|
Способствуют ли возможности по использованию информационных технологий (ИТ) росту вашей конкурентоспособности? Осознают ли менеджеры вашей компании свою ответственность за эффективность управления и использования информационных технологий или считают, что информационными технологиями должны заниматься сотрудники отдела ИТ? Направлены ли ваши инвестиции в ИТ на стратегические приоритеты всего предприятия или ресурсы вашей компании растрачиваются на различные тактические инициативы? Проще говоря, удовлетворены ли вы результатами инвестиций в ИТ?
Организации управляют множеством различных активов, таких как кадры, денежные средства, оборудование и взаимоотношения с клиентами, но информация и технологии, с помощью которых она собирается, хранится и распространяется, могут сбить всю эту систему. Потребности бизнеса постоянно меняются, в то время как системы, наоборот, остаются относительно неподвижными. Использование ИТ требует привлечения авансовых и текущих инвестиций для получения результатов, которые невозможно точно предопределить. Подобная неопределенность и возникающие сложности приводят к тому, что многие руководители отказываются от своих обязанностей по обеспечению эффективного использования ИТ сотрудниками предприятия.
Долгие годы некоторым организациям удавалось добиваться успехов, несмотря на слабость управления ИТ. Но информация, а следовательно, и ИТ, становятся все более значимыми элементами продукта или услуги любого подразделения, а также основой для бизнес-процессов предприятия. Тесная связь между ИТ и организацией процессов означает, что подразделение ИТ в одиночку не может нести полную ответственность за эффективность использования информации и информационных технологий. Способность получать большую стоимость от применения ИТ становится все более важным организационным фактором, и руководители на всех уровнях предприятия должны его развивать.
Наше исследование показывает, что компании, имеющие наиболее высокие показатели производительности, получают доходов от инвестиций в ИТ на 40% больше, чем их конкуренты. Эти ведущие предприятия активно ищут способы создания стоимости на основе использования ИТ.
- Они четко представляют себе стратегии бизнеса и роль ИТ в их реализации.
- Они ведут учет средств, затрачиваемых на ИТ, управляют этими средствами и стоимостью, получаемой от ИТ.
- Они распределяют ответственность за организационные изменения, необходимые для успешного использования новых возможностей ИТ.
- Они учатся на опыте каждого конкретного случая управления ИТ и становятся приверженцами совместного и повторного использования активов ИТ.
Благодаря эффективному использованию управления ИТ для реализации своих стратегий преуспевающие предприятия добиваются успехов там, где другие организации терпят неудачи. Например, прибыли компаний, где управление ИТ подчиняется определенной стратегии (такой, как индивидуальный подход к клиенту), на 20% выше, чем у фирм, реализующих ту же стратегию, но управление в которых находится на более низком уровне. В нашем понимании управление ИТ — это определение права на принятие решений и границ ответственности для стимулирования желаемого поведения при использовании ИТ. Управление ИТ касается не столько процесса принятия конкретных решений в ИТ — этим занимается менеджмент, — сколько определения того, кто систематически участвует в принятии этих решений. Управление ИТ является отражением более широких корпоративных принципов управления и сосредоточивается на вопросах менеджмента и использования ИТ для достижения корпоративных целей по повышению эффективности. Эффективное управление ИТ поощряет и направляет умение сотрудников использовать ИТ и обеспечивает соответствие их поведения в отношении ИТ общему видению и ценностям компании. Эта книга ставит своей целью предупредить руководителей бизнес-единиц и подразделений ИТ о важности той роли, которую они играют в определении процессов управления ИТ — роли, которая в конечном счете определяет стоимость, создаваемую компанией в результате использования ИТ.
Управление ИТ ведется на всех предприятиях. Предприятия с эффективным управлением отличаются тем, что они активно вырабатывают набор механизмов управления ИТ (комитеты, процессы составления бюджета, условия получения одобрения и т.д.), способствующих выработке поведения, которое соответствует цели, стратегии, ценностям, нормам и культуре организации. На таких предприятиях ИТ может стать существенным фактором разработки конкурентоспособной стратегии. Например, Дэвид Спайна, генеральный директор компании State Street Corporation, мирового лидера в сфере глобальных инвестиционных услуг, в 2001 г. определил корпоративное видение компании так: «State Street как единая организация». Такое видение сдвинуло акцент предприятия с индивидуальных задач отдельных бизнес-единиц (подразделений) компании — таких, как анализ и управление инвестициями, коммерческие и брокерские услуги, услуги по расчету фондов и опекунские услуги, — на потребности клиента в услугах компании в целом. В результате кодекс желаемого поведения был изменен, после чего учитывалась оптимизация как компании в целом, так и ее отдельных бизнес-единиц. Для стимулирования новых принципов поведения State Street установила и отладила набор механизмов управления, в том числе составление бюджета в соответствии с нуждами ИТ для всего предприятия и для отдела по разработке архитектуры ИТ.
В отличие от своих успешных собратьев, предприятия, где управление ИТ ведется непоследовательно, чаще допускают, что использование ИТ способно нанести вред реализации их бизнес-стратегии. Одна фирма, занимавшаяся предоставлением финансовых услуг, пыталась осуществить стратегию снижения затрат. Вместо того чтобы создать комплексный набор механизмов, который будет способствовать снижению затрат, эта компания решила положиться на возможности новой электронной системы возврата платежей, для того чтобы уменьшить потребности в использовании ИТ. Когда обращение к новой системе привело к возникновению споров между менеджерами подразделений ИТ и менеджерами бизнес-единиц, директор по ИТ поручил менеджерам по взаимоотношениям восстановить удовлетворение запросов внутренних клиентов. Им удалось повысить показатели удовлетворенности внутренних клиентов, но снизить издержки, связанные с ведением бизнеса или использованием ИТ, они не смогли. Предприятиям, не имеющим единой модели управления ИТ, следует полагаться на директоров по ИТ, которые могут решить проблемы посредством скорее тактических шагов, чем позиционирования ИТ как стратегического актива.
Для того чтобы понять процесс создания стоимости при участии ИТ, мы изучили управление ИТ в подразделениях более чем 250 многопрофильных коммерческих и некоммерческих предприятий в 23 странах Северной и Южной Америки, Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Результаты нашего исследования показали, что предприятия с высокими показателями эффективности осуществляли ИТ-управление не так, как другие компании. Помня о состязательных отношениях внутри предприятия, ведущие компании разработали структуры управления, привязанные к тому показателю эффективности, в котором они превосходили конкурентов (например, рост или рентабельность активов), что способствовало приведению в соответствие целей бизнеса, подходов к управлению, механизмов управления, а также целей по повышению эффективности и других показателей. Сетевой эффект: удачная модель управления позволяет предприятиям получать существенно более высокие результаты от инвестиций в ИТ. Мы приходим к выводу, что эффективное управление ИТ — это единственный и наиболее важный фактор, позволяющий заранее определить стоимость, которую организация создаст за счет использования ИТ.
ЧТО ТАКОЕ УПРАВЛЕНИЕ?
Прежде чем обратиться к вопросу управления ИТ, необходимо рассмотреть более широкий вопрос корпоративного управления на предприятиях. Корпоративное управление стало основной темой, обсуждаемой в деловых кругах в период возникновения многочисленных корпоративных скандалов в середине 2002 г. (Enron, Worldcom и Tyco — только некоторые из них). Интерес к корпоративному управлению уже не является новостью, но эти скандалы имели серьезные финансовые последствия, что подорвало доверие индивидуальных и институциональных инвесторов, а также повысило беспокойство по поводу способности и намерений частных предприятий защищать интересы своих акционеров. Кризис доверия в корпоративном секторе повлиял на курс акций во всем мире, в особенности в Соединенных Штатах. В течение первой половины 2002 г. индекс S&P 500 упал на 16%, а индекс NASDAQ — на 36%. В результате вмешалось правительство США, и согласно новому законодательству генеральные директора должны были лично удостоверять точность счетов своих компаний и докладывать о результатах в более короткие сроки. Одновременно с этим американские корпорации повысили уровень саморегулирования.
Продуманное корпоративное управление очень важно для профессиональных инвесторов. Наиболее влиятельные организации при принятии решений об инвестициях оценивают корпоративное управление наравне с финансовыми показателями компании. Согласно исследованию компании McKinsey, профессиональные инвесторы готовы выплачивать большие премии по инвестициям организациям с высокими стандартами управления. Премии колеблются в среднем от 13% в Северной Америке и Западной Европе до 20-25% в Азии и Латинской Америке и еще выше в Восточной Европе и Африке. Как правило, продвигаясь от самого низкого к самому высокому уровню корпоративного управления, компании могут ожидать увеличения рыночной стоимости на 10-12%.
Многие организации опубликовали свои критерии эффективного корпоративного управления. На наш взгляд, одной из наиболее полезных является публикация 1999 г. Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Принципы корпоративного управления ОЭСР» (OECD Principles for Corporate Governance), в которой корпоративное управление определяется как «обеспечение структуры для определения целей организации и мониторинга результатов, чтобы гарантировать достижение этих целей». ОЭСР подчеркнула, что «не существует единой модели правильного корпоративного управления», но, как было отмечено здесь же, во многих странах корпоративное управление передается наблюдательному совету, ответственному за защиту прав акционеров и других заинтересованных лиц (сотрудников, клиентов, кредиторов и т.д.). Совет, в свою очередь, сотрудничает с группой топ-менеджеров для реализации управленческих принципов, обеспечивающих эффективность бизнес-процессов.
Мы предлагаем алгоритм взаимодействия корпоративного управления с управлением ИТ. В верхней части схемы (рис. 1.1) изображены отношения в совете директоров. Команда высшего руководства, выступая в качестве агента совета директоров, увязывает стратегии и желаемое поведение для исполнения установок и распоряжений совета директоров. Мы рассматриваем стратегию как набор альтернативных возможностей. Кто является целевыми клиентами? Какие продукты и услуги предлагаются? В чем уникальность и ценность занимаемой компанией позиции? Какие ключевые процессы обеспечивают уникальную позицию компании на рынке?
Желаемое поведение воплощает убеждения и культуру организации, которые определены не только на основе стратегии, но и ценностей, целей, принципов ведения бизнеса, традиций и структур компании. Желаемое поведение в различных организациях определяется по-разному. Именно поведение, а не стратегии, создает стоимость. Так, компания Johnson & Johnson создавала стоимость для акционеров, полагаясь на автономные бизнес-единицы (подразделения) в течение почти ста лет. Однако в конечном счете клиенты настояли на том, что хотят иметь дело с единой J&J, а не с набором отдельных работающих на J&J компаний. В этой связи, согласно широко известному кредо компании, были установлены следующие принципы желаемого поведения: снижение стоимости продуктов для потребителей; создание механизмов для лучшего понимания нужд каждого клиента; ротация сотрудников в пределах подразделений J&J для развития карьеры каждого и помощи в осознании себя как части корпорации. Четко определенное желаемое поведение является важнейшей составляющей эффективного управления, мы рассмотрим это подробно в главах 3 и 6.
В нижней половине рисунка 1.1 представлены шесть ключевых активов, посредством которых предприятия осуществляют стратегии и создают стоимость бизнеса. Команды высшего руководства создают механизмы управления и используют эти активы как отдельно, так и в комплексе. Основные элементы каждого из активов включают в себя следующее:
- Человеческие активы: люди, навыки, планирование карьеры, обучение, отчеты, наставничество, компетенции и т.д.
- Финансовые активы: денежные средства, инвестиции, задолженность, денежные потоки, счета дебиторов и т.д.
- Физические активы: здания, оборудование, техническое обслуживание, обеспечение безопасности, утилизация и т.д.
- Активы интеллектуальной собственности: интеллектуальная собственность (ИС), включающая в себя продукты, услуги и запатентованные ноу-хау, охраняемые авторским правом или используемые сотрудниками и системами предприятия.
- Информационные и ИТ-активы: базы данных, информация и знания о клиентах, показателях производства, финансах, информационные системы и т.д.
- Активы взаимоотношений: взаимоотношения внутри предприятия и внешние связи, бренд, репутация в отношениях с клиентами, поставщиками, бизнес-единицами, государственными органами, конкурентами, партнерами и т.д.
Управление ключевыми активами ведется посредством большого числа организационных механизмов (например, структур, процессов, комитетов, процедур и аудита). Некоторые механизмы применяются исключительно по отношению к конкретным активам (например, комитет по архитектуре ИТ), другие пересекаются и распространяются на различные типы активов (например, процесс утверждения капитала), обеспечивая синергетический эффект. Сегодня на большинстве предприятий управление шестью ключевыми активами значительно различается по уровню развития: как правило, лучше всего ведется управление финансовыми и материальными активами, а наибольшие сложности возникают в управлении информационными активами.
В основании рисунка 1.1 представлены механизмы, используемые для управления каждым из шести ключевых активов. Мы считаем, что наиболее эффективными являются те предприятия, которые используют общие механизмы по отношению к нескольким активам. Например, если один и тот же исполнительный комитет управляет и финансовыми активами, и активами ИТ, компания сможет добиться большей интеграции и создать большую стоимость. Некоторые механизмы уникальны и никогда не смогут быть применены к другому типу активов, например аудиторский комитет предназначен только для финансовых активов, комитет по архитектуре ИТ — только для активов ИТ, но некоторые общие механизмы способствуют лучшей координации всех шести типов активов.
Попробуйте составить список механизмов, применяемых на вашем предприятии для управления каждым из шести активов. Насколько полным получился ваш список? Какое количество механизмов оказалось общим для двух или более активов? Координация шести ключевых активов предприятия — непростая задача. Группа из 42 директоров по ИТ в среднем оценила то, как управление ИТ интегрировано с управлением другими ключевыми активами на их предприятиях, менее чем в три балла по пятибалльной шкале. Создание общих управленческих механизмов для разного типа активов позволит не только повысить уровень интеграции, но и уменьшить количество механизмов, в результате взаимосвязи между ними и их применение упростятся. Для достижения эффективного управления актуальной задачей является обучение высшего руководящего состава тому, как компоновать управленческие механизмы для работы предприятия. Мы считаем, что ключом к получению многих преимуществ является более успешное управление ИТ.
ЧТО ТАКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИТ?
В вопросах управления ИТ многое можно позаимствовать от эффективного финансового и корпоративного управления. Так, финансовый директор не должен подписывать каждый чек или утверждать каждый платеж. Наоборот, он устанавливает принципы финансового управления, определяющие, кто и каким образом должен принимать решения. Кроме того, финансовый директор следит за инвестиционным портфелем предприятия и руководит необходимым потоком денежных средств и рисками. Для управления финансовыми активами предприятия финансовый директор отслеживает множество финансовых показателей, вмешиваясь только в тех случаях, когда возникают проблемы или неожиданные возможности. Такими же принципами руководствуется тот, кто уполномочен заключать контракты или вступать в партнерства от имени предприятия. Этот же подход следует применять и к управлению ИТ.
Управление ИТ: определение прав на принятие решений и границ ответственности для стимулирования желаемого поведения при использовании ИТ.
|
Данное определение управления ИТ ставит целью продемонстрировать его простоту (права на принятие решений и ответственность) и вместе с тем его сложность (желаемое поведение различается в зависимости от предприятия). Управление определяет того, кто принимает решения. Менеджмент — это процесс принятия решений и их реализации. Например, управление определяет, кто вправе принимать решение об объеме инвестиций в ИТ. Менеджмент определяет фактический размер денежных средств, инвестируемых в течение конкретного года, и те области, в которые эти средства инвестируются. Команда высшего руководства определяет права на принятие решений и меру ответственности в ИТ, чтобы стимулировать желаемое поведение предприятия. Если такое поведение подразумевает действие независимых и эффективных бизнес-единиц, то решения по поводу инвестиций в ИТ будут приниматься в первую очередь руководителями этих бизес-единиц. Напротив, если желаемое поведение включает восприятие клиента с позиции предприятия как единого целого, то в данном случае эффективнее будет работать более централизованная модель управления инвестициями в ИТ. Более централизованные модели для работы с человеческими ресурсами (кадрами) (и другими ключевыми активами) также будут способствовать формированию единого контакта с клиентом. Когда появляется несоответствие между желаемым поведением и управлением, тогда возникают проблемы. Например, в фирме, занимающейся предоставлением финансовых услуг, желаемым поведением было быстрое внедрение бизнес-единицами инноваций для достижения цели всего предприятия, а именно повышения объема продаж (%) продуктов, представленных на рынке в течение последних пяти лет. Большинство механизмов управления ИТ противоречило заявленным принципам желаемого поведения и неявно препятствовало инновациям. Одна бизнес-единица стремилась руководить своим сегментом отрасли финансовых услуг с помощью новой оснащенной ИТ-службы, использующей для связи с важными клиентами такие средства, как пейджеры и сотовые телефоны. Для введения подобных услуг, оказываемых новой службой, этой бизнес-единице пришлось оплатить полную стоимость беспроводной инфраструктуры (технической базы данного продукта), а также стоимость разработки приложения для бизнес-процесса, позволяющего делать рассылку документов при помощи беспроводной инфраструктуры. Авансовый платеж она должна была произвести сама, несмотря на то, что другие бизнес-единицы и предложения по продуктам вероятнее всего стали бы пользоваться той же беспроводной инфраструктурой. Таким образом, весь риск приходилось брать на себя новатору, а другие бизнес-единицы могли пользоваться этой инфраструктурой в случае ее успеха. Подобная практика напоминает ситуацию, когда владельца первой проезжающей по дороге машины просят оплатить все затраты на строительство этой дороги.
Решение компании заключалось в том, чтобы ввести систему дивидендов, соответствующую корпоративной культуре фирмы. Если высшее руководство предприятия находило, что использование данной инфраструктуры потенциально возможно во многих бизнес-единицах, то генеральный директор компании финансировал часть стоимости (как правило, 20%) из корпоративных фондов. Затем бизнес-единица, вводящая новую технологию, финансировала остальную часть стоимости инфраструктуры. Если позже инфраструктурой начинали пользоваться другие бизнес-единицы, то бизнес-единица, внедрившая новую технологию, получала дивиденды в размере одной трети от ее стоимости от каждой применявшей данную инфраструктуру бизнес-единицы. У такого подхода сразу появились последователи, и он стал стимулом для будущих инноваций на предприятии. Новый механизм финансирования, реализуемый через высшее исполнительное руководство, капиталовложения и комитеты по архитектуре ИТ, сбалансировал риск и вознаграждение, стимулируя желаемое поведение, а не препятствуя ему.
Данный пример демонстрирует две взаимодополняющие стороны управления, обозначенные ОЭСР.
- Поведенческая сторона корпоративного управления. «Корпоративное управление устанавливает взаимоотношения между различными агентами корпорации с ограниченной ответственностью и предписывает определенный характер поведения; то есть предусматривает, как менеджеры, акционеры, а также сотрудники, кредиторы, основные клиенты и сообщества должны взаимодействовать друг с другом для формирования стратегии компании».
- Нормативная сторона корпоративного управления. «Корпоративное управление также опирается на свод правил, определяющих эти взаимоотношения и индивидуальные модели поведения и тем самым формирующих корпоративную стратегию. Эти правила могут представлять собой законы компании, нормы в отношении ценных бумаг, условия регистрации ценных бумаг на бирже. Также они могут быть индивидуальными, самостоятельно регулируемыми».
Поведенческая сторона управления ИТ устанавливает формальные и неформальные взаимоотношения и права на принятие решений для отдельных сотрудников или групп сотрудников. Нормативная сторона определяет механизмы формализации отношений и создания правил и операционных процедур, обеспечивающих достижение целей. По результатам наших наблюдений, предприятия часто применяют около дюжины и более механизмов принятия решений в ИТ.
Эффективное управление ИТ должно быть направлено на решение трех вопросов:
- Какие решения необходимо принять для обеспечения эффективного менеджмента и использования ИТ?
- Кто должен принимать эти решения?
- Каким образом эти решения будут реализовываться и как будет осуществляться мониторинг их исполнения?
Цель этой книги — представить структуры управления и подходы преуспевающих предприятий, чтобы помочь командам руководителей найти ответы на поставленные вопросы.
ВАЖНЫЕ ПОНЯТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИТ
Ответить на первые два вопроса относительно управления ИТ — какие решения должны быть приняты и кто должен их принимать — поможет таблица 1.1. Данную таблицу мы будем называть «матрица структуры управления». Заголовки столбцов матрицы структуры управления представляют пять взаимосвязанных решений в ИТ:
- Принципы использования ИТ — разъяснение роли ИТ в бизнесе.
- Архитектура ИТ — определение требований относительно интеграции и стандартизации.
- Инфраструктура ИТ — определение услуг (используемых совместно и по разрешению).
- Потребности в бизнес-приложениях — определение потребностей бизнеса в покупаемых или разрабатываемых внутри предприятия прикладных ИТ-программах.
- Инвестиции в ИТ и установление приоритетов — выбор финансируемых инициатив и определение объемов их финансирования.
Эти пять ключевых решений взаимозависимы, и для эффективного управления требуется установить связи между ними, обычно в направлении слева направо по матрице. Так, принципы использования ИТ определяют архитектуру, в соответствии с которой формируется инфраструктура. Возможности инфраструктуры позволяют разрабатывать приложения в соответствии с потребностями бизнеса, которые часто определяют руководители бизнес-процессов. В конечном счете инвестиции в ИТ (краткое обозначение процесса инвестирования в ИТ и установления приоритетов) должны определяться принципами использования ИТ, их архитектурой, инфраструктурой и потребностями в приложениях. Однако в основе каждого из этих решений лежит уникальный набор вопросов, которые будут описаны в главе 2. За принятие каждого из этих решений отвечает один или несколько человек. В процессе принятия решений участвует, как правило, гораздо больше людей. Управление ИТ включает определение того, кто будет нести ответственность за выбор входных данных и непосредственно за принятие решений по каждому их пяти пунктов.
Таблица 1.1. Матрица структуры управления: какие архетипы управления
используются для принятия различных типов решений?
Заголовки строк таблицы 1.1 представляют собой названия архетипов для определения прав на принятие решений. Мы сознательно избрали провокационные политические архетипы, потому что, несмотря на видимое преувеличение, схемы управления большинства руководителей вписываются в рамки этих стереотипов. Каждый из архетипов соответствует типу людей, вовлеченных в принятие решений относительно ИТ.
- Империя бизнеса — топ-менеджеры.
- Империя ИТ — специалисты ИТ-подразделений.
- Феодальное устройство — каждая бизнес-единица (подразделение) принимает независимые решения.
- Федеральное устройство — комбинация корпоративного центра и бизнес-единиц с привлечением или без специалистов по ИТ.
- Дуополия — группа специалистов по ИТ и еще одна группа (например, топ-менеджеры или руководители бизнес-единиц).
- Анархия — решения принимаются изолированно, индивидуально или в небольших группах.
В комплексе эти архетипы описывают все механизмы принятия решений, которые нам удалось обнаружить. Большинство предприятий используют различные архетипы для принятия пяти ключевых решений. Знак вопроса на сетке таблицы 1.1 означает существующую на каждом предприятии необходимость определения того, кто будет нести ответственность за выбор входных данных и за принятие решений по каждому типу управленческих решений. На страницах этой книги мы будем давать описания распределения управленческих обязанностей в преуспевающих компаниях. В главе 5 мы расскажем о результатах проведенного нами исследования взаимоотношений между различными структурами управления и управленческой и финансовой эффективностью.
В то время как матрица структуры управления отображает типы принимаемых решений и архетипы принятия этих решений, третий вопрос — каким образом будут реализовываться эти решения и как будет осуществляться мониторинг их исполнения — требует моделирования и применения управленческих механизмов, таких как комитеты, служебные обязанности и формальные процессы. В главе 4 мы рассмотрим общие механизмы (менеджеры по взаимоотношениям бизнеса и ИТ, советы по ИТ, соглашения о качестве предоставляемых услуг, порядок возврата платежей, организационные структуры и т.д.) и обсудим их эффективность.
Учитывая, что на предприятиях принимаются пять типов решений относительно ИТ на различных организационных уровнях с помощью разнообразных механизмов, нетрудно понять, что индивидуальные действия могут начать работать скорее друг против друга, чем в согласии друг с другом.
Одним из самых серьезных препятствий на пути к улучшениям является то, что сущность ИТ-управления очень сложно объяснить. Опытным путем мы установили, что лучший признак высокой эффективности управления ИТ — это большой процент менеджеров, которые занимают руководящие позиции и могут точно описать управление ИТ в своей компании. Существующие в компании проблемы управления усугубляются тем, что многие руководители, занимающие высокие должности, не знакомы с принципами ИТ-управления. В ходе нашего исследования директора по ИТ оценили, что только 38% менеджеров, занимающих руководящие посты, могут подробно объяснить, в чем заключается суть управления ИТ, — в таком случае, как можно ожидать реализации принципов такого управления? На предприятиях с эффективностью управления выше среднего принципы управления ИТ могут объяснить свыше 45% менеджеров. И только в нескольких компаниях с очень высоким уровнем эффективности 80% руководителей, занимающих высокие должности, были знакомы с сущностью управления ИТ. Каков этот показатель в вашей компании? Почему?
Для того чтобы помочь понять, смоделировать, осуществить и поддерживать принципы эффективного управления, мы предлагаем ознакомиться с моделью структуры управления ИТ, изображенной на рисунке 1.2. Мы представляем здесь общую форму для любого предприятия, чтобы читатель сам мог заполнить ее. Модель отображает гармонизацию (горизонтальные стрелки) трех составляющих: стратегии предприятия и его структуры; структуры управления ИТ; целей, связанных с эффективностью бизнеса. Стратегия, структура управления и цели, связанные с эффективностью бизнеса, устанавливаются, соответственно, через структуру ИТ и желаемое поведение, механизмы управления и показатели работы ИТ. Модель также иллюстрирует необходимость согласования управления ИТ с управлением другими ключевыми активами. В главе 6 мы вернемся к данной модели, чтобы рассмотреть вопрос о том, как предприятия могут установить и оценивать систему управления ИТ.
ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО УПРАВЛЯТЬ ИТ?
Эффективное управление ИТ требует значительных затрат времени и внимания менеджеров. Стоит ли оно того? Растущая зависимость предприятий от информации и ИТ свидетельствует о том, что стоит. Успешное управление ИТ позволяет гармонизировать решения, касающиеся менеджмента и использования ИТ, с принципами желаемого поведения и целями бизнеса. Без тщательно разработанных и введенных в действие управленческих структур в вопросах подобной гармонизации предприятию приходится полагаться на волю случая. Существует множество причин, почему принятие решений в сфере ИТ не стоит отдавать на волю случая, поэтому без хорошего управления здесь не обойтись. Ниже мы приводим восемь причин.
Качественное управление ИТ оправдывает себя
Среди исследованных нами коммерческих фирм предприятия, которые осуществляли специальные стратегии (например, тесные связи с клиентом или операционное совершенство) и отличались эффективностью управления ИТ выше среднего уровня, получали более высокие прибыли, выраженные в средних за три года скорректированных по отрасли показателях рентабельности активов (return on assets, ROA). Различия между компаниями определялись применяемыми стратегиями, но в компаниях с более высоким уровнем управления ИТ показатели ROA были более чем на 20% выше, чем в фирмах, следующих той же стратегии, но с менее эффективным управлением. Безусловно, управление было не единственным фактором, но успешное управление всегда идет рука об руку с практикой эффективного менеджмента во всех областях деятельности
ИТ стоят дорого
На сегодняшний день инвестиции предприятий в ИТ в среднем превышают 4,2% их ежегодного дохода и продолжают расти. ИТ-инвестиции на многих предприятиях составляют более 50% всех ежегодных капиталовложений. Поскольку ИТ быстро распространяются и приобретают большое значение, командам высшего руководства, чтобы обеспечить создание стоимости, приходится уделять все больше внимания управлению и контролю ИТ. Для решения этой проблемы многие предприятия вновь создают или усовершенствуют структуру управления ИТ, с тем чтобы сосредоточить средства, выделяемые на ИТ, на стратегически приоритетных направлениях.
ИТ быстро распространяются
На многих предприятиях руководство ИТ из центра перестает быть возможным или желательным. Были времена, когда использование ИТ требовалось исключительно для группы по работе с ИТ. Теперь ИТ используются на всем предприятии. По некоторым оценкам в бюджете ИТ отражены только 20% затрат предприятия на ИТ. Остальная их часть находится в бюджете бизнес-процессов, бюджетах, выделенных на разработку продуктов, и во всех других типах бюджетов. В нескольких компаниях мы обнаружили существенные затраты на ИТ, «спрятанные» в бюджете на приобретение мебели! Прошли времена, когда группа ИТ была единственным местом, где работали люди, разбирающиеся в технике. Сейчас не найдется даже менеджера по обмену иностранной валюты, который бы не участвовал лично в принятии решений о техническом обеспечении операций с иностранной валютой. В конце концов, если 100% потока денежных средств проходит в режиме онлайн, это означает, что многое поставлено на карту. Личное понимание каждым сотрудником технологической платформы также имеет значение. Хорошо разработанная структура управления ИТ предоставляет возможность принимать решения относительно ИТ тем, кто отвечает за конечные результаты.
Новые информационные технологии предоставляют новые возможности для развития бизнеса
Быстрое освоение новых технологий, таких как интернет-услуги, мобильная связь и корпоративные сетевые системы, может не только привести к получению новых возможностей, но и представлять угрозу для стратегии компании. Наблюдается повышение доли массового изготовления продукции в соответствии с требованиями (техническими условиями) отдельных заказчиков и особенностями маркетинга, что стало возможным благодаря технологиям, позволяющим получать информацию от клиента в режиме реального времени и с допустимыми издержками. Тот факт, что информация стала настолько легкодоступной, означает, что информационные активы истощаются так же быстро, как и накапливаются. Так, агрегаторы данных (организаторы портфельных поставок информации), подобные Yodalee, собирающие финансовую информацию об отдельных людях на различных сайтах, стали угрозой для фирм, предоставляющих финансовые услуги, таких как Citibank и Vanguard, из-за попыток вмешательства в их взаимоотношения с клиентами. Реакция фирм, предоставляющих финансовые услуги, последовала в течение шести месяцев: они включили эту деятельность в перечни услуг, предлагаемых клиентам. В настоящее время многие фирмы хранят информацию обо всех финансовых вкладах клиентов на своих сайтах.
Для быстрого реагирования на угрозы агрегаторов Citibank, Vanguard и другим фирмам была необходима гибкая инфраструктура ИТ. Инфраструктура должна уравновешивать текущие нужды компании и обеспечить гибкость в удовлетворении будущих потребностей. Предусмотрительность в вопросах построения правильной инфраструктуры в надлежащее время способствует введению новых инициатив в бизнесе с использованием электронных средств, а также дает возможность консолидировать действующие бизнес-процессы и снизить их себестоимость. Неспособность соответствовать технологически развитому рынку представляет угрозу для фирмы, что и показал опыт компаний Barnes & Noble и Toys «R» Us в конце 1990-х годов. Дальновидность в этих вопросах более характерна для предприятий, формализовавших процессы управления для гармонизации желаемого поведения и принципов использования ИТ.
Управление ИТ важно для понимания организацией стоимости ИТ-инициатив
Как заметил один генеральный директор на нашем занятии для магистров делового администрирования, «инвестирование в ИТ сродни рекламному делу. Я знаю, что половина инвестиций сделана правильно. Я только не знаю, какая это половина».
Предприятия изо всех сил пытались понять, какова стоимость инициатив, связанных с ИТ, потому что стоимость не всегда можно определить с помощью традиционного анализа дисконтированных денежных потоков. Стоимость образуется не только в результате пошаговых улучшений процесса, но и благодаря способности отвечать на давление конкурентов. Как показывают программы-агрегаторы, заранее определить стоимость новых возможностей или дополнительной информации не всегда просто. Клиенты компаний Citibank и Vanguard ценят удобство хранения всей финансовой информации в одном месте. Согласились бы они оплачивать эту услугу отдельно? Не очевидно. Но использование агрегаторов явилось необходимой предпосылкой для деятельности компаний, предоставляющих все виды финансовых услуг. Citibank и Vanguard могут оценить информацию только тогда, когда она становится доступной, и они узнают больше о своих клиентах и о том, как можно использовать полученную информацию, не выходя за рамки этики. Эффективное управление создает механизмы, посредством которых предприятия могут определить потенциальную стоимость и формализовать получение этой информации.
Кроме того, управление облегчает процесс получения информации благодаря формализации исключительных (нештатных) ситуаций. Исключения могут многому научить предприятия; это касается обоснованного использования новых подходов для осуществления стандартных действий. Благодаря эффективному управлению получение информации подразумевает также рассмотрение исключений, а также обеспечивается распространение новых методов на предприятии. Предприятия, задействованные в ходе нашего исследования, отмечали, что 50% новых систем содержали исключения, касающиеся их стандартной политики в области инвестирования или архитектуры. Более половины исключений обнаруживалось в процессе формализации исключительных процессов, что позволило предприятиям получить новую информацию и скорректировать политику. Однако остальная часть исключений выявлялась тогда, когда принимались отдельные решения на местах для удовлетворения локальных нужд. Они препятствовали пониманию системы в масштабе предприятия. Эти несанкционированные решения на местах являются результатом плохо организованных, слабо связанных друг с другом управленческих мероприятий, не согласующихся со стимулами менеджмента.
Стоимость, создаваемая посредством ИТ, зависит не только от технологии
В последние годы наблюдается впечатляющее количество неудачных крупных инвестиций в ИТ, среди которых — инициативы, связанные с внедрением ERP-систем, оставшихся незавершенными; инициативы в области электронного бизнеса, изначально плохо продуманные или неудачно реализованные; а также эксперименты по автоматизации анализа в базах данных, в результате которых было получено много новой информации, из которой лишь малая доля была действительно ценной. По некоторым оценкам, доля неудач в области ИТ составляет более 70% всех проектов ИТ. Хотя некоторые неудачи являются результатом технических проблем, большинство из них указывают на неспособность организаций осваивать новые процессы, позволяющие эффективно применять новые технологии.
В связи с тем, что применение ИТ позволяет повысить уровень стандартизации и интеграции бизнес-процессов, роли специалистов по ИТ и руководителей бизнеса оказываются все более тесно связанными. Принятие решений в отношении ИТ носит непременно совместный характер. Когда руководители бизнеса перекладывают ответственность за успешность использования ИТ на руководителей по ИТ, это всегда кончается неудачей. Успешные фирмы отличаются тем, что не только принимают более удачные решения относительно ИТ, но и тем, что у них также более эффективно построен сам процесс принятия решений по ИТ. Если говорить конкретно, то успешные фирмы вовлекают в процесс принятия решений компетентных сотрудников. Вовлечение специалистов позволяет определить стратегически наиболее важные направления использования ИТ и получить лучшие результаты. Привлечение таких компетентных сотрудников позволяет эффективнее использовать возможности ИТ.
Возможности высшего руководства ограничены
Возможности высшего руководства не позволяют учесть все требования к ИТ-инвестициям на крупных предприятиях, не говоря уже об участии в принятии многих других решений в области ИТ. Если руководители пытаются принимать участие в слишком большом количестве решений, возникают проблемы, препятствующие эффективности процесса. Но решения в масштабе предприятия должны приниматься последовательно в рамках того курса, которого придерживается высшее руководство в управлении компанией. Тщательно разработанные принципы управления ИТ способствуют ясному, прозрачному процессу принятия решений, которое влечет за собой поведение сотрудников, соответствующее видению высшего руководства и создающее условия для проявления их большего творческого потенциала.
Ведущие предприятия управляют ИТ по-разному
Согласно данным нашего исследования, компании с высоким уровнем производительности не следуют общепринятым управленческим моделям. Наоборот, ведущие предприятия для отдельных финансовых показателей использовали специальные управленческие модели, поддерживавшие их уникальные комбинации принципов желаемого поведения. Например, фирмы, имеющие высокие показатели роста дохода, имели более децентрализованную структуру управления, разработанную для повышения способности к быстрому реагированию на потребности клиентов и ускорения инноваций. Компании, занимающие ведущие позиции по объему получаемой прибыли, напротив, имели более централизованные структуры управления, разработанные с целью создания более благоприятных условий для совместного и длительного использования ИТ и активов. Компании с высоким уровнем производительности, реализующие множество бизнес-целей, используют управленческие модели, сочетающие централизованные и децентрализованные механизмы принятия решений. Управление на всех ведущих предприятиях имеет один общий признак: их системы управления сделали прозрачными противоречия, связанные с решениями в ИТ, такие как конфликт между стандартизацией и инновациями. Более подробно мы рассмотрим применение таких управленческих моделей в главе 5.
КАК ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИТ ВЛИЯЕТ НА СТОИМОСТЬ, СОЗДАВАЕМУЮ ПОСРЕДСТВОМ ИТ: ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ UPS
United Parcel Service (UPS), частная служба доставки посылок, демонстрирует, как предприятие посредством эффективного управления ИТ может перевести ИТ из разряда стратегических помех в разряд стратегических преимуществ. Когда в 1986 г. Оз Нельсон стал генеральным директором UPS, он был обеспокоен конкурентной позицией компании, учитывая ее существующие технологические возможности. Его директор по ИТ описал суть беспокойства следующим образом: «Мощная система отслеживания компании Federal Express и то, что они делали с технологиями, разрушали ту небольшую долю рынка, которой обладала UPS в сфере воздушных перевозок. Совет директоров UPS опасался, что Federal Express могла не только лишить UPS участия в воздушных перевозках, но и начать повседневные наземные перевозки. Кроме того, совет директоров осознавал прибыльность воздушных перевозок. В итоге компания пришла к следующему выводу: "Нельзя вести такую же политику, как раньше. Необходимо вкладывать большие средства в технологии"».
В период управления компанией Нельсоном (десять лет) высшее руководство UPS вложило 11 млрд. долл. в организацию самого современного информационного центра, подбор технических экспертов, создание глобальной сети, развитие баз данных совместного пользования, разработку приложений для всего предприятия, а также в создание резервной операционной среды для защиты от сбоев. Но UPS инвестировала не только деньги: она вложила время и заинтересованность руководителей, для того чтобы направить средства на основные задачи бизнеса и на получение прибыли от инвестиций. В процессе создания новой системной среды UPS разработала и ввела в действие процессы управления ИТ, обеспечивающие эффективность решений, связанных с ИТ.
Управление ИТ, осуществляемое в UPS, базировалось на деятельности комитета по руководству ИТ, состоящего из высших руководителей ИТ, который устанавливал роль ИТ в UPS и одобрял ключевые решения об инвестициях. Комитет по руководству ИТ действовал в рамках высокоцентрализованной и стандартизированной среды ИТ на предприятии, что должно было обеспечить надежность, эффективность с точки зрения затрат, бесперебойное обслуживание клиентов и легкий доступ к пакету данных для клиентов. Эти принципы последовательно влияли и на другие решения в ИТ, принимаемые UPS. Это относится и к деятельности Стратегического совета по управлению ИТ в UPS (команда высших руководителей по ИТ), который проводит в жизнь распоряжения комитета по руководству ИТ, связанные с разработкой, реализацией и руководством архитектурой ИТ. Директор по ИТ, являющийся членом комитета по руководству ИТ, возглавляет Стратегический совет. Стратегический совет по управлению ИТ несет ответственность за соблюдение стандартов архитектуры, но помимо этого члены совета следят, чтобы приверженность UPS стандартам невольно не стала ограничением гибкости компании. Гибкость становится все более значимым фактором, поскольку фирма делает капиталовложения в такие различные виды бизнеса, как финансирование цепи поставок и логистика сервисного обслуживания, технологические потребности которых отличаются от нужд бизнеса по доставке посылок.
Но Стратегический совет по управлению представляет только одну сторону в дискуссии по поводу технологических стандартов. Ведущий разработчик архитектуры ИТ, который подчиняется директору по ИТ и является членом Стратегического совета по управлению, руководит комитетом по стандартам, состоящим из главных технологов, устанавливающих сроки устаревания конкретных стандартов или их несоответствие требованиям определенных приложений. Этот комитет решает большинство повседневных проблем, связанных с обсуждением стандартов, но, если члены комитета считают, что решение будет иметь значение не только для данного приложения, он передает право на принятие решений Стратегическому совету. Подобным же образом, в том случае, когда Стратегический совет по управлению уверен, что решение будет иметь долгосрочные стратегические последствия для предприятия, директор по ИТ может передать право на принятие этого решения комитету по руководству ИТ. Целью является использование преимуществ стандартизации без ограничения возможностей бизнеса.
Пока комитеты, работающие исключительно с ИТ, следят за принятием решений по архитектуре и стандартам, руководители бизнеса берут на себя ответственность за определение приоритетов компании в сфере ИТ. Директора UPS выявили четыре основных межфункциональных процесса: управление взаимоотношениями с клиентами, управление информацией о клиентах, руководство пакетами продуктов и услуг и управление, связанное с продуктом. Руководитель высшего уровня стоит во главе каждого из основных процессов и управляет деятельностью работающих на полную ставку служащих, отвечающих за разработку вспомогательных процессов и требования к ИТ. Любой сотрудник фирмы может представить уставные документы по проекту процессной команде для рассмотрения. Подготовка уставной документации по проекту подразумевает определение предполагаемых затрат и ожидаемых выгод от потенциального проекта. Процессные команды делают обзор проектов и передают наиболее ценные разработки на рассмотрение комитета по руководству.
Многочисленные механизмы управления ИТ постоянно соотносят принципы поведения в отношении ИТ с корпоративной стратегией UPS. В середине 1990-х годов существовавшие механизмы управления помогли ведущим менеджерам осознать важность сети Интернет для деятельности UPS. В результате в скором времени UPS получила прибыль от своих инициатив в электронном бизнесе. Фирма по сей день продолжает поиски возможностей для развития электронного бизнеса, сокращая операционные расходы и улучшая качество потребительских услуг. Прежде всего, управление ИТ помогло фирме справиться с угрозой конкуренции. Теперь механизмы управления в UPS действуют в отношении ИТ, учитывая их стратегический характер.
КАК ПРИ УПРАВЛЕНИИ ИТ РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПОЛНОМОЧИЯ И ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ КОНТРОЛЬ
Как показывает опыт UPS, для того чтобы превратить ИТ в фактор конкурентоспособности, требуется руководство на высшем уровне. Структуры управления ИТ в UPS организуют стратегический контроль на уровне высшего руководства и в то же время позволяют принимать решения на различных организационных уровнях. Высшее руководство делает управление ИТ прозрачным, чтобы каждый сотрудник имел возможность вносить предложения и использовать ИТ. В результате UPS может постоянно стимулировать желаемое поведение в менеджменте и использовании ИТ на предприятии, что видно по итоговым показателям производительности компании.
Таблица 1.2. Управление ИТ в United Parcel Service (UPS)
В таблице 1.2 показана структура управления в UPS в виде упрощенной матрицы. UPS осознанно сделала управление ИТ понятным для всех руководителей, используя четыре согласованных механизма управления: 1) создание комитета по руководству ИТ, передающего стратегические решения четырем топ-менеджерам; 2) создание Стратегического совета по управлению ИТ, передающего решения относительно архитектуры высшим руководителям ИТ; 3) организация формального процесса разработки уставных документов по проектам, в рамках которого отбираются предложения проектов по ИТ для всего предприятия, наиболее соотносящихся со стратегическими целями предприятия; 4) организация процедуры передачи исключений в стандартах для рассмотрения на соответствующем организационном уровне. Знание того, какие решения принимаются другими сотрудниками и какие — ими самими, позволяет менеджерам принимать решения, стимулирующие желаемое поведение, определенное в UPS.
УПРАВЛЕНИЕ: ПРИЗЫВ К ДЕЙСТВИЮ
Информация всегда была важной составляющей любого бизнес-проекта, но благодаря недавним технологическим разработкам роль и ценность информации за последние годы существенно изменились. Информация:
- становится все более доступной для сбора и переведения в цифровой формат;
- становится все более важной в сфере продуктов и услуг;
- не всегда позволяет определить ее ценность и цену;
- имеет тенденцию к сокращению срока жизни и актуальности;
- все более рискует быть раскрытой (это относится к безопасности и секретности);
- является существенной статьей расходов для большинства предприятий.
Все вместе эти факторы делают информацию и ИТ наименее понятными и наиболее неэффективно используемыми ключевыми активами во многих компаниях.
Эта книга предлагает обзор и общую концепцию управления ИТ, а также практические рекомендации по управлению для предприятий, заботящихся о создании стоимости с помощью ИТ. Концепция управления ИТ появилась почти одновременно с началом использования компьютеров в бизнесе, но широкий интерес возник не так давно в связи с последними тенденциями в бизнесе, такими как развитие электронного бизнеса и глобализации, проблема 2000 г., модернизация структуры бизнес-процессов, изменение сроков жизни бизнеса и прозрачность корпоративной отчетности. В худшем случае — и, возможно, это справедливо по отношению почти ко всем предприятиям в какой-либо отрасли — эти тенденции привели к принятию необоснованных, нездоровых и безответственных решений в ИТ. Небольшое исследование управления ИТ на местах и несколько публикаций — вот те немногочисленные источники, из которых руководители могут почерпнуть информацию о том, какие составляющие определяют построение эффективных управленческих структур и процессов.
Вспомните исследование, которое показало, что предприятия с высоким уровнем корпоративного управления обладают большей стоимостью на рынке. Мы обнаружили то же соответствие между высокими финансовыми показателями компаний и более эффективным управлением ИТ. Таким образом, по нашему мнению, рост эффективности предприятий ожидает тех менеджеров, которые смогут осуществлять управление ИТ в соответствии с конкретной комбинацией стратегии, желаемого поведения и корпоративного управления. Руководители, которые первыми примут на себя эту ответственность, будут вознаграждены, последователям же придется прилагать усилия, чтобы только приблизиться к полученным ими результатам. Эта книга призвана помочь высшим руководителям достичь таких результатов. В 1990-е годы мы запустили «приложение-приманку». Теперь пора начать управлять приманками, предназначенные для нас.
Фрагмент книги "Управление ИТ: опыт компаний-лидеров" (Питер Уэйл, Джинн У. Росс) любезно предоставлен издательством "Альпина Бизнес Букс".
|
|