|
Введение
Корпоративные учебные центры создаются с целью:
- удовлетворения определенных учебных и деловых потребностей;
- повышения продуктивности и рентабельности бизнеса путем увеличения эффективности работников и их способности адаптироваться к переменам и техническому прогрессу, а также путем обеспечения сотрудников знаниями и навыками, необходимыми для расширения их полномочий;
- создания культуры обучения в организации.
Показателями успеха центра являются: повышение удовлетворенности от работы и эффективности трудового процесса, укрепление морального духа работников, улучшение обслуживания покупателей, рост продаж, повышение качества работы, снижение затрат и увеличение прибыли.
Добавленная ценность, основанная на знаниях, — ключевое конкурентное преимущество любой компании. Большинство исследований показывает, что должным образом организованное открытое обучение более выгодно с экономической точки зрения, чем традиционные методы обучения, и к тому же оно дает сотрудникам возможность учиться быстрее и усваивать больший объем знаний. Это особенно оправдано в ситуации, когда требуется обучить большую группу сотрудников по стандартизированной методике и/или малую группу — выполнению ряда небезопасных процедур или использованию дорогого оборудования.
Мотивом создания корпоративных учебных центров, как правило, является желание идти в ногу с прогрессом в области информационных технологий, содействовать поддержанию духа обучающейся организации, а также обеспечивать продолжение профессионального образования и непрерывного обучения.
Сегодня преимущества открытого обучения очевидны, и ключевыми из них являются следующие:
- оно признает тот факт, что разные люди учатся различными темпами и способами;
- это активная форма обучения;
- способствует повышению ответственности человека за собственное обучение;
- помогает людям учиться тому, как учиться;
- стимулирует самомотивацию и рассеивает заблуждение, будто посещение курса эквивалентно затраченным усилиям и полученным результатам.
Повышение стандартов компьютерной грамотности, возросшая сложность компьютерных технологий, прогресс в области телекоммуникационных систем, включая Интернет, расширение ассортимента программного обеспечения и падение цен на программное и аппаратное обеспечение, — все это способствует данному процессу.
Революция в области информационных технологий
В последнее время все более очевидна тенденция ориентации не на преподавателя, а на студента и его самоподготовку. С организационной точки зрения происходит отказ от централизованного управления обучением в сторону децентрализации и расширения полномочий обучающегося. В состоянии конкуренции, когда существует необходимость снижения затрат, обучение и развитие зачастую не воспринимается как основной вид деятельности и в период кризиса в первую очередь попадает под нож: на руководство оказывается постоянное давление в виде требований сократить бюджет или добиться получения большей отдачи от инвестиций. Децентрализация обучения и снижение расходов, связанных с ним, вполне достижимы — путем применения компьютерных технологий, в том числе и интернет-обучения. С другой стороны, это скорее позволит компании почувствовать, что она не успевает за стремительно меняющейся ситуацией в области информационных технологий, и тогда ей понадобится быстро и экономически эффективно обучить значительное количество персонала последним новшествам в информационных технологиях.
Количество работы по организации очных курсов по информационным технологиям, как, впрочем, и по любому другому предмету, многим сотрудникам кажется ужасающе необъятным. Но эту проблему можно решить через самостоятельное и экономически выгодное обучение сотрудников в корпоративных учебных центрах, действительно чрезвычайно удобных для приобретения навыков в области информационных технологий; качество и ассортимент CD/DVD и программ электронного обучения, доступных ныне в этой области, впечатляет.
Навыки компьютерной грамотности столь же важны в бизнесе, как и более традиционные навыки чтения, письма и арифметики. Сегодня знакомство с компьютеризированными корпоративными системами и общеизвестными пакетами программ по издательскому делу, текстообработке, составлению электронных таблиц и компьютерной графике — необходимое условие приема на многие виды работ. В XXI веке каждый должен быть знаком с компьютерной грамотой.
Практический подход к работе с аппаратным обеспечением, использование в корпоративном центре различных средств передачи информации — аудио- и видеоаппаратуры, CD/DVD, Интернета и электронной почты — при обучении навыкам работы с ними также способствуют развитию новых умений у персонала. Страх, связанный с использованием компьютера, быстро преодолевается. В любом случае, при необходимости всегда можно воспользоваться полезными методическими навыками и дружелюбными рекомендациями координатора центра. К тому же программы электронного обучения направлены на совместную работу, осуществляемую при интерактивной помощи наставников и преподавателей. Что еще важнее — корпоративный учебный центр представляет собой ресурс, призванный помочь сотрудникам в решении стоящих перед ними профессиональных задач.
Обучающаяся организация
Большинство организаций стремятся выглядеть современными и прогрессивными, и создание передовых корпоративных учебных центров — относительно новый и недорогой подход к подготовке специалистов. Чтобы сохранить конкурентоспособность, необходимо идти в ногу с прогрессом в области информационных технологий. Еще важнее достаточная компетентность коллектива, его готовность и умение эффективно использовать информационные технологии. Теперь специальные знания в этой области можно получить самостоятельно — в корпоративных учебных центрах. Компании также хотят продемонстрировать, что они предпринимают конкретные шаги в этом направлении и намерены стать обучающейся организацией, поддерживающей концепцию непрерывного пожизненного обучения и расширения полномочий сотрудников.
Специалисты утверждают, что японские компании сохраняют за собой конкурентное превосходство благодаря значительным инвестициям в обучение сотрудников. Исследования показывают, что Британия и Ирландия значительно отстают по капиталовложениям в повышение квалификации, если сравнивать с прочими странами ЕС (например, с Германией, которая славится своей высокой культурой обучения, США и Японией). В настоящий момент открытое обучение рассматривается как практичный, экономически выгодный и демократичный метод подготовки, обучения, развития и расширения полномочий коллектива, а также как действенный способ преодолеть разрыв в подготовке сотрудников.
На Западе нам придется отказаться от подхода, основанного на принципах научного управления, разработанных в начале ХХ века Тейлором: менеджеры (управляющие) должны думать (начальник понимает все лучше всех и имеет монополию на знания), а рабочие — работать. Согласно этому подходу, ответственность за планирование и контроль работы лежит исключительно на руководителе. Он разрабатывает методы работы, а работники делают то, что им сказано. Это шаблонный командно-административный подход, в свете которого работники рассматриваются в первую очередь как мускулы, а не мозг. Современный тип менеджмента полагает, что работники имеют право голоса в организации труда и обязаны нести ответственность за собственное обучение. Следовательно, необходимо мотивировать сотрудников на использование их умственных и творческих способностей для улучшения методов и приемов работы, а также для повышения уровня их самостоятельности.
Используя современную технологию, корпоративный учебный центр знакомит учащихся с последними разработками в области информационных технологий. В наличии имеются ознакомительные программы для работы с клавиатурой, компьютером и Интернетом. Они помогут новичкам на первых этапах обучения. Более продвинутым студентам предлагаются курсы на CD/DVD и программы электронного обучения для всех крупных программных пакетов, включая и Microsoft Windows: по сравнению с очными курсами такой способ обучения имеет немаловажное преимущество — саморегуляция темпа обучения, позволяющая при необходимости повторять пройденный материал. Люди, пользующиеся курсами на CD/DVD и программами электронного обучения, зачастую находят их более гибкими и эффективными.
Открытое обучение — фундамент общества, основанного на знаниях
Применяя образовательные технологии, корпоративные учебные центры используют особую систему передачи знаний и навыков для удовлетворения нужд обучения и профессионального роста. Открытое обучение следует рассматривать скорее как дополнение к традиционным методам подготовки, нежели как замену им. Филип Уотерхауз (Waterhouse, 1990) полагает, что открытое обучение учит людей быть готовыми к требованиям рынка труда в стремительно развивающемся высокотехнологичном обществе. Компьютерное обучение (включая электронное) располагает сейчас широким ассортиментом качественных программ, с которыми не может сравниться даже великолепно укомплектованный специалистами сектор традиционного обучения. В действительности наилучшим путем развития сегодня считается смешанное обучение — процесс, в рамках которого четкие учебные потребности и стиль обучения, предпочитаемый конкретным человеком, сочетаются с широким ассортиментом учебного материала и методик. Эта модель включает в себя комбинацию разнообразных форм и стилей обучения: электронное обучение, онлайн-общение с наставниками, тренинг с инструктором, обучение на рабочем месте, а также использование книг, аудио- и видеокассет, компакт-дисков и курсов на CD/DVD-носителях. Было подсчитано, что сейчас база знаний общества увеличивается вдвое каждые семь лет. В современном мире люди имеют тенденцию в течение жизни менять работу и добиваться успехов в различных видах деятельности. Время пожизненной постоянной работы до пенсии ушло. Следовательно, неотъемлемым должно стать общее стремление совершенствовать полученные навыки и при необходимости приобретать новые. В современном мире базовые навыки работы на компьютере являются непременным условием для выживания на рабочем месте. Программы интернет-обучения и системы управления знаниями обеспечивают огромному количеству людей доступ к нужной информации. В наши дни жизненно важными качествами считаются умение учиться и способность продолжать обучение. Именно интеллектуальный капитал, или совокупность знаний сотрудников, дает компании конкурентное преимущество.
Непрерывное профессиональное образование
В современных социально-экономических условиях, когда смена идей, знаний и технологий происходит скорее, чем смена человеческого поколения, запаса однажды приобретенных профессиональных знаний — каким бы замечательным ни было полученное образование — хватает лишь на пять, максимум на десять лет. Инженеры, бухгалтеры, технические и иного рода специалисты прекрасно осознают: чтобы идти в ногу со временем, необходимо предпринимать конструктивные действия и обновлять имеющуюся базу знаний. Это понимают сегодня и многие профессиональные институты (в том числе в области бухгалтерии, инженерного дела и управления персоналом) и потому требуют от своих членов ежегодного совершенствования навыков. Электронное же обучение облегчает личностный рост и профессиональное развитие в современных условиях.
Необходимость непрерывного образования, всеобъемлющего по полноте, индивидуализированного по времени, темпам и направленности, предоставляющего каждому человеку возможность реализации собственной программы его получения, осознана и работниками, и образовательными организациями достаточно давно. Сегодня корпоративные учебные центры располагают некоторыми специально разработанными программами (в том числе электронного обучения), соответствующими требованиям, предъявляемым профессиональными институтами для непрерывного образования. Это позволяет экономить на расходах, возникающих при необходимости посещения сотрудником внешних курсов, стоимость которых порой оказывается для компании слишком высокой. О сертификации курсов в рамках корпоративного учебного центра можно договориться с местными учреждениями образования.
Ключевые преимущества открытого обучения
Карл Харпер (Harper, 1993) резюмировал аргументацию в пользу открытого обучения с точки зрения перспектив для человека, получающего новые знания. Итак, открытое обучение:
- признает, что разные студенты приобретают знания различными темпами и способами;
- способствует повышению активности студентов в процессе обучения;
- содействует повышению ответственности студентов за собственное обучение;
- помогает студентам учиться получать знания;
- вырабатывает мотивацию и целеустремленность, а также стимулирует навыки самоуправления;
- рассеивает распространенное в студенческой среде заблуждение, будто посещение курса эквивалентно затраченным усилиям и полученным результатам.
Люди учатся различными темпами и способами
Когда обучение происходит на очном курсе, метод подачи материала преподавателем рассчитан исходя из общего знаменателя опыта, знаний и возможностей всех обучающихся. В рамках такого подхода индивидуальная склонность к обучению и исходный уровень знаний каждого студента во внимание не принимаются. В итоге, например, обучаемый, только чтобы усвоить тот небольшой объем новых и важных для него сведений, который содержится в предложенной ему программе, вынужден порой высиживать весь курс до конца.
Компьютерное обучение позволяет получать прямой доступ к необходимой информации; его ключевой принцип — повторение и практика — помогает воплощать в жизнь курсы открытого обучения: вы вправе возвращаться к различным разделам материала так часто и столько раз, сколько вам потребуется для приобретения соответствующей базы навыков или знаний. При очном обучении подобное не практикуется.
При использовании компьютерных обучающих программ или программ электронного обучения можно быть уверенным в том, что все студенты используют одну и ту же стандартную программу, тогда как при очном обучении могут наблюдаться различия, связанные с особенностями в манере преподнесения материала и/или вызванные переменой в настроении и восприимчивости студента.
Компьютерное обучение учитывает разные стили приобретения знаний и навыков. Исследование на тему восприятия и запоминания людьми новой информации свидетельствует: мы усваиваем 20% из того, что слышим, 40% из того, что видим и слышим, и 75% из того, что видим, слышим и делаем. При работе с мультимедиа задействованы все три способа восприятия — зрительное, осязательное и слуховое.
Сравнительные исследования показали, что компьютерное обучение, учитывающее потребности каждого — и визуала, и кинестетика, и аудиала, — значительно эффективнее традиционного обучения: люди учатся быстрее (и порой — в два раза!) и усваивают больше. Основных факторов, способствующих такому прогрессу, два:
самоуправление (обучение, основанное на самоуправлении, позволяет студенту самостоятельно выбрать наиболее эффективный, соответствующий его индивидуальным особенностям и потребностям способ изучения материала);
взаимодействие и обратная связь (специально разработанные обучающие программы предоставляют студенту возможность хорошо закрепить материал путем выполнения множества упражнений; для сравнения: некоторые курсы не дают студентам возможность продвигаться дальше до тех пор, пока не будут успешно отработаны предыдущие этапы обучения).
Более сфокусированное и активное обучение
На курсах корпоративного учебного центра каждому предоставляется возможность сосредоточить свои усилия именно на тех областях знаний и навыков, в которых он хотел бы совершенствоваться, — от второстепенных областей, при желании, вы вправе отказаться и пропустить их, чтобы сконцентрироваться на вопросах, имеющих первостепенное значение для удовлетворения ваших актуальных индивидуальных потребностей. Вы можете возвращаться к предыдущим разделам, продвигаться вперед, опускать ненужную информацию, останавливаться, повторять материал и выходить из программы обучения тогда, когда пожелаете.
Благодаря стремительному прогрессу в области информационных технологий, недостатки, возникавшие при программированном обучении на громоздких обучающих машинах, преимущественно устранены. По существу, все лучшее из того, что есть в теории обучения, успешно собрано воедино, уже использовано при разработке программ компьютерного обучения и успешно способствует процессу быстрого, эффективного восприятия и усвоения знаний, приносящему удовольствие самим обучаемым. Джон Фрикер (Fricker, 1988) акцентирует необходимость ориентированности курсов открытого обучения на пользователя и утверждает: материал и стиль его подачи должны быть практичными и визуально приятными — максимально способствующими активному обучению.
Ответственность студента
Хилари Темпл (Temple, 1988) утверждает, что компаниям нужны предприимчивые и инициативные люди, способные самостоятельно выбирать направление своей деятельности. В обстановке стремительных перемен и конкуренции компаниям необходимо воспитывать уверенный в себе и инициативный персонал, заинтересованный в обучении и приобретении новых навыков. Философия, согласно которой начальство обладает монополией на умственные способности, идеи и знания, выходит из моды. Необходимо привлекать творческий потенциал и знания сотрудников, поощрять и воспитывать рост интеллектуального капитала.
Открытое обучение — идеальное средство развития необходимых навыков и жизненных позиций, основанных на уверенности в себе и инициативе, потому как именно эти качества воспитываются в рамках программ открытого обучения. Уверенный в себе сотрудник не ждет, пока ему скажут, что нужно изучать. Работники сами определяют свои учебные потребности, составляют собственные планы личностного развития, а затем приступают к самостоятельному удовлетворению установленных потребностей. Открытое обучение располагает необходимыми для этого средствами. На практике встречаются люди, лишенные таких личностных качеств, как самомотивация и самодисциплина, — они неспособны взять на себя ответственность за собственное обучение. Этой категории людей необходим традиционный подход к обучению, с преподавателем — для поощрения и управления учебным процессом; кроме того, они нуждаются в поддержке и рекомендациях со стороны руководства в качестве стимула для развития.
Помощь студентам в обучении
Характерной чертой компьютерного и электронного обучения является взаимодействие, а также постоянная обратная связь и оценка результатов деятельности. При разработке курсов используются принципы программированного обучения. Главный акцент компьютерного и электронного обучения ставится на том, чтобы помочь студентам обучаться эффективно. Информация преподносится порциями и вкупе с сопутствующими вопросами для проверки понимания — по принципу «стимул — реакция — закрепление». Учащиеся не продвигаются вперед до тех пор, пока не овладеют соответствующими навыками или знаниями. Происходит постепенное приобретение навыков и практического опыта, а вероятность перегрузки информацией крайне мала. Поскольку рабочее место обучаемого сотрудника расположено, что называется, по соседству, они могут сразу же применять полученные навыки и знания в реальной рабочей ситуации.
Обратная связь является важным принципом обучения и предусмотрена автоматически во всех правильно разработанных и высококачественных учебных курсах. Некоторые из них не позволяют продвигаться далее до тех пор, пока удовлетворительно не пройден предыдущий раздел. Более формальная оценка в виде экзаменов, вопросников и тестов также может быть характерной чертой программ открытого обучения.
Мотивация
Наличие корпоративного учебного центра в компании способно поднять моральный дух сотрудников и повысить их мотивацию. Создание центра является очевидной демонстрацией заботы фирмы о повышении квалификации своих работников. Обучающиеся становятся независимыми и получают стимул для определения и удовлетворения собственных учебных потребностей оптимальным для себя способом и тогда, когда сами сочтут это необходимым. Они составляют собственные планы личностного развития, сами определяют цели обучения и становятся ответственными за свою подготовку, ощущая, таким образом, расширение собственных полномочий. Как отмечает Дэн Колдвей (Coldeway, 1982), это соответствует современной теории образования и новому типу менеджмента.
Чтобы привлечь учащихся, опыт подготовки, полученный в корпоративном учебном центре, должен давать сотрудникам возможность развивать способности, имеющие непосредственную важность в их работе. Обучение должно восприниматься как процесс, полезный для карьерного роста и способствующий продвижению внутри компании либо за ее пределами. Необходимо проводить политику, в соответствии с которой подготовка в корпоративном учебном центре станет восприниматься коллегами обучающегося как факт, заслуживающий уважения и повышающий статус самого обучающегося. Все перечисленные факторы непременно возымеют влияние на мотивацию учащихся.
Посещение еще не значит старание плюс достижения
Если человек посещает очные курсы, это совсем еще не означает, что он действительно занимается там обучением. Например, такое случается, когда начальники направляют туда своих людей волевым решением, вынуждая посещать учебные курсы против их собственной воли. Естественно, в подобных условиях уровень их целеустремленности окажется крайне незначительным. Или когда людей отправляют на курсы по неправильным причинам — например, в награду за хорошую работу или для отдыха и восстановления, — вряд ли и эти студенты отнесутся к обучению ответственно. Так или иначе, дремать и отвлекаться на очных курсах гораздо легче, нежели на курсах корпоративного центра. Причиной тому прочная обратная связь, которая характерна именно для программ открытого обучения.
Наличие времени и места
Преграды в традиционном обучении зачастую порождены его недостаточной доступностью. Это происходит либо по причине нехватки нужных курсов, либо из-за расстояния или бытовых и профессиональных ограничений. Корпоративные учебные центры доставляют обучение напрямую пользователю в удобное для него время и место, используя при этом высококачественный и проверенный учебный материал, в том числе и широкий диапазон программ интернет-обучения. В журнале Business Wire (17 апреля 2000 года) рассказывается, что компания Gates Rubber в США использует сайт корпоративного обучения click2learn.com на условиях «плати по мере продвижения» и сотрудники получают доступ к тысячам интернет-курсов, учебников и компакт-дисков, направленных на изучение информационных технологий и бизнес-дисциплин. Новый сайт электронного обучения разработан в соответствии с дизайном и стандартами навигации веб-сайта компании Gates и соединен с внутренней корпоративной сетью.
Гибкость
Сотрудники могут посещать курсы открытого обучения 1) в индивидуальном темпе, 2) в удобное для них время и 3) без надзора, не испытывая при этом угрозы или страха конкуренции. Подойдет и обеденный перерыв, и время до либо после основного рабочего времени, и выходные дни, да и вообще любое время в течение рабочего дня, которое начальство разрешит использовать для обучения. Сменные работники могут пользоваться теми возможностями обучения, которые обычно были недоступны из-за неудобного графика работы. Заниматься в рамках курсов можно так часто, как это требуется, повторяя сложные темы по мере необходимости.
Обучение осуществляется круглогодично, по запросу, что невозможно в случае очного обучения. Кроме того, многие образовательные и учебные учреждения закрываются на время летних отпусков, а также в период рождественских и пасхальных каникул. При открытом обучении срывы в работе сведены к минимуму, а время на дорогу и затраты на проживание исключаются. Люди становятся более гибкими в своем отношении к новым методикам и технологиям, и особенно — в принятии перемен благодаря непрерывному обучению в течение всей жизни. Подход «заходи и бери, что надо» формирует дух и культуру обучения и у отдельно взятого сотрудника, и в рамках всей организации. Факторы, препятствующие обучению, устраняются тогда, когда оно становится доступным всем сотрудникам.
Крупным преимуществом корпоративного учебного центра является то, что сотрудники, располагающие определенным количеством свободного времени, могут использовать возможности центра для повышения уровня своих знаний и навыков вместо того, чтобы посещать внутренние и внешние очные курсы в строго установленное время, которое может оказаться для них не совсем подходящим.
Равенство
Существует множество препятствий, которые мешают персоналу воспользоваться возможностями обучения и повышения квалификации. Некоторым людям сложно посещать курсы, проводимые централизованно в головном офисе компании, потому как это влечет за собой трату времени на дорогу и отсутствие дома по вечерам (со всеми возможными в подобной ситуации негативными последствиями для семейных отношений). Сотрудники с частичной занятостью, временный персонал и посменные работники зачастую исключаются из числа тех, кто может посещать традиционные курсы профессиональной подготовки и повышения квалификации. Курсы в корпоративных учебных центрах более доступны. Открытое обучение рассматривается как средство удовлетворения учебных потребностей, не требующее отрыва от производства, затрат времени на дорогу и отсутствия дома по вечерам.
Исследования показывают, что сотрудники в возрасте обучаются медленнее, чем молодежь. Они также испытывают незначительные ухудшения памяти. Такие обучающиеся зачастую неохотно посещают очные программы подготовки из-за боязни отставания и опасений выглядеть глупо по сравнению со своими молодыми коллегами. Конфиденциальность и саморегуляция темпа обучения, присущие подходу корпоративного учебного центра, решают эту проблему. Студенты в возрасте считают особым преимуществом компьютерного обучения предоставленную им возможность самостоятельно, по своему усмотрению, управлять темпом своей работы, количеством повторений сложных вопросов и способами изучения и применения новых концепций. Корпоративный учебный центр предоставляет технические средства для непрерывного обучения вне зависимости от возраста, а также дает шансы для личностного развития и — нередко — для карьерного роста.
Стратегия компании хороша в том случае, если возможности обучения предоставляются на демократичной основе и охватывают как можно более широкий диапазон и количество сотрудников. Корпоративный учебный центр предоставляет такую возможность и возлагает ответственность за обучение на самого студента — как это и должно быть. Требование, предъявляемое к студенту, — это желание и готовность учиться, выраженные в форме затраченного времени, силы воли, настойчивости, самоотверженности и стараний. Обучение — тяжелая работа. Она требует усилий и жертв в настоящем взамен на достижения в будущем.
Сохраняя конкурентное преимущество
Конкретные потребности в обучении должны быть включены в индивидуальные планы обучения и производственные планы работника, создаваемые на основе годовых бизнес-планов и стратегических задач компании. Идея непрерывного совершенствования крайне важна для процветания и выживания в бизнесе. Непрерывная модернизация в таких областях, как разработка продукции, производственный процесс, обслуживание клиентов, организационная структура предприятия, информационные технологии и телекоммуникации, предполагает обязательное и регулярное повышение сотрудниками своих знаний и навыков. Современные рабочие места должны все более и более походить на учебные сообщества, существующие при университетах. Фактически, некоторые компании, например Motorola, основали свои собственные корпоративные университеты. Корпоративные учебные центры, подобно корпоративным университетам, должны стать очевидным фундаментом философии обучающейся организации и концепции непрерывного обучения, подготовки и повышения квалификации сотрудников. Рут Прикетт (Prickett, 2002) утверждает: вполне возможно, в будущем работодателям придется делать более значительные инвестиции в технологию электронного обучения, чтобы отвечать требованиям все более осведомленных клиентов. Сегодня уже существует электронное обучение для клиентов. Так, например, Чарльз Шваб оказывает консультационные услуги по управлению акционерным капиталом в режиме онлайн и предлагает подписчикам электронные уроки по инвестированию.
Модульная структура
Курсы корпоративного учебного центра имеют модульную структуру. Но необходимо помнить: объем модуля должен быть относительно небольшим, чтобы не лишать людей мотивации. Путь в тысячу миль начинается с одного шага. Люди получают мотивы для обучения путем концентрации на учебных задачах, которая поддерживается доступными для усвоения и легко управляемыми порциями учебного материала. Закрепление материала и поощрение должно стать характерной чертой каждого этапа обучения.
Модульная структура курсов также способствует подходу, при котором сотрудники обучаются тогда, когда располагают свободным временем. На практике обучение можно организовать в виде получасовых блоков. Учитывая, что в среднем продолжительность концентрации внимания фактически составляет 20 минут, получасовые учебные занятия являются почти идеальными по сроку, поскольку позволяют максимально удержать внимание и добиться наилучших результатов в обучении.
Пятиминутные перерывы каждый час и двухминутные каждые 20 минут позволят сохранять желательную концентрацию внимания на должном уровне. Открытое обучение дает учащимся возможность самостоятельно определять не только периодичность занятий и перерывов, но также содержание и форму обучения.
Поскольку большинство обучающих программ имеет модульную структуру, студенты могут использовать меню для перехода к конкретным темам, которые они хотят изучать. Таким образом, необходимость обращаться к уже известной информации попросту не возникает, и процесс обучения ускоряется.
Психолог Георг Миллер открыл правило памяти «семь плюс минус два (7 ± 2)», согласно которому у людей возникают сложности при запоминании более девяти элементов информации за один раз. Исходя из этого, модульная структура обучающей программы должна содержать не более девяти модулей, каждый модуль — не более девяти разделов, а каждый раздел — не более девяти пунктов. Это необходимо помнить при разработке и выборе обучающих программ. Модульная структура позволяет быстро перемещаться по программе, не придерживаясь строгой последовательности. Она также помогает студенту находить конкретную информацию, которая ему требуется в данный момент, а удобное меню упрощает этот процесс.
Лучший контроль качества обучения
Качество и актуальность программ корпоративного обучения можно проверить и оценить заблаговременно. Здесь обеспечивается единообразие изложения учебного материала, которое невозможно при традиционном обучении. Решение об отправке сотрудника на внешние курсы зачастую принимается под впечатлением от глянцевых проспектов, а не на основании надлежащей проверки их качества.
Качество материала курсов открытого обучения отличается последовательностью и не зависит от настроения преподавателя. Учителя освобождаются от преподавательской рутины, что позволяет им сконцентрироваться на более актуальных, срочных и специфических потребностях своей организации. Требования к обучающим программам с годами значительно возрастают, а ассортимент и качество обучающих программ и программ электронного обучения оцениваются положительно. При выборе материалов для корпоративного учебного центра необходимо ориентироваться на лучшее из того, что имеется в наличии.
Сейчас большинство программ разрабатываются в соответствии с лучшими концепциями в области образования и обучения. Программы открытого обучения перед выпуском на рынок тщательно тестируются разработчиком. Обратная связь с клиентом осуществляется путем выборочного заполнения опросных листов, интервью и т.д. На основании полученных отзывов вносятся необходимые изменения. Поскольку затраты известны заранее, процесс составления, контроля и управления бюджетом такого рода работ значительно облегчен. Системы управления обучением способны решать задачи высокого уровня сложности и таким образом облегчают организацию, управление и оценку программ.
Имитационные модели
Мультимедийные программы обучения дают сотрудникам возможность без риска изучать работу дорогого и потенциально опасного оборудования в безопасной обстановке. Например, в армии при подготовке солдат часто используют компьютерную технологию имитационного моделирования. Также можно изучать технику безопасности на рабочем месте. Так, при подготовке энергетиков используется программа имитационного моделирования эксплуатации электростанций, а при подготовке пилотов — пилотажные тренажеры. Майкл Лавитт (Lavitt, 1995), к примеру, пишет о том, что одна израильская фирма предлагает мультимедийную учебно-имитационную систему опознавания самолетов, которую можно использовать на всех этапах подготовки пилотов, летных экипажей и сотрудников разведслужб. Сложность имитационных устройств повысилась с развитием виртуальной реальности, и поэтому возможности потенциального применения этой новой технологии поистине грандиозны.
Клайв Шеферд (Shepherd, 2001, March 1) говорит о том, что программы моделирования бизнеса используются в таких сферах, как финансы и бухгалтерский учет. С помощью этих программ студенты работают с широким спектром финансовых переменных и изучают воздействие этих переменных друг на друга.
Программы по технике безопасности, здравоохранению и социальному обеспечению теперь доступны на видео и CD/DVD-носителях, а также в рамках программ интернет-обучения. Есть компании, которые разрабатывают свои собственные видеокурсы для обучения в этих сферах. Содержание таких курсов и их качество выполнено в соответствии с национальным законодательством и специфическими потребностями организаций (для коих данные курсы, собственно, и разрабатываются). Важно помнить, что существуют законодательные требования, согласно которым компания обязана соответствовать нормам безопасности, а сотрудники должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности. Электронное обучение в особенности подходит для освоения нормативных дисциплин, таких как охрана труда, техника безопасности, бухгалтерский учет.
Программы-помощники
Программы-помощники позволяют осуществлять своевременное обучение посредством сети Интернет или внутренней корпоративной сети. Их можно установить на компьютере как средство обучения на рабочем месте или как систему управления знаниями и пользоваться ими по мере необходимости. Кстати, именно когда есть срочная необходимость изучения и применения тех или иных навыков, приобретение и закрепление многих из них происходит более эффективно. Если провести подготовку преждевременно, студенты забудут изученный материал. Если провести ее слишком поздно, то вскоре окажется, что студенты уже изучили материал методом проб и ошибок, а это вызовет рост использования непригодных и малоэффективных методов работы.
Программы-помощники можно использовать вместо громоздких руководств по эксплуатации, подробных справочников или помощи супервайзера. Например, как пишет Ральф Гэнджер (Ganger, 1994), типичная банковская справочная система устанавливается на персональных компьютерах, и служащие пользуются ей в тех случаях, когда клиент запрашивает одну из дюжины относительно сложных банковских операций. Служащий вводит тип операции — программа выдает список всех необходимых форм, требования к их размещению и операции, которые нужно при этом выполнить. Очевидно, что со временем пользователь будет обращаться к системе определения форм и процедур все реже, то есть станет более самостоятельным.
Клайв Шеферд (Shepherd, 2001, June 1) считает разработку учебных объектов неотъемлемой частью систем управления знаниями. Он отмечает растущий интерес к учебным объектам — небольшим самостоятельным модулям, призванным оказывать своевременную помощь при обучении. При исполь зовании компьютерных программ студентам нужны справочные окна, а также несколько веб-страниц для получения конкретных инструкций. Значительная часть обучения на рабочем месте будет организована в форме двух-трехминутных порций материала вместо двух- или трехдневных курсов.
Нет панацеи для удовлетворения всех потребностей в обучении
Открытое обучение вряд ли является универсальным средством удовлетворения всех потребностей в обучении как таковом. Компьютерное обучение хорошо подходит для изучения технических предметов, таких как бухгалтерия, информационные технологии и инженерное дело. Сейчас многие отделы обучения используют компьютерное преподавание при обучении не только компьютерной грамотности, но и другим техническим навыкам. Тем не менее в определенных сферах, таких как навыки межличностного общения, лучше использовать иные методы, в том числе традиционные учебные и подготовительные курсы, а также обучение на рабочем месте.
Например, если вы просмотрите видеокурс или пройдете курс компьютерного обучения, о теории вождения автомобиля вы узнаете все, но научиться водить машину все-таки не сможете, потому что необходим практический опыт, а он приобретается только в процессе самого вождения. Обучению практическим навыкам наилучшим образом способствуют наглядные демонстрации, регулярная практика и мгновенная ответная реакция.
При изучении предметов из области бизнеса и менеджмента теоретические знания можно почерпнуть из программ компьютерного и электронного обучения. Однако эти знания необходимо подкреплять практическим опытом, без которого невозможно правильное понимание материала и приобретение практических умений и навыков. Теорию публичных выступлений можно изучить с помощью курса в рамках центра открытого обучения, но практические навыки приобретаются только на очных курсах. Аналогично, можно изучить все о теории письма, работая с компьютерной программой, но без практики и живой тренировки навыков письменной речи мастером пера вам не стать. Роуз Кеттекел (Kattackal, 1994) утверждает:
Компьютерное обучение представляет собой лишь один из элементов головоломки под названием «обучение». Его нельзя использовать изолированно, оно должно сочетаться с другими методами, в том числе и с обучением на рабочем месте. Новый член коллектива может изучить процесс аудита, ознакомившись при помощи программы компьютерного обучения с понятиями, методами и техниками. Однако с помощью такого рода изолированного обучения не удастся подготовить компетентного аудитора.
Развитие навыков проведения презентаций и умения пользоваться письменной речью, проводить собеседования, развитие аналитических способностей — это лишь малая толика тех трудных задач, которые нельзя решить полностью, пользуясь исключительно компьютерными программами… по крайней мере, пока. В целом, компьютерное обучение — наилучший выбор для изучения прикладных компьютерных программ, но не особо эффективный пока для передачи навыков аудита.
Стенли Стефенсон (Stephenson, 1992) пришел к заключению, что даже при компьютерном обучении присутствие преподавателя повышает исполнительность: «Рядом с вами находится другой человек, который осведомлен о ваших действиях. В этом что-то есть, и это «что-то» влияет на ваше поведение». Исследование, проведенное в 2002 году компанией Thompson Corporation — материнской компанией фирмы NETg, — показало: электронное обучение наиболее эффективно тогда, когда оно становится частью смешанной программы, объединяющей, как правило, интерактивную подачу материала, программы имитационного моделирования, консультации с наставником в режиме онлайн и тренинг с инструктором.
Существует опасность, что создание корпоративного учебного центра может оказаться самоцелью, а истинная сущность — результативность его работы — останется без должного внимания. Какой бы впечатляющей не казалась технология, она должна рассматриваться просто — как еще один способ осуществления подготовки. В некоторых компаниях корпоративные учебные центры, действительно, не имели успеха и были закрыты — главным образом, из-за несостоятельности при определении реальных потребностей бизнеса плюс некомпетентное планирование, слабый маркетинг и отсутствие поддержки со стороны начальства и сотрудников. Следует учесть, что корпоративный учебный центр предлагает экономически выгодную альтернативу некоторым традиционным формам обучения, но если вашей организации это вряд ли требуется, производить капиталовложения не стоит.
Резюме
В течение нескольких последних лет происходит постепенный отход от концепции обучения, сфокусированной на преподавателе (который лучше знает потребности студентов и сам определяет, чему и как их учить), в сторону подхода, центральной фигурой которого является студент и его самоподготовка (обучаемый сам несет ответственность за свою подготовку и лучше знает, что и как ему надо учить). Факторов, способствовавших развитию этой тенденции, несколько: повышение стандартов компьютерной грамотности, возросшая сложность компьютерных технологий, усовершенствования в области телекоммуникационных систем, доступ к сети Интернет, развитие программ электронного обучения и систем использования знаний, расширение ассортимента программного обеспечения и падение цен на аппаратное и программное обеспечение. Потребность в расширении полномочий сотрудников и в создании культуры обучающейся организации стали дополнительными мотивационными факторами для создания корпоративных учебных центров.
Ключевыми преимуществами открытого обучения признаны следующие:
- оно рассчитано на людей, которые учатся разными темпами и способами;
- стимулирует активное обучение;
- способствует повышению ответственности человека за собственное обучение;
- помогает людям учиться получать знания;
- вырабатывает мотивацию и целеустремленность;
- рассеивает заблуждение, будто посещение курсов равно затраченным усилиям и достижениям.
К прочим преимуществам открытого обучения относятся:
- наличие времени и места;
- повышенная гибкость;
- содействие равенству возможностей;
- помощь в создании или поддержании конкурентного преимущества;
- модульная структура для более целенаправленного использования;
- повышенный контроль качества обучения;
- моделирование правил техники безопасности;
- обеспечение вспомогательными средствами в работе и своевременность обучения (при появлении острой необходимости).
Открытое обучение не является универсальным средством удовлетворения всех учебных потребностей — для удовлетворения иных более подходят очные курсы подготовки или смешанный подход к обучению.
Глава из книги "Корпоративный учебный центр. Создание и управление" любезно предоставлена издательством "Гревцов Паблишер".
|
|