Неденежные формы поощрения: когда и как они работают лучше всего

Раздел: Управление персоналом
Подраздел: Мотивация персонала
Автор(ы): Джeppи МакАдaмс (Jerry MacAdams)
Источник: "Элитариум"
размещено: 01.10.2013
обращений: 31981

Неденежные формы поощрения: когда и как они работают лучше всего
Иллюстрация: Shutterstock
Спросите сотрудников, какой вид вознаграждения служит для них стимулом, и они, вероятнее всего, ответят «денежный». Практики в сфере возвознаграждения труда редко рассматривают какую-либо другую форму вознаграждения. Мы думаем о денежной форме вознаграждения и разрабатываем ее, потому что именно в этой форме мы платим и нам платят. Однако это не единственный эффективный вид вознаграждения. Спросите любого, кто получил за выдающиеся результаты в труде туристическую путевку или новую стереосистему.

Проведенные опросы показывают, что признание хорошо проделанной работы — наиболее часто упоминаемый фактор мотивации к тому, чтобы трудиться еще лучше. В качестве других важных факторов указывают также «интересную работу» и «понимание того, что мое мнение что-то значит» — а вот деньги в этом списке обычно располагаются ниже.

Неденежные формы вознаграждения уникальны тем, что выполняют двойную задачу: они обладают достаточной ценностью и привлекательностью, чтобы стимулировать людей к повышению эффективности их труда, а также обеспечивают признание, которое для современных работников приобретает все большее значение.

Основания для применения неденежных форм вознаграждения

  1. Дополняют справедливую систему возвознаграждения труда. Если люди считают, что их труд не вознаграждается справедливо, следует сначала исправить систему базового возвознаграждения и лишь затем пытаться ставить новые задачи, стимулируя их решение неденежными формами вознаграждения.

  2. Обеспечивают общественное признание значительных результатов в труде. Неденежные формы вознаграждения несут в себе элемент общественного признания. Их можно с гордостью показывать коллегам, родственникам и соседям; эти награды материальны, их можно увидеть. Они обладают значительно большими возможностями к демонстрации, нежели деньги. Сотрудник будет хвастаться новой стереосистемой, полученной за хорошую работу, и показывать ее своим друзьям и родственникам. Тот же самый сотрудник не станет с готовностью обсуждать размер полученной денежной премии.

  3. Эффективны для большинства категорий сотрудников. В частном секторе неденежные вознаграждения действенны в отделах, не связанных с продажами. Они работают в сочетании с любой действующей системой стимулирования кроме сдельной заработной платы; в отделах сбыта — для отдельных сотрудников или групп; в отделах обслуживания или технической поддержки — в сочетании с любой системой возвознаграждения труда.

Формы неденежного вознаграждения

Пять основных форм неденежного вознаграждения — это социальное одобрение, ценные подарки, туристические путевки, символические награды и заработанные отгулы.

  • Социальное одобрение. Привлечение к выработке решений, выслушивание, похлопывание по спине, проявление знаков уважения, учет мнения, профессиональное обучение и различные мероприятия (пикники, распродажи с машин, благотворительные дни и т. д.) Должно стать неотъемлемой частью всех методик управления. Большинство из перечисленных видов поощрения зависит от стиля руководства и может использоваться в качестве социального одобрения сотрудников и демонстрации того, насколько организация их ценит.

  • Профессиональное обучение и развитие. Не считаемые обычно награждением профессиональное обучение и развитие начинают становиться очень важными стимулирующими факторами, по мере того как люди все больше испытывают потребность или желание повышать свою квалификацию, чтобы соответствовать постоянно меняющимся запросам рынка труда. Эта форма вознаграждения доказала свою эффективность особенно в сфере высоких технологий, где считается весьма желательным оставаться на уровне или находиться в первых рядах.

  • Ценные подарки. Заранее отобранные предметы или предоставление большого количества товаров из каталога на выбор в зависимости от количества заработанных баллов; они имеют значительную денежную стоимость, обычно превышающую 2% годового оклада, и предоставляются в качестве наград за повышение эффективности труда. Могут выдаваться сертификаты на определенную сумму, которые можно отоварить в местном отделении одной из общенациональных розничных сетей.

  • Путешествия. Туристические поездки, которые организация предоставляет отдельному сотруднику, его семье или группе сотрудников; стоимость составляет обычно от 250 до 4 000 долл. на человека. Используются также сертификаты стоимостью от 10 до 100 долл., которые можно потратить только на туристические поездки. Эти сертификаты накапливаются в течение некоторого периода времени и идут затем на оплату туристической поездки.

  • Символические награды. Подарки, в которых больше смысла, чем денежной ценности; нередко их называют подарками в знак признания заслуг. В качестве примеров можно привести почетные таблички с названием организации, кольца, значки, настольные письменные приборы, доведение до всеобщего сведения, бесплатные обеды, куртки, шляпы, зарезервированные места на автостоянке или членство в консультативных советах.

  • Заработанные отгулы. Оплачиваемое нерабочее время. Предоставляется помимо освобождения от работы с оплатой вследствие болезни, отпуска или нетрудоспособности. Последние виды освобождения от работы положены сотруднику в обязательном порядке или являются частью его трудового соглашения и потому не считаются награждением.

  • Гибкий график работы. Возможность регулировать свое рабочее время, чтобы оно в наибольшей степени удовлетворяло личным потребностям. По мере того как рынок труда становится все более узким и на нем все труднее найти квалифицированных работников, эта форма вознаграждения становится все более привлекательной.

Вне зависимости от вида награды, необходима тщательная разработка системы. Это кажется очевидным, но слишком часто системы вводят только потому, что «это казалось неплохой идеей» или «вроде бы все так делают». Необходимо тщательно изучить стратегические цели, стоящие перед каждой организацией, с целью разработки и создания систем, которые будут стимулировать сотрудников к тому, чтобы достичь и перекрыть эти цели.

Причины эффективности неденежных вознаграждений

  • Восприятие награды как приза. Каждый раз, когда человек смотрит на награду, будь то телевизор, видео, предмет мебели и т. д., или вспоминает поездку на Гавайи, которую он получил, став одним из лучших исполнителей или добившись повышения эффективности труда, он получает стимул для дальнейшего роста.

  • Проще продвигать по сравнению с деньгами. Легче и действеннее продвигать ценность неденежного вознаграждения, нежели его денежный эквивалент. Неденежным вознаграждениям присущ элемент радости и общественного признания, которого лишены деньги.

  • Большая гибкость по сравнению с деньгами. Неденежное награждение нельзя принять за элемент собственно системы возвознаграждения труда. Какая-либо обязательность его предоставления совсем или почти отсутствует. Использование неденежных награждений дает организации возможность обоснованного изменения критериев работы и задач и не бояться возмущения сотрудников, которые посчитают, что их денежный доход и уровень жизни может из-за этого снизиться.

  • Менее дорогостоящи, нежели денежные выплаты. Эффективность труда, как правило, возрастает на одну и ту же величину как при использовании денежных выплат, так и неденежных награждений, если, конечно, награда соответствует требуемому уровню повышения эффективности труда.

      Мы также опросили руководителей отделов сбыта, имеющих наибольший опыт применения неденежных награждений, насколько экономически выгодны такие вознаграждения по сравнению с денежными выплатами. Показатели работы возрастали примерно на 13% вне зависимости от того, применялись ли неденежные вознаграждения или денежные выплаты. Расходы на неденежные вознаграждения составили 4,1 цента на каждый доллар прироста. Это говорит о том, что неденежные вознаграждения дают значительно больший возврат инвестиций. Опыт автора работы с подразделениями, не связанными со сбытом, говорит примерно о том же: возврат инвестиций зачастую выше в случае применения неденежных награждений, нежели денежных выплат.

  • Способствуют вовлечению семьи и постановке целей. Неденежное награждение обладает только ему присущим свойством — оно вовлекает в процесс семью сотрудника. Каталог, принесенный сотрудником домой, дает возможность всем членам его семьи принять участие в выборе ценного подарка. Каталог позволяет членам семьи выбрать, что им нужно, и стимулирует сотрудника к достижению его личных целей. Свойство неденежных вознаграждений заинтересовывать и вовлекать семью является важным преимуществом, которое следует учитывать при выборе указанной формы вознаграждения.

Заключение

Существует множество форм вознаграждения, которые не хуже денег позволяют решать вопросы повышения эффективности работы. Следует шире использовать различные формы неденежного поощрения сотрудников. Во многих случаях неденежное награждение более пригодно по сравнению с денежным и может обеспечить организации большую прибыль на единицу вложенных средств.

Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.

Об авторе:

    Джeppи МакАдaмс (Jerry MacAdams), руководитель отдела общенациональных методик и систем материального и морального поощрения компании Watson Wyatt Worldwide.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Гуманократия. Как сделать компанию такой же гибкой, смелой и креативной, как люди внутри нееГуманократия. Как сделать компанию такой же гибкой, смелой и креативной, как люди внутри нее
Добейся максимума. Сильные стороны сотрудников на службе бизнесаДобейся максимума. Сильные стороны сотрудников на службе бизнеса
Help! Мой босс — обезьяна! Социальное поведение на работе с точки зрения биологииHelp! Мой босс — обезьяна! Социальное поведение на работе с точки зрения биологии



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)