Розділ:
Інформаційні системи
Сергей Березовский,
Андрей Зубенко,
компания "ЭнТехЭко"
|
CPM — всему голова
|
Системы класса CPM появились на украинском рынке относительно недавно. Поэтому не удивительно, что их упоминание вызывает больше вопросов, чем понимания.
|
CPM (Corporate Performance Management) расшифровывается как «управление эффективностью бизнеса». Широко используется также синонимический термин BPM (Business Performance Management). Эти понятия введены аналитиками корпорации Gartner Group для систематизации программного обеспечения, ориентированного на потребности высшего руководства компаний. Близок к указанным также и термин MPC (Management Planning and Control) — управленческое планирование и контроль.
Системы класса CPM автоматизируют процессы управленческого планирования, прогнозирования и бюджетирования, финансовой консолидации, а также управленческого анализа, контроля и отчетности.
Появление и широкое распространение программных продуктов нового поколения, направленных на повышение эффективности управления еще в 1998 году предсказала корпорация Gartner Group в отчете «Financial Business Intelligence Applications»: «Требования, предъявляемые предприятиями к финансовым программным продуктам таковы, что одновременно необходимо наличие мощных аналитических функций и полная поддержка процессов планирования, бюджетирования и консолидации, которые вместе составляют единый набор инструментов и используют одни и те же данные».
CPM и ERP — в чем отличия
CPM-системы не заменяют собой ERP-системы, АСУП и другие учетные системы. ERP-системы решают задачи оперативного производственного планирования, их основная задача — минимизация затрат на производство продукции или предоставление услуг. Аналитические возможности подобных систем развиты именно в этом направлении — анализ ключевых производственных характеристик с целью оптимизации производственного цикла.
CPM-системы ориентированы на глубокий (как правило, многомерный — OLAP) анализ основных параметров хозяйственной и финансовой деятельности предприятия и поддержку процессов:
- стратегического управления и планирования;
- прогнозирования и многовариантного анализа развития событий по принципу «что если»;
- бюджетирования и финансовой консолидации;
- координации работы структурных подразделений;
- контроля и анализа исполнения бюджетов и планов по направлениям деятельности, центрам ответственности и т. п.;
- оперативного предупреждения об отклонениях от плановых показателей с возможностью анализа причин;
- подготовки необходимой управленческой отчетности.
В центре внимания — бюджетирование
Бюджетирование — основа менеджмента предприятий. Поэтому оно — важнейшая часть CPM-систем, которые позволяют значительно увеличить обоснованность и точность финансовых планов, среднесрочных и долгосрочных прогнозов и бюджетов, одновременно обеспечивая отчетность по мере их исполнения. Системы такого класса предоставляют широкие возможности оперативной корректировки первоначальных бюджетов согласно изменяющимся обстоятельствам. Регулярные изменения бюджетов и планов становятся штатными процедурами, для которых четко определены соответствующие оперативные действия сотрудников, и перестают быть событиями, традиционно приводящими к авралам.
Но на этом возможности CPM-систем не исчерпываются. CPM — это поддержка всего цикла управления компанией.
На украинских предприятиях стратегическое планирование, управленческий анализ являются пока менее актуальными, чем бюджетирование в узком смысле этого термина. Причины — отчасти во все еще широком распространении советских методов управления (когда ни в бюджетировании, ни в стратегическом планировании нужды не было — ведь планы «спускали» сверху), отчасти в отсутствии культуры управления на основе информационных технологий, а то и просто в элементарной компьютерной неграмотности, особенно у высшего руководства предприятий.
Рис. 1. Классические фазы управления. Модульная структура CPM-систем построена, как правило, по принципу соответствия именно этим фазам
Надежные помощники руководителя
Применение учетных систем автоматизации управления стало уже обычным явлением на украинских предприятиях. Однако при этом складывается парадоксальная ситуация, при которой компьютерные технологии становятся основным инструментом рядовых сотрудников, в то время как руководство вынуждено по-прежнему работать в основном с бумажными отчетами.
А вот CPM-системы нацелены на обеспечение поддержки всей управленческой цепочки «директор — руководитель подразделения — исполнитель — руководитель подразделения — директор». При этом, как правило, CPM-системы дают возможность высшему руководству использовать прогнозные и аналитические возможности самостоятельно, фактически без привлечения технических специалистов.
Конечно, когда отсутствуют регулярные и массовые заказы, повышение производительности производства или минимизация складских площадей играют не столь уж большую роль.
Но при ограниченности финансовых средств крайне важно рационально ими воспользоваться и тщательно проконтролировать использование буквально каждой копейки. Не менее важно грамотно оценить и спланировать пути дальнейшего развития компании, с учетом реально имеющихся ресурсов и возможных вариантов изменения экономической ситуации.
CPM-системы как раз и призваны решать эти — актуальные для каждого предприятия — задачи.
Ключ к управляемости холдингов и корпораций
CPM-системы — это своевременная консолидация финансовых и других количественных данных при сколь угодно сложной организационной структуре предприятия или группы предприятий. Такие возможности особенно важны для холдингов, финансово-промышленных групп, корпораций.
Использование CPM-систем в холдингах облегчается благодаря способности систем работать через интернет. При этом программное обеспечение СРМ-системы устанавливается в центральном офисе холдинга. Доступ к системе с удаленных рабочих мест осуществляется с помощью интернет-браузера (например, Microsoft Internet Explorer) — практически так же, как если бы пользователь просматривал страницы интернет-сайта. Важное отличие от просмотра обычного сайта состоит в том, что при работе с СРМ-системой обеспечиваются все необходимые меры информационной безопасности и исключен несанкционированный доступ посторонних лиц.
Что касается ERP-систем, то внедрение последних зачастую оказывается экономически неоправданным на вспомогательных производствах и обслуживающих предприятиях, входящих в промышленный или торговый холдинг (например, в прачечных, домах отдыха и т. д.). Менее затратным с точки зрения финансов и времени представляется подключение таких центров ответственности к контуру планирования и контроля посредством CPM-системы.
CPM и ERP — вместе эффективнее
CPM-системы могут работать самостоятельно. Но наибольшая отдача достигается, если CPM-система используется совместно с учетной системой (ERP-системами, ИСУП, финансово-экономическими системами или даже просто бухгалтерскими программами).
Формула «CPM + учетная система» вполне может стать надежной основой для реальной автоматизации. То есть автоматизации не ради ее самой и не ради престижа, а для экономически обоснованного решения существующих проблем с учетом финансовых возможностей предприятия, его организационной и профессиональной готовности освоить новые технологии. Важно получать отдачу от автоматизации сейчас, а не только в далекой перспективе — и тем самым создавать надежную базу для дальнейшего развития предприятия, ведь будущее становится реальностью только тогда, когда делаются конкретные шаги сегодня.
Благодаря тому, что для интеграции в рамках формулы «CPM + учетная система» могут использоваться бухгалтерские программы, финансово-управленческие системы, средние и крупные ERP-системы, на любом предприятии можно подобрать оптимальную конфигурацию с учетом специфики и возможностей предприятия, уровня организации управления. Это обеспечивает универсальность и эффективность данного подхода, направленного на достижение необходимого результата — повышения эффективности работы предприятия и увеличения прибыли.
Рис. 2. Технология CPM-систем
Основными компонентами технологии, применяемой в CРМ, являются:
- Единое информационное пространство управленческого планирования и контроля, в котором разработчики бюджетов и контролеры их исполнения могут совместно вырабатывать стратегические и операционные планы.
- Централизованная база данных (ЦБД) со встроенным финансовым интеллектом содержит всю имеющуюся на предприятии информацию (организационную модель, текущие и прошлые данные, финансовые показатели и т.д.). ЦБД взаимодействует с системами обработки транзакций, поставляющими информацию для планирования и отчетности.
- Средства поддержки рабочих процессов оказывают регламентную и техническую помощь конечным пользователям на всех этапах управленческого планирования и контроля.
- Мощные средства оперативного анализа и обработки информации позволяют максимально эффективно осуществлять контроль и анализ отклонений, а так же строить многовариантные прогнозы ("что если").
- Развитая система защиты предотвращает неавторизованный доступ и внесение изменений в ЦБД.
|
«Нерусские» CPM-системы в СНГ
В последнее время широко обсуждаются сложности внедрения на предприятиях СНГ ERP-систем, пришедших с западного рынка. Аналогичные проблемы имеют существенно меньшее значение для систем класса CPM. Действительно, бюджетирование — гораздо более абстрактный (в том числе и более «свободный» от влияния национальных особенностей) вид деятельности, чем управление производством, расчет заработной платы, бухгалтерский или налоговый учет.
Поэтому, если при автоматизации управления ориентироваться на системы западного производства, то лучше начинать с систем CPM-класса, поскольку процесс адаптации (как персонала предприятия к системе, так и системы — к особенностям работы предприятия в экономических условиях СНГ) в этом случае гораздо безболезненнее.
Кроме того, пока что зарубежные CPM-системы по функциональности своей, как правило, богаче и полнее аналогов российского или украинского производства, работают через интернет, многократно проверены на западных, а теперь все больше и на отечественных предприятиях.
CPM в лицах
Наиболее известные в настоящее время системы CPM класса — это Comshare MPC (www.comshare.ru), Hyperion Pillar (www.hyperion.ru), Oracle Financial Analyzer (www.oracle.com), Adaytum e.Planning (www.budgeting.ru).
Comshare МРС
Достаточно типичный и во многом показательный пример — система Comshare МРС, разработанная и поставляемая компанией Comshare Inc. (США). В отчете корпорации Gartner Group, опубликованном в октябре 2002 года и посвященном поставщикам CPM-систем и классификации систем управления эффективностью бизнеса, корпорация Comshare Inc. характеризуется как компания, «обладающая глубоким видением тенденций развития рынка, пониманием потребностей заказчиков и наличием полностью интегрированного решения». Характерные особенности системы Comshare МРС следующие:
- короткий срок внедрения (от двух до четырех месяцев — на средних и крупных предприятиях);
- наличие доступа к системе с удаленных рабочих мест через интернет (возможность работы с помощью интернет-браузера), при этом не требуется дополнительная установка и сопровождение клиентского программного обеспечения;
- готовые интеграционные блоки к ERP- и финансово-экономическим системам: SAP R/3, BAAN, Microsoft Business Solutions — Axapta, Microsoft Business Solutions Navision (Attain), «1C-Предприятие»;
- простота сопровождения — финансовые менеджеры могут самостоятельно разрабатывать для себя аналитические и отчетные формы;
- быстрое обучение пользователей: клиентское приложение, выполненное на основе MS Excel, сводит к минимуму усилия на обучение пользователей и освоение нового программного обеспечения;
- масштабируемость — сохранение производительности системы при увеличении числа выполняемых операций и объема хранимых данных;
- единая (централизованная) многопользовательская база данных — отсутствие ограничений по объемам информации, быстрый доступ к результатам расчетов и высокая степень безопасности;
- использование распространенных СУБД (Microsoft SQL Server, Oracle, IBM DB2 OLAP, Hyperion Essbase, Microsoft Analysis Services) и открытость архитектуры.
В СНГ Comshare MPC эксплуатируется, например, на таких предприятиях, как «Чайковский текстиль», «Соликамский магниевый завод», «КомиАрктикОйл», «КМБ-Банк», «ОПТИМА ТЕЛЕКОМ».
Hyperion Pillar
Эта система применяется, в частности, в Сибирско-уральской алюминиевой компании (СУАЛ-Холдинг), НГК «Славнефть», ТНК, Национальном Банке Республики Казахстан.
Adaytum e.Planning
Используется в компании Philip Morris (на предприятиях в Москве, Краснодаре, Ижоре, Киеве, Харькове, Алматы, Клайпеде), в компании по производству напитков UDV и ряде других.
Итого
Развитие рыночных отношений в странах СНГ требует от предприятий все более серьезного отношения к управлению. Грамотный менеджмент становится одним из основных условий выживания в новых условиях, как бы банально это ни звучало.
СРМ-системы — это автоматизация важнейших процессов управления предприятиями. Точнее, СРМ-системы — это профессиональные инструменты для тех руководителей и компаний, которые не собираются сдаваться под напором перемен, а готовы строить новую экономику и хотят занять в ней достойное место.
infocentre@list.ru, infocentre@list.ru According to the just-released findings of IDC’s study, The Financial Impact of Business Analytics, analytics projects positively impact an organization’s bottom line. Investments in analytics are providing enormous benefits to companies in a wide range of industries and geographies.
Business analytics implementations generated an average 5 year ROI of 431%. Over half (63%) of those studied had a payback period of two years or less. * The best results are achieved when analytics goes hand-in-hand with business process change. Each case had a strong business process focus, in one of these 3 areas: -Operations/production analytics (related to the production or delivery of a product or service) showed the highest return with a median ROI of 277% -Financial/business performance management analytics had a median ROI of 139% -Customer relationship management analytics had a median ROI of 55%. * “Buy” projects (implementing a packaged analytic application) yielded a median ROI of 140%, while “Build” projects (custom development) yielded a median ROI of 104%. The approach adopted depends on the problem addressed, the level of skill within the organization, and the availability of packaged solutions. infocentre@list.ru, infocentre@list.ru more analysis on http://www.idc.com D!G.ua Думаю есть смысл кое-что подправить.
1. "Бюджетирование - основа менеджмента" - это узкий взгляд финансиста. Я бы сказал, что скорее "стратегия - основа менеджмента". Даже если в большинстве своем отечественные предприятия пока не задумываются о стратегии, это не перестает быть правдой. Именно поэтому Balanced Scorecard и является, как правило, неотъемлемой частью СРМ-систем.
2. Кроме того, существенной частью СРМ является сконструированная система показателей деятельности предприятия, о которой здесь не сказано ни слова.
3. "СРМ-системы могут работать самостоятельно". Покажите мне нормальный CPM, который бы работал без данных из ERP ??? Откуда же ему брать множество транзакционных циферок?
4. Насколько я понимаю, СРМ-системой у Oracle является E-Business Suite, а Finance Analyzer это только его часть. Роман, roma_vit@ua.fm В некоторой мере согласен с D!G.ua, и внесу еще некоторые существенные правки.
1. Для начала определимся с понятием CPM. CPM - это подход к принятию управленческих решений, направленный на улучшение способности компании оценивать свое состояние и управлять эффективностью деятельности на всех уровнях путем объединения владельцев, менеджеров, персонала и внешних контрагентов в рамках общей интегрированной среды управления. СРМ представляет собой комбинацию четырех основных элементов, к которым относятся:
- участники процесса управления
- процессы управления
- методы управления
- информационные системы и технологии.
Перечисленные элементы логически взаимообусловлены: система управления - это сотрудники и менеджеры, реализующие определенные функции (бизнес-процессы) управления либо влияющие на эти процессы в соответствии с определенными правилами (методиками, основанными на концепциях общего характера) при помощи соответствующих информационных систем.
Понятие СРМ-система может употребляться в двух значениях: как концепция управления (определенный подход к принятию управленческих решений и их реализации) и как информационная система (комплекс программных средств, поддерживающих принципы СРМ и обеспечивающих его реализацию).
2. Компанию Adaytum и решение e.Planning купила компания Cognos. Решение e.Planning само по себе не является CPM-продуктом. Cognos доработала это решение и, включив в линейку своих продуктов, смогла предложить рынку мощнейшую CPM систему, состоящую из трех элементов:
- Cognos Enterpise Planning - система планирования, бюджетирования, и прогнозирования
- Cognos Metrics Manager - сбалансированные карты показателей (scorecarding), позволяющие отслеживать как выполняется план
- Cognos Business Intelligence - решение, позволяющее проводить анализ данных и понимать насколько эффективно работает компания.
Компания Cognos является лидером рынка Business Intelligence систем, по мнению аналитиков Gartner, которые ежегодно обновляют т.н. "Магический квадрат", отображающие положение игроков рынка (подробно смотрите http://mediaproducts.gartner.com/reprints/cognos/120609.html).
Решения Cognos в Украине представляют несколько компаний-партнеров. Более подробную информацию можно почерпнуть на www.cognos.com.ua s2paK, kostek_stupak@yahoo.com Сайт cognos.com.ua поддерживается компанией Zept Group вопреки запрету компании Cognos на использование ее имени и предоставляет только часть партнеров Cognos в Украине. Кроме указанных на сайте компаний ( а именно Zept Group - партнера по Cognos Enterprise Planning и BMS Consulting - партнера по Cognos BI) права на распостранение Cognos Planning и Cognos BI имеет также компания Robertson & Blums (robertsonblums.com), которая владеет также и практическим опытом внедрения всех указанных продуктов в украине. Антон 2 s2pak
Вопреки запрету - серьезное обвинение. Можете выложить в каком-нибудь формате отсканированный текст запрета? sofi Много шума из ничего... лучшим способом узнать чьи внедрения действительно заслуживают похвалы -обратиться к компании заказчику и поговорить о том как решение на самом деле используется в компании.
| Якщо Ви бажаєте подискутувати із конкретним читачем, то це можливо робити безпосередньо в нашому форумі. |
|
|