|
Естественно, нам абсолютно чужды ценностные представления Александра и его
соратников. Потратить десять лет жизни, чтобы завоевать чужую землю, выдерживать
чудовищное напряжение, и все это для того, чтобы сделаться героем гомеровского
образца, героем стойким в блестящих приключениях и бессмертным в своих победах
или в славной смерти, — все это нас вдохновить не может.
Сегодня мы знаем, что этот мир лишь в том случае сможет выжить, если люди и
народы возвысятся до отказа от политического, религиозного, расового и
экономического противостояния, до взаимной терпимости и мирного сотрудничества.
Это должно обострить наши чувства, когда мы имеем дело с великими личностями
истории.
Прикладывать аршин сегодняшнего понимания демократии, уважения к правам
человека, требования невмешательства и ненасильственных действий по истечении
двух тысяч лет мучительного политического опыта было бы несправедливо по
отношению к таким историческим личностям, как Александр Македонский. К тому же
это лишает нас всякой возможности отнестись к ним объективно.
Александр и его соратники были людьми своего времени, идеалом которого было
стать героем. Естественно, нам странно узнавать о том, как Александр принуждал
своих воинов к планам захвата мира и подвергал их бесчеловечным испытаниям в
пустыне. Но не будем забывать: все эти македонцы последовали за ним в Персию
добровольно. У них была возможность отказаться. А они — и об этом также нельзя
забывать — отправились, ибо не меньше Александра жаждали славы, добычи,
приключений и бессмертия. Никогда не последовали бы македонцы на целые десять
лет в Персию за кем-то, кроме «героя», т. е. предводителя, наделенного
необычайным мужеством, страстью к приключениям и ореолом непобедимости.
Но это также справедливо и для нашего времени: никогда люди добровольно не
последуют за руководителями или политиками, которые не предстают перед ними в
той «маске», в той роли, какой от них ждут. Это древнейший закон управления!
Стратегия успеха: мотивация путем формирования правильной установки.
Любой человек, стремящийся к высшим достижениям, знает, какую громадную роль
при этом играют собственный настрой, сила воображения, собственные мысли и
чувства. Они в конечном счете и определяют надежды и замыслы. Кроме того, — и
это опыт всего человечества — успехи, как правило, окрыляют, а неудачи
обескураживают.
Но именно это воззрение непригодно для высших достижений! Человек,
стремящийся к вершинам, именно в преодолении худших своих поражений может
познать новое измерение самореализации, если, конечно, не воспримет поражение
как окончательное, а увидит в нем призыв к напряжению всех своих телесных и
душевных сил. Высшее достижение человека заключается в душевном настрое: «Я
никогда не признаю себя побежденным!»
Поход в Персию
Любому из интересующихся историей известно знаменитейшее деяние Александра:
поход в Персию. Но вряд ли многие знают о величайшем и тяжелейшем событии,
произошедшем в этом богатом приключениями походе: о форсировании наводящей ужас
пустыни, увенчанном звездным часом лидерства Александра.
Этот переход через пустыню действительно был беспощадным и немилосердным
испытанием для войска. Ужас, наведенный этим мучительным маршем, был так велик,
что в последующие 2000 лет ни один военачальник не осмелился повторить этот
эксперимент. Ведь из 40 000 человек — офицеров, солдат и обозной прислуги,
двинувшихся за Александром в этот пятисоткилометровый поход, к Карману дошло
только около 15 000. Да и те после шестидесяти дней, проведенных в пустыне,
походили скорее на мертвецов, чем на живых, были душевно и телесно разбиты и в
высшей степени уязвимы.
Если у этих несчастных, каждый из которых за последние недели был занят
только борьбой за выживание, сохранилось что-то общее, то это была их оценка
данного перехода: «Все страдания, перенесенные войском в Азии, не сравнимы с
тем, что пришлось претерпеть в этой пустыне».
Естественно, сразу возникает вопрос: зачем вообще войску было нужно
переносить такое неимоверное напряжение? Какой опыт они могли приобрести в этой
пустыне? Разве не было другой дороги? Почему — и это представляется важнейшим
вопросом — Александр с такой легкостью и так безрассудно поставил на карту успех
всего персидского похода?
Что же толкнуло Александра на это безрассудное предприятие? Было ли для этого
хоть какое-то разумное основание? Нет! Никакого логического оправдания, но зато
два психологических, старейших, опаснейших, наиболее сильно мотивирующих и
одновременно смертельно опасных: жажда славы и стремление к власти. Эта
родственная пара обеспечивает высшие достижения с такой же вероятностью, что и
мрачные деяния.
Когда он ко всему прочему узнал, что и царица Семирамида, и царь Ксеркс со
своими войсками не смогли преодолеть эту пустыню, что одна спаслась с двадцатью,
а другой — всего лишь с семью выжившими, то это обстоятельство окончательно
свело на нет все разумные расчеты. Каким грандиозным подвигом было бы вывести из
пустыни несколько тысяч выживших!
Но была и другая причина: нужно было укрепить власть. Для понимания этой
причины нам придется возвратиться к событиям, имевшим место за два месяца до
описываемых: к первому и самому болезненному поражению Александра, которое ему
нанесли собственные воины.
Ужасы пустыни
Хотя уже наступил октябрь, солнце еще так пекло, что продвигаться можно было
только ночью. Но и тогда температура не падала ниже 35 градусов.
Если бы еще можно было нормально передвигаться! Но почва представляла собой
не жесткий кремень или упругий песок, а мягкую тонкую пыль, рассеянную ветром на
громадных пространствах и образовавшую дюны, которые частенько были так круты,
что на них можно было взобраться только вчетвером.
Если же кто-то, изнемогая от бесконечного мучительного карабканья по этим
нескончаемым холмам, пытался ненадолго прилечь, для него этот отдых мог
оказаться последним. Ядовитые змеи, чьи укусы были смертельны, прятались под
жалкой растительностью на склонах, подстерегая изнемогающих.
Но настоящая катастрофа разразилась после убийства сатрапа, ответственного за
снабжение, и разрушения всех тыловых служб. К страданиям пути прибавились
страдания от голода и муки разочарования. Сначала в пищу пошли вьючные животные,
которые еще остались. Потом набросились на незрелые финики, что многим стоило
жизни. Наконец, в отчаянии принялись за травы и кустарники. Но и тут среди
съедобных попадались ядовитые, например олеандр. Попробовав его, люди и животные
бились в конвульсиях с пеной у рта, как при эпилепсии, а потом умирали в
мучениях. Мулов и коней было запрещено выпускать на подножный корм, так как
молочай был для них чрезвычайно опасен. Капли белого сока было достаточно, чтобы
животное ослепло.
Когда в довершение к этим мукам местные проводники заблудились, то у многих
исчезла последняя надежда выжить. Одни, охваченные апатией, полумертвые, упав на
дороге, просто не могли подняться. Другие, узнав о том, что заблудились,
начинали дрожать всем телом, а мышцы их рук и ног судорожно сжимались, после
чего наступала смерть. Третьи, вопреки строгому приказу, покидали свои
подразделения, валились спать и теряли поддержку товарищей. В одиночку у них не
было шансов выжить.
Но больше всего их мучила жажда. Желание напиться воды было так велико, что
граничило с безумием, и лагерь приходилось разбивать на расстоянии не менее двух
с половиной километров от источника. Без этой предосторожности люди кидались к
воде в полном вооружении, зачастую тонули, а затем с раздутыми животами
всплывали на поверхность и заражали драгоценную влагу.
Образцовая инсценировка примерного поведения
В этой бесперспективной, почти безнадежной ситуации Александр проявил такие
особенности лидера, которые сделали его знаменитым: способность лично служить
примером и сценический дар, точнее сказать, талант, позволяющий простым жестом
создать миф огромной мотивирующей силы.
Инстинктом прирожденного вождя Александр понимал, что для воинов решающим
является не только то, что делает командир, но в гораздо большей степени то, как
он это делает! Героическое деяние — одно дело, но драматический жест героя —
другое, еще более важное. Как раз об этом свидетельствует следующая сцена.
Когда войско еле тащилось по убийственной жаре (не всегда можно было
передвигаться ночью), вдруг появился солдат с полным шлемом свежей воды для
Александра! Несравненная ценность в этой жестокой пустыне! И величественным
жестом примирения (после мятежа!) этот простой солдат протягивает шлем своему
царю. Что делает Александр?
Он дожидается, чтобы окружающие обратили на сцену внимание, и они, влекомые
любопытством, окружают его, собирается все больше зрителей.
Только тогда, в этот миг, исполненный напряжения, когда все могут ясно
видеть, что он сделает, принимает шлем и медленно выливает воду на землю на
глазах растерянных зрителей. И произносит лишь: «Для одного слишком много, для
всех — мало!»
Легко представить себе и эту сцену, и то, как быстро слух о ней разнесся по
всему лагерю.
Александр добровольно отказался от воды! Он страдает точно так же, как мы! Он
берет на себя такую же нагрузку! И вполне можно понять, что эта мысль хотя бы на
какое-то время вернула отчаявшимся людям мужество и стойкость.
Конечно, этот эпизод ни в коем случае не мог быть импровизацией, какой он
представлялся; это была сознательная инсценировка с целью укрепить дух войска.
Ведь не зря же этот добродетельный поступок стал легендарным и в конце концов
был мифологизирован, а разве можно достичь этого без «случайно» собравшейся на
месте действия толпы зрителей и без услужливого летописца?
Александр сознательно инсценировал этот жест доброй воли, поскольку хотел
продемонстрировать каждому члену своей команды, что ни от кого не требует больше
того, что готов вынести сам.
Он сделал это публично, ибо знал: образцовое поведение, выражающее
представление о ценностях и направленное на мотивацию, должно быть на виду!
Критический час всего похода
Наконец, после 60 дней, проведенных в этой жуткой пустыне, после мучительного
перехода протяженностью более 500 километров войско с обозом вошло в город
Карману, вернее, вошел жалкий остаток того и другого. Более 40 000 человек
полегло в этой авантюре, осталось только 15 000. А оставшиеся смертельно
изнемогли под гнетом неимоверных нагрузок, истерзанные безжалостной природой, до
основания потрясенные, потерявшие веру в себя. Для выживания самого Александра и
его войска не было ничего важнее, чем преодолеть усыпляющую слабость и вернуть
команде самоуважение.
Нелегкая задача! Что можно предпринять в этих условиях? Как в кратчайший срок
повысить температуру доверия к себе от нуля до ста градусов и превратить толпу
инвалидов в блистающее геройством войско?
То, что сделал в этой ситуации Александр, воистину было столь оригинально,
что ознаменовало собой появление самого зрелищного мероприятия античности.
Александр изобрел и осуществил в Кармане первое триумфальное шествие в
истории. Сколь гениальна была эта идея, столь же увлекательным было ее
воплощение.
Займем ненадолго места на трибунах для зрителей и вглядимся в это первое
триумфальное шествие, эту самую живописную мотивирующую акцию античности.
Мимо нас проходит процессия, проезжают украшенные цветами колесницы, которые
сопровождает радостный, беззаботный народ, приветствующий героев.
На первой колеснице, влекомой восьмеркой коней, на высоком помосте удобно
расположился Александр, на следующих — его ближайшие соратники. За ними тянется
бесконечная процессия разубранных колесниц под пурпурными расшитыми балдахинами
или под ворохом зелени вместо тента.
В колесницах восседают или возлежат друзья и военачальники Александра,
увенчанные цветами, а простые воины или идут рядом, или едут верхом, или
смешались с толпой. Нет ничего, что напоминало бы о битве, — ни шлема, ни щита,
ни меча, ни длинного македонского копья; основным антуражем являются золоченые
кубки для вина.
Во время шествия не прекращаются возлияния, как будто призванные смыть
мучительные воспоминания. Для сознания не остается места, воздух наполнен
переливами свирелей, свистом флейт и бренчанием лир. Лишь только музыканты
останавливаются, чтобы перевести дыхание, как женщины в роскошных белоснежных
одеяниях громко возносят хвалу богу Дионису, покровителю всех празднеств и
попоек.
Весь город на ногах, люди толпятся на улицах, беззаботно, радостно бегут за
украшенными пурпуром колесницами славных героев. Летописец сообщает, что все они
были как будто предводительствуемы богом.
А бравые герои и кутилы на самом деле нуждались в божьей помощи. Ведь длилось
это триумфальное шествие не два-три часа, а целую неделю! Семь дней
беспрерывного пира, пьянства и празднеств, когда похваляются подвигами, а
мучительные воспоминания последних недель в безудержном веселье топятся
милосердным забвением в подсознании. И восстанавливается доверие к себе,
возвращается вера в свою непобедимость.
Эта несравненная идея для миллионов людей стала стимулом к надежде, и, может
быть, прекраснее всего ее выразил Хемингуэй в своей притче «Старик и море»:
человека можно победить, но нельзя сломить, и даже в своем поражении он может
обрести величие и удивительное достоинство!
Управленческие стратегии по Александру Великому
1. Познайте идеальные и ценностные представления своих сотрудников!
Управленческие усилия тем эффективнее, чем более руководитель представляется
воплощением идеалов и ценностей сотрудников и чем сильнее последние чувствуют,
что с помощью такого руководителя смогут реализовать свои ожидания.
2. Наглядно демонстрируйте образцовое поведение! Демонстрируйте ваши
ценностные представления (например: «Клиент всегда остается средоточием наших
мыслей») видимыми поступками. Покажите, как вы сами относитесь к каждой значащей
претензии клиента и к ее удовлетворению. Ваше поведение должно быть совершенно
сознательно инсценированным, поскольку лишь наглядный пример является
мотивирующим.
3. Следите за настроениями своих сотрудников! Эти настроения — лучший
показатель индивидуальной готовности к свершениям. Это значит, что лишь тогда,
когда есть соответствующий настрой, возможны достижения. Настроения могут быть и
мимолетными, но могут явиться первым симптомом настоящего кризиса.
4. Укрепляйте самоуважение своих сотрудников! Ведь от их доверия к
себе зависит сложность задач, которые они считают себя способными решить. В
любом случае верно то, что:
- высшие достижения возможны только при величайшем доверии к себе! Поэтому
успехи ваших сотрудников (хотя бы и незначительные поначалу) должны ими
осознаваться, и вы обязаны постоянно уделять этому внимание;
- этот «процесс осознания» необходим, поскольку лишь сознательно
воспринимаемые успехи усиливают доверие к себе. Находкой является прием,
состоящий в «подкарауливании» успехов.
5. Пусть успехи ваших сотрудников превратятся в переживание успеха!
Успехи, о которых вы должны вспоминать после неудач или перед решением новых
серьезных проблем, чтобы укрепить самоуважение сотрудников, создают тем лучшую
мотивацию, чем успешнее вы превратите прошлые успехи в подлинное переживание
успеха.
Этого вы быстрее всего достигнете, если каким-то особым способом публично
отметите большой успех сотрудника, почествуете его, наградите, поблагодарите и
растрогаете, короче, путем соответствующего празднования успеха вызовете
соответствующие чувства, этому сопутствующие, такие, как гордость,
самоутверждение, признательность, радость и т. п.
6. Пусть ваши сотрудники чем-то гордятся! Ничто столь прочно не
удерживает человека в рамках самоуважения, как достижение, которым он может
гордиться. Лишь оно придает человеческой деятельности смысл, а жизни — блеск.
Обдумайте карманийский триумф: сначала воины были горды своей непобедимостью,
потом стали гордиться своим переходом через пустыню. Можно гордиться как
успехом, так и стойкостью в бедствиях.
7. Дайте своим сотрудникам возможность мечтать! Так же, как измученные
римские полководцы и воины в моменты слабости нуждались в представлении о
триумфе для обретения новых сил, вашим сотрудникам должно быть достаточно в
минуту слабости закрыть глаза, чтобы представить себе ожидающее их
вознаграждение.
Поэтому приложите все усилия, чтобы превратить успехи ваших сотрудников в
мотивирующие переживания высокой ценности и запоминаемости. Это воистину
необходимо, поскольку сотрудники, не имеющие возможности пережить мечту на
работе, будут искать ее осуществления в свободное время.
8. Ставьте своих сотрудников в условия полной отдачи! Пусть каждый ваш
сотрудник осознает, что лишь тогда обретет душевное спокойствие, когда
почувствует, что выложился весь, чтобы сделать как нельзя лучше!
Дайте ему понять, что чувство полной востребованности творческого потенциала
и идеального выполнения порученной работы принесет ему величайшее удовлетворение
и облегчит самореализацию. Постоянно побуждайте его к максимальным усилиям для
достижения наилучшего результата, что поможет ему раздвинуть горизонты своих
нынешних возможностей.
Об авторе:
Ганс Христиан Альтманн, один из крупнейших экспертов по мотивации, автор бестселлера "Sternstunden der Fuhrung: Die besten Motivationsstrategien der Geschichte — fur Fuhrrugskrafte von heute".
COPYRIGHT 2004 © Элитариум.Ру — Дистанционное интернет-образование
|
|