Как пройти собеседование

Раздел: Управление персоналом
Автор(ы): Елена Полищук
размещено: 27.03.2020
обращений: 5740

Как известно, первое впечатление о человеке складывается в течение 30 секунд. Результат встречи с работодателем или рекрутером во многом зависит от вас. Как в самые сжатые сроки подготовиться к собеседованию; как не волноваться, о чем говорить, а о чем лучше промолчать; как себя вести, что надеть и что делать после встречи — читайте в главе из книги "Вы можете больше. Как находить работу и строить карьеру", где подробно описан метод поиска работы выпускниками американских бизнес-школ.
Вы можете больше. Как находить работу и строить карьеру (Елена Полищук)
ПОДРОБНЕЕ О КНИГЕ

Выстраивайте отношения

Мир тесен, а деловой мир тесен ещё больше. Когда я работала в Москве, меня пригласило на интервью крупное рекрутинговое агентство. Позиция была явно не моя, но мы долго бедовали с рекрутером. Через несколько лет я искала работу, но уже в Дубае. На удивление, мне ответил тот самый рекрутер, который переехал в Эмираты! Мы встретились, и он рассказал про «подводные камни» местного рынка.

Мою последнюю работу в отеле я нашла через хедхантера. Она написала мне на LinkedIn про вакансию в отеле в Дубае и предложила встретиться. Я только вступила в новую должность в отеле местной сети в соседнем Абу-Даби. Зная связи рекрутеров, я пригласила её на обед. Я рассказала о себе, а также озвучила, какую позицию и в каких компаниях в будущем хотела бы получить.

Через восемь месяцев, когда я поняла, что компания явно не моя, я написала письма всем рекрутерам, которых знала. Мне ответила моя знакомая.

— Слушай, Sofitel давно ищет маркетолога. Хотя я не сотрудничаю с ними сейчас, ты — идеальный кандидат, дай мне время переговорить с ними, — сказала она.

Рекрутер оказалась права и в итоге получила щедрые комиссионные за то, что «нашла» меня, а я проработала в этом отеле почти четыре года.

Выстраивайте отношения с рекрутерами и кадровиками. Даже если вам не подходят их предложения, будьте профессионалом, поблагодарите их и объясните причину отказа. Возможно, через некоторое время вы будете искать новое место, и именно этот человек сможет вам помочь.

Помните, что каждая встреча с рекрутером или будущим работодателем имеет свою цель. Ваша задача — произвести положительное впечатление, запомниться и получить ответ (ответный звонок, приглашение на собеседование или на работу и т. д.).

"Будь поучтивее с людьми, которых встречаешь, взбираясь наверх, ты ещё встретишься с ними, когда будешь спускаться". — Уилсон Мизнер

Первое, или информационное собеседование (часто по телефону или Skype), проводят около 30 минут, чтобы посмотреть на кандидатов и отобрать тех, кто потенциально подходит на должность.

Что надо знать о компании до собеседования

Чек-лист

  • Прочитать о компании на её сайте.

  • Прочитать отзывы сотрудников на Glassdoor.com

  • Найти сотрудников компании на LinkedIn.com

  • Имя генерального директора: _________________________.
    Если подаетесь на работу в сфере финансов, инвестиций, имя Chief Financial Officer: _________________________.

  • Согласно Wikipedia, основатель компании: ______________________.

  • Главный конкурент компании: ______________________.

  • Подписаться на рассылку работ на сайте компании в разделе новости, сareers (карьера).

  • 5 интересных фактов о компании:
    1: ___________________________________________
    2: ___________________________________________
    3: ___________________________________________
    4: ___________________________________________
    5: ___________________________________________

  • Установить оповещение о новостях компании на Google Alert (по ключевым словам)

  • Я в курсе последних новостей (на сайте компании).

  • Я слежу за постами компании в соцсетях (Facebook, Instagram, Twitter, LinkedIn).

  • Просмотреть годовой отчет компании (на сайте компании или www.finance.yahoo.com)

Часто задаваемые вопросы:

  1. Расскажите о себе.
  2. Где работаете?
  3. Расскажите о своем опыте.
  4. Ваши достижения.
  5. Почему хотите работать у нас?
  6. Что вам известно о нашей компании? Пользовались ли вы нашими продуктами или услугами?
  7. Вы работаете сейчас. Будьте готовы ответить на вопросы: «Почему?» и «Чем вы занимаетесь сейчас?»
  8. Ваша зарплата на предыдущем месте работы (готов ли кандидат рассмотреть работу с нашей зарплатой или какую ожидает?).
  9. Ваши сильные и слабые стороны.
  10. Где видите себя в будущем (3-5 лет)?
  11. Любимые занятия или хобби в свободное время (выяснить тип личности, впишется ли в коллектив)?
  12. Почему мы должны взять именно вас?
  13. Опишите ваш рабочий день.
  14. Опишите идеальный коллектив или начальника (у нас люди не выдерживают перепадов настроения руководителя).
  15. Сколько вам лет (нашему начальнику 29, а вам 40, сработаетесь ли вы? Готовы ли подчиняться?). В Америке это вопрос-табу, но его часто задают менеджерам в других странах.
  16. Вы женаты (замужем)? Есть ли у вас семья (у нас много командировок, вечерних мероприятий, иногда приходится задерживаться на ра боте).
  17. Как бы описали вас подчиненные или бывший начальник (не надо говорить: «Спросите у них». Расскажите о своих 2-3 положительных профессиональных или личных качествах, приведите пример из жизни.
  18. Вы в активном поиске работы? Всегда отвечаю утвердительно или что прохожу собеседование в другой компании. Важно показать, что другие работодатели приглашают на собеседования и на мои услуги есть спрос.

Если собеседование на английском, вы можете написать ответы заранее, наговорить на диктофон, прорепетировать примеры и т.д.

Вопросы первого собеседования

Продолжительность — около 30 минут.

1. Опыт и образование

  • Почему хотите уйти (ушли) с настоящей работы?
  • Что входит в круг ваших обязанностей?
  • Расскажите об успехах на занимаемой вами должности.
  • Приведите примеры, когда вы делали что-то, что не входило в ваши обязанности.
  • Как бы вас охарактеризовали ваш начальник, подчиненные, коллеги?

2. Знание компании

  • Почему вы хотите работать у нас?
  • Почему мы должны выбрать именно вас?

3. Работа в команде

  • Расскажите о своем опыте, когда вам трудно было сработаться с кем-то в коллективе, как вы справились?
  • Приведите примеры работы в команде и вашей роли.
  • Были ли случаи, когда кто-то вас не понимал? Что вы делали?

4. Соответствие корпоративной культуре

  • Расскажите о своих ценностях.
  • Что мотивирует вас?
  • Что не устраивает на предыдущем месте? Что бы вы хотели изменить?
  • Назовите три вещи, важные для вас в работе.
  • Какой важной для нас информации нет в вашем резюме?

Перед собеседованием

Если у вас назначена встреча, найдите нужный адрес на карте, возьмите документ, удостоверяющий личность, зарядите телефон. Придите на место пораньше, за 20-30 минут, ведь по дороге можно попасть в пробку или не найти офис. Сама оказывалась в подобных ситуациях. Если вы на машине, узнайте про парковку, обычно детали можно уточнить у секретаря, некоторые офисы присылают карту. Если задерживаетесь или не можете найти адрес, перезвоните, всякое бывает.

Если у вас Skype-интервью или собеседование по телефону, заранее подготовьте место, где будете разговаривать, протестируйте оборудование, запланируйте достаточно времени, чтобы встреча прошла эффективно для обеих сторон.

Запомните, никто не знает вас лучше, чем вы сами! Учитесь рассказывать о своих достижениях (было — стало: например, благодаря мероприятию X, где я отвечала за запуск продукта Y, наша компания получила широкое освещение в СМИ, что способствовало росту продаж на 40% по сравнению с предыдущим годом).

Ричард Боллз (Richard Bolles), автор книги о поиске работы «Какого цвета ваш парашют?» (What Color Is Your Parachute?), говорит о правиле 80-20. Старайтесь говорить только 20% времени, дайте рекрутеру возможность вести диалог и задавать вопросы. Если вы говорите больше собеседующего, вряд ли вас пригласят на следующее собеседование. Правило проверено и работает.

Как понять, возьмут ли вас на работу?

Крис Харун (Chris Haroun), американский профессор МВА и предприниматель, в cтатье для журнала Inc., рассказывает про тест О’Хара (название международного аэропорта в Чикаго). Представьте, что вы едете по делам с вашим боссом или коллегой. Комфортно ли им будет провести с вами три часа в аэропорту, три часа в самолете и час в такси?

  1. Нравится ли людям находиться в вашей компании?
    Оставайтесь собой, однако при этом будьте полезны, интересны, задавайте вопросы, интересуйтесь собеседником.

  2. Говорят ли они больше, чем вы?
    Учитесь слушать и слышать других.

  3. Людям нравится, когда они рассказывают истории из своей жизни.
    Узнайте их историю; если их ценности созвучны вашим, вам будет приятно иметь дело друг с другом.

  4. Доверяют ли они вам?
    Чем больше вы знаете о человеке, тем больше вы доверяете ему (в этом главная цель корпоративных тренингов и тимбилдингов).

Никогда не говорите плохо о предыдущем работодателе, компании или коллегах. Будьте профессионалом и помните: мир тесен. Уходите со старой работы достойно. Есть много случаев, когда через некоторое время сотрудники возвращались на прежнее место работы.

"Никогда не сжигайте мосты. Сегодняшний молодой хлыщ, работающий с вами по соседству, завтра — старший партнёр". — Х/ф «Деловая девушка»

Вопросы-табу

Как правило, это вопросы о личной жизни, религии, взглядах и т. п.

Например:

  • вы обручены, в разводе, одиноки, вдова(вдовец)?
  • ваш супруг(-а) работает? Если да, то кем и где?
  • ваше вероисповедание?
  • за кого вы голосовали на выборах? Ваша любимая политическая партия и т.д.

Что взять с собой?

Я всегда беру с собой пару копий резюме и презентацию (портфолио) моих проектов, так как часто на встрече присутствует несколько человек, о чём не всегда предупреждают. Все это складываю в папку.

Как правило, менеджер по набору персонала проводит много собеседований в день и иногда забывает распечатать резюме.

Выбираю деловой кейс или портфель (в нем вода, салфетки, зарядка для телефона, расческа, для женщин — пудра, помада нейтрального цвета).

Часто видела, как кандидаты пользовались ручкой с логотипом конкурента. Возьмите блокнот и пару ручек.

Дресс-код

Одевайтесь так, как одеваются сотрудники компании. Помогите им увидеть в вас «своего» человека. Каждая компания имеет свой стиль. Сотрудники банков, отелей, госучреждений одеваются формально (деловой костюм), технологичных компаний — в стиле business casual (пиджак, рубашка без галстука). Не можете определить стиль сотрудников? Просмотрите соцсети компании или спросите у охранников.

Деловая классика вечна:

  • Мужчины: деловой костюм, однотонная рубашка и галстук.
  • Женщины: костюм или деловое платье, минимум украшений, опрятная прическа, маникюр, натуральный макияж.

Накануне встречи:

  • просмотрите свое резюме, ваши ответы в конце этой главы;
  • послушайте спокойную музыку (классика, медитация) — представьте, что интервью прошло успешно и вы счастливы;
  • заведите два будильника;
  • найдите местоположение фирмы на карте или посетите заранее; если надо, закажите такси;
  • узнайте дресс-код компании;
  • возьмите 2-3 копии резюме, ваше портфолио, блокнот и ручку.

Есть ли у вас вопросы?

Очень часто в конце встречи вас могут спросить: «Есть ли у вас вопросы?» Это прекрасная возможность показать ваш интерес к компании и узнать:

  • кого именно компания ищет на эту должность (понять, вы это или нет);
  • когда компания планирует закрыть позицию;
  • какой следующий шаг или этапы собеседования;
  • кто работал на этой должности раньше, ожидания руководства от будущего сотрудника.

Однажды я проходила собеседование в люксовом отеле в Катаре. Когда я спросила, кого они ищут, то поняла, что их понимание маркетинга сильно отличается от моего. А когда узнала, что сотрудники на этой должности постоянно меняются, это был, как говорят американцы, «красный флаг» — сигнал того, что люди там долго не задерживаются...

Что отвечать, если не знаете ответ?

Бывают случаи, когда вы не знаете ответа на вопрос. Спокойствие, только спокойствие. Часто те, кто задают подобные вопросы, хотят узнать ход ваших мыслей. Например: «Что вы знаете про эту фирму? Как вы можете объяснить проблемы на рынке?» Вот три возможных варианта ответа:

  1. Прислать ответ после встречи
    «Извините, но я затрудняюсь сейчас ответить. Обещаю вернуться к вам с ответом позже. Спасибо».
    После встречи вы отправляете письмо, где благодарите за встречу и пишете свой ответ.

  2. Рассказать о другой компании
    «К сожалению, я не знаю многого об этой компании. Но если хотите, я расскажу о другой компании (конкуренте потенциального работодателя или подобной компании отрасли — отечественной или зарубежной).

  3. Рассказать об индустрии
    «Не могу ответить конкретно про эту фирму, но знаю об индустрии, в которой они работают (про тренды, конкурентов, внутренние факторы, влияющие на продажи, развитие рынка и т.д.)».

После собеседования

Помните: ваша цель — достойно ответить на вопросы и оставить приятное впечатление.

После встречи напишите короткое письмо благодарности человеку, с которым вы встречались. Поблагодарите за время, подчеркните, что вам было очень полезно узнать о компании, и назовите причину, почему вы хотели бы работать именно здесь.

Если во время разговора вы обещали поделиться контактом, интересной статьей, информацией и т. д. — смело отправляйте ссылку собеседнику, это выделит вас среди других кандидатов.

Даже если вы передумали — укажите причину отказа.

Это как после первого свидания: важно произвести хорошее впечатление, чтобы пригласили второй раз, ведь отказаться можно всегда.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Добейся максимума. Сильные стороны сотрудников на службе бизнесаДобейся максимума. Сильные стороны сотрудников на службе бизнеса
Почему они не работают? Новый взгляд на мотивацию сотрудниковПочему они не работают? Новый взгляд на мотивацию сотрудников
Вовлекай! Как создать успешную команду и завоевать постоянных клиентовВовлекай! Как создать успешную команду и завоевать постоянных клиентов



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)