является укрупненный анализ с использованием типологических таблиц-матриц (Таблицы 1, 2, 3, 4 и 5).

Разумный объем статьи не позволяет нам подробно рассмотреть все предложенные в таблицах типичные ситуации. С другой стороны, нам представляется чрезвычайно полезным для читателя осуществить такой анализ самостоятельно, приобретая попутно некоторые полезные аналитические навыки. Поэтому мы для примера проанализируем одну из ситуаций, продемонстрировав сам ход подобного анализа.

Таблица 1.

Ситуация 3 (Объективная внешняя ситуация требует развития, а кадровый состав не ориентирован на изменения). Для начала постараемся получше понять исходные условия. «Кадровый состав не ориентирован на изменения»? означает, что трудовой коллектив адаптирован к существующим деятельностным требованиям, условия работы его удовлетворяют и он (кадровый состав) не заинтересован в каких-либо изменениях. Причем, ядром коллектива в данной позиции неизменно выступают люди с консервативной акцентуацией, которые сумели убедить людей с противоположным (инновационным) акцентом в том, что «лучше ничего не менять». С другой стороны, объективные внешние условия требуют развития внутренних условий деятельности и, как следствие, развитие способностей персонала5. Очевидно, что если невмешательство в ситуацию повлечет за собой деградацию деятельности, в силу потерю конкурентной способности всей организации, не реагирующей на внешние требования рынка. Как же осуществить позитивные изменения в организации по налаживанию внешнего и внутреннего соответствия? Прежде всего, необходимо понять причину «консервативности» персонала. Например, одна из наиболее распространенных причин — сознательный или подсознательный страх. Неизвестность нового состояния ассоциируется с ухудшением ситуации. Консервативно настроенная часть персонала «заражает» прогрессивную часть своей сверх-уверенностью в худших прогнозах. Если причина такова, то управленцу необходимо спланировать следующие действия:

  • Осуществить диагностику персонала и выявить людей с инновационной акцентуацией;
  • Провести исследования содержания страхов;
  • Сопоставить содержание страхов с планируемыми изменениями;
  • Вскрыть иллюзорность часть страхов;
  • Продумать, как нейтрализовать в проекте изменений неиллюзорную часть страхов;
  • Подытожить главные достоинства нового состояния организации относительно прежнего состояния;
  • Осуществить реальное взаимодействие с прогрессивной частью персонала (выявленного на первом шаге) по согласованию планируемых изменений и учесть возникшую критику;
  • Завоевать доверие прогрессивных сотрудников и сделать их опорой в проводимой реорганизации;
  • Поручить «прогрессорам» пояснительную работу с нейтральной частью персонала (избегая общение с сугубо консервативной частью);
  • После приобретения большинства сторонников изменений, начать пошажное внедрение запланированных изменений, опираясь на поддержку сторонников.
  • В случае конфронтации «консерваторов» провести с ними разъяснительную работу, намекнув на объективную необходимость и необратимость внедряемых изменений.

Таков примерный ход размышлений по анализу типовой ситуации.

Таблица 2.

Таблица 3.

Таблица 4.

Таблица 5.

Осуществив самостоятельный анализ приведенных в таблицах типичных ситуаций командной жизни, читатель может разобраться и с устройством таблиц подобного рода. Мы рекомендуем читателю попробовать свои силы во введении модификаций предложенных таблиц или в построении новых, точнее реагирующих на имеющуюся реальную ситуацию.

Перейдем теперь к анализу индивидуально-субъективных факторов жизни команды.

Типовые роли членов команды

Анализ индивидуальных проявлений членов команды также можно упорядочить и избавить от случайности, используя «ролевую типологию». Это позволяет уйти от мелких деталей и частностей в анализе поведения людей, что значительно повышает продуктивность анализа, переводя его на принципиальный уровень.

итивные и негативные. К позитивным относятся роли, исполнение которых, так или иначе, способствует повышению конструктивности работы команды в целом. К негативным относятся роли, реализация которых препятствует эффективному решению групповых задач и проблем.

Некоторые позитивные роли в команде

  • «ЛИДЕР» — член группы, склонный и проявляющий активность в рамках фиксированной программы. Лидер либо индивидуализирует активное воздействие на достижение значимых целей по принципу "делай как я", либо проявляет активность в вовлечении партнеров в реализацию идеи, программы, проекта и т.п. и в их соорганизации (формирование "команды"). В различных фазах жизни команды «функцию» лидера могут временно «подхватывать» члены группы, реализующие такие типовые роли как «генератор идей», «знаток», «теоретик», «душа компании» и пр.
  • «ГЕНЕРАТОР ИДЕЙ» — член группы, склонный к творчеству и максимально эффективный при поиске нестандартных идей и решений «непроходимых» проблем.
  • «ЗНАТОК» (эрудит) — член группы, отличающийся хорошей памятью и знанием многих фактов в различных научно-предметных, философских и практических областях деятельности.
  • «ПРАКТИК» (реалист) — член группы, хорошо осведомленный в практической стороне деятельности команды и, в связи с этим, реально оценивающий реализационный потенциал того или иного решения (проекта, программы и т.п.), вырабатываемого в группе.
  • «ТЕОРЕТИК» (интеллектуал-концептолог) — член группы, склонный к теоретическому конструированию абстрактных объектов и особо проявляющийся в группе как мастер построения концептуальных моделей, позволяющих анализировать и проектировать деятельность на принципиальном уровне.
  • «КРИТИК» (проблематизатор) — член группы, ориентированный на поиск причин затруднений в деятельности команды и проявляющийся при возникновении в команде ситуаций неопределенностей, конфликтов проблем и т.п. посредством стимулирования активности команды в поиске деструктивных факторов.
  • «ДЕПРОБЛЕМАТИЗАТОР» (проектировщик) — член группы самоопределенный к решению задач и вставших перед командой проблем за счет активизации своего проектного потенциала с направленностью на конструктивное решение проблем.
  • «ИДЕОЛОГ» — член группы, в основании действий которого лежит фиксированные социокультурные ценности и идеология деятельности. Идеолог характеризуется ценностным самоопределением. Участвуя в групповых процессах контролирует и корректирует учет ценностных оснований в групповых проектах и деятельности.
  • «ДУША КОМПАНИИ» (эмоциональный лидер) — член группы, пользующийся в команде общими симпатиями, активно создающий и поддерживающий позитивный психологический микроклимат в команде, особенно при возникновении проблемных ситуаций.

Некоторые негативные роли в команде

  • «КОЗЕЛ ОТПУЩЕНИЯ» — человек, ставший в силу личной предопределенности и/или каких-то обстоятельств объектом насмешек и потенциальным виновником неудач группы, а также причиной большинства возникающих групповых проблем.
  • «КРИТИК-ДЕСТРУКТОР» (критикан) — человек, скептически настроенный и критикующий любые решения группы. В своей критике пользуется не культурно-мыслительными критериями, а индивидуальными предпочтениями в видении «плохого».
  • «АМОРАЛЬНЫЙ ТИП» — человек, осознанно или неосознанно нарушающий общепринятые, общекультурные моральные нормы поведения человека в коллективе. Крайний вариант — эпатаж аморального поведения, как демонстрация мнимой «свободы» от сложившихся предрассудков. Склонен к разрушению морально-психологического климата в группе.
  • «МОРАЛИСТ» — человек, видящий мир в «черно-белом» цвете и склонный к формальному контролю и коррекции других по их соответствию моральным правилам поведения. Во взаимодействии с членами группы, как правило, навязывает другим не только аморальное поведение, но безнравственные, «темные» мотивы поведения.
  • «ВСЕЗНАЙКА» — человек, уверенный в том, что знает все обо всем. По любому вопросу имеет собственное мнение, которое непременно хочет высказать, поэтому всегда требует слова.
  • «БОЛТУН» — человек, склонный к необузданному самовыражению в форме длинных монологов. «Болтун» часто без особых причин прерывает работу группы, вставляет неуместные, нередко — бестактные, замечания.
  • «МАНИПУЛЯТОР» — негативный лидер группы. В группе стремится «продавить» выгодное ему решения, не считаясь с этичностью средств («цель оправдывает средства»). Стремится, во что бы то ни стало, контролировать ситуацию, навязывать свою волю даже по самым незначительным вопросам. Основная тенденция манипулятора: максимально влиять на события в группе в выгодную для себя сторону, при это максимально избегая ответственности результат. Поэтому манипулятор старается тайно воздействовать на членов группы, использую их уязвимые места.
  • «НЫТИК» (зануда-пессимист). Представитель этого психологического типа видит все только в черном цвете, говорит и думает только о неприятностях. Люди, которые выглядят очень бодрыми и довольными жизнью, раздражают «нытика».

Одна из ключевых задач организатора группосплочения состоит в коррекции членов группы, реализующих негативные роли, в сторону позитивных ролей. Например, «критик-дестуктор» => «конструктивный критик»; «козел отпущения» => «полноценный член группы»; «аморальный тип» => «морально уравновешенный»; «моралист» => «идеолог»; «всезнайка» => «знаток» и т.д.

Следует заметить, что в реальной практике группового взаимодействия не всегда можно полностью отождествить того или иного участника с одной типовой ролью. Поэтому приходится усложнять анализ, вводя синтетические роли. Например, позитивные роли: «теоретик-критик», «лидер-генератор идей», «душа компании-практик» и т.п. Или (негативные роли): «всезнайка-болтун», «нытик-критикан», «манипулятор-козел отпущения» и т.п.

Еще более сложным является анализ противоречивых ролей членов группы, т.е. таких ролей, которые сочетают в себе и позитивный, и негативный моменты. Например, «критик-моралист», «знаток-болтун», «душа компании-аморальный тип» и т.п. Однако, несмотря на все сложности применения ролевой типологии в анализе внутригрупповых отношений, такой подход куда более эффективен, чем произвольный анализ нюансов отношений между Ивановым и Сидоровым, с погружением в детали, мало относящиеся к делу.

Для того, чтобы ролевой анализ группового взаимодействия дал свои «плоды», необходимо поупражняться в анализе взаимодействия «чистых» ролей. Другими словами, нужно рассмотреть на теоретическом уровне (без отнесения к конкретным людям) особенности взаимодействия сначала ролевых пар, а далее троек и т.д.

Таблица 6. Отношения между позитивными ролями

Отношения между позитивными ролями

Пример. «В чем особенность взаимодействия «лидера» и «души кампании»? Основная черта лидера — ответственность за результат работы группы в целом и эффективность процесса целедостижения. Основная черта «души компании» — способность создать в группе приятную эмоциональную атмосферу. Лидер должен контролировать «душу компании» в том аспекте, чтобы он поддерживал позитивный эмоциональный настрой на работу и корректировать его в том случае, если он («душа компании»), увлекаясь, создает расслабленную приятную обстановку в ущерб рабочему процессу. Ведь приятное общение, которое поддерживает «душа компании», должно быть не самоцелью, а условием продуктивной работы. Кроме того, лидер, опираясь на согласованные ценности, должен следить за тем, чтобы не спадало конструктивное рабочее напряжение, которое «душа компании» может излишне снимать своей активностью, переводя все в шутку. Здесь, как и везде, необходима мера: между чрезмерно серьезным напряжением и излишней юмористической расслабленностью. Эта мера может быть различной для разных групп и задача лидера совместно с «душой компании» найти оптимум для своей группы. В свою очередь «душа компании» должен позаботиться о том, чтобы напряжение, зачатки конфликтности и т.п. не переходили границ, за которыми падает конструктивность работы группы. Поскольку «душа компании» как, своего рода, неформальный лидер группы ответственен за общенческую составляющую работы, крайне желательно его согласование способов поддержания неформального слоя работы с лидером, ответственным за групповую работу в целом. До появления данных согласованностей в обозначенной линии, между лидером и «душой кампании» могут возникать противостояния и даже конфликты. И т.д. и т.п.»

Примерно в таком теоретическом залоге необходимо проанализировать значимые для группы ролевые взаимодействия. И только после этого переходить к анализу конкретных взаимодействий конкретных членов группы. При этом аналитик должен, по возможности, нейтрализовать свой субъективизм, симпатии, антипатии и т.п.

Приведенные Таблицы (6 и 7) по меж-ролевым отношениям помогут выбрать наиболее важные позитивные и позитивно-негативные пары для анализа. Мы считаем, крайне важным для аналитика не прочитать готовые тексты по особенностям взаимодействия между типичными ролями, а «смоделировать» специфику взаимодействия самостоятельно, путем логических размышлений. Такое упражнение «запускает» мышление в этом направлении, что крайне важно в анализе командных отношений. Именно поэтому мы не приводим здесь свои тексты по этому поводу.

Таблица 7. Отношения между позитивными и негативными ролями

Отношения между позитивными и негативными ролями

Развитие команды "не терпит суеты". Это сложнейший процесс. Игнорирование объективных особенностей процесса командосплочения при попытке повысить уровень развитости команды может привести и к прямо-противоположным последствиям (ухудшению морально-психологического климата, росту конфликтности, порождению индивидуального дискомфорта в групповом взаимодействии и т.д., и т.п.). Автор призывает ответственных за состояние команды, проявляя активность в направлении повышения командосплочения, не устраняться от серьезного анализа реального уровня команды, ее общего потенциала и путей ее перевода из "настоящего" уровня на "желаемый".

Литература

  1. Анисимов О.С. Методологический словарь для управленцев. — М., 2002.
  2. Анисимов О.С. Методологическая версия категориального аппарата психологии. — Новгород., 1989.
  3. Александрова Е.В. Социально-трудовые конфликты. — М., 1993г.
  4. Аникеев Н.П. Психологический климат в коллективе. — М., 1989г.
  5. Бойко В.В., Ковалев А.Г. Конфликт в трудовом коллективе и пути их разрешения. — М., 1985г.
  6. Донцов А.И. Психология коллектива. — М., 1984г.
  7. Зазыкин В.Г. Социально-психологический климат и проблема конфликтов в коллективе. — М., 1988г.
  8. Иванов В.Г. Внутриколлективный конфликт. — Л., 1968г.
  9. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Психология малой группы: Теоретические и прикладные аспекты. — М., 1991г.
  10. Яблокова Е.А. Психология коллектива и личности.//Лекции. — М., 1977г.
  11. Паркер Г., Кропп Р. Формирование команды: Сборник упражнений для тренеров. — СПб.: Питер, 2002.


    1 Нумерация проблем не означает иерархии и введена лишь для удобства отсылки к той или иной проблеме в последующем изложении.

    2 Данная типология разработана автором статьи. Названия типов команд — условные, они отражают лишь общую направленность.

    3 Мы указываем наиболее характерные черты, свойственные рассматриваемому (здесь и далее) типу команды. Поскольку переход от одного типа команды к другому происходит не скачкообразно, а постепенно, то в реальности чаще встречаются смешанные типы команд. В этом случае при анализе необходимо для определения типа команды лучше опираться на главные характеристики, а не на основные черты для определения доминантного типа.

    4 Этапы прописаны с опорой на концепцию группообразования Анисимова О.С. [2] .

    5 Отметим, что данная ситуация часто встречается в управленческом консультировании и если ее не удается решить позитивно, все предложения консультантов по развитию деятельности остаются на бумаге.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Конфликт — это подарок. Как направить энергию разногласий в мирное руслоКонфликт — это подарок. Как направить энергию разногласий в мирное русло
Секреты фасилитации. SMART-руководство по работе с группамиСекреты фасилитации. SMART-руководство по работе с группами
Работа рулит! Почему большинство людей в мире хотят работать именно в GoogleРабота рулит! Почему большинство людей в мире хотят работать именно в Google



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)