|
Процесс внедрения COBIT1 (Control Objectives for Information and related Technology) в деятельность организации состоит из ряда последовательных этапов:
- определение бизнес-целей на основе Концептуального ядра COBIT;
- выбор ИТ-процессов и механизмов управления с использованием высокоуровневых и детальных задач управления;
- согласование программы внедрения с бизнес-планом;
- оценка существующих процедур и результатов внедрения механизмов управления при помощи «Руководства по аудиту»;
- оценка текущего статуса организации, идентификация критичных действий, ведущих к успеху, и измерение производительности в достижении целей организации при помощи «Руководства по менеджменту».
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ИТ
«Принципы управления» — книга стандарта COBIT, описывающая управление ИТ — одна из последних разработок Института Управления ИТ (IT Governance Institute, ITGI), пополнившая перечень книг COBIT в третьем издании стандарта.
Управление ИТ — составная часть успеха в управлении предприятием, которая гарантирует рациональное и эффективное совершенствование всех взаимосвязанных процессов предприятия. Управление ИТ предоставляет основу, которая связывает ИТ-процессы, ИТ-ресурсы и информацию со стратегией и целями организации, что позволяет максимально эффективно использовать информацию, повышая капитализацию и получая конкурентоспособные преимущества.
Принципы управления должны помочь руководителю ИТ ответить на три стратегических вопроса:
- Существуют ли в настоящее время в организации информационные технологии, при управлении которыми «удовлетворяются» все информационные потребности организации?
- Как организация обеспечивает инфраструктуру и управляет рисками, насколько организация зависит от этого?
- С какими проблемами организация сталкивается при управлении ИТ?
Чтобы получить ответы на эти стратегические вопросы, необходимо непрерывно отвечать на «тактические» вопросы:
- Что является результатом ИТ-процессов?
- Что является решением проблем в ИТ?
- Из чего состоят эти решения?
- Будут ли работать эти решения?
- Как их реализовать?
Для получения ответов на «тактические» вопросы в книге «Принципы управления» COBIT включены модели зрелости, критические факторы успеха (КФУ), ключевые индикаторы цели (КИЦ) и ключевые показатели результата (КНР). Это дополнение позволило получить качественно улучшенный подход к вопросам управления ИТ, который отвечает потребностям руководителей в части управления и контроля. Руководитель организации получает инструмент управления и измерения ИТ на соответствие 34 ИТ-процессам, определенным в COBIT.
Для информационной поддержки принятия решений, в книге «Принципы управления» описаны следующие виды представления информации:
- инструментальная панель;
- карты оценки;
- эталонное тестирование.
Первой целью «Принципов управления» COBIT явилось создание индикаторов для инструментальной панели, единиц измерения для карт оценки, шкал сравнения для эталонного тестирования.
Перед руководителями в коммерческих и некоммерческих организациях часто возникают задачи оценить объемы инвестиций в ИТ и инфраструктуру, при этом далеко не все могут обосновать инвестиции, отвечая на вопрос: «Как далеко необходимо зайти, и будут ли оправданы затраты выгодой?» «Принципы управления» COBIT призваны ответить на этот вопрос и помочь в обосновании инвестиций в ИТ.
В настоящее время информационные услуги преобладают над прочими поддерживающими бизнес-услугами. Таким образом, ИТ становятся одними из первостепенных показателей бизнеса. Как следствие — отношения между бизнес-целями с их единицами измерения и ИТ с его целями и единицами измерения являются очень важными и могут быть изображены следующим образом (рис. 1).
Создание такой взаимной связи поможет руководителям в контроле над информационными технологиями организации, отвечая на следующие вопросы.
О чем беспокоится руководство организации? Необходимо удостовериться, что выполняются все потребности организации.
Где измеряется удовлетворение потребностей? Результат бизнес-процесса показан на сбалансированной карте оценок бизнеса как ключевой индикатор цели.
Затрагивают ли проблемы, возникающие в ходе реализации бизнес-процессов, информационные технологии организации? ИТ-процессы своевременно предоставляют организации правильную информацию, позволяя ее бизнес-процессам эффективно и бесперебойно функционировать. Это является критическим фактором успеха для организации.
Где это измеряется? Ключевой индикатор цели, основанный на сбалансированной карте оценки, представляет ИТ-информацию, сопоставимую с критериями информации (эффективность, продуктивность, конфиденциальность, целостность, пригодность, согласованность, надежность).
Что еще должно быть измерено? Если ответы на первые вопросы — положительные, должно быть учтено влияние множества критических факторов успеха, которые должны быть измерены как ключевые индикаторы результата для ИТ-процессов.
Обобщая, можно сказать следующее:
- модели зрелости предназначены для стратегического выбора и эталонного сравнения;
- критические факторы успеха предназначены для организации контроля ИТ-процессов;
- ключевые индикаторы цели предназначены для контроля достижения целей ИТ-процессов;
- ключевые индикаторы результата предназначены для контроля результатов каждого ИТ-процесса.
Модели зрелости рассмотрены дальше, а критические факторы успеха и ключевые индикаторы цели и результата приведены во врезке.
МОДЕЛИ ЗРЕЛОСТИ
Maturity Models (MM, «модели зрелости») в COBIT предназначены для контроля над ИТ-процессами организации. Они базируются на определении уровня развития организации — от несуществующего до оптимизированного (от 0 до 5 уровня модели зрелости). Соответствие разным уровням «модели зрелости» означает, что компания готова к плановой модернизации или обновлению.
Модель зрелости — не стандарт, для нее нет формальных описаний и жестких требований, она не привязана к конкретным информационным технологиям. Модели зрелости предназначены для организации эффективного управления. Они определяют ключевые действия, которые надо сделать для достижения требуемого качества, и содержат способы контроля над правильностью выполнения ключевых ИТ-процессов и методы их корректировки.
Ключевые действия подробно описаны в Руководстве на абстрактном уровне, а в процессе использования моделей зрелости компания может выбрать степень их формализации.
Взяв за основу шкалу моделей зрелости (рис. 2), разработанную для каждого из 34 ИТ-процессов COBIT, руководитель может выяснить следующее:
- текущий статус организации — оценить, на какой стадии организация находится сегодня;
- текущий статус лучшей практики в этой отрасли — сравнить свою организацию с лучшей организацией в этой отрасли;
- текущий статус международных стандартов — провести дополнительное сравнение текущего статуса организации с «лучшей практикой»или международными стандартами;
- статус организации после усовершенствования (реализация стратегии организации) — оценить стратегию организации, каких результатов организация хочет достичь.
Модель зрелости управления ИТдля бизнеса, предназначена для управления ИТ-процессами с целью увеличения ценности ИТ, при соблюдении равновесия между риском и прибылью.
ИТ-процессы: основные показатели
КРИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УСПЕХА
Критические факторы успеха (Critical Success Factors) определяют наиболее важные проблемы или действия руководителей, направленные на достижение контроля над ИТ-процессами (методы внедрения системы управления ИТ-процессами). КФУ должны быть управляемыми, ориентированными на успех и описывать, как выполнять необходимые стратегические, технические, организационные или процедурные действия для достижения успеха.
Примеры критических факторов успеха:
- действия по управлению ИТ интегрированы в процессы управления организации и стиль работы руководителей;
- управление ИТ сосредоточено на целях организации — стратегических инициативах, использовании технологий
для развития бизнеса, достаточности ресурсов и удовлетворения бизнес-требований;
- действия по управлению ИТ определены, формализованы и осуществляются на основе потребностей предприятия с соответствующей отчетностью;
- методы управления разработаны для увеличения продуктивности, оптимального использования ресурсов и увеличения эффективности ИТ-процессов;
- организационные методы следят за окружающей средой и культурой управления, способствуют нормальному контролю и ведению стандартной практики управления рисками, определяют степень соответствия установленным стандартам, управляют и изучают недостатки и риски;
- методы аудита определены таким образом, чтобы избежать сбоев и ошибок в системе внутреннего контроля;
- наблюдается интеграция и развитие взаимодействия сложных ИТ-процессов (управление проблемами, изменениями и конфигурациями);
- учрежден контрольный комитет, назначающий и наблюдающий за независимым аудитом, уделяющий пристальное внимание ИТ при составлении планов аудита, а также принимающий во внимание результаты исследований сторонних организаций и аудиторов.
К числу наиболее общих КФУ, применимых к любому ИТ-процессу, также можно отнести следующие:
- стандартизация ИТ-процессов и их нацеленность на достижение целей бизнеса;
- определение групп пользователей ИТ-процессов и их требований;
- обеспечение масштабируемости ИТ-процессов и оптимального управления ресурсами в рамках этих процессов;
- качество персонала информационной системы (квалификация, моральные качества и т. п.);
- использование финансовых метрик для измерения производительности ИТ-процессов и премирование руководителей ИТ-отделов на основании результатов этих измерений;
- наличие процедур контроля и повышения качества ИТ-процессов.
КЛЮЧЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ ЦЕЛИ
Ключевые индикаторы цели (Key Goal Indicators) описывают комплекс измерений, которые по факту сообщают руководству, что ИТ-процесс достиг предъявляемых бизнес-требований. КИЦ выражается в терминах информационных критериев:
- пригодность информации, необходимой для поддержки бизнеса;
- риски отсутствия целостности и конфиденциальности;
- рентабельность процессов и операций;
- подтверждение надежности, эффективности и согласованности.
Ключевыми индикаторами цели могут быть:
- улучшение управления производительностью и стоимостью;
- увеличение дохода от инвестиций в ИТ;
- сокращение времени запуска в продажу нового продукта или услуги;
- улучшение управления качеством, новшествами и рисками;
- соответствующая интеграция и стандартизация бизнес-процессов;
- поиск новых и удовлетворение существующих клиентов;
- выполнение требований и ожиданий клиента по бюджету и времени;
- соответствие законам, инструкциям, промышленным стандартам и договорным обязательствам;
- полное осознание меры принимаемого риска, а также соответствие уровню риска, приемлемого для данной
организации;
- эталонное тестирование зрелости управления ИТ.
Примеры КИЦ:
- доступность информационных ресурсов, систем и сервисов;
- минимизация рисков, связанных с нарушением целостности и конфиденциальности данных;
- снижение себестоимости ИТ-процессов и т. п.
КЛЮЧЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
Ключевые индикаторы производительности (Key Performance Indicators) описывают комплекс действий, необходимых для определения, насколько ИТ-процессы достигают поставленных целей. КИП являются основными показателями, отображающими вероятность достижения цели, а также индикаторами, отражающими адекватность способов, методов и навыков, используемых при достижении результата.
Ключевыми индикаторами производительности могут быть:
- увеличение рентабельности ИТ-процессов;
- улучшение работы и планирования действий по совершенствованию ИТ-процессов;
- увеличение нагрузки на ИТ-инфраструктуру;
- повышение степени удовлетворения пользователей (опросы пользователей и количество жалоб);
- улучшение взаимодействия и коммуникаций между руководителями ИТ и руководством организации;
- повышение производительности сотрудников (в том числе, повышение морального духа).
Примерами КИП могут быть: время реакции системы, степень утилизации пропускной способности сети или вычислительных мощностей, повышение качества и совершенствование функциональности информационных сервисов и т. п.
|
Не существует
Полное отсутствие каких-либо процессов управления ИТ. Организация не признает существования проблем в ИТ, которые нужно решать, и, таким образом, нет никаких сведений о проблемах.
Начало (Анархия)
Организация признает существование проблем управления ИТ и необходимость их решения. При этом не существует никаких стандартизованных решений. Существуют случайные одномоментные решения, принимаемые кем-то персонально или от случая к случаю. Подход руководства к решению ИТ-проблем хаотичен, признание существования проблем случайно и непоследовательно.
Повторение (Фольклор)
Существует всеобщее осознание проблем управления информационными технологиями. Показатели деятельности и ИТ-процессов находятся в развитии, охватывая процессы планирования, функционирования и мониторинга ИТ.
Деятельность по управлению информационными технологиями описана и интегрирована в процесс управления организацией. Выбраны для улучшения и/или контроля те ИТ-процессы, которые влияют на основные бизнес-процессы предприятия. Эффективно выполняется планирование и управление инвестициями. Руководство организации регламентировало меры по управлению ИТ, а также методы управления и оценки, но процесс не был принят в организации.
Не существует формализованного обучения, набора взаимосвязанных стандартных процедур управления, ответственность возложена на сотрудников.
Сотрудники контролируют процессы управления с помощью проектов и ИТ-процессов. Ограниченные инструменты управления выбираются и внедряются для сбора метрик управления, но не используются в полном объеме из-за недостатков в оценке их функциональности.
Описание (Стандарты)
Необходимость действовать в соответствии с принципами управления ИТ понимается и принимается. Развивается базовый набор показателей управления ИТ: определена связь между результатом и показателями производительности, она зафиксирована и внедрена в стратегические процессы планирования и мониторинга. Процедуры стандартизованы и документированы, проводится обучение сотрудников по выполнению этих процедур. Показатели производительности всех видов деятельности зафиксированы и отслеживаются, что приводит к повышению эффективности работы всей организации. Процедуры не сложны, они являются формализацией существующей практики. Идеи сбалансированных карт оценки бизнеса принимаются организацией.
Ответственность за обучение, выполнение и применение стандартов возложена на сотрудников организации. Анализ первопричин применяется время от времени. Большинство процессов управляются в соответствии с некоторыми основными метриками, и, как правило, отдельными сотрудниками, поэтому ни о каких отклонениях руководители не знают. Однако всеобщая отчетность о выполнении ключевых процессов является четкой, и руководство премирует сотрудников на основе измерения ключевых результатов.
Управление (Измеряемый)
Существует полное понимание проблем управления ИТ на всех уровнях организации, постоянно происходит обучение сотрудников. Определены и поддерживаются в актуальном состоянии соглашения об уровне обслуживания. Четко распределена ответственность, установлен уровень владения процессами. Процессы ИТ соответствуют бизнесу и стратегии ИТ.
В первую очередь улучшения в процессах ИТ основываются на измеряемых количественных показателях. Существует возможность управлять процедурами и метриками процессов, измерять их соответствие. Все совладельцы процесса осознают риски, важность ИТ и возможности, которые они предоставляют.
Руководство организации определило допустимые отклонения, при которых процессы должны работать, если они не работают эффективно и продуктивно, то предпринимаются необходимые действия (во многих, но не всех случаях). Процессы постоянно совершенствуются, а их результаты соответствуют «лучшим практикам». Формализован порядок анализа первопричин. Присутствует понимание необходимости постоянного совершенствования.
Ограниченно применяются передовые технологии, основанные на современной инфраструктуре и модифицированных стандартных инструментах. Все необходимые ИТ-специалисты вовлечены в бизнес-процессы. Управление ИТ превращается в процесс уровня всей организации. Деятельность управления ИТ интегрируется в процесс управления организацией.
Оптимизация (Оптимизируемый)
В организации существует углубленное понимание управления ИТ, проблем и решений ИТ, а также перспектив. Обучение и коммуникация поддерживаются на должном уровне самыми современными средствами. В результате непрерывного улучшения процессы соответствуют моделям зрелости, построенным на основании «лучшей практики». Внедрение этих процедур привело к появлению организаций, людей и процессов, максимально адаптируемых к изменяющимся условиям, а также полностью соответствующих требованиям управления ИТ. Первопричины всех проблем и отклонений тщательно анализируются, по результатам анализа выполняются результативные действия. Информационные технологии интегрированы в бизнес-процессы, полностью их автоматизируют, предоставляя возможность повышать качество и эффективность работы организации.
Об авторе:
Эдуард Савушкин — руководитель консалтинг-группы, Инком.
1 Будем придерживаться такого написания ("официального"), хотя даже сама ITGI часто использует CobiT, СОBIT и т. п. — Прим. ред.
|
|