Интеграция знаний предприятия

Раздел: Информационные технологии
Подраздел: Управление знаниями
Автор(ы): Татьяна Андрусенко, журнал "Корпоративные системы" (№2, 2004)
размещено: 07.12.2005
обращений: 16928

Управление знаниями — задача более сложная, чем управление материальными активами или финансовыми ресурсами. Решение этой задачи дает возможность получать принципиально новые преимущества в конкурентной борьбе, поскольку позволяет использовать еще не известные большинству субъектов рынка сигналы о перспективных технологиях, будущих потребностях и спросе.
Последние годы прошлого века отмечены, помимо прочего, и тем, что мы, похоже, меньше стали говорить об искусственном интеллекте, зато обратили внимание на свои собственные знания. Речь идет о концепции управления знаниями. Прогнозируется, что значение этого подхода для бизнеса в нынешнем десятилетии только возрастет. Однако до тех пор, пока в используемых информационных моделях люди будут уравниваться с информацией и процессами, трудно ожидать какой-либо существенной отдачи от усилий, направленных на преобразования. Как отмечалось в выступлении член-корреспондента РАН А. А. Дынкина при обсуждении доклада на научной сессии общего собрания академии [1], квалифицированное управление знаниями — задача более сложная, чем управление материальными активами или финансовыми ресурсами. Решение этой задачи дает возможность получать принципиально новые преимущества в конкурентной борьбе, поскольку позволяет использовать еще не известные большинству субъектов рынка сигналы о перспективных технологиях, будущих потребностях и спросе.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Человеческий фактор всегда стремились исключить из автоматизации и информатизации. Сейчас нередко по этой же схеме пытаются трактовать и концепцию управления знаниями. Например, утверждают, что внимания должен удостаиваться не человек, а его креативные способности (как будто эти способности существуют независимо от человека). Или же говорят, что индивидуум в новых условиях оттесняется на второй план, а главное значение приобретает групповая работа.

Другой негативный фактор — преобладающая пока практика трактовать персонал с точки зрения затрат (что бы там ни говорили руководители о «человеческом капитале»). Затраты на зарплату, обучение, оснащение рабочего места — это реальные деньги, стоимость же знаний работника такому учету не поддается.

Поэтому у нас их никто и не считал. Другая же статистика утверждает, что западной компании потеря квалифицированного сотрудника в случае смены места работы или выхода на пенсию может обойтись в 25-35 его ежегодных окладов. Это затраты на рекрутинговые услуги, обучение новичков, приостановку рабочих процессов и корректировку бизнес-планов, а также потерю продуктивности в процессе замещения его знаний новыми знаниями по всей цепочке услуг компании.

Мировая практика показывает, что в условиях экономического спада или неопределенности экономической среды основным критерием в бизнесе выступает финансовый [2]. Но вопрос «На чем мы сегодня сможем сэкономить?», по мнению Р. Каплана, имеет мало отношения к управлению. Системы менеджмента по типу BSC измеряют нематериальные активы, но не оценивают их, а показывают, как эти активы связаны со стратегией и другими ресурсами предприятия.

Рост инвестиций в людей

По мнению аналитиков Gartner Group, после некоторого спада опять наблюдается рост инвестиций в людей, оптимизацию рабочих мест и в изменение организационного управления. Отмечается, что к 2005 г. работники знаний (knowledge workers) будут тратить около 70% своего рабочего времени на совместную работу, но не обязательно лицом к лицу. К 2006 г. 50% компаний из списка Global 2000 адаптируют у себя этот высокомобильный стиль работы, и 50% ресурсов знаний работников будут использоваться вне стен их компаний.

(Источник: Knowledge Integration. Comprose Inc. February 1, 2003)

Если подход с точки зрения ресурсов и затрат часто оперирует формулировками вроде «у нас есть столько-то денег, мы можем нанять столько-то людей» или «нам надо быстро-быстро и дешево-дешево», то более глубокое осмысление деятельности предприятия (или более сложные задачи) предполагают несколько иное: «для данного вида работы необходимы такие-то специалисты с такой-то квалификацией» или «как нам наилучшим образом использовать знания своих работников».

Многие ли руководители предприятий рассматривают свой бизнес именно с этих позиций?

Вообще говоря, для этого совсем не обязательно заимствовать какие-то чужие непонятные технологии вроде «управления знаниями». Речь скорее идет об изменении приоритетов организации, которая сама в состоянии подобрать себе подходящую технологию обеспечения такой стратегии. Пример — АНТК им. О. К. Антонова, где работы по управлению знаниями были начаты по распоряжению Генерального конструктора и уже принесли реальные результаты.

ИДЕОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ

Пытаясь постичь концепцию управления знаниями, можно идти двумя путями. Более конкретно эта задача связывается со сбором, описанием, формализацией, хранением и использованием знаний, относящихся к системе ключевых областей компетентности, которую сумело создать данное предприятие. Другими словами, речь идет о повышении эффективности решения конкретных задач.

Кто стоит во главе

Инициативу по управлению знаниями возглавляют:

  • межфункциональные команды — 32% (что свидетельствует о децентрализации управления);
  • СIO — 21%;
  • управляющие бизнесом — 13%;
  • менеджеры отдела ИС — 12%;
  • CEO — 10%;
  • другие — 9%;
  • CFO — 4%. ·

(Источник: Knowledge Management Magazine. March, 2000)

Если это, например, телефонная компания, почтовое ведомство и т. п., то главная задача такой организации — качественное обслуживание клиентов. Причем у каждой из названных компаний по соответствующему направлению может быть разработана своя эффективная система продажи услуг. Знания, относящиеся к системе продаж предприятия, составляют его конкурентное преимущество. В этом случае система ключевых областей компетентности выступает интегрирующим стержнем.

Другой, более широкий подход связывается со стратегией компании. В этом случае имеется в виду полная перестройка информационной структуры. Где-то в этой стратегии есть место для ключевого сотрудника, выступающего для предприятия партнером по бизнесу. По данным аналитиков, менее 40% менеджеров среднего звена и 5% сотрудников более низкого уровня четко понимают видение компании и действуют на основе стратегии.

Поэтому, как отмечается, руководителям следует задавать «новые» вопросы [3]:

  • интересуетесь ли вы не только своими показателями относительно доли рынка или «доли умов», но и показателями своих партнеров, клиентов и поставщиков?
  • занимаетесь ли вы систематическим сбором информации о своих конкурентах?
  • стараетесь ли вы определять количественные характеристики по таким показателям, как инновационность, личный вклад отдельных сотрудников, экспорт «человеческого капитала», демографический портрет компании, влияние деятельности компании на экологию и т. д.?
  • замеряете ли вы «возврат на знания» (ROK, Return on Knowledge), «возврат на честность» (ROD, Return on Decency) и «возврат на людей» (ROP, Return on People)?

В отечественной практике постепенно начинают применяться различные модели оценки отдачи на инвестиции в персонал (например, модели Ульриха, Фил-липса, HR-Saragota Institute), включающие различные показатели: стоимости затрат (обучения, аттестации, внедрения информационных систем), скорости (прохождения технологического процесса, адаптации или приобретения навыков работником), процентного соотношения (например, удовлетворенных работой), количества (выпущенной продукции на одного работника, прогулов, уволенных и принятых на работу, количества одобренных руководством предложений) и пр.

Поскольку интеллектуальный капитал существует в двух формах — скрытой (человеческий опыт и практика) и явной (документы и данные), управление знаниями определяет как культурный, так и технологический процесс создания, сбора, совместного использования, оценки и повторного применения знаний. При этом «управление знаниями» не означает управления людьми или знаниями ни в одном общепринятом смысле [4]. Здесь более уместна следующая терминология: «информационная система знаний», «повышение продуктивности на основе сознательного использования знаний», «взращивание» или «садоводство» («культивирование»). Некоторые «коммерческие» определения включают, например, следующее: «капитализация интеллектуальных информационных ресурсов», «поднятие на поверхность коллективной мудрости для повышения ответственности и инновационности», «передача правильных знаний правильным людям в правильное время», «использование максимума из того, что мы знаем, к общей выгоде», «соединение данных и информации с человеческим опытом для производства и использования знаний». Многие формулировки содержат также слова «с целью получения конкурентных преимуществ» — как следствие сокращения времени принятия решений и повышения способности предприятия обучаться.

Принятый нами подход к трактовке концепции управления знаниями вытекает из многолетней практики разработки компьютерных учебных сред и описания знаний специалистов и связывается, прежде всего, с концепцией обучающейся организации, которая быстрее других осмысливает процесс приобретения знаний своими сотрудниками и быстрее других использует эти знания. Под управлением знаниями будем понимать осознанное и компетентное использование человеком или предприятием своих интеллектуальных ресурсов в контексте ситуации принятия решения, когда субъект может ответить на вопросы что, как, почему и зачем. Отметим, что данная формулировка не полная, поскольку мы не знаем не только иррациональных, но и всех рациональных оснований обычной человеческой процедуры принятия решений. Исходя из этого, можно принять следующее рабочее определение: информационная модель управления знаниями предприятия — это модель познавательных процессов организации, опосредованных бизнес-процессами (рабочими операциями) и документами.

Отдельно следует сказать об осознанности и компетентности. Согласно Ф. Фанчу [5], обучение, как правило, проходит через несколько уровней компетентности. Сначала человек неосознанно некомпетентен — существует то, чего он не умеет делать, и он даже не знает об этом. Затем человек узнает об этом и становится осознанно некомпетентным. Он еще не научился этому, но, по крайней мере, уже знает, что не умеет этого делать. Изучая и практикуя какие-то методы и навыки в осваиваемой области, человек становится осознанно компетентным, то есть уже умеет делать нечто. Если он продолжает совершенствоваться в изученном, то постепенно становится неосознанно компетентным. Он делает все правильно, но ему уже не нужно об этом думать. Недаром в шутку говорят, что эксперт не думает, он знает.

После этого, как утверждает Ф. Фанч, существует еще один уровень. Когда человек изучил предмет настолько досконально, что применяет свои знания автоматически, не задумываясь, он может начать постоянно осознавать, какие неосознанные способности он использует. То есть он привлекает свое свободное внимание, чтобы осознать свои действия на более высоком уровне, который можно назвать сверхосознанной компетентностью. Это уже означает настоящее владение предметом. Человек изучил предмет и точно знает, что он изучил. Он может обучать других людей и демонстрировать свои знания, объясняя свои действия.

Причины внедрения систем управления знаниями:
  • рост доходов и прибыли компании — 67%;
  • желание удержать ключевых работников и экспертов — 54%;
  • улучшение обслуживания клиентов — 52%;
  • защита рынка от вторжения новых игроков — 44%;
  • ускорение времени вывода на рынок нового продукта — 39%;
  • проникновение в новые сегменты рынка — 39%;
  • снижение затрат — 38%;
  • развитие новых продуктов и услуг — 35%.

(Источник: Knowledge Management Magazine. March, 2000)

Управление знаниями, как представляется, начинается с уровня осознанной компетентности.

Кроме того, подобно разнице между знаниями в системе управления знаниями и знаниями, существующими в голове работника, существует и различие между знаниями отдельного специалиста и знаниями внутри сообщества работников или рабочей группы. Другой важный момент состоит в том, что здесь всегда есть вопросы морально-этического плана (например, как мотивировать людей делиться своими знаниями, каким образом компания будет оценивать вклад специалиста) , которые ни один консультант решить не в силах, поскольку это обстоятельство касается предприятия и его работника.

ЗНАНИЯ И РЕШЕНИЯ

Одна из важных проблем сегодня — общие подходы к сбору, формализации, хранению, оценке и использованию знаний специалиста и рабочей группы. Если знания отдельного специалиста более или менее постоянный фактор, то знания рабочей группы — переменный и очень динамичный. Здесь учет сложнее, поскольку состав рабочей группы довольно часто варьируется. Поэтому очень важно корректно собирать и оценивать знания группы, работающей над проектом. Единицы знаний — это фактически различные модели принятия решений в типовых ситуациях, а также сюда можно отнести инновационные идеи, еще не прошедшие апробацию. Главная же трудность в документировании любых процессов — принятие личной ответственности за интерпретацию тех или иных действий специалиста, а также за полноту и корректность описания.

Повышение производительности

Какой эффект на повышение производительности труда оказала технология управления знаниями (результаты опроса директоров по развитию бизнеса):

  • эта технология воспитывает — 92%;
  • улучшает рабочие процессы в такой мере, что количество возникающих задач сокращается — 84%;
  • способствует поиску и развитию новых технологий — 82%;
  • снимает барьеры между различными рабочими процессами — 75%.

(Источник: Knowledge Integration. Comprose Inc. February 1, 2003)

И даже формализованные языки описания процессов здесь не очень-то помогают, хотя и более эффективны, чем словесные описания.

Это становится более ощутимо в ситуации коллективной работы. Вариативность человеческих психологических типов, принимаемых решений, разнообразие языков и стандартов описания процессов, оценка уровня знаний специалиста, разработка эффективной системы коммуникации для обмена знаниями — все это далеко не полный перечень трудностей интеграции знаний предприятия. Здесь выход видится в привлечении различных консультантов и методик извлечения знаний.

Например, знания специалиста можно оценивать по компетенциям и должностным инструкциям. Как правило, это задача службы персонала. Далее — по навыкам, что осуществляется руководителем проекта. И, наконец, по смежным областям — это уже в большей мере касается инженера по знаниям или специалиста по когнитивным процессам. В результате складывается более или менее полная картина потенциала работника. Важно, что учитываются не только навыки специалиста (именно на этом в большинстве своем акцентируют руководители), а потенциал в целом, причем разными людьми, тоже выступающими экспертами в своей области. Именно в области потенциала, как представляется, скрываются новые знания, инновационные решения, новые продукты, услуги и рынки.

Основные трудности

Для систем управления знаниями барьером к внедрению часто выступает отсутствие организационной культуры, которая обеспечивала бы совместное использование знаний, и недостаток у работников информации об этой технологии. Среди основных трудностей:

  • недостаточное понимание идеи управления знаниями и выгод от нее — 55%;
  • нехватка у работников времени на внедрение управления знаниями — 45%;
  • недостаток навыков в технологии управления знаниями — 40%;
  • культура корпорации не поощряет совместное использование знаний — 35%;
  • отсутствие стимулов для совместного использования знаний — 30%;
  • недостаточное финансирование программ управления знаниями — 24%;
  • отсутствие подходящей технологии управления знаниями, соответствующей характеру работы организации — 18%;
  • отсутствие соглашения между высшими руководителями об использовании системы управления знаниями — 15%.

(Источник: Knowledge Management Magazine. March, 2000)

ТЕХНОЛОГИЯ

Как отмечают многие специалисты, уже на этапе «инвентаризации» процессов организация осуществляет не только возврат инвестиций, но и начинает получать прибыль. Одно из удобных решений части задач по созданию системы управления знаниями предприятия — информационный портал. Технология портальных решений достаточно хорошо описана и удовлетворяет основным потребностям бизнеса, обеспечивая, в частности, следующие возможности:

  • интеграцию различных приложений;
  • эффективность работы пользователей за счет простоты интерфейса, доступа к любым распределенным ресурсам, настройки содержания и возможностей совместной работы;
  • консолидацию знаний, которыми владеет предприятие, а также их повторное использование;
  • проведение корпоративного обучения;
  • оптимизацию принятия решений и взаимодействия с бизнес-партнерами путем эффективных коммуникаций на основе управления и обмена знаниями.

В приложении рассматривается некоторый перечень задач создания портала с целью показать в этой работе место инженера по знаниям. Данный пример в основном иллюстрирует первый из перечисленных выше подходов — интеграцию знаний в системе ключевых областей компетентности предприятия.

Как видно из приведенного в приложении перечня, доля «ручной» работы по сбору, описанию, формализации знаний, разработке подходящих моделей хранения знаний, а также их использования применительно к задачам предприятия довольно велика. И по-другому «ручную» работу не сделаешь. По некоторым подсчетам, время, необходимое для такого эксперимента, — от полутора до двух лет. Но если предприятие построит подобную информационную инфраструктуру, на ее основе возможно решение не менее сложных и важных задач: корпоративного обучения, проведения аналитических исследований, поиска нового знания и других.

В частности, с помощью подходящей технологии управления знаниями можно влиять не только на создание ценности для потребителя, но и разработать эффективные методики корпоративного обучения, что в конечном итоге служит этой же цели. Важность проведения корпоративного обучения в среде единого информационного пространства предприятия вытекает также из того, что внедряющие компании часто не могут объяснить заказчику всей выгоды от купленного им программного продукта. В результате работники предприятия не могут в полной мере оценить возможности ПО, а значит эффективно использовать в своей работе. Это касается и систем управления знаниями. Приведенная во врезках статистика компаний, уже получивших результаты от подобных внедрений, возможно, покажет, в каком направлении нужно двигаться.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Макаров В. Л. Экономика знаний: уроки для России //Вестник РАН.— 2003.— Т. 73.— №5.
  2. Вопросы Роберту Каплану //Директор информационной службы.— 2003.— №6.
  3. Смерть под парусом //iBusiness.— 2003.— Октябрь-ноябрь.
  4. Barth S. Defining Knowledge Management // Knowledge Management Magazine.— 2002.— June.
  5. Фанч Ф. Пути преобразования //Киев: Ника-Центр, Вист-С — 1997.

ЭСКИЗ ПРОЕКТА ПО РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ КОМПАНИИ

1. Предварительные условия.

Цель создания портала знаний — обеспечить эф­фективный доступ сотрудников компании ко всей ин­формации и знаниям, функционирующим в орга­низации. Знаниями будем считать:

  • любой задокументированный процесс приня­тия решений, уже прошедший цикл создания ценности для потребителя (практическое воплощение в продукты или услуги);
  • инновационные идеи и решения из базы ин­новационных знаний организации;
  • существующие организационные, производст­венные и учебные технологии, принятые в ком­пании;
  • документы, необходимые для обеспечения ра­боты организации.

1.1. Определение требований к порталу: какие за­дачи он должен решать. Выработка параметров оцен­ки эффективности портала. Предварительная оценка объемов работ, стоимости и длительности разработки. Подписание Соглашения о внедрении всеми руково­ дителями предприятия. Сообщение о Соглашении на общей конференции сотрудников предприятия.

1.2. Формирование междисциплинарной рабочей группы проекта. Примерный состав:

  • архитектор портала (аналитик);
  • инженер по знаниям (сбор, систематизация и формализация знаний);
  • специалисты в предметных областях;
  • специалист по когнитивным процессам;
  • специалист по документированию работ по пор­талу (менеджер);
  • специалисты по техническим решениям порта­ла (программисты).

1.3. Ознакомление с существующими технологи­ями разработки и поддержки информационных пор­талов.

2. План реализации проекта.

2.1. Определение пользователей портала и их ро­ли в компании (см. также должностные инструкции). Интервью со специалистами. Обработка анкет.

2.2. Описание структуры организации. Изучение требований к контенту и функциональности порта­ла по подразделениям предприятия.

2.3. Определение системы ключевых областей ком­петентности компании: какие знания компании со­ставляют ее конкурентное преимущество.

2.4. Установление типов знаний, необходимых пользователям для работы. Описание информацион­ных профилей пользователей.

2.5. Определение источников знаний и владель­цев процесса внутри организации и за ее пределами. Разработка методик получения знаний у специали­стов, формы описания и хранения знаний.

2.6. Описание знаний рабочей группы.

2.7. Изучение процессов перемещения и обмена знаниями между пользователями портала внутри ор­ганизации. Построение эффективных коммуника­ций. Документирование процессов.

2.8. Разработка стратегии управления знаниями:

  • описание структуры портала;
  • описание схем работы пользователей;
  • описание процедур работы с неструктурирован­ными данными;
  • построение моделей использования знаний.

3. Описание информационной модели портала.

4. Выбор технологии реализации портала.

4.1. Учет требований пользователей к функцио­нальности портала.

4.2. Определение технических требований для ин­теграции уже существующего ПО компании в пор­тал, а также необходимости оснащения портала дру­гими программными продуктами.

5. Создание модели пользовательского интерфей­са в виде тезауруса портала.

5.1. Настройка пользовательского интерфейса на все типы знаний компании и web-ресурсы, поддер­живаемые порталом.

6. Создание службы портала.

7. Реализация пилотного проекта. Выбор задачи. Проверка адекватности структуры и функций пор­тала задачам портала.

7.1. Поэтапная отладка системы. Установление информационных приоритетов (доступ к каким ти­пам знаний предоставляется пользователям в первую очередь) и прав доступа.

7.2. Обучение сотрудников компании работе с пор­талом.

8. Разработка методик корпоративного обучения в информационной среде портала.

9. Модификация портала по результатам пилот­ного проекта.

10. Определение окончательных сроков сдачи про­екта и его стоимости.

Об авторе:

    Татьяна Андрусенко — старший научный сотрудник, Международный НУЦ информационных технологий и систем.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Искусственный интеллект: современный подход (AIMA-2)Искусственный интеллект: современный подход (AIMA-2)
Реинжиниринг бизнеса. Как грамотно внедрить автоматизацию и искусственный интеллектРеинжиниринг бизнеса. Как грамотно внедрить автоматизацию и искусственный интеллект
Интернет вещей. Новая технологическая революцияИнтернет вещей. Новая технологическая революция

Отзывы

Vasyl, 2x3@mail.ru
Ви пишете в статті:
"Отметим, что данная формулировка не полная, поскольку мы не знаем не только иррациональных, но и всех рациональных оснований обычной человеческой процедуры принятия решений"

Ви що вчора з місяця впали?
Люба людина яка дає дупля трохи в соціології, менеджменті та психології - дасть відповідь.

Будь-хто дасть відповідь що він робитиме якщо потрібно буде прийняти рішення.

Або ви шось інше мали на увазі?

З повагою,
Василь
2006-03-23 17:32:34
Ответить

Станислав, microsoft@sex.ru
Писали бы по-русски, авось кто и ответит
2006-04-20 08:40:02
Ответить

Тетяна Андрусенко
Шановний Vasyl,

хоч я і "впала з місяця" не вчора, а ще в середині минулого сторіччя, досі "не даю дупля" ні в соціології, ні в психології настільки, щоб стверджувати щось як істину. До речі, серед різних соціологічних і психологічних шкіл існує чимало суперечок.

"Істинно говорю вам..." - це означає, напевно, знати причини.

І менш за все хотілося б розглядати людину з позицій менеджменту.

З повагою,

Тетяна Андрусенко
2006-04-21 15:16:33
Ответить

Андрей, andreyyy_2003@ukr.net
сколько уже статей и книг написанопо созданию информационных систем и систем управления знаниями, но нигде нет методических указаний, т.е. что надо делать известно, а как непонятно! но за эскиз спасибо!
2008-10-08 14:41:13
Ответить

Татьяна Андрусенко
Уважаемый Андрей,

сколько уже информационных систем внедрено в мире, значит, люди разобрались, как это надо делать.

Вопросы "что" и "как" уже касаются конкретной задачи. Опыт показывает, что первый вопрос все же должен быть "зачем?"

И Вам спасибо за отклик.
2008-12-18 18:04:03
Ответить




МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)